УДК 624.15
DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2018-766-12-55-60
Л.И. КОШЕЛЕВА, зав. отделом строительных материалов, коррозии и долговечности ([email protected]), С.П. МИЮСОВ, гл. конструктор отдела ([email protected]), Д.Г. РЯЗАНЦЕВ, зам. зав. отделом ([email protected]), С.С. КОВЫРШИН, гл. специалист отдела ([email protected])
Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева (НИИЖБ) АО «НИЦ «Строительство» (109428, г. Москва, ул. 2-я Институтская, 6)
Причины раскрытия деформационных швов фундаментов станции НПС-2 нефтепровода Куюмба - Тайшет
Рассмотрены некоторые вопросы необходимости развития теории и практики строительства в суровых климатических условиях на многолетнемерзлых грунтах. Приведена характеристика сурового климата и инженерно-геологические условия площадки станции. Представлены технические решения обеспечения надежности геотехнической системы площадки и конструктивные решения фундаментов. Проведено техническое обследование плитного ростверка с определением физико-механических свойств бетона, зафиксированы дефекты (трещины) конструкции и их параметры (ширина, глубина и протяженность). В процессе эксплуатации отмечены возможные негативные геокриологические процессы, такие как водонакопление, изменение гидрогеологического режима надмерзлотных вод, сезонное пучение. Получены результаты геомониторинга и расчета по деформациям и по прочности с физически нелинейными характеристиками материалов по II группе предельных состояний с учетом совместного влияния усилий температурных деформаций и от деформаций усадки. По результатам серии поверочных расчетов по деформациям и по прочности железобетонных ростверков резервуаров установлено, что в период первого замораживания в конструкциях ростверков наблюдаются значительные растягивающие напряжения, достигающие величин порядка (2,34-2,44)-103 кН/м2. По результатам проведенных работ определены причины образования трещин в высоких плитных ростверках, эксплуатируемых в суровых климатических условиях, и сформулировано предложение о необходимости дополнительного изучения влияния фактора термостабилизации грунта на напряженно-деформированное состояние конструкций железобетонных ростверков.
Ключевые слова: суровый климат, стабилизация, температура, многолетнемерзлый грунт, бетон, трещины, деформации, геомониторинг, деформационный шов, усадка, техническое обследование, плитный ростверк, расчет, надежность.
Для цитирования: Кошелева Л.И., Миюсов С.П., Рязанцев Д.Г., Ковыршин С.С. Причины раскрытия деформационных швов фундаментов станции НПС-2 нефтепровода Куюмба - Тайшет // Строительные материалы. 2018. № 12. С. 55-60. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2018-766-12-55-60
L.I. KOSHELEVA, Head of the Department of construction materials, corrosion and durability ([email protected]), S.P. MIUSOV, Chief Designer ([email protected]),
D.G. RYAZANTSEV, Deputy Head of Department of construction materials, corrosion and durability ([email protected]), S.S. KOVYRSHIN, Chief Specialist ([email protected])
Research Institute of Concrete and Reinforced Concrete named after A.A. Gvozdev (NIIZHB), JSC "Research Center of Construction" (6, 2nd Institutskaya Street, Moscow, 109428, Russian Federation)
Reasons for Disclosure of Deformation Seams of Foundations at the NPS-2 Station of the Kuyumba - Tayshet Oil Pipeline
Some issues of need for development of the theory and practice of construction under the severe climatic conditions on permafrost soils are considered. The characteristic of severe climate and engineering-geological conditions of the station site is given. Technical solutions to ensure the reliability of the geotechnical system of the site and structural solutions of the foundations are presented. Technical inspection of the slab grillage with determination of physical and mechanical properties of concrete was carried out, defects (cracks) of the structured and their parameters (width, depth and extent) were fixed. During the operation, possible negative geocryological processes such as water accumulation, change in the hydro-geological regime of suprapermafrost waters, seasonal heaving were noted. The results of geo-monitoring and the calculation of deformation and strength with physically nonlinear properties of materials for the II group of limit states with due regard for the joint effect of efforts of thermal strains and shrinkage deformations were obtained. According to the results of a series of checking calculations on deformation and strength of reinforced concrete grillages of tanks, it is established that in the period of the first freeze in the constructions of grillages there are significant tensile stresses, reaching values of about 2.34 to 2.44 103 kN/m2. On the basis of conducted works, the causes of cracks formation in the high slab grillages operated under severe climatic conditions were determined, and a proposal was formulated on the need for additional study of the influence of the factor of thermal stabilization of the soil on the stress-strain state of reinforced concrete grillage structures.
