16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет /младшая разновозрастная группа/: книга для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова. М.: ЛитМО, 2019. 127 с.
© Михайлова А. А., 2021
УДК1
Прупес М.В.
Магистрант
Психология здоровья Северный государственный медицинский университет (СГМУ), г.
Архангельск, рФ Харькова О.А.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики СГМУ
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО СЛУЧАЯ
Аннотация
Депрессия, аффективные расстройства, причины появления депрессивного состояния, психоанализ, теория Зигмунда Фрейда, Карла Абрахама и Мэлани Кляйн, анализ индивидуального случая, дедуктивный контент-анализ.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что депрессия в настоящее время является одним их самых распространенных психических расстройств, от которого страдает более 264 млн. человек в мире из всех возрастных групп [5]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, которая охватила все человечество. Уже сегодня это самое распространенное заболевание, которым страдают женщины. Женщины депрессией заболевают в два раза чаще, чем мужчины (20-26 процентов против 8-12 процентов, соответственно) [17]. Пятьдесят процентов лиц, страдающих депрессией, не обращаются за медицинской помощью, а из оставшихся пятидесяти - только 25-30 процентов попадают на прием к психиатру. Примерно от 45 до 60 процентов всех самоубийств на планете совершают больные депрессией.
Довольно часто молодые женщины ведут дневники, которые могут стать валидным материалом для изучения причин появления депрессии, и тем самым помогут в разработке мероприятий и рекомендаций по профилактике депрессивных состояний и, как следствие, суицида.
В связи с вышеизложенным, создание работы, где предпринимается попытка рассмотрения депрессии через призму исследования индивидуального случая, представляется крайне актуальной.
Целью данного исследования явилось изучение причин появления депрессивного состояния на основе анализа индивидуального случая.
Исследовательский вопрос, поставленный в настоящей работе: Каковы причины появления депрессии?
Материал и методы исследования. Метод сбора данных послужило публикованный дневник [12]. Метод анализа - дедуктивный контент-анализ. В проводимом исследовании тестировалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, а также его последователей Карла Абрахама и Мелани Кляйн. Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и его последователей причинами появления депрессивного состояния являются: утрата объекта (воображаемого или реального); фиксация на оральной стадии психосексуального развития; психические детские травмы; появление в семье второго ребёнка; неудовлетворённая потребность в любви и сильнейшая фиксация на объекте любви и привязанности, а также концентрация негативных чувств, связанных с утратой объекта, на себе;
эдипальные чувства; вытесненные влечения и психотравмирующие события, переходящие в психосоматические расстройства.
Результаты исследования и их интерпретация. Рассмотрим первую причину - категорию -«утрата объекта - матери (фантазийная) на оральной стадии психосексуального развития». Это связано с тем, что в 5 месяцев жизни мама уже была беременна другим ребенком и не могла полностью быть посвящена объекту исследования: «Возможно, что мое эмоциональное состояние в младенчестве было связано с состоянием матери во время беременности, ... когда мне было всего пять месяцев, мама уже была беременна. Могу себе представить, какое было у нее состояние...» [12, с.390].
Категория «фиксация на оральной стадии психосексуального развития». Отлучение от груди в возрасте 1,5 месяцев послужило основанием застревания на оральной стадии психосексуального развития, сформировался орально-пассивный тип личности. Впоследствии при воздействии провоцирующих психических негативных факторов, например, таких как, неудовлетворенность в отношениях с противоположным полом, у объекта исследования возникала регрессия к оральной стадии психосексуального развития, проявлялся стереотип пищевого поведения, разные виды зависимости.
Из дневника: «С едой у меня особые отношения... Если раньше (в период обучения в университете) я заедала свою тревогу и плохое настроение (у меня была булимия, о которой я никому не говорила), то теперь, в период стресса, я почти ничего не ем.я боюсь поправиться... Единственное, без чего я не могу жить - это сладкое, даже дня не могу прожить без сладкого, сразу ухудшается настроение... » [12, с.392].
Категория «психические детские травмы». Регулярно пьющий родитель, родительская холодность и нездоровые взаимоотношения - травма для ребенка. Все человеческие отношения, возникающие у объекта исследования на протяжении жизни, будут аналогичны объектным отношениям, зародившимся внутри детско-материнской диады: бессознательно при выборе объекта влюбленности доминирующим для нее будет чувство жалости, испытываемое к этому объекту («Отношения между родителями можно назвать холодными: никогда не видела, чтобы родители обнимали и целовали друг друга...» [12, с.389].
Категория «появление в семье второго ребёнка». Часто повторяющийся страшный сон в детстве являлся бессознательной проекцией страха, связанного с боязнью утраты объекта первой любви и привязанности - матери, которая после рождения младшего брата уже не могла уделять ей достаточно времени. И кроватка брата, всегда стоящая рядом, как бессознательное желание находиться ближе к тому объекту, на который в настоящий момент обращено внимание матери. Можно предположить, что в дальнейшем именно по этой причине она допускает отношения в «треугольнике» (с мужчиной, у которого есть постоянные отношения с другой женщиной), так как главным для объекта исследования является быть ближе к объекту своей любви, не существенно в каком качестве.
Категория «неудовлетворённая потребность в любви и сильнейшая фиксация на объекте любви и привязанности, а также концентрация негативных чувств, связанных с утратой объекта, на себе». Энергия либидо, сконцентрированная внутри объекта исследования и не находящая выхода, находит его, трансформируясь в бесконечную душевную боль: «Я со всей силой втыкала острие ножниц в левую ладонь. Мне необходимо заглушить душевную боль, боль физическая должна заместить собой боль души»[12, с.116].
