Научная статья на тему 'Причины потери российскими вузами иностранных студентов'

Причины потери российскими вузами иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / RISKS / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / RUSSIAN UNIVERSITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семенова Яна Геннадьевна

Рассмотрены основные риски, которые возникают при обучении иностранных студентов в российском вузе, путем проведения опроса иностранных студентов из пяти стран мира (Узбекистан, Туркменистан, Египет, Индия, Ангола), обучающихся в Марийском государственном университете. Данные были проанализированы и собраны в единую базу рисков, которые возникают у обучающихся при обучении в России. Представлена оценка рисков в таблице 1 и рисунке 1, сформулированы конкретные предложения по снижению данных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Семенова Яна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины потери российскими вузами иностранных студентов»

7. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-educatюn.ru/ru/artideMew?id=20595/ (дата обращения: 22.05.2018).

ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ ИНОСТРАННЫХ

СТУДЕНТОВ Семенова Я.Г. Email: Semeno641@scientifictext.ru

Семенова Яна Геннадьевна — магистр, кафедра межкультурной коммуникации, Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: рассмотрены основные риски, которые возникают при обучении иностранных студентов в российском вузе, путем проведения опроса иностранных студентов из пяти стран мира (Узбекистан, Туркменистан, Египет, Индия, Ангола), обучающихся в Марийском государственном университете. Данные были проанализированы и собраны в единую базу рисков, которые возникают у обучающихся при обучении в России. Представлена оценка рисков в таблице 1 и рисунке 1, сформулированы конкретные предложения по снижению данных рисков. Ключевые слова: риски, иностранные студенты, российские вузы, образовательные услуги.

CAUSES OF LOSS OF RUSSIAN UNIVERSITIES FOR FOREIGN

STUDENTS Semenova Ya.G.

Semenova Yana Gennadyevna — Master, DEPARTMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION, INSTITUTR OF NATIONAL CULTURE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MARI STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA

Abstract: the main risks that arise when teaching foreign students at a Russian University by conducting a survey of foreign students from five countries (Uzbekistan, Turkmenistan, Egypt, India, Angola) studying at the Mari state University are considered. The data were analyzed and collected in a single database of risks that arise in students studying in Russia. The risk assessment is presented in table 1 and figure 1, specific proposals to reduce these risks are formulated. Keywords: risks, foreign students, Russian universities, educational services.

УДК 327

Для многих российских высших образовательных учреждений важнейшей задачей является ориентация на интернационализацию своей деятельности. Российские вузы создают международные образовательные программы, осуществляют международный обмен студентами и преподавателями, проводят совместные исследования и социально значимые мероприятия, но всё это лишь малая часть мер, которые необходимы для включения вуза в международное образовательное пространство. Сегодня перед российским образованием стоит действительно амбициозная цель: занять достойную нишу на мировом рынке образовательных услуг [1].

Для того чтобы российские вузы успешно привлекали иностранных студентов необходимо понимать, какие проблемы возникают у иностранных студентов. В рамках практического исследования для выявления проблем был проведен опрос иностранных студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет из пяти стран мира (Узбекистан, Туркменистан, Египет, Индия, Ангола).

Результаты показали, что главная проблема возникает в связи с незнанием русского языка, особую сложность вызывает понимание устной речи преподавателя вуза. На втором месте стоит проблема, связанная с безопасностью. Приезжая в Россию, иностранные граждане попадают в новую социальную среду, в которой первое время с трудом ориентируются. Иностранных студентов беспокоит собственная безопасность, рост национализма и расизма пугает иностранных студентов. Действительно, чаще всего с откровенным расизмом со стороны местного населения сталкиваются иностранные студенты, обучающиеся в провинциальных городах европейской части России,

Поволжья и Северного Кавказа (Воронеж, Тверь, Волгоград). Значительно меньше подобных проявлений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке [2]. Важным показателем является качество профессиональной подготовки иностранных студентов. Судя по полученным данным, оно полностью соответствует ожиданиям лишь у 50%. Студенты жалуются на то, что им приходится изучать много лишних предметов, ненужных с точки зрения будущей профессии (философия, ИКН, физкультура); что в вузе нет современного оборудования, и, наконец, мало практических занятий, на которых приобретаются профессиональные навыки.

Иностранных студентов беспокоит, что российский диплом, скорее всего, не будет признан в их стране. Бытовые проблемы, связанные с проживанием в общежитиях беспокоят студентов в меньшей степени, как и стоимость образования. Что касается, стоимости образования в Российских вузах, то можно с уверенностью сказать, что стоимость образования в России гораздо ниже.

Согласно данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, стоимость года обучения в Кембриджском университете (США) составляет от 21 300 (около 1 235 000 рублей) до 48 800 (около 2 830 000 рублей) долларов США. Гарвардский университет (США) предоставляет образовательные услуги за 19 100 - 42 000 долларов США в год (около 1 107 000 - 2 436 000 рублей). Мюнхенский технический университет (Германия) осуществляет обучение за 1900 долларов США в год (около 110 тыс. рублей), Высшая политехническая школа Цюриха (Швейцария) — за 1500 долларов США в год (около 87 тыс. рублей), университет «Сорбонна» (Франция) — за 1800 долларов США в год (около 104 тыс. рублей) [3].

