Научная статья на тему 'Причины вандализма французской армии в России в 1812 г'

Причины вандализма французской армии в России в 1812 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАНДАЛИЗМ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. / ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ / НАПОЛЕОН БОНАПАРТ / ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Земцов Борис Николаевич, Малинкович Маргарита Михайловна

Статья посвящена выяснению причин вандализма солдат и офицеров французской армии в ходе завоевательного похода в Россию в 1812 г. Рассматривается отношение французского общества, а также Наполеона к религии и церкви накануне Великой Французской революции. Авторы пришли к выводу, что поведение французов предопределялось не столько неуважением к чужим духовным ценностям, сколько временем и средой, из которой они вышли. А эту среду и время можно обозначить одним словом революция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives of the French army vandalism in Russia in 1812

The article studies motives behind the French soldiers and officers' acts of vandalism during the aggressive campaign to conquer Russia in 1812. The scientists reveal the attitude of the French society and Napoleon himself to religion and the church on the eve of the French revolution. The authors have come to the conclusion that the influence of the French was predetermined not by disrespect of strange spiritual values, but rather by the time and the environment which they had come from. This environment and time can be referred to as one word only revolution.

Текст научной работы на тему «Причины вандализма французской армии в России в 1812 г»

УДК 94.059.7

Причины вандализма французской армии в России в 1812 г.

© Б.Н. Земцов, М.М. Малинкович МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Статья посвящена выяснению причин вандализма солдат и офицеров французской армии в ходе завоевательного похода в Россию в 1812 г. Рассматривается отношение французского общества, а также Наполеона к религии и церкви накануне Великой Французской революции. Авторы пришли к выводу, что поведение французов предопределялось не столько неуважением к чужим духовным ценностям, сколько временем и средой, из которой они вышли. А эту среду и время можно обозначить одним словом — революция.

Ключевые слова: вандализм, Отечественная война 1812 г., французская армия, Наполеон Бонапарт, Великая Французская революция.

Вероятно, во всех странах Франция XVIII в. ассоциируется с эпохой Просвещения. В тот век страна жила свободолюбивыми идеями Вольтера и Руссо, Дидро и Даламбера, безграничной верой в науку и прогресс, стремлением к равенству и братству. И вдруг в конце XVIII в. Франция погрузилась в эпоху варварства. Внутри страны это наиболее ярко проявилось в ужасах якобинского террора. Не менее страшным оказалось поведение французов на чужих территориях в ходе последовавших наполеоновских походов и войн.

Существует масса источников, свидетельствующих о французском вандализме в России входе войны 1812 г. Например:

• сильно пострадал Высокопетровский монастырь в Москве, в котором стояли солдаты Наполеона. В церкви Сергия Радонежского находилась конюшня, солдаты рубили иконы на дрова и жгли костры для обогрева. Уходя, забирали с собой монастырское имущество [1];

• в некоторых монастырях (например, в Даниловом в Москве), а также в церкви Вознесения у Серпуховских ворот были устроены бойни;

• в Петропавловскую церковь в Лефортово поместили быков, в Троицкой в Сыромятниках (в Москве) стояли лошади;

• в Успенском соборе в Московском Кремле вместо паникадила висели весы, на которых взвешивали золото и серебро, выплавленное из награбленных церковных и других сокровищ; на иконостасе написано было: 325 пудов серебра и 18 пудов золота. Тут стояли плавильные горны и были устроены стойла для лошадей. В храмах

Спаса на Бору и Николы Гостунского находились склады овса, сена и соломы для лошадей самого Наполеона;

• в Верхоспасском соборе в Московском Кремле стояли кровати, а престол служил столом для обедов [2].

Примеры можно перечислять до бесконечности. Отношение к власти у разных социальных групп не могло быть одинаковым. Но в отношении к церкви, особенно в годы революции, все французы были едины.

В решении Генерального совета Коммуны от 23 ноября 1793 г. было записано: «Все существующие в Париже церкви или храмы всех без исключения культов будут немедленно закрыты» [3, с. 178]. С другой стороны, лидеры революции считали, что народным массам необходим объект поклонения, их воображению и эмоциональным переживаниям нужны внешние впечатления и образы, которые до сих пор доставлялись им религией и религиозными обрядами, проводимыми в торжественной обстановке храмов. Церкви переименовывались в храмы Разума и обставлялись вместо икон и статуй святых бюстами деятелей революции. В культ Разума был включен ряд символических церемоний. В ноябре 1793 г. в соборе Парижской богоматери был впервые проведен торжественный театрализованный «праздник Разума» [4, с. 228-231].

