Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ХРОМИРОВАННЫХ И АЛЮМИНИЕВЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ НАКЛАДОК (МОЛДИНГОВ) АВТОМОБИЛЯ'

ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ХРОМИРОВАННЫХ И АЛЮМИНИЕВЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ НАКЛАДОК (МОЛДИНГОВ) АВТОМОБИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повреждение декоративных накладок (молдингов) / хромирование / анодирование / коррозия / damage to decorative linings (moldings) / chrome plating / anodizing / corrosion

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Аракелян Арсен Микаелович, Дессерт Егор Антонович, Перекрестов Алексей Евгеньевич, Перекрестова Валерия Александровна

В статье исследованы причины образования повреждений хромированных и алюминиевых декоративных накладок (молдингов) автомобиля. Показаны последствия для декоротивных накладок (молдингов) автомобиля использования щелочных шампуней при мойке и отсутствия своевременного ухода за ними в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Аракелян Арсен Микаелович, Дессерт Егор Антонович, Перекрестов Алексей Евгеньевич, Перекрестова Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS FOR THE DESTRUCTION OF CHROME AND ALUMINUM DECORATIVE LININGS (MOLDINGS) OF THE AUTOMOBILE

The article shows a study of the causes of damage to chrome and aluminum decorative linings (moldings) of the automobile. The influence of the use of alkaline shampoos during washing on the decorative lining (moldings) of the car, as well as the impact on them of the lack of timely maintenance during operation, is shown.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ХРОМИРОВАННЫХ И АЛЮМИНИЕВЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ НАКЛАДОК (МОЛДИНГОВ) АВТОМОБИЛЯ»

Научная статья УДК 621.357.74

ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ХРОМИРОВАННЫХ И АЛЮМИНИЕВЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ НАКЛАДОК (МОЛДИНГОВ) АВТОМОБИЛЯ

Арсен Микаелович Аракелян 1 Егор Антонович Дессерт 2,

Алексей Евгеньевич Перекрестов 3, Валерия Александровна Перекрестова 4

Московский автомобильно-дорожныи государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Аннотация. В статье исследованы причины образования повреждений хромированных и алюминиевых декоративных накладок (молдингов) автомобиля. Показаны последствия для декоротивных накладок (молдингов) автомобиля использования щелочных шампуней при мойке и отсутствия своевременного ухода за ними в эксплуатации.

Ключевые слова: повреждение декоративных накладок (молдингов), хромирование, анодирование, коррозия

Для цитирования: Аракелян А. М., Дессерт Е. А., Перекрестов А. Е., Перекрестова В. А. Причины разрушения хромированных и алюминиевых декоративных накладок (молдингов) автомобиля // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2024. № 2(11). С. 14-27.

Original article

THE REASONS FOR THE DESTRUCTION OF CHROME AND ALUMINUM DECORATIVE LININGS (MOLDINGS)

OF THE AUTOMOBILE

Arsen M. Arakelyan Egor A. Dessert 2, Aleksey E. Perekrestov 3, Valeria A. Perekrestova 4

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Abstract. The article shows a study of the causes of damage to chrome and aluminum decorative linings (moldings) of the automobile. The influence of the use of

© Аракелян А. М., Дессерт Е. А., Перекрестов А. Е., Перекрестова В. А., 2024

alkaline shampoos during washing on the decorative lining (moldings) of the car, as well as the impact on them of the lack of timely maintenance during operation, is shown.

Keywords: damage to decorative linings (moldings), chrome plating, anodizing, corrosion

For citation: Arakelyan A. M., Dessert E. A., Perekrestov A. E., Perekrestova V. A. The reasons for the destruction of chrome and aluminum decorative linings (moldings) of automobile. Automotive and Road expert evaluation. 2024; (2):14-27. (in Russ.).

Введение

Декоративные накладки (молдинги), устанавливаемые на автомобильный транспорт, используются с первого дня появления автомобиля. В разные годы они изготавливались из нержавеющей стали или различных цветных металлов и их сплавов таких, как никель, цинк, латунь и т.д. Однако применение указанных материалов значительно увеличивало стоимость автомобиля. В 20-х годах прошлого столетия стали использоваться декоративные хромированные накладки. Также в настоящее время применяются алюминиевые декоративные накладки (молдинги). Однако, несмотря на существующие наработки в области создания и эксплуатации декоративных накладок (молдингов) автомобиля различных автопроизводителей, нередки случаи образования повреждений декоративных накладок (молдингов) в виде помутнения поверхности алюминиевых накладок или образования очагов коррозии на поверхности хромированных накладок. Оборудование, применяемое при проведении исследований

- портативный цифровой микроскоп Levenhuk DTX 700 mobi (Levenhuk, КНР);

- сканирующий электронный растровый микроскоп Tescan Mira 3 XMU (Tescan, Чехия) с системой рентгеноспектрального микроанализа Aztek производства фирмы Oxford Nanoanalysis;

- металлографический оптический микроскоп Neophot-21 (Karl Zeiss, Германия);

- универсальный индикатор (тест-полоски) определения pH (ЗАО «НПО ЭКРОС», Россия).

