Научная статья на тему 'Причины, условия и последствия конкуренции'

Причины, условия и последствия конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9434
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ПРИЧИНЫ / REASONS / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ПОСЛЕДСТВИЯ / CONSEQUENCES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюков С.В., Стаурский С.С.

В статье представлены авторские взгляды на природу конкурентной борьбы организаций, которая в рыночной экономике является главным механизмом поступательного развития, обусловливает характер изменения параметров благ в соответствии с запросами потребителей. При этом рассмотрены особенности возникновения и последствия конкуренции во взаимосвязи с конкурентоспособностью экономических систем как основной цели производства в длительном периоде хозяйствования. В условиях нестабильной экономики и деформации конкурентных рынков новые подходы к анализу природы конкуренции позволят объективно оценить ее роль как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons, conditions and consequences of a competition

In the article author's sight at the nature of competitive struggle of the organizations which in market economy there is the main mechanism of forward development presented, causes character of change of parameters of the blessings according to inquiries of consumers. Thus, features of occurrence and the consequence of a competition in interrelation with competitiveness of economic systems as basic purpose of manufacture in the long period of managing are considered. In conditions of stable economy and deformation of the competitive markets, new approaches to the analysis of the nature of a competition will estimate objectively its role, both from consumers, and from manufacturers.

Текст научной работы на тему «Причины, условия и последствия конкуренции»

Библиографический список

1. Развитие экономического потенциала Омской области : Гос. программа Омской обл. [утв. Правительством Омской обл. 16.10.2013 г.] [Электронный ресурс] // Омская губерния. — Режим доступа : Ы1р://шес.ош5крог1а1. ги/ги/Кедюпа1РиЬИсАиШогШе5/ехесии¥еИ51/МЕС/ср-др/ StateProgramsOmsk.html (дата обращения: 01.02.2015).

2. Социально-экономическое развитие г. Омска на 2014 — 2018 годы : муницип. программа г. Омска [утв. Администрацией г. Омска 14.10.2013 г.] [Электронный ресурс] // Омск.рф. — Режим доступа : http://www.adшoшsk.гu/web/guest/pгogгess/ targetprograms/municipa1 (дата обращения: 01.02.2015).

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 — 2013 гг.) : долгосрочная целевая программа Омской обл. [утв. Правительством Омской области 01.04.2009 г.] [Электронный ресурс] // Омская губерния. — Режим доступа : http://шec.omskporta1.ru/ru/Regiona1Pub1icAuthorities/ executive1ist/MEC/cp-gp/CPLongtime.htm1 (дата обращения: 01.02.2015).

4. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 — 2015 годы : долгосрочная целевая программа г. Омска [утв. Администрацией г. Омска

10.07.2009 г.] [Электронный ресурс] // Омск.рф. — Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/enterprise/ business/acts (дата обращения: 01.02.2015).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://omsk.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/enterprises/small_and_ medium_enterprises/ (дата обращения: 22.03.2015).

6. О деятельности СМСП-2014 : результаты анкетирования омских предпринимателей в 2010 — 2014 гг. КУ «Центр поддержки предпринимательства» г. Омска [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://omskcpp.ru/navigator-predprinimatelya/analiticheskie-materialy (дата обращения: 02.04.2014).

КНЫШ Наталья Александровна, кандидат исторических наук, магистр экономики, научный сотрудник.

Адрес для переписки: nknisch@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2015 г. © Н. А. Кныш

УДК зз*4«.2 С. В. КОНДРАТЮКОВ

С. С. СТАУРСКИЙ

Омская академия МВД России,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ

В статье представлены авторские взгляды на природу конкурентной борьбы организаций, которая в рыночной экономике является главным механизмом поступательного развития, обусловливает характер изменения параметров благ в соответствии с запросами потребителей. При этом рассмотрены особенности возникновения и последствия конкуренции во взаимосвязи с конкурентоспособностью экономических систем как основной цели производства в длительном периоде хозяйствования. В условиях нестабильной экономики и деформации конкурентных рынков новые подходы к анализу природы конкуренции позволят объективно оценить ее роль как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

Ключевые слова: организация, конкуренция, причины, условия, последствия, конкурентоспособность.

