Научная статья на тему 'Причины популярности неоязычества в современном российском обществе'

Причины популярности неоязычества в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1917
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЯЗЫЧЕСТВО / РОДНОВЕРИЕ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / NEO-PAGANISM / SLAVIC NATIVE FAITH / RUSSIAN SOCIETY / MASS CULTURE / SOCIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коноплева Анна Алексеевна, Кахута Игорь Олегович

На сегодняшний день популярность неоязычества в современном российском обществе очевидна. Такая востребованность обусловлена заложенными в неоязычестве позитивными идеями любви к родной земле, стремлением возродить традиции, ранее бытовавшие в российской культуре, и др. Однако в некоторых неоязыческих направлениях проявляется радикализм, который основывается на смежных убеждениях. В связи с этим детального рассмотрения требуют проблемы особенностей вероучения неоязычества, всестороннего анализа причин его актуальности в наши дни, а также подробного изучения предлагаемых адептам идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES FOR NEO-PAGANISM POPULARITY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Recent popularity of neo-paganism in the modern Russian society is obvious. Such relevance is conditioned by inherent for neo-paganism doctrines of love for the native land, desire to revive the forgotten traditions of the Russian culture, etc. However, some neo-pagan trends manifest radicalism based on related beliefs. Considering the above mentioned, the authors argue for the necessity to undertake a comprehensive study of doctrinal peculiarities, ideological basis and causes for recent popularity of neo-paganism.

Текст научной работы на тему «Причины популярности неоязычества в современном российском обществе»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.44

Коноплева Анна Алексеевна, Кахута Игорь Олегович

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ НЕОЯЗЫЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

На сегодняшний день популярность неоязычества в современном российском обществе очевидна. Такая востребованность обусловлена заложенными в неоязычестве позитивными идеями любви к родной земле, стремлением возродить традиции, ранее бытовавшие в российской культуре, и др. Однако в некоторых неоязыческих направлениях проявляется радикализм, который основывается на смежных убеждениях. В связи с этим детального рассмотрения требуют проблемы особенностей вероучения неоязычества, всестороннего анализа причин его актуальности в наши дни, а также подробного изучения предлагаемых адептам идей. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/10M4.htm!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 223-226. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 1; 29:293:299.18:342.15 Дата поступления рукописи: 15.08.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.44

На сегодняшний день популярность неоязычества в современном российском обществе очевидна. Такая востребованность обусловлена заложенными в неоязычестве позитивными идеями любви к родной земле, стремлением возродить традиции, ранее бытовавшие в российской культуре, и др. Однако в некоторых неоязыческих направлениях проявляется радикализм, который основывается на смежных убеждениях. В связи с этим детального рассмотрения требуют проблемы особенностей вероучения неоязычества, всестороннего анализа причин его актуальности в наши дни, а также подробного изучения предлагаемых адептам идей.

Ключевые слова и фразы: неоязычество; родноверие; российское общество; массовая культура; социальные потребности.

Коноплева Анна Алексеевна, к. филос. н., доцент Кахута Игорь Олегович

Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Симферополь

konoplyova. artcrimea@gmail. com; ikahuta@mail. ru

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ НЕОЯЗЫЧЕСТВА

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Современный мир нередко характеризуют как противоречивый и даже полярный. Такая антагонистичность проявляется во всем: начиная от мировых тенденций, заканчивая процессами локального характера, -и вызвана преимущественно отсутствием строго определенных стандартов и нивелировкой значимости традиционных форм. Эта тенденция отражается не только на внешних процессах, но и напрямую затрагивает мировоззрение личности, побуждая к постоянному поиску. Свидетельством этого является стремительное возникновение нетрадиционных религиозных объединений и активное приобщение к ним новых членов, охотно изменяющих свои религиозные убеждения в силу привлекательности предлагаемых идей [7]. В противовес происходит возрождение забытых современниками традиций с целью поиска «правильного» пути развития личности и всего общества, а также избавления от актуальных для современной цивилизации проблем. К последним можно отнести «неоязычество», которое в России и в мире постепенно набирает популярность.