Результаты исследования хромированной декоративной накладки (молдинга) автомобиля, подвергшейся образованию очагов коррозии

В качестве образца для исследования причин образования очагов коррозии хромированной декоративной накладки (молдинга) автомобиля была выбрана накладка заднего бампера автомобиля Mercedes-Benz (рис. 1).

Рис. 1. Декоративная накладка (молдинг) заднего бампера автомобиля Mercedes-Benz

В настоящее время декоративные хромированные накладки (молдинги) зарубежных автопроизводителей, как правило, изготавливаются согласно DIN EN ISO 1456-2009 «Покрытия металлические. Электролитические покрытия из никель-хрома, медь-никеля и медь-никель-хрома» [1]. Данный стандарт содержит следующие требования:

- первый слой должен быть изготовлен из меди толщиной не менее 25 мкм;

- второй и третий слои должны быть изготовлены из никеля, толщиной не менее 9 мкм;

- четвёртый слой должен быть изготовлен из хрома, толщиной не менее 0,8 мкм;

- четвёртый хромовый слоя должен содержать микротрещины, с плотностью 250-800 микротрещин/см2.

В качестве подложки, как правило, используются различные пластмассовые материалы, на которые методом гальванизации последовательно наносятся все 4 слоя декоративного покрытия.

Органолептически, а также с помощью портативного цифрового микроскопа Levenhuk DTX 700 mobi, было установлено наличие повреждений поверхности накладки в виде множественных коррозионных язв. Внешний вид наиболее характерных повреждений представлен на рис. 2.

Рис. 2. Внешний вид коррозионных язв: а - в натуральную величину; б, в, г - при увеличении 100 раз

В процессе проведения исследования был вырезан фрагмент декоративной хромированной накладки (молдинга) с целью последующего изготовления поперечного микрошлифа. Внешний вид отрезанного фрагмента и изготовленного из него поперечного микрошлифа представлен на рис. 3.

Рис. 3. Внешний вид образца: а - вырезанный фрагмент накладки (молдинга); б - изготовленный поперечный микрошлиф (фрагмент предварительно залит

в самоотвердевающую смолу)

Внешний вид слоев (№№ 1, 2, 3, 4) декоративной хромированной накладки (молдинга), полученный при помощи сканирующего электронного растрового микроскопа Tescan Mira 3 XMU, показан на рис. 4. Поверхность микрошлифа перед исследованием была протравлена йодом.

Рис. 4. Внешний вид слоев исследуемой декоративной хромированной накладки (молдинга) на поперечном микрошлифе

Химический анализ каждого слоя покрытия накладки (молдинга) был выполнен с помощью системы рентгеноспектрального микроанализа Aztek растро-

вого электронного микроскопа Tescan Mira 3 XMU. Результаты химического анализа слоёв представлены в табл. 1.

Слой № 1 декоративной хромированной накладки (молдинга) является хромовым слоем, слой № 2 и слой № 3 - никелевыми слоями, а слой № 4 - медным слоем.

Таблица 1

Результаты химического анализа каждого слоя покрытия исследуемой декоротивной хромированной накладки (молдинга)

Элемент Массовая доля химических элементов, [%]

Слой № 1 Слой № 2 Слой № 3 Слой № 4

«Cr» - хром 100,00 - - -

«Ni» - никель - 100,00 100,00 -

«Cu» - медь - - - 100,00

Внешний вид поверхности хромового слоя представлен на рис. 5. Видно, что хромовый слой имеет микротрещиноватую структуру (множественные трещины в виде сетки). На площади в 1 см2 значение количества микротрещин хромового слоя составляет 500... 550, что соответствует требованию DIN EN ISO 14562009 «Покрытия металлические. Электролитические покрытия из никель-хрома, медь-никеля и медь-никель-хрома».

