Научная статья на тему 'Причины появления и деятельности псевдорелигиозных лидеров на Кавказе'

Причины появления и деятельности псевдорелигиозных лидеров на Кавказе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
291
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / КАВКАЗ / ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ / ИСЛАМ / ПРОПАГАНДА / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИЯ / EXTREMISM / CAUCASUS / PSEUDO-RELIGIOUS FIGURES / ISLAM / PROPAGANDA / TERRORISM / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шихалиев Рустам Абдулгалимович

В статье рассматриваются социальные, политические, экономические, культурные причины распространения псевдорелигиозных учений на Кавказе. Исследование причин, условий распространения деятельности псевдорелигиозных деятелей позволяет утверждать, что повседневная жизнь на Кавказе представляет собой неразрывную цепочку намеренных нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS OF APPEARANCE AND ACTIVITIES OF THE PSEUDO-RELIGIOUS LEADERS IN THE CAUCASUS

The article discusses social, political, economic and cultural reasons of the pseudo-religious doctrines spreading in the Caucasus. The research of the reasons and conditions of the pseudo-religious leaders' activities shows that everyday life in the Caucasus is an inseparable chain of the intentional violations.

Текст научной работы на тему «Причины появления и деятельности псевдорелигиозных лидеров на Кавказе»

УДК 316

Шихалиев Рустам Абдулгалимович

студент кафедры документоведения и всеобщей истории

Нижневартовского государственного университета dom-hors@mail.ru

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ НА КАВКАЗЕ

Shikhaliev Rustam Abdulgalimovich

student Scientific Discipline of Documentation and General History Department, Nizhnevartovsk State University dom-hors@mail.ru

REASONS OF APPEARANCE AND ACTIVITIES OF THE PSEUDO-RELIGIOUS LEADERS IN THE CAUCASUS

Аннотация:

В статье рассматриваются социальные, политические, экономические, культурные причины распространения псевдорелигиозных учений на Кавказе. Исследование причин, условий распространения деятельности псевдорелигиозных деятелей позволяет утверждать, что повседневная жизнь на Кавказе представляет собой неразрывную цепочку намеренных нарушений.

Ключевые слова:

экстремизм, Кавказ, псевдорелигиозные деятели, ислам, пропаганда, терроризм, религия.

Summary:

The article discusses social, political, economic and cultural reasons of the pseudo-religious doctrines spreading in the Caucasus. The research of the reasons and conditions of the pseudo-religious leaders' activities shows that everyday life in the Caucasus is an inseparable chain of the intentional violations.

Keywords:

extremism, Caucasus, pseudo-religious figures, Islam, propaganda, terrorism, religion.

Роль псевдорелигиозных деятелей в распространении экстремизма на Кавказе становится все более навязчивой и заметной. Вязкая и кровопролитная, жестокая и ресурсоемкая деятельность экстремистов на протяжении двух десятилетий в России изживает свои методы, что заставляет их все чаще искать и применять новые технологии. На смену оружию пришел пропа-гандизм террористических идей, автоматы и минометы заменяются книгами и дисками экстремистского содержания. Шахиды и ваххабиты уступили свое место алимам и муфтиям, а запугивание террористическими актами сменилось зомбированием молодежи. Северокавказский регион, охраняющий южные рубежи нашего государства, не может обеспечить безопасность внутри субъекта страны. Экстремизм на Кавказе - это проблема, которая на протяжении ряда лет позиционирует регион как один из опасных в мире. В корне экстремизма на Кавказе как проблемы лежит скрытая пропаганда терроризма, ведомая псевдорелигиозными деятелями ваххабитских, суффистских, шиитских толков. С учетом нестабильности региона в экономическом и политическом развитии, низкого уровня образования, специфической культуры и традиций местного населения, можно констатировать факт благоприятного и малозатратного для экстремистских групп притока «молодой крови» в ряды ваххабистов.

Руководство РФ еще в 2004 г. указало на особую роль религиозных деятелей в противодействии терроризму, призвало их противостоять нависшей над страной угрозе: «Столь серьезная задача требует наших совместных усилий. Мы не вправе забывать, что борьба с террором - это прежде всего борьба за умы людей» [1, с. 3].

Изученные научно-исследовательские материалы по проблемам религиозного экстремизма на Северном Кавказе не дают пока четкого представления об исследуемой проблеме, а также путях и методах решения проблем. В то же время эксперты-террологи убеждены, что с лидерами вооруженного подполья не покончить пока местное население будет оказывать поддержку радикальным силам на Северном Кавказе. Психологи и политологи давно пришли к выводу о том, что бандформирования следует лишить социальной подпитки, лишить поддержки и симпатий [2, с. 8]. Определенными достижениями в изучении причин и предпосылок этнокон-фессиональных факторов характеризуются работы Е.А. Ахоховой [3, с. 3-6], М. Мчедловым [4, с. 110-116], А. Рязановым [5, с. 22-30].

Труды второй группы авторов преимущественно направлены на раскрытие сути религиозного экстремизма на Северном Кавказе, его распространения по территории страны [6].

Третью группу составили работы, в которых авторами поднимаются вопросы по проблемам религиозного экстремизма на Северном Кавказе, ограниченные сферами исламского радикализма и экстремизма (труды З.С. Арухова [7], А.В. Малашенко [8], В.А. Авксентьева [9]). Большинство

авторов полагает, что религиозный экстремизм связан с проникновением в регион нетрадиционных исламских течений (ваххабизм). С этим можно согласиться лишь частично, потому как, например, этнорелигиозный экстремизм и сепаратизм на начальной фазе чеченского кризиса (1992-1995 гг.) развивался на основе традиционного для Чечни кадирийского тариката.

