2. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде: приказ: принят от 29.04.2003 № 36 // СПС Консультант плюс справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: компьютер. локал. сеть каб. 414 фак-та культуры и искусств Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина. - Загл. с титул экрана. - Яз. рус
3. Программное изделие СДП ИРЦВ.80379-01.
Деева О.С.
студентка Института экономики, управления и сервиса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов1
ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ
Аннотация: В статье рассматриваются причины возникновения и способы профилактики профессиональных стрессов сотрудников в современных организациях.
Ключевые слова: стресс, организационный стресс, причины стресса, профилактика.
Deeva O.S.
student of the Institute of Economics, management and service
Of the @Tambov state University n.a. G.R. Derzhavin», Tambov
CAUSES OF OCCUPATIONAL STRESS
AND METHODS OF ITS PREVENTION
Abstract: The article discusses the causes and methods of prevention of professional stress of employees in modern organizations.
Key words: stress, organizational stress, causes of stress, prevention.
В современном обществе жизнь каждого человека связана с объемом большого количества поступающей информации, которая позитивно или негативно влияет на его эмоциональное состояние. Любые
1 Научный руководитель: Труфанова Т.А. к. псих. н., доцент, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» Тамбов, Россия.
негативные события в жизни человека могут стать источником стресса. Но восприятие событий во многом зависит и от самого человека. Каждый человек по-своему воспринимает события, которые могут вызвать стресс: если для одного человека определенные события это привычный образ жизни, то для другого - они могут вызвать сильнейший стресс, который может стать серьезным источником проблем в сфере его психологического и физического здоровья.
На уровне организации стресс может являться реакцией сотрудников на интенсивность работы, систематические перегрузки, высокий темп работы, конфликтные ситуации в трудовом коллективе и многое другое.
Стресс непосредственно влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, соматическое здоровье, социальную активность человека, на характер его взаимодействия с другими людьми и на его поведение в целом.
Неумение людей, сотрудников организаций, справляться со стрессами непосредственно сказывается на их активности и производительности труда, что влияет на эффективность организаций и на здоровье сотрудников.
Способы профилактики стресса являются важным вопросом в сфере управления персоналом. Поэтому проблема профилактики стрессов актуальна как для сотрудников организаций, так и для современных руководителей.
Слово «стресс» в переводе с английского языка означает нажим, напряжение, давление.
Исследователи дают различные определения понятию стресса. Чаще всего, стресс рассматривается как субъективная реакция человека на происходящее вокруг события, вызывающие у человека внутреннее состояние беспокойства, напряжения или возбуждения, которое может привести к изменениям в личностной и поведенческой сфере, и которое человек стремится уменьшить или устранить. Причиной возникновения стрессов может стать событие в физическом или социальном окружении, которое приводит к принятию мер по его избеганию, обороне или даже агрессии с целью принятия решения по избеганию угрожающих условий.
Стресс как психологическое состояние человека не связан только с зарождением и дальнейшим проявлением эмоций, не сводится исключительно к эмоциональным феноменам, а жестко определяется в когнитивных, мотивационных, характерологических и других компонентах личности. Стресс отражает реакции не только физического
свойства ситуации, но и - особенности взаимодействий между личностью и окружающим ее миром. Данное состояние в большой степени является продуктом когнитивных процессов, оценки происходящей ситуации, образа мыслей, знаний собственных ресурсов, степени знаний способов управления и стратегий управления поведения и их выбора [1].
Стресс может играть как положительную роль, при которой человек мобилизует свои силы и резервы, так и отрицательную роль, когда человек разрушает себя изнутри под воздействием внешних факторов.
Каждый человек так или иначе сталкивался с факторами стресса и испытывал чувство подавленности, нервозности, раздражительности, досады, злости, беспомощности, скуки, тревожности, что является проявлением стресса.
Возможные реакции личности на стресс могут быть самыми различными. Восприятие окружающей среды каждым человеком происходит по-своему. Например, люди с оптимистичным взглядом на мир имеют низкий уровень стресса, так как из ситуации стресса могут извлечь важные жизненные уроки, которые в будущем смогут позволить избежать подобных ситуаций и получать от них пользу. Люди с пессимистическими взглядами на жизнь имеют высокий уровень тревожности, напряженности, постоянно находятся в возбужденном состоянии, так как видят все события, которые с ними происходят только с негативной стороны. У таких людей от постоянного эмоционального напряжения могут возникать проблемы на психологическом и эмоциональном плане.
Анализ поведенческих реакций в условиях стрессовых воздействий позволяют ученым выделять две формы изменений в поведенческой активности человека при интенсивных и кратковременных воздействиях: активно-эмоциональное и пассивно-эмоциональное реагирование. Активное реагирование направляется на удаление экстремального фактора, а пассивное реагирование - на пережидание экстремального фактора. Это может проявляться в чрезмерном непродуманном уменьшении активности человека, которая снижает эффективность его защитных реакций [1].
Стоит отметить, что способы преодоления стресса могут существенно измениться с возрастом: люди старшего поколения склонны к сдержанным способам противостояния воздействия окружающего мира.
С течением жизни изменяются источники возникновения стресса, поэтому могут трансформироваться стратегии преодоления стресса при взаимодействии с окружающей средой.
Существует различные виды стресса, которым подвержен современный человек. Жизнь современных людей непременно связана с взаимодействием с окружающим миром, который постоянно воздействует на внутренний мир человека.
Трудовая деятельность человека, изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека в значительной степени воздействует на возникновение такого вида стресса, как профессиональный стресс. Профессиональный стресс возникает при воздействии эмоционально-отрицательных или экстремальных факторов окружающей среды при выполнении профессиональной деятельности. Профессиональный стресс является многообразный феноменом, который выражается в психических и физических реакциях на ситуации из трудовой деятельности. Смысл работы имеет разное воздействие на каждого конкретного человека и зависит от возраста, социального положения, образования, профессиональной принадлежности.