Придерживаясь тезиса, что основой или движущей силой экономических отношений выступает конкуренция, авторы учитывают ее неоднозначность и противоречивость в разных периодах времени и моделях хозяйства.

Тем более это становится актуально в российской действительности, когда опыт первых десятилетий по пути к рынку показывает специфику отечественной экономики, где слабо работают рыночные законы и механизмы, часто подменяемые «видимой» рукой государства и «невидимой» — криминала.

При этом широко используются известные и новые методы недобросовестной конкуренции,

искажающие ценообразование, заранее отягощенное затратной и спекулятивной сферой производства и продаж. Бессилие антимонопольной политики отбивает охоту для разработки математически выверенных алгоритмов развития переходной экономики России, что особенно актуально в период ограничений и санкций, когда отечественные производители должны побороть дефицит импортных товаров.

Моноцентрическая модель управления в России берет свое начало из глубокой древности: длительная монархия, татаро-монгольское иго, крепостное право, социалистическая система жесткого управления и т. д. Все это приучило наше общество

надеяться на власть, ждать команды к действию, особенно в кризисные периоды, и отвергало самостоятельность и инициативу при ведении хозяйства.

Данная реальность требует глубокого изучения, как положительных сторон конкурентной борьбы, так и негативных моментов, связанных с ее воздействием на производство и потребление, когда рост качества товаров и (или) снижение цен приводит не только к большему удовлетворению потребностей, но и к разорению малых предприятий, захвату рынков, переделу собственности, росту неопределенности, социальной напряженности, излишней дефрагментации рынков.

Постоянное совершенствование антимонопольного законодательства и его практическая реализация требуют дополнительных трансакционных издержек в масштабе страны, а в условиях правового нигилизма в России с ее сырьевой экономикой не приводят к эффективной защите конкуренции на основных товарных рынках.

Поэтому важно определить причины, способствующие возникновению конкуренции, условия ее появления и последствия, связанные с соперничеством за потребителя, дополнив экономическую теорию современными особенностями рынков.

При этом авторы придерживаются точки зрения, что процессы в обществе сходны с явлениями в природе и берут начало из живой материи, что подтверждается не только единым строением вещества, иерархией в стае, этапами развития организмов (жизненными циклами) в соответствии с фундаментальными законами естественных наук, но и последними достижениями эконофизики в развитых странах.

Очевидно, что причины возникновения конкуренции объективно заложены живой природой, когда появление на свет в результате биоэволюции двух и более однотипных организмов с общими целями существования и единой средой обитания сразу требовало соперничества за ограниченные ресурсы (пищу, воду) и продиктованы условием выживания.

Сама конкуренция стимулировала адаптацию к среде и совершенствование организмов (их жизнеобеспечивающих систем и органов чувств), таким образом, отбирала со временем наиболее живучих и приспособленных к окружающей среде. Сегодня это звучит как формирование у особей конкурентных преимуществ с течением времени.

Эта позиция объясняет происхождение и развитие видов: «Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, когда доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных» [1].

Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющей большую роль в эволюции видов [2].

Таким образом, объективные закономерности позволяют выделить основные причины возникновения конкуренции для организаций одной отрасли:

1. Ограниченность ресурсов и рост потребностей.

2. Наличие (и (или) постановка) общей цели хозяйствования.

3. Организация предприятия, начало деятельности.

4. Позиционирование организации-производителя, продавца товара на рынке.

5. Формирование предложения благ.

6. Адаптация к среде и стремление к лидерству.

7. Расширение сферы и совершенствование деятельности.

8. Стремление к высокой конкурентоспособности (товара, предприятия).

Под причиной мы понимаем начало, источник, коренной повод к действию, а условием является наличие обязательных факторов для его возникновения.

Условия конкуренции представим ниже:

1. Существование неудовлетворенного спроса на определенные блага.

2. Наличие на рынке 2-х и более субъектов в одной отрасли хозяйствования, а также достаточного количества потенциальных потребителей.

3. Развитое состояние товарно-денежных отношений (плюс институциональные основы рынка).

4. Отсутствие барьеров входа на рынок (в том числе криминального характера).

5. Низкий уровень коррупции.

6. Малые издержки при организации и регистрации предприятий.

7. Высокая культура предпринимательства и экономическая грамотность населения.