Также на поверхности хромового слоя покрытия накладки (молдинга) отчётливо видны повреждения в виде коррозионных язв.

Рис. 5. Внешний вид поверхности хромового слоя покрытия накладки (молдинга) полученный с помощью растрового электронного микроскопа Tescan Mira 3 XMU

Химический анализ также был выполнен для поверхности одной из коррозионных язв хромового слоя покрытия накладки (молдинга). Результаты химического анализа представлены в табл. 2.

Установленное наличие таких химических элементов как кислород (О), хлор (Cl), сера (S), фосфор (P) свидетельствует о воздействии на хромовый слой покрытия исследуемой накладки (молдинга) агрессивной среды, содержащей

указанные элементы. Выявлено также наличие хлора (С1). Следует отметить, что ионы хлора (С1) являются катализаторами процессов коррозии. Они могут содержаться в противогололедных реагентах, морской воде и т.д. Длительное воздействие различных агрессивных веществ, в том числе ионов хлора (С1), на хромированные декоративные накладки приводит к образованию коррозионных язв, а также разрушению хромового и никелевых слоев покрытия.

Таблица 2

Результаты химического анализа коррозионной язвы хромового покрытия исследуемой накладки (молдинга)

Элемент Массовая доля химических элементов, [%]

«0» - кислород 18,89

- кремний 5,47

«Р» - фосфор 0,66

- сера 0,28

«С1» - хлор 0,37

«Са» - кальций 0,40

«Сг» - хром 1,08

«^е» - железо 0,77

«Ш» - никель 72,08

С помощью микрометрического окуляра оптического металлографического микроскопа Neophot-21 были выполнены измерения толщин каждого слоя покрытия декоративной хромированной накладки (молдинга) (рис. 6). Измерения проводились при увеличении в 500 раз, цена деления шкалы микрометрического окуляра составляла 2 мкм.

Рис. 6. Измерение толщин слоев покрытия декоративной хромированной накладки (молдинга) на поперечном микрошлифе

Результаты измерений показали, что покрытие исследуемой хромированной декоративной накладки (молдинга) состоит из следующих слоев: 1 - хромо-

вый слой толщиной « 3 мкм, 2 - никелевый слой толщиной « 18 мкм, 3 - никелевый слой толщиной « 18 мкм, 4 - медный слой толщиной « 54 мкм. Установленные толщины слоёв покрытия декоротивной накладки (молдинга) полностью со-ответсвует требованиям DIN EN ISO 1456-2009 «Покрытия металлические. Электролитические покрытия из никель-хрома, медь-никеля и медь-никель-хрома».

Согласно проведенному исследованию было установлено, что причиной возникновения повреждений декоративной хромированной накладки в виде коррозионных язв явилось внешнее воздействие химически агрессивных веществ и в рассматриваемом случае не связано с качеством изготовления накладки, т.к. было установлено, что она соответствует DIN EN ISO 1456-2009 «Покрытия металлические. Электролитические покрытия из никель-хрома, медь-никеля и медь-никель-хрома».

Результаты исследования алюминиевой декоративной накладки (молдинга) автомобиля, подвергшейся изменению цвета/отблеска поверхности

В качестве образца для исследования причин образования повреждений в виде изменения цвета/отблеска поверхности алюминиевой декоративной накладки (молдинга) был выбран декоративный оконный молдинг автомобиля Mercedes-Benz (рис. 7).

Ч -Д ( •• ^.......—" "

I

1

Рис. 7. Декоративная оконная накладка (молдинг) автомобиля Mercedes-Benz

В настоящее время декоративные хромированные молдинги/накладки, как правило, изготавливаются согласно DIN EN 573-3-2007 «Алюминий и алюминиевые сплавы. Химический состав и форма заготовок. Часть 3. Химический состав и форма изделий» [2]. Данные декоративные накладки (молдинги) должны иметь покрытие, сформированное электролитическим нанесением оксидной пленки согласно технологии анодирования.

Анодирование (анодное оксидирование, анодное окисление) - процесс создания оксидной плёнки на поверхности некоторых металлов и сплавов путём их анодной поляризации в проводящей среде. Как и многие металлы алюминий подвержен коррозии и без защитного покрытия быстро разрушается при воздействии окружающей среды. Сразу после механической обработки алюминий взаимодействует с кислородом воздуха, поэтому при нормальных условиях поверхность всегда покрыта тонкой оксидной пленкой. Структура пленки и ее состав зависят от воздействия атмосферных явлений. Алюминий всегда имеет барьерную пленку толщиной 2-3 нм. Эта пленка защищает металл от дальнейшего окисления и обладает превосходной электропроводностью. Барьерный оксид образуется на чистом алюминии, при комнатной температуре и имеет аморфную структуру (не кристаллическую) и поэтому не является хорошей защитой от коррозионных

процессов. Для того, чтобы надежно защитить алюминий необходимо создать на его поверхности кристаллическую оксидную пленку толщиной 20-30 мкм [3].