Keywords: severe climate, stabilization, temperature, permafrost soil, concrete, cracks, deformations, geo-monitoring, deformation seam, shrinkage, technical inspection, slab grillage, calculation, reliability.
For citation: Kosheleva L.I., Miusov S.P., Ryazantsev D.G., Kovyrshin S.S. Reasons for disclosure of deformation seams of foundations at the NPS-2 station of the Kuyumba - Tayshet oil pipeline. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2018. No. 12, pp. 55-60. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2018-766-12-55-60 (In Russian).
С развитием рыночной экономики в России происходит активное освоение северных районов страны с преобладающими территориями вечномерзлых грунтов, где характерны его многоцикличные замерзания и оттаивания. В целях обеспечения надежности и долговечности возводимых сооружений требуется не только обстоятельное применение имеющегося теоретического и практического опыта, но и дальнейшие развитие теории и практики строительства в суровых климатических условиях на вечномерзлых грунтах.
Авторами проведено детальное обследование плитного ростверка фундаментов нефтеперекачивающей станции НПС-2 нефтепровода Куюмба — Тайшет по выяснению причин его деформаций и увеличению ширины деформационных швов. Общий вид станции приведен на рис. 1.
Район строительства нефтеперекачивающей станции НПС-2 расположен в суровых климатических условиях. Данный климатический район в соответствии с [1] характеризуется продолжительностью холодного периода года (со среднесуточной температурой воздуха ниже 0оС)
Рис. 2. Плита ростверка (разбивка плиты ростверка на блоки армирования)
190 дней в году и более; минимальная температура хо лодных суток -45оС; расчетное значение перепада тем пературы лето—зима составляет -57,2оС; расчетное зна чение перепада температуры зима—лето составляет +41,8оС, кроме того, в основании станции распростра нены многолетнемерзлые грунты (ММГ).
Основание под резервуарами конструктивно выпол нено в виде высоких ростверков [2], плиты которых за проектированы поверх буроопускных свай длиной 12 м, диаметром 42,6 см.
Сваи — из металлических труб 0426x9 Г2С (ГОСТ 10704-91/09 «Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент»; ГОСТ 19281—89 «Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические ус ловия») погружены в вечномерзлые грунты на глуби ну ~10 м. Внутри трубы заполнены сухой песчано-це ментной смесью до глубины 2500 мм от планировочной отметки, выше этой отметки — бетоном класса В15. Плита ростверка — в виде диска толщиной 0,6 м и диаметром 47,6 м, разделенного на четыре сектора деформационными швами шириной 20 мм (рис. 2).
Плита объединяет 505 свай, оголовки которых входят в тело плиты на 50 мм, соединение жесткое (рис. 3, 4).
Инженерно-геологические условия площадки представлены многолетнемерзлыми делювиально-элюви-альными, мезозойскими элювиальными отложениями, скальными породами: суглинками пластичномерзлыми слабольдистыми, слоистой структуры (ИГЭ-209); суглинками дресвяными и щебенистыми пластичномерз-лыми слабольдистыми (ИГЭ-259,ИГЭ-269); супесями
Рис. 4. Схема установки сваи СЕ1 в скважине
пластичномерзлыми слабольдистыми слоистой крио-структуры (ИГЭ-309); щебенистыми и дресвяными грунтами твердомерзлыми слабольдистыми (ИГЭ538, ИГЭ-548); скальными грунтами алевролитами твердо-мерзлыми (ИГЭ-728в, ИГЭ-728г) и песчаниками средней прочности твердомерзлыми трещиноватой крио-структуры (рис. 5—7).