8. Позитивные традиции в обществе и обычаи делового оборота.

9. Оптимальная сегментация рынков.

10. Защита конкуренции и ограничение монополий со стороны правительства в виде эффективного законодательства и соответствующих экономических мер.

11. Эффективная борьба с недобросовестной конкуренцией, в том числе с участием правоохранительных органов.

12. Развитие международного сотрудничества в экономике, стимулирующего рост конкурентоспособности благ на внешних рынках.

13. Широкое использование международных стандартов качества и инновационных технологий.

С учетом вышеперечисленных факторов, возникновение и развитие конкуренции в отрасли имеет как положительные, так и негативные последствия.

Отметим положительные:

1. Развитие экономики за счет соревнования предпринимателей за потребителя и наемных рабочих за лучшие места.

2. Снижение затрат и экономия ресурсов.

3. Рост качества и ассортимента продукции.

4. Равновесие цен и оптимизация нормы прибыли.

5. Внедрение инноваций и стимулирование НТР.

6. Вытеснение с рынка некачественной (и или) дорогой продукции, закрытие неэффективных производств.

7. Эффективное распределение ресурсов и оптимальное соотношение отраслей хозяйства.

8. Гибкая реакция на изменение рыночной конъюнктуры.

9. Удовлетворение возрастающих потребностей путем совершенствования производства.

10. Рост конкурентоспособности продукции.

11. Появление цивилизованных предпринимателей.

12. Снижение коррупции в рыночном хозяйстве и госуправлении.

13. Рост экономической эффективности и безопасности производств.

14. Снижение негативного влияния монополий и олигополий.

о

от

Е

Т

15. Конкуренция на рынке труда стимулирует обучение и рост профессиональных качеств наиболее востребованных работников.

Как отмечал академик Л. Абалкин: «Государство должно признать, что если и существует «секрет» рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. Конкуренция — это то, что заставляет рыночную экономику работать» [3].

Трактовка конкуренции Ф. Хайеком прямо указывает на ее специфику как процедуру открытия новых возможностей использования существующих (доступных) ресурсов, а также поиск совершенно новых.

Й. Шумпетер считал, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, формируемой непрерывным потоком нововведений.

Он разработал концепцию «предпринимательской фирмы» — особого экономического агента, конкурирующего посредством внедрения новых товаров, технологий, источников сырья, новых типов организации.

Цель фирмы — поиск стратегического преимущества на основе продуктовых и иных инноваций [4].

Учитывая важность защиты конкуренции в переходной экономике России, в которой доминирующее положение большинства организаций диктует низкое качество и высокие цены товаров и услуг, игнорирование требований большинства потребителей, современное законодательство на пороге реформ определило понятие конкуренции [5]: «Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».

В более позднем нормативном документе уточнено определение конкуренции: «Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».

Правовой предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности, гарантируемая в Конституции России, в Гражданском кодексе и антимонопольном законодательстве. Так, согласно ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции [6].

Необходимо отметить и отрицательные стороны конкуренции в соответствии с принципом экономического дуализма [7]:

1. Неизбежная концентрация производства как итог успешной борьбы с конкурентами (появление монополий и олигополий при слабом антитрестовском регулировании экономики).

2. Снижение издержек ведет к уменьшению номинальной зарплаты и платежеспособного спроса.

3. Увеличение интенсификации труда и рост безработицы при внедрении автоматов.

4. Банкротство и уход мелких производителей, занимавших свою нишу на рынке.

5. Незаинтересованность в производстве товаров коллективного пользования и аналогичных услуг ввиду их низкой рентабельности и долгой окупаемости.

6. Появление новых форм недобросовестной конкуренции.

7. Рост социальной напряженности в обществе (особенно при конкуренции между потребителями) и неопределенности в управлении производств (при конкуренции между производителями).

8. Запаздывание в корректировке антимонопольного законодательства при интенсивной конкуренции на рынках.

9. Демпинг цен в условиях кризиса и международных санкций.

10. Доминирование корпоративных интересов над общегосударственными.

