Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА КПГ'

ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА КПГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОВАЯ НАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ (АГНКС) / ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (ГБО) / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (КПГ) / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеногин М.В., Надеин Е.С.

Рассмотрены проблемы, сдерживающие рост автотранспорта на компримированном природном газе; предложено создание профессиональных сервисных центров по техническому обслуживанию и освидетельствованию газобаллонного оборудования для компримированного природного газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеногин М.В., Надеин Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА КПГ»

М.В. Шеногин, Е.С. Надеин

ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА КПГ

Рассмотрены проблемы, сдерживающие рост автотранспорта на компримированном природном газе; предложено создание профессиональных сервисных центров по техническому обслуживанию и освидетельствованию газобаллонного оборудования для компримированного природного газа.

Ключевые слова: автомобильная газовая наполнительная компрессорная станция (АГНКС), газобаллонное оборудование (ГБО), ком-примированный природный газ (КПГ), освидетельствованию газовых баллонов, техническое обслуживание газобаллонного оборудования.

Согласно, перечня поручений Президента Российской Федерации в целях стимулирования развития рынка газомоторного топлива, расширения инфраструктуры и распространения транспорта на природном газе государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» [1] в сентябре 2018 г. была дополнена подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива» и соответствующей ей задачей по содействию развития внутреннего рынка природного газа как моторного топлива.

В результате этого в стране:

• переведено на газомоторное топливо (КПГ) свыше 10 000 автотранспортных средств;

• практически все отечественные автопроизводители начали выпуск автомобилей CNG-комплектации; CNG - compressed natural gas - компримированный (сжатый) природный газ (КПГ);

• общее количество заправок (АГНКС КПГ) достигло 601 ед. (+101 ед. или 20% к показателю 2019 г.);

• потребление природного газа в качестве моторного топлива достигло 1,1 млрд. м3 (+0,1 млрд. м3 или 10% к показателю 2019 г.).

Однако, вместе с тем наметился и ряд проблем, которые необходимо обозначить и предложить пути их решения, что и является целью нашей статьи.

Множество критических замечаний высказывается по поводу недостаточного количества АГНКС в стране. Особенно остро эта проблема проявляется в небольших населенных пунктах, где строительство АГНКС является нерентабельным вследствие малого количества газифицированного автотранспорта. Эта проблема должна решаться путем строительства автогазозаправочных комплексов на ближайших федеральных автомобильных трассах, что позволило бы жителям малых населенных пунктов иметь возможность заправки КПГ собственного транспорта. Заметим, что строительство указанных комплексов на федеральных трассах дополнительно позволило бы заправлять рейсовые автобусы, способствовало бы развитию междугороднего сообщения с использованием КПГ в качестве основного топлива.

На наш взгляд, более серьезной выглядит проблема отсутствия или малого количества соответствующих сервисных центров, занятых техническим обслуживанием автотранспорта с ГБО КПГ [2]. По планам правительственной программы они должны создаваться в крупных городах и заниматься проблемами технического обслуживания не только транспорта, но и сосудов работающим под давлением, которым необходимо проводить техническое освидетельствование с периодичностью 3.. .5 лет в зависимости от технологии изготовления.

Порядок технического освидетельствования и основные этапы схожи с освидетельствованием баллонов СУГ, за исключением испытательного давления под которым выдерживают баллон, соблюдая необходимые меры предосторожности. Именно здесь и наметился сбой, способный перерасти в значительную проблему, если своевременно не принять необходимых мер. Комплекс освидетельствования газовых баллонов ГБО КПГ представляет собой набор оборудования повышенной заводской готовности, предназначенный для проведения технического освидетельствования, без которого эксплуатация транспорта по истечении срока испытаний запрещена [3].

Помимо прочего, подобные технические центры имеют специалистов по наладке топливных систем газового оборудования. В центрах предусматривается оказание услуг по устранению неисправностей ГБО, что предполагает наличие специальных стендов и грамотного персонала, прошедшего соответствующую профессиональную подготовку.

© Шеногин М.В., Надеин Е.С., 2021.

С нашей точки зрения, необходимо срочно обратить на внимание на возникший дисбаланс в числе открывающихся сервисных центров ГБО и количестве автотранспорта, переводимого на природный газ.

Наиболее вероятным способом решения проблемы представляется способ государственного субсидирования затрат бизнеса на создание подобных центров, закупку соответствующего оборудования и профессиональную подготовку персонала. Необходимо срочно добиться создания и развития сети по обслуживанию ГБО, поскольку только полноценное техническое обслуживание может обеспечить безопасную эксплуатацию транспортных средств на КПГ.

Рис. 1. Цех освидетельствования метановых баллонов ГБО

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» (с изменениями на 31 июля 2021 года): [Электронный ресурс] // Консорциум КОДЕКС: электронный фонд правовой и научно-технической информации - URL: https://docs.cntd.ru/document/573264124 (Дата обращения: 20.09.2021).

2. Сервисные центры по переводу автомобилей на метан: [Электронный ресурс] // ArHKC.com - URL: https://agnks.com/metanauto/auto/92 (Дата обращения: 20.09. 2021).

3. ГОСТ Р 58697-2019 «Автомобильные транспортные средства. Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования»: [Электронный ресурс] // Консорциум КОДЕКС: электронный фонд правовой и научно-технической информации - URL: https://docs.cntd.ru/document/564141749 (Дата обращения: 20.09.2021).

ШЕНОГИН МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры «Теплогазо-снабжение, вентиляция и гидравлика», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

НАДЕИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.