Органолептически, а также c помощью портативного цифрового микроскопа Levenhuk DTX 700 mobi было выявлено наличие повреждений в виде изменения цвета/отблеска поверхности исследуемой накладки (молдинга). Внешний вид наиболее характерных повреждений накладки (молдинга) показан на рис. 8.

в г

Рис. 8. Внешний вид повреждений в виде изменения цвета/отблеска поверхности алюминиевой декоративной накладки (молдинга): а - в натуральную величину;

б, в, г - при увеличении в 100 раз

В процессе проведения исследования от декоративной алюминиевой накладки (молдинга) было вырезано два фрагмента с целью изготовления поперечного микрошлифа. Внешний вид отрезанных фрагментов и изготовленного из них поперечного микрошлифа представлен на рис. 9.

Рис. 9. Внешний вид образцов: а - вырезанные фрагменты накладки (молдинга); б - изготовленный поперечный микрошлиф (фрагменты предварительно залиты

в самоотвердевающую смолу)

Внешний вид поверхности поперечного микрошлифа фрагмента № 1 исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга), полученный при помощи сканирующего электронного растрового микроскопа Tescan Mira 3 XMU, показан на рис. 10. Отмечается наличие двух слоёв алюминиевой декоративной накладки (молдинга).

Рис. 10. Внешний вид поверхности поперечного микрошлифа фрагмента № 1 исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга)

Слой № 1 фрагмента № 1 соответствует внешнему слою алюминиевой декоративной накладки (молдинга), полученному с применением технологии анодирования, а слой № 2 - внутреннему слою алюминия, который не был подвергнут анодированию.

Результаты химического анализа каждого слоя фрагмента № 1 накладки (молдинга), произведённого с помощью системы рентгеноспектрального микроанализа Aztek растрового электронного микроскопа Tescan Mira 3 XMU, представлены в табл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Результаты химического анализа каждого слоя фрагмента № 1 исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга)

Элемент Массовая доля химических элементов, [%]

Слой № 1 Слой № 2

«О» - кислород 45,91 2,55

«Р» - фтор 1,7 -

«Mg» - магний - 0,48

«А1» -алюминий 45,39 96,97

<^>> - кремний 0,24 -

- сера 4,90 -

«№» - никель 1,87 -

Внешний вид поверхности поперечного микрошлифа фрагмента № 2 исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга), полученный при помощи сканирующего электронного растрового микроскопа Tescan Mira 3 XMU,

показан на рис. 11. Здесь также различимо наличие двух аналогичных слоёв: верхний слой №1 - анодированный алюминий и внутренний слой №2 - не анодированный алюминий.

Результаты химического анализа каждого слоя фрагмента №2 накладки (молдинга), произведённого с помощью системы рентгеноспектрального микроанализа Aztek растрового электронного микроскопа Tescan Mira 3 XMU, представлены в табл. 4.

Слой №2

25цт

Рис. 11. Внешний вид поверхности поперечного микрошлифа фрагмента №2 исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга)

Таблица 4

Результаты химического анализа каждого слоя фрагмента № 2 исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга)

Элемент Массовая доля химических элементов, [%]

Слой № 1 Слой № 2

«О» - кислород 50,25 3,63

«Р» - фтор 2,29 -

«Mg» - магний 0,11 0,49

«А1» -алюминий 41,53 95,88

- кремний 0,24 -

- сера 4,22 -

«№» - никель 1,45 -

Покрытие алюминиевого декоративного молдинга (слой № 1) было сформировано в процессе анодирования и в основном состоит из кислорода «О» и алюминия «А1», то есть является оксидом алюминия. Наличие в слое № 1 незначительного количества серы является дифференцирующим признаком того, что данное покрытие было получено методом анодирования в электролите с добавлением серной кислоты. Следует отметить, что материал основы алюминиевого декоративного молдинга (слой № 2) по своему химическому составу соотносится с отечественным алюминиевым сплавом АД35 (по ГОСТ 4784-2019 «Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки» [4]). Данный алюминиевый сплав АД35 является деформируемым под давлением и отличается высокой пластичностью и коррозионной стойкостью. Согласно ГОСТ 9.031-74 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия анодно-окисные полуфабрикатов из алю-

миния и его сплавов. Общие требования и методы контроля» [5] полуфабрикаты из сплава алюминия марки АД35 подвергаются анодированию с целью постоянной защиты и защитно-декоративной отделки.