Рис. 5. Скважина 1. Инженерно-геологический разрез по линии 3-3
Температурный режим мерзлых пород характеризуется колебанием от -3оС на глубине 12,5 м до температуры, близкой к 0оС. Необходимо отметить возможные негативные геокриологические процессы, такие как водонакопление, изменение гидрогеологического режима надмерзлотных вод, сезонное пучение [3].
Для обеспечения надежности геотехнической системы площадки и, следовательно, возводимого сооружения требуется минимальное вмешательство в природную среду с сохранением вечномерзлого состояния грунта как в процессе строительства, так и при эксплуатации [4]. С этой целью в процессе эксплуатации предусмотрено снижение теплового воздействия нефтеперекачивающей станции и сохранения мерзлого состояния грунтов наличием холодного продуваемого пространства под ростверками и поверхностью грунта высотой h=163 см и сезонным охлаждением грунтов [5—15]. При строительстве для минимизации воздействия на ММГ применены висячие сваи (рис. 4), погружение которых осуществлялось буроопускным способом при средней температуре вечномерзлого грунта по длине сваи -0,5оС и ниже в предварительно пробуренные скважины диаметром 620 мм.
В процессе строительства станции вели геомониторинг, включающий измерение вертикальных осадок фундаментов и температуры грунтов в термометрических скважинах (СОУ), а также ширины раскрытия деформационных швов и проверку работоспособности
Рис. 6. Скважина 2. Инженерно-геологический разрез по линии 1-1
Таблица 1
Результаты мониторинга ширины раскрытия деформационных швов ростверка резервуара № 1
Дата Ось 1 Ось 2 Ось 3 Ось 4
ширина шва, мм ширина шва, мм ширина шва, мм ширина шва, мм
10.10.2014 18 20 21 19
05.11.2014 26 22 27 24
08.12.2014 38 34 34 29
03.01.2015 44 36 46 30
02.02.2015 51 40 53 33
02.03.2015 59 44 61 33
08.04.2015 57 41 58 30
06.05.2015 58 43 57 29
10.06.2015 58 44 59 31
08.07.2015 59 42 60 33
08.08.2015 60 45 61 32
07.09.2015 59 44 60 33
11.10.2015 60 45 61 32
11.10.2016 85 60 85 47
Литология
Номер
Категория грунтов по ГЭСН
Возраст
Полное описание грунта
Литология
Номер
Категория грунтов по ГЭСН
Возраст
Полное описание грунта
Г'Т'Т'1 •■тту
60
hQ
Почвенно-растительный слой
269
eMZ
Суглинок щебенистый пластичномерзлый
201
edQ
Суглинок твердый
AViViV 'лч-'д'-'л'.