Можно также предположить, что объект исследования длительное время пребывает в травмирующих отношениях, потому что по своей природе они являются привычными для нее.
Категория «эдипальные чувства». Цитата из дневника: «Почему все мужчины, которых я когда-либо любила, всегда находились от меня на определенной дистанции? Ни один из них не был мне по-настоящему близок.Каждыйраз судьба отводила меня от каждого из них или их от меня...»[12, с.3]. Возможно, что не судьба отводила их от автора, а ее любовь и чувство жалости к отцу, а также страх предать эту любовь, и одновременно с этим, страх наказания от матери не позволяли ей полноценно раскрыться в отношениях с любимым мужчиной.
И, наконец, категория «вытесненные влечения и психотравмирующие события, переходящие в психосоматические расстройства». Во-первых, это нарушения пищевого поведения - булимия и
анорексия. Во-вторых, это высокая степень близорукости, которая тоже может иметь психосоматическую природу: «Я просто не хотела видеть то, что происходило вокруг меня...» [12, с.408]. В-третьих, это психосоматическая природа расстройства в сексуальной сфере.
Заключение. Таким образом, на основе имеющейся теории в дневнике объекта исследования были найдены все описанные причины появления депрессивного состояния: утрата объекта (фантазийная утрата), фиксация на оральной стадии психосексуального развития, психические детские травмы, появление в семье второго ребенка, сильнейшая фиксация на объекте любви и привязанности, неудовлетворенная потребность в любви, эдипальные чувства, а также вытесненные влечения и психотравмирующие события, переходящие в психосоматические расстройства. Проведенное исследование не только имеет научную значимость в виде подтверждения теории Зигмунда Фрейда и его последователей, но также отражает существенную практическую значимость - ведение дневника может выступать как диагностическим инструментом, так и терапевтическим. Список использованной литературы:
1. Абрахам К. Подходы к психоаналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного расстройства и родственных ему состояний / Абрахам К. Психоаналитические труды в 3т.: пер. с нем. -Т1. Работы 1907-1912гг. - Ижевск: ERGO, 2009. - С.269-289.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина [Текст]: принципы и применение / Франц Александер; [пер с англ. А.М. Боковикова и В. В. Старовойтова] - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2009. - 318 с.
3. Андерсен Й. Астрид Лингрен. Этот день и есть жизнь / Йенс Андерсен; пер. с дат. Г. Орловой. - И.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. - 464 с.
4. Бертон Р. Анатомия меланхолии / Пер. с англ., вступ.ст.икоммент. А.Г. Ингера. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 832 с.
5. Депрессия ВОЗ / https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Анализ случая (Casestudy). / В кн.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Ерышев О.Ф., Спринц А.М. Личность и болезнь в творчестве гениев. М.: Изд-во: Спец Лит, 2015. - 255 с.
8. Кандель Э. Век самопознания: поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней / Эрик Кандель; пер. с англ. П. Петрова. - Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. - 720 c.
9. Кляйн М. Зависть и благодарность / Кляйн М. Психоаналитические работы в 7т.: пер. с нем. - Т.6. «Зависть и благодарность» и другие работы 1955-1963гг.- Ижевск: ERGO, 2012. - С.103-127.
10. Кулка И. Психология искусства / Пер. с чешек. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр / Олива И.В., 2019. -556 с.
11. Кэтлин А. Дневник как путь к себе. 22 практики для самопознания и личностного развития / Кэтлин Адамс; пер. с англ. О. Адриановой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 256 с.
12. Лазинская-Прупес Мария. Второе дыхание. Мой дневник «Life, Love,... Happiness» / Мария Лазинская-Прупес. - [б.м.]: Издательские решения, - 2020. - 582 с.
13. Лазинская-Прупес Мария. Причины появления депрессивного состояния и способы его преодоления на основе анализа индивидуального случая. Женские судьбы. Психоанализ / Мария Лазинская-Прупес. -[б.м.]: Издательские решения, - 2021. - 162 с.
14. Наказава Донна Джексон. Осколки детских травм. Почему мы болеем и как это остановить / Донна Джексон Наказава; [пер. с англ. Т.И. Порошиной]. - Москва: Эксмо, 2020. - 336 с.
15. Решетников М.М. Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, С. В. Авакумов, Ю.А. Баранов [и др.]; под ред. М.М. Решетникова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 317 с.
16. Решетников М.М. Психоанализ депрессий: учебное пособие для вузов / М.М. Решетников [и др.]; под редакцией М.М. Решетникова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 131 с.
17. Статистика депрессии / https://lossofsoul.com/DEPRESSION/statistic.htm
18. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст]: [перевод с английского] / Анна Фрейд -Москва: Педагогика - пресс, 1993. - 140 с.
19. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции: Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г. Барышниковой.- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. - 448 с.
20. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности: пер. снем. М.: Азбука-классика, 2013. - 180 с.
21. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни: [перевод с немецкого]/ Зигмунд Фрейд. - Москва: Эксмо, 2018. - 192 с.
22. Фрейд З. Толкование сновидений: [перевод с немецкого] / Зигмунд Фрейд. - Москва: Эксмо, 2020. -560 с.
23. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. А. М. Боковикова. - СПб.: Азбука, Азбука - Аттикус, 2017. - 288 с.
24. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Горбатова М.А., Гржибовский А.М.: Качественное исследование с применением контент-анализа и программы Open Code // Психическое здоровье. - 2018. -№11.
25. Dunbar, H.F., Psychosomatic Diagnosis, P.B. Hoeber, Inc., (NewYork), 1943.
© Прупес М.В., Харькова О.А., 2021