Также с помощью растрового электронного микроскопа Tescan Mira 3 XMU было выполнено измерение толщин слоёв исследуемых фрагментов декоративной алюминиевой накладки (молдинга) (рис. 12, 13).

Рис. 12. Измерение толщин слоёв фрагмента № 1 декоративной алюминиевой накладки

(молдинга): а - слой №1; б - слой № 2

Рис. 13. Измерение толщин слоёв фрагмента № 2 декоративной алюминиевой накладки

(молдинга): а - слой № 1; б - слой № 2

Проведённые измерения показали:

- среднее значение толщины слоя № 1 фрагмента № 1 накладки составляет 5,43 мкм, а толщина слоя № 2 находится в диапазоне 1230-2710 мкм (из-за различия геометрии формы накладки по сечению);

- среднее значение толщины слоя № 1 фрагмента № 2 накладки составляет 6,51 мкм, а толщина слоя № 2 находится в диапазоне 375-1000 мкм (из-за различия геометрии формы накладки по сечению).

Далее был проведен эксперимент, заключающийся в том, что на неповреждённую поверхность исследуемой алюминиевой декоративной накладки (молдинга) был локально нанесён 10%-ый водный раствор щёлочи (NaOH) с щелочным числом 12 и 10%-ый раствор азотной кислоты в этиловом спирте с щелочным числом 0 ^^0). Внешний вид зон нанесения на неповреждённую поверхность накладки (молдинга) раствора щелочи и раствора азотной кислоты показан на рис. 14. На рис. 14 также показаны тест-полоски универсального индикатора определения pH, с помощью которых было определено щелочное число наносимых на поверхность растворов.

Рис. 14. Внешний вид зон нанесения растворов на неповреждённую поверхность алюминиевой декоративной накладки (молдинга) и тест-полосок универсального

индикатора определения pH

После нанесения растворов на поверхность алюминиевой декоративной накладки (молдинга) и одной минуты выдержки она была очищена этиловым спиртом. Было установлено, что воздействие 10%-го водного раствора щелочи (NaOH) на декоративный модинг привело к образованию повреждений (рис. 15), аналогичных повреждениям, показанным на рис. 8 (а, в) в виде изменения цвета/отблеска (помутнения). Воздействие 10%-ного раствора азотной кислоты в этиловом спирте не привело к образованию повреждений на поверхности декоративной алюминиевой накладки (молдинга).

......... III .........|....................'НИ 1||1[^1|Ш1|11|||1!11|1111|Н|1|11П|

Рис. 15. Внешний вид алюминиевой накладки (молдинга) после нанесения растворов

на неповреждённую поверхность

Как правило, с целью увеличения производительности процесса при мойке/чистке/химчистке автомобиля в автомобильных мойках и/или самостоятельно собственником автомобиля могут использоваться щелочные моющие растворы/вещества. В случае неправильного использования и/или использования моющих средств, не допускаемых производителем автомобиля, могут возникать повреждения поверхности алюминиевых декоративных накладок (молдингов). Также не исключены иные причины попадания щелочных растворов на поверхность декоративных накладок (молдингов) из окружающей среды. Логично заключить, что время воздействия щелочных растворов также непосредственно влияет на образование повреждений алюминиевой накладки (молдинга). В связи с этим, отсутствие своевременного ухода за автомобилем в эксплуатации в виде редкой мойки его кузова, способствует возникновению повреждений декоративных накладок (молдингов), на поверхность которых попало агрессивное вещество.

Согласно проведенному исследованию, было установлено, что причиной возникновения повреждений алюминиевой декоративной накладки (молдинга) в виде изменения цвета/отблеска явилось внешнее воздействие щелочных растворов и, в рассматриваемом случае, это не связано с качеством изготовления накладки.