Ввиду отсутствия единого мнения относительно причин возникновения неоязычества, а также появления социальных оснований для увеличения спроса на него среди молодежи, необходимо осуществить подробное рассмотрение неоязычества в контексте значимости заложенных в нем идей для развития современной России. Это определяет актуальность изучения заявленной темы и дает основания для формулировки цели исследования, состоящей в рассмотрении основ вероучения неоязычества и анализе предпосылок его популярности в современном российском обществе. В свою очередь, задачами исследования является рассмотрение различных подходов, позволяющих понять смысл и значение неоязычества, а также изучение способов решения неоязычеством актуальных для России социальных проблем.

Научная новизна применяемого подхода состоит в попытке рассмотрения неоязычества как социальной тенденции. Полученные в результате исследования данные позволят изучить существующие закономерности в развитии неоязычества, а также смогут стать основой для выработки гипотез относительно дифференциации присутствующих в неоязычестве конструктивных для потребностей российского общества идей и позиций радикального характера, активно разрабатываемых экстремистскими организациями, скрывающимися за идеями религиозных объединений [9; 10].

Семантический анализ понятия «неоязычество» предполагает его трактовку как системы взглядов и убеждений, возрождающих древние языческие верования. Примечательно то, что в современной науке нет общего определения неоязычества. Это вызвано как множественностью и неоднозначностью данного феномена в контексте его влияния на социальное развитие, так и различными подходами к его изучению.

Ряд исследователей, характеризуя неоязычество, сходятся на том, что это современная религия, построенная на основе политеистических верований с целью поиска новой идентичности и разработки соответствующей идеологической системы [3]. Однако нередко превалируют противоречивые убеждения, в соответствии с которыми неоязычество является или искусственно созданной религией, направленной на возрождение духовности и объединение нации [11], или же квазирелигией, представляющей собой ми-фологизированно завуалированные ксенофобские и экстремистские убеждения расового, этнического и религиозного толка [8; 13].

Но все же очевидным остается тот факт, что неоязычество, как и любое другое социальное явление, содержит в себе ряд противоречий и не может быть рассмотрено исключительно в положительном или отрицательном смысле. Наиболее полное, по нашему мнению, определение неоязычества дал религиовед А. В. Гайдуков, который представил его как совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических, историко-культурных объединений и движений, основанных на дохристианских верованиях и культах, магических обрядах, практиках, целью деятельности которых является их реконструкция и возрождение [2]. Российский

исследователь О. И. Кавыкин предложил ввести в научный оборот термин «родноверие» - самоназвание неоязычников, осуществляющих культ славянских языческих божеств [5]. Это делает возможным отделение славянского неоязычества от западноевропейского, ориентированного на скандинавские традиции.

Появление неоязычества в наши дни, как и любой другой религии, стало возможным ввиду наличия острых социальных проблем, которые оно призвано урегулировать. В связи с этим в своей идеологической составляющей неоязычество останавливает внимание на целом комплексе актуальных для России противоречий, тем самым обеспечивая себе популярность в российском обществе.

Первой проблемой является утрата современным человеком связи с собственными предками и пренебрежительное отношение к окружающему миру. В славянском неоязычестве заложена тенденция соединения политеизма и пантеизма, помогающая решить обозначенный конфликт. Божеством-творцом является Род, создавший мир, представляющий собой 3 уровня: явь, навь, правь. Центральным божеством является Сварог, который закончил творение мира и дал жизнь другим богам. Пантеон славянского неоязычества включает множество божеств, которые являются «высшими». Поэтому поклонение различным богам вполне приемлемо. Также родноверы верят в «малые» божества, к ним относят различных духов (как добрых, так и злых), которые проживают в мире людей.

В зарубежной практике сложилась традиция наименования неоязычества «нативизмом», подчеркивающая заложенную в религии идею неразрывной связи человека с природой и отказа от техногенного развития мира [4]. Основополагающий тезис славянского неоязычества отражается в формулировке: «природа-родина-народ». В славянском неоязычестве человек является не властелином природы, а её составной частью, наравне с богами, духами и животными и может брать от неё не более, чем ему необходимо. Природа является одновременно источником жизни и объектом поклонения, поэтому не терпит грубого человеческого воздействия, а скорее учит человека покорности и стремлению к гармонии.

Вторая проблема является логическим продолжением первой и связана с назидательным характером тех реформ и преобразований, которые представляет человеку глобализованный мир [1], ориентированный в своем большинстве на идеалы других цивилизаций. Мысли о защите исконных ценностей и традиций находят свое продолжение в отказе от различных веяний, проникающих в русскую культуру, что находит воплощение в соответствующем образе жизни и идеях вероучения.