Церковные земли раздавались новым владельцам. Храмы подвергались осквернению. Не были тронуты лишь здания с масонской символикой.

Буржуазная революция не нашла и не могла найти научно-последовательного пути своей борьбы с церковной контрреволюцией и религией. Причиной этого было двойственное положение буржуазии в ходе революции. «Ее идеологи и руководители предполагали, что в ходе исторического развития церковь и религия станут союзниками буржуазии в расстановке классовых сил капиталистического общества, ее оружием в борьбе за увековечение буржуазных порядков» [5].

Нельзя забывать и о долгом влиянии масонства во Франции. Масонские ложи собрали в своих недрах выдающихся представителей наук и искусств. «Государственные основы королевской Франции подтачивались пропагандой масонов Вольтера, Кондорсе, Дидро, Д'Аламбера, Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Все эти философы, особенно Вольтер, Д'Аламбер и Дидро, были проникнуты глубокой ненавистью к католической церкви и монархическому образу правления» [6].

Известный клуб масона Гольбаха был главной фабрикой литературы. «Большая часть книг того времени, направленных против религии, нравственности и против правительства, была нашего производства. Масса памфлетов самого непристойного содержания,

направленных главным образом против королевы и сочинявшихся в Англии, ходили по Парижу. Для распространения же противоправительственных и противорелигиозных сочинений в среде народа существовала целая система, и делалось это через посредство школьных учителей и особых разносчиков, странствовавших по деревням» [7].

В предреволюционные десятилетия антирелигиозная пропаганда во Франции закладывала душевную пустоту. Поэтому нет ничего удивительного в бессердечном отношении к святыням православия.

Придя к власти, Бонапарт, даже если бы захотел, не смог бы остановить этот процесс, так как именно революция и привела его к власти. Тем более у него были свои счеты с церковью. Уважение к чужим духовным ценностям и святыням в этих условиях возникнуть не могло.

Стремление Бонапарта к просвещению и высокой культуре всем известно. В походе по Северной Африке французская армия несла с собой не только пушки и ядра. Рядом с солдатами шли представители науки и культуры: «15 инженеров-географов, 18 инженеров по мостам и дорогам, 5 инженеров-судостроителей, 8 инженеров других профилей, 21 механик, 15 геометров, 4 астронома, 4 архитектора, 4 специалиста в области минералогии, 5 ботаников, 8 физиков и химиков, 5 зоологов, 3 фармацевта, 15 литераторов, экономистов и антикваров, 10 ориенталистов, 6 печатников, 9 художников и композиторов, 12 врачей и хирургов» — всего 167 человек [8].

Причин неприязни к религии у Бонапарта было много. Одной из них могло быть его принудительное крещение в военном училище. Бонапарт Наполеон родом был с Корсики, где царили свои религиозные законы, а все воспитанники училища были католиками с рождения. Новенький (Бонапарт) был для них изгоем. Чужак — предмет насмешек и надругательств. Поддерживаемые воспитателями-монахами, они сделали жизнь юного корсиканца невыносимой.

«Число воспитанников в Бриеннском училище доведено было до 150 человек, хотя их полагалось держать 120. И все принадлежности рассчитаны были на это число. Половина нормального числа воспитанников состояло королевскими пенсионерами. Воспитатели и преподаватели в этом училище были монахами миноритского ордена. Предполагалось, что их питомцы будут подготавливаться к суровым образам жизни. В действительности училище имело аристократический, щеголеватый вид. Воспитывавшиеся там под надзором неопытных и полуобразованных монахов молодые дворянчики франтили соразмерно с количеством получавшихся ими из дома карманных денег» [9].

Наполеон был одаренным юношей, хорошо преуспевающим в точных науках. Е.В. Тарле в своей книге «Наполеон» писал: «В августе месяце 1783 первая награда по математике была присуждена Бонапарту

и Бурьену» [10]. Но ему претили предметы, навязываемые «педагогами» в рясах. Вероятно, именно тогда у него затаилась душевная злоба на служителей культа.

Придя к власти, Наполеон, возможно, начал мстить. Бонапарт призвал к союзу в письме к лидерам Вандеи: «Приезжайте ко мне; мое правительство будет правительством молодости и духа». В действительности весь запад Франции был систематически разорен после того, как Конвент издал указ об истреблении в 1793 г. Исследователи Первого Консула составили список из 500 000 мертвых, некоторые из них были заперты в церквях (например, в церкви коммуны Луки в Вандее) и сожжены заживо [10].