Профессиональные стрессы оказывают влияние на работоспособность, производительность труда и здоровье человека. Последствия профессиональных стрессов оказались настолько негативны для здоровья работника, что сегодня этот вид стресса выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Наиболее остро профессиональный стресс проявляется в деятельности сотрудников, которые работают в условиях систематических рабочих, и информационных перегрузок [4].
Исследователи профессионального стресса считают, данное состояние возникает в том случае, когда требования трудовой деятельности сотрудника намного выше его психофизиологических и когнитивных ресурсов. Данное положение включает в себя механизмы адаптивного поведения человека, которые основаны на поисковой активности и изменении поведенческих трудовых стереотипов.
Профессиональные стрессы очень серьезно влияют на состояние сотрудников организации, поэтому руководителям организаций необходимо выявлять и устранять причины, способствующие возникновению профессионального стресса сотрудников на рабочем месте.
Причинами возникновения профессионального стресса могут быть различные организационные факторы в трудовой деятельности человека, важнейшими из которых являются:
- режим трудовой деятельности: большая рабочая нагрузка, функциональная перегрузка, жесткий лимит времени для выполнения профессиональных обязанностей;
- нерациональная организация труда и рабочего места: нечеткие ограничения полномочий и обязанностей, двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
- неудовлетворительные условия труда персонала: однообразная монотонная работа, отсутствие информационных и материальных ресурсов, невозможность контролировать рабочую ситуацию, влиять на принятие важных решений;
- отсутствие эффективной системы мотивации и стимулирования: недостаточное вознаграждение за труд (как моральное, так и материальное); постоянный риск штрафных санкций, противоречие интересов работников и их функциональных обязанностей;
- неэффективный стиль управления, отсутствие или недостаток поддержки со стороны начальства,
- неудовлетворительная социально-психологическая атмосфера: неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, отсутствие позитивного общения, отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег, нарушение внутригрупповых норм поведения, моббинг, конфликтное поведение других сотрудников, слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия работников, значительные потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, несовместимость работников в силу индивидуально-личностных, социально-демографических различий, эмоциональные всплески, вызываемые различиями в культуре поведения работников, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования, нравственных ценностях, постоянная необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (эмоциональная маска).
- лишение перспектив карьерного роста, бесперспективная работа и т.д. [3].
По сути, профессиональный стресс - это психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных рабочих решений при форс-мажорных обстоятельствах [2].
Последствиями профессиональных стрессов могут стать изменения в трудовом поведении, когда сотрудник:
демонстрирует низкую эффективность на рабочем месте (существенно снижаются ключевые показатели эффективности или замедляется их рост);
- перестает выдвигать новые идеи и предложения;
- нехотя принимает изменения, не поддерживает новации или противодействует переменам;
- пессимистичен - демонстрирует возросшую неудовлетворенность компанией и коллегами;
- апатичен - явно не проявляет интереса к рабочему процессу;
- инертен, избегает коммуникации на работе;
- часто берет больничный (из-за физического истощения, повышенной утомляемости и низкой сопротивляемости болезням) [3].
Для профилактики профессионального стресса важно:
- рационально рассчитывать рабочую нагрузку для каждого сотрудника;
- предоставлять сотрудникам четкие представления о должностных обязанностях, полномочиях;
- создавать комфортную социально-психологическую среду в трудовом коллективе и организации, устранять конфликты;
- предоставлять возможность профессионального роста сотрудников в рамках организации, планировать карьеру сотрудников, разрабатывать индивидуальный план развития карьеры для сотрудников, разъяснять значимость занимаемой сотрудником должности;
предоставлять сотрудникам информацию о системе оценки труда и системе мотивации трудовой деятельности, поощрять лучших сотрудников грамотами и различными премиями, памятными подарками на юбилеи и дни рождения.
Таким образом, профессиональные стрессы очень серьезно влияют на состояние сотрудников организации, а снижение работоспособности сотрудников непосредственно влияет на эффективность организации в целом, поэтому руководителям организаций необходимо выявлять причины профессиональных стрессов на рабочем месте и устранять их. Компетентный менеджер не в состоянии полностью избавиться от стрессовых ситуаций в организации, однако он может заниматься профилактикой данного явления и тем самым управлять уровнем стресса своих сотрудников.
Список литературы
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. -СПб.: Питер, 2009.
3. Калмыкова О.Ю. Профилактика профессионального стресса в организации: учеб. пособие / О.Ю. Калмыкова, Д.Б. Штрикова. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012.
4. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. - СПб.: Речь, 2009.
Ковалева Т.С.
Студент
Белорусский государственный университет транспорта
г. Гомель, Беларусь
АУТПЛЕЙСМЕНТ: АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация. Статья посвящена проблеме увольнения работников как методу антикризисного управления и ее решению в современных условиях.
Ключевые слова: кризис, аутплейсмент, управление, затраты, сокращение.
Kovalyova T.S.
Student,
Belarusian state university of transport Gomel, Belarus
OUTPLACEMENT: ANTI-RECESSIONARY METHOD OF MANAGEMENT OF PERSONNEL
Abstract: Article is devoted to a problem of dismissal of workers as to a method of crisis management and her decision in modern conditions.
Key words: crisis, outplacement, management, expenses, reduction.
В современных условиях состояние рынка повлияло на то, что большая часть компаний находится в предкризисном или кризисном состоянии. Такое положение обусловлено изменением структуры рынка, нестабильной экономической ситуацией, появлением новых конкурентов и другими внешними и внутренними причинами.