Научная статья на тему 'Причины увеличения популярности ломбардного кредитования в период кризиса'

Причины увеличения популярности ломбардного кредитования в период кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донченко М. А., Нидзий Е. Н.

В условиях кризиса банки старались сократить программы по кредитованию, как населения, так и бизнеса. Альтернативой банковским учреждениям стали ломбарды. В статье авторы пытаются выяснить причины увеличения популярности ломбардного кредитования в кризисное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины увеличения популярности ломбардного кредитования в период кризиса»

на возникающие финансовые проблемы. Отсутствие четкого представления о целях деятельности организации, отсутствие продуманной политики по достижению поставленных целей - характерные черты многих российских компаний - не позволяют серьезно говорить о существовании регулярного (в том числе финансового) менеджмента.

Зачастую в российских компаниях бюджетный процесс неэффективен вследствие недостатка опыта и знаний специфических особенностей ведения бюджетирования.

Список литературы:

1. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учёт и бюджетирование: принципы и практика. - М.: РАГС, 2009.

2. Ветрова Л.Н. Бюджетирование - фундамент стратегии развития организации // Все для бухгалтера. - 2008. - № 5.

ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОПУЛЯРНОСТИ ЛОМБАРДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА

© Донченко М.А.*, Нидзий E.H.

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В условиях кризиса банки старались сократить программы по кредитованию, как населения, так и бизнеса. Альтернативой банковским учреждениям стали ломбарды. В статье авторы пытаются выяснить причины увеличения популярности ломбардного кредитования в кризисное время.

В настоящее время, в условиях кризиса коммерческие банки сокращают свои программы по кредитованию населения, мелкого и среднего бизнеса. Лишившись доступа к быстрым банковским кредитам, население вынувде-но прибегать к услугам ломбардов, которые фактически стали одним из важных источников заемных средств. Таким образом, можно говорить о том, что банки и ломбарды действуют в противофазе, и ужесточение условий выдачи банковских кредитов дало толчок развитию ломбардного бизнеса. Ведь это хотя и самый дорогой, но наиболее лояльный и оперативный источник кредитования [8].

Чтобы определить причины популярности ломбардов в условиях кризиса и причины их успешности в конкуренции с банками следует изучить принципы работы ломбардов, определить их преимущества по сравнению с банками.

* Кафедра Теории финансов, кредита и налогообложения. Научный руководитель: заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор Л.В. Перекрестова.

Особенностью ломбардов, которая должна определять интерес к ним со стороны государства и общества, является то, что ломбарды выполняют функцию своеобразных социально-экономических «стабилизаторов» в условиях любых экономических формаций. Выдавая краткосрочные гражданам, ломбарды удовлетворяют соответствующие потребности различных слоев населения, уменьшая тем самым социальную напряженность в обществе и способствуя чисто экономическим путем повышению платежеспособного спроса на товары и услуги. Эта задача особенно актуальна в условиях экономического кризиса [9].

С другой стороны, в любом обществе существует достаточно стабильный спрос на услуги ломбарда, так как в деньгах нуждаются различные группы граждан, при этом далеко не все из них имеют возможность быстрого получения кредита в банке.

Мнение о том, что основной свой доход ломбарды получают путем продажи невыкупленных залогов, принятых по заведомо заниженным ценам, распространено довольно широко. Это не соответствует действительности в отношении подавляющего большинства современных ломбардов. Более 90 % доходов ломбарда обычно дают проценты за пользование деньгами [9]. Основная деятельность ломбардов - предоставление ломбардных кредитов, хранение и проведение достоверной оценки имущества.

Кредит определяется как экономическая сделка, при которой один партнер предоставляет другому денежные средства или имущество на условиях срочности, возвратности и платности [2].

Ломбардный кредит - залог легко реализуемого имущества или прав. Стоимость ломбардного кредита для заемщика складывается из процента и комиссионных платежей, зависящих от стоимости заложенного имущества. Залог является обеспечением возвращения кредита, который всегда меньше стоимости залога. Заемщик сохраняет за собой право собственности на заложенное кредитору имущество. Если кредит не будет возвращен в оговоренный срок, кредитор обращает взыскание на заложенное имущество путем его продажи и удерживает из вырученных средств сумму долга с начисленными процентами за пользование им.