534
eMZ
Щебенистый грунт малой степени водонасыщения
204
edQ
Суглинок мягкопластичный
538
eMZ
Щебенистый грунт твердомерзлый
209
edQ
Суглинок
пластичномерзлый
548
eMZ
Дресвяный грунт твердомерзлый
259
eMZ
Суглинок дресвяный пластичномерзлый
728а
PZ
Алевролит твердомерзлый средней прочности
Рис. 7. Условные обозначения
Рис. 8. Деформационный шов шириной 120 мм
Таблица 2
Физико-механические характеристики бетона
Фактический класс бетона по прочности на сжатие Е [кН/м2] Rb [МПа] Rbt [МПа] Мие Rho [т/м3]
Нормативные значения
В15 2,4е+007 11 1,1 0,2 2,75
В25 3е+007 18,5 1,55 0,2 2,75
В(32,2) РВСП №101.1 3,33е+007 23,73 1,83 0,2 2,75
В(32,7) РВСП №101.2 3,37е+007 23,77 1,87 0,2 2,75
В(28,4) РВСП №101.3 3,125е+007 20,88 1,686 0,2 2,75
В(29,6) РВСП №101.4 3,23е+007 21,72 1,734 0,2 2,75
Расчетные значения
В15 2,4е+007 8,5 0,75 0,2 2,75
В25 3е+007 14,5 1,05 0,2 2,75
В(32,2) РВСП №101.1 3,33е+007 18,23 1,22 0,2 2,75
В(32,7) РВСП №101.2 3,37е+007 18,27 1,226 0,2 2,75
В(28,4) РВСП №101.3 3,125е+007 16,25 1,12 0,2 2,75
В(29,6) РВСП №101.4 3,23е+007 17,26 1,142 0,2 2,75
Пониженные значения мод. упругости для вертикальных элементов
В15* 1,44е+007 - - 0,2 2,75
В25* 1,8е+007 - - 0,2 2,75
В(32,2) РВСП №101.1 1,998е+007 - - 0,2 2,75
В(32,7) РВСП №101.2 2,022е+007 - - 0,2 2,75
В(28,4) РВСП №101.3 1,875е+007 - - 0,2 2,75
В(29,6) РВСП №101.4 1,938е+007 - - 0,2 2,75
Пониженные значения мод. упругости для горизонтальных элементов
В15** 0,72е+006 - - 0,2 2,75
В25** 0,9е+006 - - 0,2 2,75
В(32,2) РВСП №101.1 0,999е+007 - - 0,2 2,75
В(32,7) РВСП №101.2 1,011е+007 - - 0,2 2,75
В(28,4) РВСП №101.3 0,937е+007 - - 0,2 2,75
В(29,6) РВСП №101.4 0,969е+007 - - 0,2 2,75
системы термостабилизации грунтов [5]. По результатам мониторинга установлено, что режим термостабилизации грунтов, предусматривающий сезонное охлаждение грунтов до -0,5оС в период положительной температуры воздуха, выдерживался; ширина деформационных швов изменялась в процессе замерзания грунтов и нагружения свай от 18 до 85 мм (табл. 1). Проведенным комплекс-
Рис. 9. Низ плиты ростверка в зоне деформационного шва: 1 - скважина СОУ
Рис. 11. Равномерно распределенные нагружения на плиту ростверка, эквивалентные кратковременным нагрузкам вследствие деформаций усадки (ДТ;=-78,1°С) и климатических воздействий лето-зима (ДТ;=-57,2оС), зима-лето (ДТ;=+41,8°С)
ным обследованием выявлено раскрытие деформационных швов на величину больше расчетной (45 мм), ширина деформационных швов продолжает увеличиваться и на период обследования составляла 120 мм (рис. 8, 9).
Для выяснения влияния физических свойств бетонной конструкции фундамента на увеличение ширины деформационных швов был выполнен расчет плиты ростверка по деформациям и по прочности с физически нелинейными характеристиками материалов по II группе предельных состояний с учетом совместного влияния усилий температурных деформаций и усадки. Расчет выполнен в соответствии с СП 52-105—2009 «Железобетонные конструкции в холодном климате и на вечномерзлых грунтах» с использованием программного комплекса ЛИРА САПР 2016. Общий вид плитного ростверка приведен на рис. 10.
Физико-механические характеристики бетона приведены в табл. 2.