Фактор отсутствия контроля за исламскими религиозными деятелями позволяет им вести прикрытую пропаганду так называемого джихада, чем пользуются псевдорелигиозных деятели, проповедуя на самом деле религиозный экстремизм, что зачастую приносит им определенные привилегии и финансовые подношения, как от террористов, так и от новых приспешников экстремизма.

С трибун конгрессов и съездов духовные лидеры все чаще заявляют о том, что ваххабизм, джихад и газават, неприемлемые для нашей страны явления и их существование и распространение невозможно, но на практике огромный масштаб приобретают именно псевдоучения и экстремистские течения, прикрытые «занавесью религии». На Кавказе, в Татарстане и Башкирии с каждым днем растет количество псевдорелигиозных деятелей, имеющих за собой массу последователей.

Многогранность религии, глубокая история, огромное количество разнообразных течений внутри ислама, переписывание религиозных книг, историческое отдаление российской исламской территории от родины ислама, сегодня привели к тому, что Россия получила особый вид кавказского ваххабизма со своими псевдорелигиозными деятелями. Религиозный экстремизм у определенной части населения все чаще заменяет термин ислам, что начинает представлять угрозу национальной безопасности России, ее целостности.

Незнание арабского языка и арабской культуры ислама в среде местного населения, неграмотность и расположенность к мистицизму в среде кавказского народа также явились причинами нарастания религиозного экстремизма.

Арабский язык и арабская графика - сложнейшие в мире компоненты религиозной культуры, которым в жизни кавказских народов почти не осталось места, что в свою очередь дало почву для толкований ислама в угоду экстремизма. Культура ислама, его история широки и многогранны, веками изучаются учеными-востоковедами. Достичь уровня духовного лидера в странах арабского мира не просто, это требует больших умственных усилий, обучения и аттестаций. На Кавказе же провозгласить себе духовным лидером ислама сегодня может каждый.

Ограниченный уровень образования, доверчивость местного населения, традиции гостеприимства также явились причинами для всплеска деятельности псевдорелигиозных деятелей.

Еще одна причина принятия псевдорелигиозных деятелей - это особенности молодежной среды Кавказа, в которой мнение лидера-бойца или определенной группировки лидеров оказывает значительное влияние на остальную, ведомую часть молодежной толпы, что в итоге выливается в единое мнение толпы, с легко срабатываемым стадным инстинктом.

Боязнь стать изгоем, быть униженным или покалеченным зомбированной толпой, отсутствие реального патриотического и религиозного воспитания все чаще осложняют отвлечение молодежи от экстремистских идей.

Разнообразные мнимые религиозные учения в большом количестве нередко используются для действенной смуты в республиках Северного Кавказа и на всей территории страны. Нередко, поддерживая религиозную смуту, местные псевдодуховные лидеры не только сохраняют свои привилегии, должности, но и используют нестабильность ситуации для распространения идеологии экстремистов, что приносит им финансовые доходы.

Основным содержанием проблемы появления и деятельности псевдорелигиозных деятелей является отсутствие механизма проверки знаний и системы аттестаций религиозных деятелей в России, слабое противостояние экстремистам истинных исламистов в мечетях.

Исламское духовенство Кавказа все чаще публично заявляет о том, что считает недопустимым использование религиозных идей в политической борьбе и межнациональных конфликтах, а также вмешательство во внутренние дела государств, проникновение любое стратегическое пространство, но непредвзятость и справедливость духовных лидеров не должны вызывать сегодня на себя подозрения в экстремистской деятельности.

Только такой подход приведет к объективному пониманию причин существующих проблем в религиозной деятельности на Кавказе [10].

Исследование причин, условий распространения деятельности псевдорелигиозных деятелей позволяет утверждать, что повседневная жизнь на Кавказе представляет собой неразрывную цепочку намеренных религиозных нарушений.

Ссылки:

1. Путин: борьба с терроризмом - это борьба за умы людей. 29 сентября 2004. Официальный сайт информационного сайта «News.ru». URL: http://www.newsru.com (дата обращения: 10.09.2012).

2. Шакиров Мумин. Северный Кавказ очистят от террористов? 15 июня 2010 г. Официальный сайт информационного портала Радиостанции «Радио свобода». URL: http://www.svobodanews.ru (дата обращения: 21.01.2013).

3. Ахохова Е.А., Ахмедов А.А. Современная Россия и мусульманский мир // Материалы Всероссийской научной конференции «Ислам и политика на Северном Кавказе: история и современность». Карачаевск, 2007. С. 3-6.

4. Мчедлов М. религиозная идентичность и социальные предпочтения // Свободная мысль. 2006. № 4. С. 101-116.

5. Рязанов А. Этноконфессиональные отношения в современной России - интегратор или дезинтегратор? // Россия и мусульманский мир. М., 2008. № 5. С. 22-30.

6. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе: монография. М., 2007 ; Исмаилов А.Ш., Ханбабаев К.М., Рагимов А.А. Религии в Дагестане: история и современное состояние. Махачкала, 2007.

7. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.

8. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

9. Авксентьева В.А. Этническая конфликтология. Ставрополь,1996.

10. Шихалиев Р.А.Современные псевдорелигиозные деятели и распространение экстремизма в России. Официальный сайт международного студенческого форума «Ломоносов-2012». Секция Социология». URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1849/26891_8888.pdf (дата обращения: 10.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.