УДК 338.2
Чуланова Д.Д.
магистрант кафедры «Менеджмент» Ивановский государственный университет (Россия, г. Иваново)
ПРИЧИНЫ СЛАБОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные причины слабой реализации стратегического анализа на базе отечественных предприятий.
Ключевые слова: стратегический анализ, методы стратегического анализа, классификация методов стратегического анализа, мотивация, эффективность.
Важность стратегического анализа в современных условиях неопределенности неоспорима, с его помощью можно контролировать и понимать многочисленные факторы внутренней и внешней среды, разрабатывать верную стратегию развития фирмы, принимать обоснованные стратегические решения, иметь точное представление о бизнесе, что в комплексе гарантирует эффективную деятельность в долгосрочной перспективе. Но, несмотря на это, лишь малая часть отечественных компаний эффективно его реализует в своей деятельности. Данная ситуация вызвана рядом причин.
Основной причиной служит то, что на сегодняшний день многие проблемы стратегического анализа всё ещё остаются недостаточно исследованными. Отсутствует единое определение термина «стратегический анализ», неоднозначно определено его место в системе стратегического управления, нет чёткой типологии методов стратегического анализа и др. [1, с. 16]. Это объяснимо тем, что стратегический анализ разнообразен - существует большое количество различных ситуаций, задач, методов.
Вторая причина заключается в сложности выстраивания целенаправленной системы стратегического анализа, в которой была бы отражена совокупность исследовательских процессов, выстроенных на научных методах его проведения. Таким образом, складывается ситуация, что специалисты не знают, как именно осуществлять полноценный стратегический анализ в компании, поскольку большинство литературы дает лишь фрагментарные знания по его проведению, а именно раскрывает виды стратегического анализа, его методы, не выдвигая практико-ориентированной схемы для его осуществления, поскольку формализовать данный процесс неимоверно сложно. Сложность формализации заключается в том, что невозможно найти универсальную системную схему его проведения, для каждой компании план действий должен быть свой, поскольку важно, чтобы он учитывал много факторов: особенности отрасли, в которой работает компания, сильные и слабые стороны фирмы и т.д. Для этого специалистам компании важно глубоко проработать предметно-структурные, организационно-методические, функционально-временные основы реализации стратегического анализа.
Предметно-структурный аспект заключается в том, что перед осуществлением стратегического анализа специалист должен чётко понимать, что именно необходимо анализировать, какую из сред, какие именно элементы среды. Организационно-методический аспект раскрывает информацию о том кто, где и как должен осуществлять стратегический анализ. Функционально -временной аспект выражается в сроках и частоте проведения стратегического анализа.
Наконец слабая реализация стратегического анализа на отечественных предприятиях связана с тем, что текущие ориентиры и текущая загруженность приоритетны по сравнению с взглядом в будущее; результаты стратегического анализа не подвергаются системному осмыслению; интересы рядовых компетентных сотрудников, участвующих в стратегическом анализе,
учитываются по остаточному принципу. Вследствие этого на предприятиях существует проблема низкой мотивации сотрудников к реализации стратегического анализа. Многие менеджеры скептически настроены к эффективности его проведения, мало знакомы с инструментами разработки стратегии, редко реализуют их на практике.
Таким образом, в связи со слабой проработанностью в литературе проблем стратегического анализа; отсутствием целенаправленной системы, которая включала бы в себя всю совокупность процессов проактивного управления и базировалась бы на использовании эффективных научных методов оценки стратегической ситуации и выбора стратегии. А также в связи с низкой мотивацией сотрудников для российской действительности стратегический анализ остаётся элементом новизны, а не повседневной составляющей, а если и реализуется в компаниях, то на недостаточном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Иванов П.В. Современный стратегический анализ: учебное пособие / П.В. Иванов [и др.]; под ред. П.В. Иванова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 589, [1] с.: ил. — (Высшее образование).