Одним из положений славянского неоязычества является утверждение о том, что человек - сын божий, а не раб, как это указано в христианском вероучении. Отсюда нередко неоязычество обвиняется в оппозиционности по отношению к христианству. Неоязычники придерживаются мнения, что христианская вера была насильно навязана и является чуждой для славян. Также славянские неоязычники утверждают, что христианство, в частности православие, не является уникальным и включило в себя множество заимствований, в том числе из язычества. По мнению некоторых родноверов, язычество, являясь более развитой религией, ассимилировалось и модернизировалось в православии, что привело к ложности его учений [12].

Неоязычники также скептически относятся к иудейским корням христианства. Они считают, что славяне должны следовать языческим верованиям, так как в них отражается история и самобытная культура русского народа. В свою очередь, определенного рода общие идеи неоязычники находят со старообрядцами, в учении которых им импонирует мысль о ярко подчеркнутой славянской самобытности.

Процессы разобщенности славянских народов стали третьей проблемой, которую решают неоязычники. Обязательным в славянском неоязычестве является почитание предков, которые имеют у славян общие корни, культивируется стремление заботиться о семье и потомстве, защищать свои земли и своей род. Именно поэтому у большинства славянских неоязычников активно выражены патриотические взгляды и присутствуют лозунги единения всех славянских народов. Однако этими призывами нередко пользуются радикально настроенные неоязыческие объединения, призывающие к созданию мононационального государства, в котором славяне будут иметь привилегированный государство образующий статус, пользоваться льготами на получение высшего образования, занятие государственных должностей и т.д.

На фоне распространенной в странах западного мира антироссийской пропаганды неоязычество способно пробудить у населения патриотические чувства. Это отчетливо прослеживается на примере заложенных идей о любви к природе и сопричастности судьбе народов России, а также предпринимаемых неоязычниками попыток возрождения исконно русских традиций. Также неоязыческая символика нередко встречается у представителей силовых подразделений, которые таким образом выражают готовность жертвовать собой, защищая Родину. С другой стороны, гармонию разрушают движения радикального толка, которые используют лозунги дискриминационного характера, дестабилизирующие социальную обстановку, запрещающие любые контакты с представителями «неславянских» народов, сеющие вражду и ненависть без рациональных на то оснований.

Пятая сложность, с которой столкнулось современное общество, - перенасыщенность городов и тотальное опустошение сельской местности. Это учитывается в ходе реализации культовой практики. Праздники и обряды в неоязычестве имеют сезонный характер и связываются с земледельческой деятельностью, поэтому невозможны в городской среде. Собрание неоязычников в большинстве случаев сопровождается разжиганием костров, возможно символичное принесение в жертву (как правило, на алтарь кладут продукты питания, личные вещи и пр.).

Святилища неоязычников («капища») находятся под открытым небом, на отдаленном расстоянии от застроек и населенных пунктов. Объектом поклонения у славянских неоязычников являются идолы - предметы живой природы с изображением богов, деревья (как правило, дубы) или камни. Эта тенденция пропагандирует

идею привлекательности жизни в тесном контакте с природой. Так, выделяют две группы неоязычников: проживающих в сельской местности и ведущих соответствующий образ жизни, а также жителей городов, выезжающих на природу исключительно с целью совершения обряда или проведения праздника. Отсюда в неоязычестве могут возникать направления экологического толка (например, «Круг языческой традиции») [6, с. 146-147].

Шестой идеей, которую с легкостью реализует неоязычество, является распространяющееся стремление к ведению здорового образа жизни. Эта модная тенденция, ориентированная на индивидуальные потребности, сочетается с идеологической наполненностью, касающейся оздоровления всей нации. Стремление к постоянному физическому развитию воплощается не только в ограничениях, касающихся приема пищи или определенных продуктов, но и выражается в регулярных занятиях спортом, проведении кулачных поединков, приуроченных к значимым событиям или праздникам и приобретающих ритуализированный характер. Большой популярностью пользуются «русские пробежки», которые имеют скорее завуалированную привязку к неоязычеству и воспринимаются молодежью исключительно в качестве спортивных мероприятий. Кроме того, поддержку в организации досуга, соответствующего представлениям о здоровом образе жизни, нередко осуществляют именитые спортсмены, деятели искусства и культуры, а также политики, что значительно расширяет круг потенциальных единомышленников.