В зарубежных странах ломбардный кредит используется для погашения сезонных колебаний в доходах или покрытия краткосрочной потребности в средствах [4]. Обеспечением могут служить: промышленная и сельскохозяйственная продукция; драгоценные металлы (камни, изделия); предметы домашнего употребления и личного пользования (например, бытовая техника); финансовые требования; ценные бумаги, котируемые на бирже (кредит по которым обычно составляет от 50 до 90 % их стоимости в зависимости от эмитента), используется также вексель, в котором отражена реальная товарная сделка; товары, котируемые и некотируемые (Германия) на бирже; ордерные складские свидетельства; коносаменты; автомобили.

Работа ломбарда основана на принципе залога. Клиент, приходя в ломбардное учреждение, закладывает на определенный срок под проценты какую-либо ценную вещь. У каждого ломбарда свои правила и условия оценки, хранения и реализации залога, свои процентные ставки. На руки залогодателю обычно выдаются суммы от 50 до 80 % оценочной стоимости. Чем дороже вещь оценили, тем большие проценты начислят. Напрямую процентный тариф зависит от срока, на который оформляется кредит. Усредненная цифра - 15-20 % оценочной стоимости залога в месяц.

В качестве залогового имущества ломбарды специализируются на приеме разных вещей. В целом, это и ювелирные изделия, и автотранспортные средства, одежда из кожи и меха, оргтехника, изделия из хрусталя, фарфора, фаянса, ковры и ковровые изделия, а также фото- и киноаппаратура, радио-и телеаппаратура, электротовары, спортинвентарь, мебель и прочее. Однако преимущество при приемке все же отдается ювелирным изделиям в силу того, что в хранении они занимают меньше места, а дорогостоящую аренду ломбардам платить не выгодно.

Современным аналогом ломбардов стали потребительские кредиты, с ростом которых (особенно беззалоговых) владельцы ломбардного бизнеса ощутили сильную конкуренцию.

В отличие от потребительских кредитов, основное, что прельщает потенциального заемщика в ломбарде - это скорость и безотказность выдачи наличных денег под залог имущества. За считанные минуты можно получить необходимые деньги без поручителей и оформления пакета документов. Ломбарды могут выдавать кредиты без длительных и сложных процедур, потому что информация о платежеспособности клиента и дальнейший контроль над ним не требуются, т.к. цена залога равна или превышает сумму кредита [5]. Вопросы, касающиеся социального статуса клиента, его доходов, места работы, не выясняются. У ломбардов долгосрочная задолженность клиента не может возникнуть. Если должник не выплачивает сумму залога в определенный срок или не платит проценты, ломбард продает предмет залога на аукционе с целью покрытия издержек. В худшем случае клиент ломбарда теряет свою вещь, но остается свободен от обязательств перед ломбардом.

Отличия ломбардного кредита от кредита коммерческого банка представлены в табл. 1 [5].

Однако как показала практика, до последнего времени два вида кредитования (банковское и ломбардное) не конкурировали. Если в ломбарды обращались за небольшими суммами в 1000-3000 руб., то в банк шли уже за более существенными займами.

Ситуацию несколько изменил финансовый кризис. Просрочки по заработной плате и масштабные сокращения привели к необходимости получения срочных денег. Потребительские кредиты оказались по большому счету недоступны, в силу отказа банков брать на себя риски просрочек и отсутствия средств на погашения кредитов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ломбардного и банковского кредитов

Критерии Ломбард Коммерческий банк

Заемщик Физическое лицо Физическое и юридическое лицо

Залог Движимое имущество, принадлежащее заемщику и предназначенное для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, и вещей, на оборот которых законом установлены соответствующие ограничения Движимое и недвижимое имущество, государственные и иные ценные бумаги, гарантии и иные обязательства в соответствии с федеральными законами

Процентная ставка Существенно превышает процентную ставку коммерческого банка - около 150 % годовых Значительно ниже процентной ставки ломбардов

Срок кредитования Не более одного года Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды

Сумма кредита Минимальная сумма не ограничена, максимальная сумма ограничена Минимальная и максимальная суммы ограничены

Процедура документального оформления Короткий промежуток времени Продолжительный промежуток времени

В 2009 г. на фоне резкого сокращения кредитования населения вырос спрос на услуги ломбардов. Вот здесь ломбарды и стали показывать свои преимущества в качестве кредитных учреждений. Ломбарды кредитуют преимущественно тех, у кого нет доступа к основным кредитным рынкам [3].