Заключение

В статье была изложена методика исследования причины образования повреждений хромированных и алюминиевых декоративных накладок (молдингов) автомобиля. Показано из каких слоёв состоит покрытие декоративных накладок (молдингов). Исследование показало, что длительное воздействие различных агрессивных веществ, в том числе ионов хлора (Cl), на хромированные декоративные накладки приводит к образованию коррозионных язв, а также разрушению хромового и никелевых слоев покрытия. Причиной возникновения повреждений алюминиевой декоративной накладки (молдинга) в виде изменения цвета/отблеска явилось внешнее воздействие щелочных растворов и, в рассматриваемом случае, это не связано с качеством изготовления накладки.

Список источников

1. DIN EN ISO 1456-2009. Покрытия металлические. Электролитические покрытия из никель-хрома, медь-никеля и медь-никель-хрома: международный стандарт: дата введения: 01.12.2009 / Международная организация по стандартизации (ИСО). -Швейцария, Женева: ISO copyright office, 2009. - 12 с.

2. DIN EN 573-3-2007. Алюминий и алюминиевые сплавы. Химический состав и форма заготовок. Часть 3. Химический состав и форма изделий: европейский стандарт: дата введения: август 2007 / Европейский комитет по стандартизации. - Бельгия, Брюссель: Management Centre CEN, 2007. - 37 с.

3. Анодирование алюминия и его сплавов / И. А. Аккозиев, А. А. Жээнбеков, П. Д. Демьянович, Д. П. Демьянович // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2017. - Т. 17, № 5. - С. 61-63. - EDN ZAOVDB.

4. ГОСТ 4784-2019. Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки: межгосударственный стандарт: дата введения: 01.09.2019 / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2019. - 35 с.

5. ГОСТ 9.031-74. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия анодно-окисные полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Общие требования и методы контроля: межгосударственный стандарт: дата введения: 01.07.1975 / Государственный комитет СССР по стандартам. - Москва: Издательство стандартов, 1989. - 12 с.

Refere^es

1. Pokrytiya metallicheskie. Elektroliticheskie pokrytiya iz nikel-hroma, med-nikelya i med-nikel-hroma, DIN EN ISO 1456-2009 (Metallic and other inorganic coatings - Electrodeposited coatings of nickel, nickel plus chromium, copper plus nickel and of copper plus nickel plus chromium, International Standart 1456-2009), Switzerland, Geneva, ISO copyright office, 2009, 12 p.

2. Alyuminij i alyuminievye splavy. Himicheskij sostav i forma zagotovok. Chast 3. Himicheskij sostav i forma izdelij, DIN EN 573-3-2007 (A Aluminium and aluminium alloys - Chemical composition and form of wrought products - Part 3: Chemical composition and form of products, European Standart 573-3-2007), Belgium, Brussels, Management Centre СЕ^ 2007, 37 p.

3. Akkoziev I. A., Sheenbekov A. A., Demianovich P. D., Demianovich D. P. Vestnik KRSU, 2017, vol. 17, no. 5, pp. 61-63.

4. Alyuminij i splavy alyuminievye deformiruemye. Marki, GOST 4784-2019 (Aluminium and wrought aluminium alloys. Grades, Interstate Standart 4784-2019), Moscow, FGUP "Standartinform", 2019, 35 p.

5. Edinaya sistema zashchity ot korrozii i stareniya. Pokrytiya anodno-okisnye polufabrikatov iz alyuminiya i ego splavov. Obshchie trebovaniya i metody kontrolya, GOST 9.031-74 (Unified system of corrosion and ageing protection. Anode-oxide coatings for semifinished products made of aluminium and its alloys. General requirements and methods of control, Interstate Standart 9.031-74), Moscow, Izdatelstvo standartov, 1989, 12 p.

Информация об авторах

А. М. Аракелян - техник ИНАЭ-МАДИ, студент МАДИ.

Е. А. Дессерт - техник ИНАЭ-МАДИ, студент МАДИ.

A. Е. Перекрестов - эксперт ИНАЭ-МАДИ.

B. А. Перекрестова - старший преподаватель МАДИ.

Information about the authors

А. М. Arakelyan - technician INAE-MADI, student MADI.

Е. А. Dessert - technician INAE-MADI, student MADI.

А. Е. Perekrestov - еxpert INAE-MADI, student MADI.

V. A. Perekrestova - senior lecturer MADI.

Рецензент: Б.Ф. Еникеев, кандидат технических наук, доцент, эксперт ИНАЭ-МАДИ.

Статья поступила в редакцию 20.07.2024; одобрена после рецензирования 01.08.2024; принята к

публикации 01.08.2024.

The article was submitted 20.07.2024; approved after reviewing 01.08.2024; accepted for publication

01.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.