Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1569
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГ / ОШИБКИ / ТЕКСТ / ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарма О.В.

В статье рассматривается причина ошибок в пунктуации учащихся, с возможными способами их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

3.Винокур О. Избранные работы по русскому языку. - Издательство: Либроком, 2009. - 448 с.

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М., 1996. - 289 с.

5.Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

6. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.

7. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

8. Иохвидов В.В. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. -С. 109-113.

9. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.

10. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 35-38.

ПРИЧИНЫ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

© Сарма О.В.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается причина ошибок в пунктуации учащихся, с возможными способами их устранения.

Ключевые слова школьник, педагог, ошибки, текст, знаки препинания, письменная речь.

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета. Научный руководитель: Огкидач Н.А., заведующий кафедрой Русского языка и литературы, кандидат филологических наук.

Тенденция в области политики российского государства в области образования - формирование у молодого поколения общероссийского гражданского сознания [2, с. 3]. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом [6, с. 65-67].

Любой школьник, который хочет воспитать в себе личность, должен стремиться к познанию родного языка. Одним из самых сложных его разделов является пунктуация. Она занимается изучением того, как правильно ставить знаки препинания. К сожалению, пунктуационные ошибки занимают первое место среди других типов ошибок. Лингвисты провели исследование на эту тему и выяснили, что на одну орфографическую ошибку в работах школьников приходится около пяти пунктуационных. Увеличение их численности объясняется излишней сложностью пунктуационных умений, которые в свою очередь определяются не только синтаксическими знаниями, но и умениями довольно быстро схематизировать всю структуру письменной работы, а также выражать различные смыслы в коммуникативных единицах [1, с. 5].

Накопленный передовыми учителями опыт, позволяет выделить несколько типов пунктуационных ошибок - это те ошибки, которые допускаются при пропуске различных знаков препинания, а если быть точнее, в тех случаях, где они обязательны для точной передачи разных оттенков мысли [3, с. 37]. Ошибки, которые допускаются в постановки уже лишних знаков препинания, там, где они не нужны, а также ошибки, которые показывают неумение школьника поставить именно тот знак, который необходим в данном случае, основываясь на правилах иногда выделяют и четвёртый тип пунктуационных ошибок, они допускаются в постановке знака препинания в не том месте, где он необходим, согласно правилам русского языка. Большинство филологов причисляют последнюю группу, к условной, по их мнению, знак препинания поставленный не в том месте является лишним и относиться ко второй группе пунктуационных ошибок.

Расстановка лишних знаков препинания в письменном тексте - это одна из наиболее распространённых ошибок школьников. А причина этому неверное толкование интонации.

Все представленные типы ошибок могут быть презентованы в самых различных вариантах. К примеру, ошибки в разных конструкциях именно с союзами «и» (в сложносочинённом предложении, при однородных членах). Также в конструкциях с «что» (в неразложимых сочетаниях, сложноподчинённом предложении и в придаточных, где на первом месте нет союза), ещё при бессоюзном предложении, при прямой речи и обособлениях, являются одними из самых распространённых на сегодняшний день. По мнению лингвистов, все пунктуационные ошибки проявляются закономерно, в силу объективных и субъективных причин. Если рассматривать их поподробнее, то к объективным причинам относят: непонимание школьником определён-

ных пунктуационных норм к тому моменту, когда была проведена письменная работа; связанность с довольно сложной грамматикой; большое количество ограничений в употреблении различных знаков препинания в одинаковой синтаксической позиции; и шанс семантически по-разному членить коммуникативную единицу. А к субъективным причинам относят: абсолютно полное незнание школьником пунктуационных норм; не владение смысловым и синтаксическим разбором предложения; смешение разных условий выбора знаков, которые приводят к созданию школьником несуществующих правил [1, с. 36].

Все эти причины могут действовать, как совместно, так и порознь. Но большая часть пунктуационных ошибок появляются из-за взаимодействия этих причин.

Существуют ещё одна причина появления этих ошибок, это последовательность формирования навыков постановки знаков препинания по ходу письма.

В старшей школе количество ошибок такого типа преобладает над ошибками орфографическими. Этому можно дать достаточно чёткое объяснение. В современной учебной программе орфографии уделяется гораздо больше часов, чем пунктуации. К тому же занятия пунктуацией несут прерывистый характер. Если взять особенность этой темы, то можно с уверенностью сказать, что её усвоение требует достаточно высокого уровня развития речи. Также усвоению пунктуационных навыков мешает излишняя торопливость при изучении правил пунктуации.