Благодаря особенностям структуры залогового имущества, а также высоким ставкам по кредитам (до 25 % в месяц) [9] ломбарды избежали значительного роста рисков и увеличили объем кредитования [7]. На 1 января 2009 г. в России было зарегистрировано более 3500 ломбардов. Совокупный объем рынка услуг ломбардов составлял около 12 млн. долл. США [5]. В относительных величинах в 2009 г. ломбарды увеличили объемы кредитования на 18 %, в то время как банки сократили совокупный кредитный портфель на 0,8 %.

Также возможно, что рост операций ломбардов объясняется двумя факторами: ростом стоимости услуг банков и других финансовых учреждений и одновременным ростом числа граждан, которые относятся к категории лиц с низким доходом. Для этих людей основные финансовые учреждения и рынки оказываются недоступными; ломбарды - их последняя надежда [3].

При этом на бизнес ломбардов не влияют ключевые факторы, тормозившие во время кризиса рост банковского кредитования. Прежде всего, ломбардам в отличие от банков, согласно законодательству, не нужно формировать резервы на возможные потери по ссудам.

Аналитики отмечают, что увеличить объемы кредитования ломбардам позволила структура залогового имущества, в которой более 90 % средств приходится на высоколиквидные ювелирные изделия из золота. При этом доля невыкупленных залогов за время кризиса увеличилась с 30 до 50 % [6].

При этом основным минусом является, конечно, ставка процентов по ломбардным кредитам. Если потребительские кредиты последние месяцы вводят годовые ставки от 27 % и максимальный срок до 3 лет, то ломбарды продолжают держать среднюю ставку в 14-16 % в месяц, что составит около 150 % годовых. Некоторые, преимущественно мелкие, ломбарды устанавливают более высокие цены на услуги, однако не они определяют ценовую политику на рынке ломбардных услуг. Цены (тарифы) в государственных (муниципальных) ломбардах, как правило, не ниже (а иногда и выше), чем в частных. Однако же статистика утверждает, что даже непомерно высокие проценты не отпугивают желающих получить деньги в ломбардах.

В последние годы, благодаря высокой конкуренции, а также стабилизирующей роли крупных систем ломбардов, цены (тарифы) на услуги ломбардов имеют тенденцию к снижению. Следует добавить, что для граждан, нуждающихся в небольших кредитах, многие ломбарды (в частности, в Москве) устанавливают более низкую (менее 10 %) плату за кредит, и, соответственно, за большие суммы кредита берут повышенные проценты. Учитывая тот факт, что в небольших кредитах, как правило, нуждаются малообеспеченные граждане, можно утверждать, что указанные ломбарды объективно формируют систему мер по социальной защите населения за счет относительно обеспеченных граждан, берущих более крупные кредиты [9].

Таким образом, на основе изложенного материала мы можем выделить основные достоинства и недостатки банковского и ломбардного кредитования для потребителей.

Минусы банковского кредитования заключаются в следующем:

- оформление кредитного договора требует значительных временных затрат на сбор необходимых бумаг, документов, поручительств и т.п.;

- к заемщику со стороны банка предъявляются чрезвычайно жесткие требования, в частности, наличие высокого, постоянного дохода;

- многие банки требуют залог, перекрывающий сумму кредита;

- высокая процентная ставка, существенно снижающая привлекательность такой системы кредитования для широких слоев населения со средними доходами.

Кредитование в банке, конечно, более сложный и длительный процесс. Он требует затрат времени, подготовки документов, но банк может предоставить большую сумму и на более длительный срок.

К достоинствам ломбардных организаций в части предоставления ломбардного кредита можно отнести следующие факторы:

- широкий спектр закладываемого имущества;

- предоставление заемщику средства «здесь и сейчас»;

- процедура получения денег в ломбарде предельно упрощена и занимает минимум времени;

- нет необходимости представлять какие-либо документы, подтверждающие ваше устойчивое финансовое состояние;

- гибкие сроки предоставления кредита (средний срок - 3 мес., легкость продления при выплате только процентов);

- предоставление кредита вне зависимости от цели;

- клиент ломбарда свободен от обязательств перед кредитором.