С.Н. Искюля в книге «Максимы и мысли узника Святой Елены» писал: «Затем Первый Консул отменил известную Гражданскую Конституцию Духовенства, которая с 1790-1791 гг. потребовала, чтобы каждый католический священник поклялся в преданности государству в ущерб лояльности к Риму. Конституция также потребовала выборов священников и епископов всеми гражданами, даже протестантами и евреями» [11].

Но в то же время существует множество фактов благотворительности Наполеона. Он осуществлял вложения в восстановление и постройки католических храмов. У С. Н. Искюля читаем: «Тело Папы римского Пия VI, который умер в Валансе как узник Директории и был предан земле почти анонимно на местном городском кладбище, было передано с большой церемонией Риму» [11].

Наполеон решил вести политическую игру с Папой. Новая власть искала поддержки у церкви. В религии Бонапарт видел одно из важнейших средств укрепления своей власти. В 1801 г. он заключил конкордат с Папой Пием VII. По условиям этого договора католичество объявлялось «религией большинства французов». В свою очередь Папа признавал распроданные церковные земли законной собственностью новых владельцев. Архиепископы должны были назначаться французским правительством и затем утверждаться Папой. Католическое духовенство должно было поддерживать власть консулов [11].

Не исключено, что, увидев продажность «верховного католика», Бонапарт укрепился в неуважении к служителям культа. Задача историка состоит не столько в том, чтобы описать историческое событие или процесс, сколько понять причины их появления. Как отмечает П.Л. Карабущенко, вандализм как историко-культурное явление следует рассматривать «комплексно, в контексте конкретного политического времени» [12, с. 12]. Существующие источники и современная методология позволяют сделать следующие выводы.

1. Для русских преступления наполеоновской армии всегда останутся преступлениями. Но православные церкви для нас являются

олицетворением Родины, в глазах же французов они были таким же источником зла, каким являлись их католические храмы.

2. Поведение французов предопределялось не столько неуважением к чужим духовным ценностям, сколько временем и средой, из которой они вышли. А эти среду и время можно обозначить одним словом — революция.

В ходе любой революции массы выступают против старых духовных ценностей и порядков. Новые же возникнут лишь в будущем. Революции разрушают привычные устои, маргинализуют общество в целом. В результате мнимая свобода, а по сути анархия и вседозволенность, трансформируется в вандализм. Масштабы преступлений французов в России не идут в сравнение с теми зверствами, которые революционеры творили в своей же стране в 1793-1794 гг. И это они считали нормальным и правильным. Один из самых кровавых палачей времен Французской революции Ж.Б. Каррье заявил на суде, что если он и виноват, то виноват со всей революционной Францией [11]. Любой войне сопутствуют преступления. Но они многократно больше, если нападающая сторона утратила духовные ценности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Высокопетровский монастырь. Храмы Москвы. URL: http://hram.codis.ru/? page=info&id=101 (дата обращения 21.10.2012).

[2] Верещагин В.В. В Успенском соборе. 1887-1895. ГИМ. URL: http://artclassic.edu.ru/ catalog.asp?ob_no=18563&cat_ob_no (дата обращения 21.10.2012).

[3] Атеизм в борьбе с церковью в эпоху Великой французской революции: Сб. материалов. Ч. 1. Москва, ОГИЗ, 1933, 338 с.

[4] Михайлов Я. Великая французская революция и церковь. Т. 1 (1789-1793). Москва, Атеист, 1929, 274 с.

[5] Слоон В. Новое жизнеописание Наполеона I. Т. 1. Москва, Алгоритм, 1997, 592 с.

[6] Иванов В.Ф. Тайны масонства. Библиотекарь.ру. URL: http:// www.bibliotekar.ru/masony

[7] Жилин П.А. Гибель наполеоновской Армии в России. Москва, Наука, 1974, 452 с.

[8] Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789-1814. Санкт-Петербург, Изд-во СПб ун-та, 1996, 516 с.

[9] Военная учеба молодого Бонапарта. Наполеон Бонапарт. URL: http ://napbonapart.ru.

[10] Тарле Е.В. Наполеон. Москва, Ритм, 1992, 416 с.

[11] Искюль С.Н. Максимы и мысли узника Святой Елены. Санкт-Петербург, ИНПРЕСС, 1995, 188 с.