Такую важную и огромную тему как пунктуация никогда нельзя изучать только лишь путём запоминания определённого количества нужных правил. Тем более, не всегда правило нужно применять с абсолютной точностью. Это можно объяснить тем, что при расстановке определённых знаков препинания берётся в расчёт стиль и характер речи, абсолютно индивидуальная манера письма автора, если рассматривается литература художественного направления.

Для того, чтобы верно расставлять знаки препинания в тексте, нужно обязательно правильно и точно определить смысл данного контекста. А также знать способы построения различных типов конструкции.

Для этого уроки по пунктуации нужно связывать с изучением стилистики, грамматики, а если быть конкретнее - с живой речью.

Также очень важным считается поэтапное обучение школьников расстановки знаков препинания во время написания самого текста. Нельзя расставлять эти самые знаки, когда текст уже написан - это методическая ошибка, потому что при таком письме логически осмысленного членения текста не происходит. У учеников нарушается понимание какого-либо знака препинания, а также нарушается ассоциация с различными синтаксическими конструкциями.

Говоря о пунктуации, невозможно пройти мимо такой темы, как «Предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах школьников», потому что появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы с пунктуации. Здесь же возникает серьёзная необходимость в работе, направленной на нейтрализацию всех причин, которые ведут к появлению пунктуационных ошибок.

Для того, чтобы нейтрализовать те самые причины, необходимо выработать определённые приёмы работы. Давайте рассмотрим их применительно к каждой из причин. Например, если в упражнении, которое решает ученик, никак нельзя обойтись без ещё не изученных конструкций, необходимо предварительно объяснить школьникам определённые нормы и указать знаки препинания, которые им будет необходимо поставить. Перед тем, как разъяснять новые нормы, нужно сформировать у учеников синтаксическую зоркость и различные навыки синтаксически разбивать необходимую конструкцию. В различном языковом материале, который отбирают специально для пунктуационных упражнений, обязаны, должны быть все варианты этой нормы.

Можно добавить, что большую роль в предупреждении грамматических ошибок играет работа, которая обеспечивает знания опознавательных признаков для смысловых отрезков подлежащих выделению или наоборот не выделению знаками препинания, а также соотношение и резкое противопоставление условий выбора смешиваемых школьниками норм.

В этих условиях наблюдательный учитель может предложить каждому ученику те задания, которые вызовут напряжение его умственных сил [7, с. 35-38]. Особая работа по предупреждению ошибок организуется специально перед написанием контрольной работы или работы по улучшению речи учеников. Для того, чтобы предупредить пунктуационные ошибки перед диктантом, делается следующее: выписываются отдельно те предложения, где есть та синтаксическая структура, которая у многих учащихся вызывает затруднения. Этот выписанный материал используется в течение нескольких уроков как дидактический материал до написания того самого контрольного диктанта. Если класс довольно сильный, то педагог предлагает аналогичные примеры, а вот в слабом, выписанные из самого контрольного диктанта. Эта работа, сочетаемая с другими упражнениями пунктуационного характера, способна обеспечить положительные результаты.

Такая же работа может и должна проводиться до написания изложений, тексты которых до начала работы подвергаются тщательному пунктуационному анализу. Из них предложения с изучаемыми синтаксическими структурами включают в упражнения для рассредоточенной работы, которая продлится пару уроков. Если класс слабый, то необходимо сообщить ученикам

о том, что такие предложения могут встретиться при написании изложения, так как они присутствуют в самом тексте и то, что следует запомнить, как в них ставятся знаки препинания. При знакомстве с текстом, по которому будет писаться изложение на отдельном уроке (урок просвещён развитию речи), будет уместно обратить внимание школьников на синтаксические конструкции, которые повторяются, и расчертить на доске таблицу аналогичных предложений с указанием различных знаков препинания в них.

А главное, полученные таким путем знания учащиеся могут использовать в процессе обучения на уроках [4, с. 176]. Подводя итог, следует сказать, что если человек не может ставить знаки препинания, то он не сможет овладеть письменной речью [5, с. 113]. А без письменной речи просто невозможно представить жизнь современного человека.

Список литературы:

1. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978. - 221 с.

2. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

3. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.

4. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

5. Иохвидов В.В. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. -С. 109-113.

6. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.

7. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 35-38.

8. Ладыженская Т.А. Типология и структура учебников русского языка. -1978. - С. 137-148.

9. Павлова О.А. Работа над пунктуационными ошибками. - М., 2012. -144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.