Таким образом, в качестве основных рисков потери российскими вузами зарубежных студентов, можно выделить следующие: незнание русского языка, бытовые проблемы, признание российского диплома в других странах, стоимость обучения, безопасность. Далее представим оценку рисков на основе экспертных оценок (таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1. Возможные причины потери российскими вузами зарубежных студентов

Риски российского рынка образовательных услуг

№ Виды рисков Оценка риска (по возрастанию)

1 2 3 4 5

1 Незнание русского языка +

2 Бытовые проблемы +

3 Признание российского диплома в других странах +

4 Стоимость обучения +

5 Безопасность +

Незнание русского языка

5

3

Безопасность 2 1 Бытовые проблемы

Качество профподготовки,

Стоимость обучения признание рос-кого

диплома

Рис. 1. Оценка рисков потери иностранных студентов российскими вузами

Анализ показал, что наиболее серьезным риском является риск незнания русского языка. Стоит отметить, что данная проблема продолжает развиваться в мире гораздо серьезнее, в связи с политическими ситуациями. Во многих странах открыто стоит вопрос не изучать русский язык в школах (Украина).

Что необходимо сделать, чтобы свести данный риск к минимуму? Возможно, оказание специальных образовательных услуг по изучению русского языка для иностранных студентов. Снижение рисков безопасности может способствовать наличие четких правил и законов, а также их соблюдение населением России по отношению к иностранным гражданам. Остальные риски (бытовые вопросы, качество профессиональной подготовки иностранных студентов, признание российского диплома в других странах, стоимость обучения) они не столь сильно пугают иностранных студентов, однако проработка данных вопросов также особо важна.

Список литературы / References

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

2. Русский национализм в цвете статистики. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=3441/ (дата обращения: 24.04.2018).

3. Стоимость образования в высших образовательных учреждениях мира. [Электронный ресурс]. режим доступа: http://www.aif.ru/boostbook/stoimost-vysshego-obrazovanija.html/ (дата обращения: 26.04.2018).

БАНКРОТСТВО РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КЛУБОВ, ЕГО ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ Легейда В.С. Email: Legeyda641@scientifictext.ru

Легейда Владимир Сергеевич — магистрант, кафедра управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: за последнее десятилетие отечественный волейбол лишился более полусотни женских и мужских профессиональных команд различного уровня. Одними из главных причин сокращения числа профессиональных команд в России является отсутствие финансирования и следующее за ним неизбежное банкротство. Автором были описаны ключевые причины, прямо или косвенно приводящие к банкротству, а также управленческие решения, реализация которых позволит клубам обезопаситься от риска обанкротиться и в дальнейшем прекратить своё существование. Кроме того, в статье были приведены доводы о том, почему сложившаяся тенденция может катастрофическим образом отразиться на развитии волейбола в России. Ключевые слова: спортивный менеджмент, банкротство, профессиональные волейбольные клубы, волейбол, риск-менеджмент.

BANKRUPTCY OF RUSSIAN PROFESSIONAL VOLLEYBALL CLUBS, ITS CAUSES AND CONSEQUENCES Legeyda V.S.

Legeyda Vladimir Sergeevich — Undergraduate, DEPARTMENT OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE, CINEMA, TELEVISION AND ENTERTAINMENT, STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: russian volleyball has lost more than fifty women's and men's professional teams of various levels over the past decade. One of the main reasons for the reduction of the number of professional clubs in Russia is the lack of funding and the consequent inevitable bankruptcy. The author described the key reasons, directly or indirectly leading to bankruptcy, and management decisions, the implementation of which will allow the clubs to secure themselves against the risk offailing and in the future to cease to exist. In addition, the article gave reasons why the current trend could have a catastrophic effect on the development of volleyball in Russia.

Keywords: sports management, bankruptcy, professional volleyball clubs, volleyball, risk management.

УДК 796.062.4

Волейбол является одним из самых популярных видов спорта на территории России [4]. Сегодняшнюю планку этот вид спорта держит ещё с послевоенных времён, когда он вышел на пик своей популярности. Казалось, что победа мужской сборной России на Олимпиаде 2012 г., которую от команды ждали 32 года, даст новый импульс развитию волейбола в нашей стране, но, к сожалению, этого не произошло. Более того, профессиональные волейбольные клубы начали терять свою инвестиционную привлекательность.

Одним из факторов, служащим показателем того, что волейбол потерял свою инвестиционную привлекательность, может служить тенденция к сокращению количества профессиональных волейбольных команд, участвующих в чемпионатах России на различном уровне.

В 2009 году в России выступало 79 профессиональных мужских команд (14 команд в Суперлиге, 13 в Высшей лиге «А», 22 в Высшей лиге «Б» и 30 в Первой лиге) и 68 женских команд (12+20+17+19). Спустя 2 года Всероссийская Федерация Волейбола объединила Высшую лигу «Б» и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.