Рис. 12. Изополя напряжений №(кН/м2) тт/тах №=(-1,14 -+2,25) 103 кН/м2 - преимущественно растяжение при нелинейном нагружении РСН-3 (1-2-3-4-7-6) и одновременном действии усадка+тем-пература
Рис. 14. Линейные деформации по -X Ш min/max Ux=±12,7 мм при нелинейном нагружении РСН-3 (1-2-3-4-7-6) и одновременном действии усадка+температура, суммарный зазор в деформационном шве по -X (оси 1-1) составит At=20+25,1=45,1 мм
Рис. 13. Изополя напряжений Ny(кН/м2) тт/тах N^(-1,32 - + 2,209) 103 кН/м2 - преимущественно растяжение при нелинейном нагружении РСН-3 (1-2-3-4-7-6) и одновременном действии усадка +температура
—а
Рис. 15. Линейные деформации по ^ min/max иу=±12,7 мм при нелинейном нагру-жении РСН-3 (1-2-3-4-7-6) и одновременном действии усадка +температура суммарный зазор в деформационном шве по ^ (оси 3-3) составит Дt=20+25,1=45,1 мм
Температурные нагрузки:
1. Нормативное значение изменения средней температуры по сечению элемента в холодное Atc время года:
Atc = tc - tow = -45оС -7оС = -52оС,
t0 tow ' son -IñOf
где tc=tec=t1-A1=-25°С-20°С=-45°С - нормативное значение средней температуры по сечению элемента в холодное время года, принимаемое по табл. 13.1 и картам 5 и 7; 0п=0,8^11+0,2и=0,8Л5°С+0,Ъ(-25оС)= 12-5=7оС — начальная температура, соответствующая замыканию конструкции в законченную систему в теплое время года; tV#=+15°C — средняя месячная температура воздуха в июле; ^-25оС — средняя месячная температура воздуха в январе.
2. Расчетное значение изменения средней температуры по сечению элемента:
AT = Atc ■ Yf = -52оС ■ 1,1 = -57,2оС -
расчетное значение перепада температуры лето-зима.
3. Нормативное значение изменения средней температуры по сечению элемента в холодное Atc время года:
Atw = tw - t0c = +21оС -(-17оС) = +38оС,
где tw=tew=tvn+ AV7^=+15°С+6°С=+21°С — нормативное значение средней температуры по сечению элемента в холодное время года; toc=0,2tvII+0,8tI=0,2^15°C+0,8^ (-25оС)=3-20=-17оС - начальная температура, соответствующая замыканию конструкции в законченную систему в холодное время года; tV]I=+15°C — средняя месячная температура воздуха в июле; AyII=+6°C — отклонение средней месячной температуры воздуха в июле.
4. Расчетное значение изменения средней температуры по сечению элемента:
ATw = Atw ■ Yf = +38оС ■ 1,1 = +41,8оС -
расчетное значение перепада температуры зима-лето.
5. Нагрузка от деформации усадки:
10-5
tos = 78,1
принята как температурная A70s=-78,1-10"5oC-1
Эскиз нагружений на плиту ростверка показан на рис. 11. Нагружения по всей площади равномерно распределенные, эквивалентные кратковременным нагрузкам вследствие деформаций усадки (Д7)=-78,1°С), от температурных деформаций климатических воздействий лето-зима (Д^=-57,2оС) и зима-лето (Д^=+41,8оС). Изополя напряжений приведены на рис. 12 и 13.
Линейные деформации по -Хтт/тах№=±12,7 мм и по ^тт/тахиу=±12,7 мм при нелинейном нагру-жении и одновременном действии усадка + температура показаны на рис. 14 и 15. Как видно из представленного материала, суммарный зазор в деформационном шве по -X (оси 1-1) составил Дt=20+25,1=45,1 мм и по ^ (оси 3-3) составил Дt=20+25,1=45,1 мм.
По результатам серии поверочных расчетов по деформациям и по прочности железобетонных ростверков резервуаров установлено следующее:
- в период первого замораживания в конструкциях ростверков наблюдаются значительные растягивающие напряжения достигающие величины порядка (2,34-2,44)-103 кН/м2;
- собственные деформации секторов плит ростверков не превышают нормированных величин разности относительных осадок и предельной величины крена (п. 6.1.22 СП 43.13330.2012 (СНиП 2.09.03-85);
- фактические осадки секторов плит ростверков не превышают нормированных величин (<200 мм) по СНиП 2.09.03-85 (п.6.24);
- максимальное расчетное значение деформационных швов 45 мм.