В литературе отмечается: «О преимуществах и недостатках моделей конкуренции необходимо судить в первую очередь с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции. Несмотря на то что скорая подготовка «Закона о конкуренции» и быстрое изменение рыночной ситуации на федеральном и региональном рынках объективно привели к тому, что часть его положений уже устарела, была создана нормативная база развития конкурентных отношений» [8].

Таким образом, необходимость изучения природы конкурентной борьбы диктуется ее ролью в процессе воспроизводства, доказанной всей историей развития цивилизованных стран.

В условиях российской действительности, отсутствии собственного опыта конкуренции практически во всех сферах жизни, требуются новые подходы, основанные на специфике отечественного менталитета и ведении хозяйства при избытке ресурсов и высокой монополизации экономики.

Для чего следует внести корректировки в программы обучения экономистов и менеджеров, расширив их включением конкуренции в качестве отдельной дисциплины, а также теории и практики конкурентоспособности, начиная от благ, заканчивая хозяйством в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом разработать систему критериев конкурентоспособности товаров, услуг и организаций с учетом различной отраслевой направленности и ведомственной принадлежности на основе международных стандартов ИСО и собственных нормативных актов.

Для своевременного управления сферами народного хозяйства в условиях глобализации и монополизации рынков, а также при кризисах и ограничительных санкциях.

Библиографический список

1. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энегельс. — М. : Политиздат, 1969. — 358 с.

2. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 826 с.

3. Абалкин, Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. — 2000. — № 12. — С. 27—40.

4. Крутиков, В. К. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта / В. К. Крутиков, С. В. Смолянский. — М. : Ноосфера, 2005. — 352 с.

5. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. — М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.

6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Кондратюков, С. В. Деятельность частных охранных организаций в России как особый вид предпринимательства / С. В. Кондратюков, С. С. Стаурский // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 5 (132). - С. 43-46.

8. РФ. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : фе-дер. закон [от 22 марта 1991 г., № 948-1] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?base = LAW&n = 61977&req = doc (дата обращения: 05.03.2015).

КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономической теории и финансового права Омской академии МВД России. Адрес для переписки: ksv-omsk@mail.ru СТАУРСКИЙ Станислав Станиславович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры общей экономики и права Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск.

Адрес для переписки: sss-qq@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2015 г. © С. В. Кондратюков, С. С. Стаурский

УДК 338.47:62°.9 Р. С. СИМАК

Омский государственный университет путей сообщения

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА

Рассмотрено понятие энергоэффективности применительно к железнодорожному транспорту на основе использования системы энергоэкономической паспортизации. Предложена система ранжирования железнодорожных предприятий по уровням энергоэффективности на основании соотношения удельного расхода и объемов выполняемой работы в разрезе статей затрат из порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности ОАО РЖД.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, топливно-энергетические ресурсы, энергетическая паспортизация, АРМ Энергоэкономика.

Российские железные дороги являются крупной холдинговой структурой, по своим показателям входящей в пятерку крупнейших железнодорожных компаний мира. По итогам 2013 года ОАО «РЖД» заняло третье место по объему грузооборота, после США и Китая, выполнив 2196,2 млрд ткм, и по показателю пассажирооборота — 5 место после Индии, Китая, стран ЕС, Японии, выполнив работу в объеме 138,5 млрд пасс.-км [1].

Достижение данных показателей невозможно без эффективного взаимодействия всех организаций, входящих в структуру ОАО «РЖД», в числе которых следует особо выделить локомотивное хозяйство как основной центр формирования доходов от перевозочной деятельности. По итогам 2013 года доходы от грузовых и пассажирских перевозок составили 1097 млрд руб., или около 80 % от общей выручки компании.

Энергоэффективность и энергосбережение входят в круг стратегических направлений приоритетного технологического развития нашей страны [2, РФ. Законы. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон [от 23.11.2009, № 261-ФЗ] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [3]

и, соответственно, железнодорожного транспорта [4].

Энергоэффективность и энергосбережение рассматриваются компанией ОАО «РЖД» как крупный резерв снижения эксплуатационных затрат и себестоимости основной деятельности, поэтому в компании действуют Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года [5], а также Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с действующими нормативными документами [6] у термина энергоэффективность существуют следующие значения.

Энергоэффективность — это эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов. Достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.

В отличие от энергосбережения, главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) — полезное (эффективное)

0 m

Е

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.