Но, к сожалению, есть и недостатки. В ломбардах были проведены исследования для установления негативных сторон их деятельности, среди которых необходимо выделить следующие: высокие процентные ставки за пользование кредитом, низкая оценка изделий, риск невыкупа, территориальная недоступность, низкое качество услуги, неудобный режим работы, а так же ряд других причин [4].

Еще один минус - «кредит» в ломбарде можно получить только на короткий срок. По федеральному закону, ломбард вправе выдавать заем на срок не более одного года [1].

К недостаткам также стоит отнести возможность вовлечения данных структур в криминальный бизнес. Так, на закладываемое имущество не требуют подтверждения права собственности, что позволяет сбывать краденые вещи.

Несмотря на ряд недостатков ломбардного кредитования, ломбарды остаются хорошей альтернативой банкам и обладают огромным потенциалом для расширения своей деятельности. Качество предоставляемых услуг заметно выросло, благодаря усилившейся конкуренции, а имидж ломбардов как серьезных кредитных организаций постепенно набирает силу. Сегодня услугами ломбардов пользуются все слои населения, что отражается на доходе данных организаций. Все это говорит о том, что необходимо развивать подобные структуры и обращать на них большее внимание не только со стороны частного бизнеса, но и государства.

Список литературы:

1. Федеральный Закон РФ от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» // Российская газета. - 2007. - № 164.

2. Грязнова А. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 440.

3. Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело / Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 2000. - XXIV. - С. 102.

4. Алеев Э.А. Ломбарды и перспективы их развития в России // Сервис в России и за рубежом. - 2007 - № 4. - С. 14-22.

5. Коваленко С.Б. Проблемы функционирования небанковских финансово-кредитных институтов в условиях финансового кризиса // Банковские услуги. - 2009. - № 12. - С. 20.

6. Ломбард вместо банка // Эксперт. - 2010. - № 9. - С. 4.

7. Обзор финансовой стабильности, 2008 / ЦБРФ - Департамент исследований и информации. - М., 2009.

8. Широкова А. Ломбарды, или как сделать бизнес на тех, кто решил взять кредит у самих себя // Московский бухгалтер. - 2009. - № 23-24. - С. 4.

9. Информационная справка о деятельности ломбардов к круглому столу в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ligalomb.ru.

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ ЭКСПО-2010 В ШАНХАЕ НА ЭКОНОМИКУ КИТАЯ

© Ерескина A.A.*

Национальный Исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

Говоря об итогах развития экономики Китая в 2010 г., нельзя не упомянуть о Всемирной выставке ЭКСП0-2010 в Шанхае. Можно без преувеличения сказать, что проведение ЭКСПО стало импуньсом повышения темпов экономического роста Китая в прошлом году. ЭКСП0-2010 проходило в городе Шанхае с 1 мая по 31 октября. По словам организаторов, выставку, которая стала очередным после Пекинской олимпиа-ды-2008 престижным для страны мероприятием мирового уровня, посетили около 70 млн. чел.

«Экономическая Олимпиада» открыла новые возможности для роста объёма инвестиций, расширения занятости, а также роста туризма. По словам вице-мэра Шанхая, члена оргкомитета ЭКСП0-2010 Ян Сюна, Всемирная выставка, которая приобрела новое значение в условиях мирового финансового кризиса, внесла свою лепту в преодоление последствий мирового финансового кризиса.

Стали фактом истории Олимпийские игры-2008 в Пекине, в 2009 г. страна торжественно отметила 60-летие Китайской Народной Республики. К этому юбилею она подошла с большими достижениями. В 2010 г. произошло еще одно крупное событие. Речь идет о Всемирной выставке в Шанхае, которая проходила с 1 мая по 31 октября.

Право организовать выставку Китай завоевал в 2002 г. в очень тяжелой борьбе - претендентами были Россия, Польша, Южная Корея и Мексика. 3 декабря в Монте-Карло на 132-й ассамблее Международное бюро выставок (МБВ) определило Шанхай местом проведения престижнейшей международной выставки.

В истории всемирных универсальных выставок, которые проводятся уже более 150 лет, это была первая выставка, организованная на террито-

* Кафедра «Мировая экономика». Научный руководитель: доцент кафедры «Мировая экономика», кандидат технических наук И.А. Серебряник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.