[12] Карабущенко П.Л. Вандализм как культурно-исторический феномен.

Гуманитарные исследования, 2011, № 4, с. 12-21.

Статья поступила в редакцию 25.05.2015

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Земцов Б.Н., Малинкович М.М. Причины вандализма французской армии в России в 1812 г. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 7. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/histarch/270.html

Земцов Борис Николаевич — д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой истории МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: zemtsovbn@mail.ru

Малинкович Маргарита Михайловна — студентка кафедры «Холодильная, криогенная техника системы кондиционирования и жизнеобеспечения» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: margomalina97@yandex.ru

Motives of the French army vandalism in Russia in 1812

© B.N. Zemtsov, MM. Malinkovich Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article studies motives behind the French soldiers and officers' acts of vandalism during the aggressive campaign to conquer Russia in 1812. The scientists reveal the attitude of the French society and Napoleon himself to religion and the church on the eve of the French revolution. The authors have come to the conclusion that the influence of the French was predetermined not by disrespect of strange spiritual values, but rather by the time and the environment which they had come from. This environment and time can be referred to as - one word only - revolution.

Keywords: vandalism, Patriotic War of 1812, French army, Napoleon Bonaparte, Great French revolution.

REFERENCES

[1] Vysokopetrovskiy Monastyr [Vysokopetrovsky Monastery]. Khramy Moskvy [Moscow Cathedrals]. Available at: http://hram.codis.ru/?page=info&id=101 (accessed October 10, 2012).

[2] Vereschagin V.V. V Uspenskom Sobore. 1887-1895. GIM [In the Assumption Cathedral. 1887—1895. State Historical Museum]. Available at: http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18563&cat_ob_no (accessed October 21, 2012).

[3] Àteizm v borbe s tserkovyu v epokhu velikoi frantsuzskoi revolyutsii. Sbornik materialov. [Atheism in the Suppression of the Church in the Era of the Great French Revolution. Collected Works]. Part 1. Moscow, OGIZ, 1933, 338 p.

[4] Mikhailov Ya. Velikaya Frantsuzskaya Revolyutsiya i Tserkov [The Great French Revolution and the Church]. Volume 1 (1789-1793). Moscow, Ateist Publ., 1929, 274 p.

[5] Sloane W. M. The Life of Napoleon Bonaparte. Volume I [In Russian: Sloon V. Novoe zhizneopisanie Napoleona I. Tom I. Moscow, Algoritm Publ., 1997, 592 p.].

[6] Ivanov V.F. Tainy Masonstva [The secrets of Freemasonry]. Bibliotekar.ru. Available at: http://www.bibliotekar.ru/masony

[7] Zhilin PA. Gibel' Napoleonovskoi аrmii v Rossii [The Defeat of Napoleon's Army in Russia]. Moscow, Nauka Publ., 1974, 452 p.

[8] Revunenkov V.G. Ocherki po istorii Velikoi Frantsuzskoi Revolyutsii. 17891814 [Essays on the History of the Great French Revolution. 1789-1814]. Saint Petersburg, St.-Petersburg SU Publ., 1996, 516 p.

[9] Voennaya ucheba molodogo Bonaparta [Military Education of Young Bonaparte]. Napoleon Bonaparte. Available at: http://napbonapart.ru

[10] Tarle E.V. Napoleon [Napoleon]. Moscow, Ritm Publ., 1992, 416 p.

[11] Napoléon Ier. Maximes et pensees du prisonnier de Sainte-Hélène. Manuscrit trouve dans les papicrs de Las Casas, traduit de l' anglais. Paris. Chez L'Kuillier. Libraire, rue Serpente, no. 16. 1820. [In Rusian: Iskyul S.N. Maksimy i mysli uznika Svyatoi Eleny. Saint Petersburg, INPRESS Publ., 1995, 188 p.].

[12] Karabuschenko P.L. Gumanitarnye Issledovaniya- Humanities Researches, 2011, no. 4. pp. 12-21.

Zemtsov B.N., Dr. Sci. (History), Head of the History Department at the Bauman Moscow State Technical University. Academic interests include the Russian history of the XIX-XX centuries. e-mail: zemtsovbn@mail.ru

Malinkovich M.M., a student of the Power Engineering Department at the Bauman Moscow State Technical University. Specialist in refrigeration, cryogenics, conditioning systems and life support equipment. e-mail:margomalina97@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.