На основании обобщения результатов проделанной работы сделаны следующие выводы.
1. Геометрические параметры деформационных швов меняются в процессе замерзания грунта и нагру-жения фундаментов.
2. Фактическое увеличение ширины деформационных швов между секторами ростверков до значения 120 мм необъяснимо внутренними физическими процессами в железобетонных ростверках и предположительно является следствием внешних воздействий -
¡TPfJ>ITE/]brlblE научно-технический и производственный журнал J ® декабрь 2018
сдвижек (деформаций) грунтового массива, которые могут быть проявлением техногенного влияния термостабилизации грунта. В связи с этим следует дополнительно изучить влияние термостабилизации на увеличение и распределение внутреннего давления в грунтовом массиве свайного поля с целью прогнозирования
Список литературы
1. Галкин М.Л., Рукавишников А.М., Генель Л.С. Термостабилизация вечномерзлых грунтов // Холодильная техника. 2013. № 10. С. 8—11.
2. Залесов А.С., Зенин С.А. Фактическое состояние и перспективные направления развития нормативной базы железобетона // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 1. С. 8—10.
3. Каприелов С.С., Шейнфельд А.В., Кардумян Г.С. Уникальные бетоны и опыт их реализации в современном строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 1. С. 42—44.
4. Емельянов Е.И., Бондаренко В.М. Определение температуры многолетнемерзлых пород в слое годовых теплооборотов методом высокоразрешающего электрического зондирования // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 11. С. 18—21.
5. Фаликман В.Р. Наноматериалы и нанотехнологии в современных бетонах // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 1. С. 31—34.
6. Ибрагимов Э.В., Гамзаев Р.Г. Системы термостабилизации грунта для зданий и сооружений с проектным решением полов по грунту // Журнал нефтегазового строительства. 2014. № 1. C. 40—45.
7. Кутвицкая Н.Б., Козлова Е.Б. Проектирование инженерной защиты оснований и фундаментов объектов нефтегазоконденсатных месторождений в сложных мерзлогрунтовых условиях // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2015. № 5. С. 18—22.
8. Долгих Г.М., Окунев С.Н. Анализ надежности и эффективности систем температурной стабилизации многолетнемерзлых грунтов в основаниях зданий и сооружений // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2015. № 5. С. 14-17.
9. Хренов Н.Н. Некоторые рекомендации по обеспечению устойчивости свайных оснований надземной прокладки нефтепровода Заполярное—Пурпе // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2016. № 2. С. 37-40.
10. Кроник Я.А. Безопасность оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2017. № 3. С. 36—39.
11. Мерзляков В.П. Физико-механические условия образования первичных морозобойных трещин // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2016. № 4. С. 2—5.
12. Потапова О.А. Анализ влияния природных факторов на технические решения оснований и фундаментов на многолетнемерзлых грунтах // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2014. № 3. С. 26—28.
13. Сахаров И.И., Парамонов В.Н., Парамонов М.В., Игошин М.Е. Деформации морозного пучения и оттаивания грунтов при работе и повреждении сезон-но-охлаждающих устройств // Промышленное и гражданское строительство. 2017. № 12. С. 23—30.
14. Карпенко Н.И., Ерышев В.А., Латышева Е.В., Кока-рев С.А. Методика описания диаграммы бетона с переменными уровнями напряжений сжатия и частичной разгрузкой // Промышленное и гражданское строительство. 2015. № 3. С. 12—15.
15. Набережный А.Д., Кузьмин Г.П., Посельский Ф.Ф. Анализ причин снижения несущей способности оснований и фундаментов в геокриологических условиях Якутии // Промышленное и гражданское строительство. 2016. № 8. С. 64—69.
добавочных деформаций и напряженно-деформированного состояния на конструкции железобетонных ростверков.
3. Необходимо дальнейшее развитие теории и практики строительства объектов в суровых климатических условиях на вечномерзлых грунтах.
References
1. Galkin M.L., Rukavishnikov A.M., Genel' L.S. Thermostabilization of permafrost soil. Holodil'naya tekhnika. 2013. No. 10, pp. 8-11. (In Russian).
2. Zalesov A.S., Zenin S.A. Actual state and perspective directions of development of the regulatory base of reinforced concrete. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo. 2013. No. 1, pp. 8-10. (In Russian).
3. Kaprielov S.S., Sheinfel'd A.V., Kardumyan G.S. Unique concrete and experience of their realization in modern construction. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo.
2013. No. 1, pp. 42-44. (In Russian).
4. Emel'yanov E.I., Bondarenko V.M. Determination of temperature of permafrost breeds in a layer of annual he-atturns by method of the high-allowing electric sounding. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo. 2013. No. 11, pp.18-21. (In Russian).
5. Falikman V.R. Nanomaterials and nanotechnologies in modern concrete. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo. 2013. No. 1, pp. 31-34. (In Russian).
6. Ibragimov E.V., Gamzaev R.G. The systems of thermo-stabilization of soil for buildings and constructions with the design solution of floors on soil. Zhurnal neftegazovogo sroitel'stva. 2014. No. 1, pp. 40-45. (In Russian).
7. Kutvickaya N.B., Kozlova E.B. Design of engineering protection of the bases and the bases of objects of oil-gas condensate fields in difficult merzlogruntovy conditions. Osnovaniya, fundamenty i mehanika gruntov. 2015. No. 5, pp. 18-22. (In Russian).
8. Dolgih GM., Okunev S.N. The analysis of reliability and efficiency of systems of temperature stabilization of permafrost soil in foundations of buildings and constructions. Osnovaniya, fundamenty i mehanika gruntov. 2015. No. 5, pp. 14-17. (In Russian).
9. Hrenov N.N. Some recommendations about ensuring stability of the pile bases of elevated laying of the oil pipeline Polar - Purpe. Osnovaniya, fundamenty i mehanika gruntov. 2016. No. 2, pp. 37-40. (In Russian).
10. Kronik Y.A. Safety of the bases and the bases of buildings and constructions on permafrost soil. Osnovaniya, fundamenty i mehanika gruntov. 2017. No. 3, pp. 36-39. (In Russian).
11. Merzlyakov V.P. Physicomechanical conditions of formation of primary morozoboyny cracks. Osnovaniya, funda-menty i mehanika gruntov. 2016. No. 4, pp. 2-5. (In Russian).
12. Potapova O.A. The analysis of influence of natural factors on technical solutions of the bases and the bases on permafrost soil. Osnovaniya, fundamenty i mehanika gruntov.
2014. No. 3, pp. 26-28. (In Russian).
13. Saharov I.I., Paramonov V.N., Paramonov M.V., Igoshin M.E. Deformations of a frosty pucheniye and thawing of soil during the work and damage of the seasonal cooling devices. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo. 2017. No. 12, pp. 23-30. (In Russian).
14. Karpenko N.I., Eryshev V.A., Latysheva E.V., Koka-rev S.A. Technique of the description of the chart of concrete with variable levels of tension of compression and partial unloading. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo. 2015. No. 3, pp.12-15. (In Russian).
15. Naberezhnyi A.D., Kuz'min G.P., Posel'skiy F.F. The analysis of the reasons of decrease in bearing capacity of the bases and the bases in geocryologic conditions of Yakutia. Promyshlennoe i grazdanskoe stroitel'stvo. 2016. No. 8, pp. 64-69. (In Russian).