Примечательно то, что, невзирая на ярко подчеркнутую исконно славянскую идею, неоязычество прекрасно вписывается в канву массовой культуры, тем самым одновременно удовлетворяя потребности представителей различных поколений, а также обеспечивая себе доступность и высокую скорость популяризации. Эта черта реализуется сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, для представителей неоязычества характерен уникальный стиль в одежде и во внешнем облике. Популярен этнический стиль в одежде, предполагающий ношение сорочек, рубашек, украшенных соответствующим орнаментом, наличие пояса, некогда выполнявшего сакральную функцию. Кроме этно-мотивов используются также милитаризированные элементы (камуфляж, берцы) и спортивный «бойцовский» стиль. Возможно сочетание сразу нескольких из перечисленных мотивов.

Во-вторых, среди мужчин-родноверов принято перенимать стиль, свойственный скандинаво-германским направлениям, предполагающий некоторую схожесть с викингами. Кроме отращивания бороды, распространяется мода на длинные растрепанные волосы, мужские плетеные хвосты, выбритый затылок, висок и др., нанесение татуировок в виде изображений скандинавских или кельтских рун, животных, растительных орнаментов, птиц (чаще всего орла), языческих богов, топоров, встречается изображение свастики как солярного знака, распространенного у многих древних народов.

В-третьих, неоязычество активно использует характерные для массовой культуры методы брендирова-ния, создавая и распространяя с помощью масс-маркета свою систему символов и слоганов. Знаки «коло-врат», «солнцеврат», руны вышиваются, наносятся на одежду, браслеты, кулоны и иную продукцию. При этом обеспечивается скорее их узнаваемость, а не трактовка адептами смысловой нагрузки. Из-за распространения данной тенденции во многом становится затруднительным проведение четкой грани между организациями неоязыческого и неонацистского толка.

В-четвертых, параллельно с расширением состава неоязыческих организаций происходит формирование музыкальных направлений, популяризация исполнителей, развитие кинематографа, художественной литературы, активно использующих в текстах песен, музыке, стиле одежды на телевизионных экранах и СМИ элементы, перекликающиеся с неоязыческими. Популярность подтверждается и тем, что кинофильмы «Евпатий Коловрат», «Викинг», в своих сюжетах знакомящие зрителей с культурой Руси языческого времени, имели большие кассовые сборы.

Следует отметить, что не всегда граждане, увлекающиеся перечисленными продуктами массовой культуры или вовлеченные в реализацию упомянутых тенденций, являются представителями неоязыческих объединений. Иногда это не имеет религиозной нагрузки, а воспринимается с позиции модного веяния. Это в очередной раз доказывает, с одной стороны, рекламную привлекательность неоязычества, а с другой -его востребованность в контексте предлагаемых современному российскому обществу ценностей.

Проведенный анализ вызовов, которые формируют основу для возникновения и популяризации продуцируемых неоязычеством идей, дает объективные основания для утверждения, что популярность неоязычества в современной России - вполне закономерный процесс. Он обусловлен рядом социальных проблем. Однако, увлекаясь предложенными способами регулирования фундаментальных противоречий, следует помнить, что заложенные в неоязычестве варианты их разрешения могут приобретать взрывоопасный характер. И в случае появления искры их детонация произойдет в форме опасных для российского многонационального и поликонфессионального общества явлений расизма, ксенофобии и дискриминации по этническому или религиозному принципу.

Список источников

1. Буткевич С. А. Сущность инноваций и их влияние на развитие общественных процессов: социально-правовая и криминологическая оценки // Юристъ - Правоведъ. 2017. № 2 (81). С. 82-88.

2. Гайдуков А. В. Новое язычество. Неоязычество. Родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский ун-т, 2016. С. 24-46.

3. Гурко А. В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. Мн.: Издательство МИУ, 2006. 274 с.

4. Игнатов А. Н. Криминологический анализ основных рисков технологического развития человечества // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского ун-та МВД России, 2018. С. 204-209.

5. Кавыкин О. И. Неоязычество в России и Африке южнее Сахары как попытка конструирования идентичности // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 167-176.

6. Кахута И. О. Радикализм современных неоязыческих течений // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия, политология, культурология. 2018. Т. 4 (70). № 2. С. 145-156.

7. Коноплева А. А. Изменение религиозной принадлежности как актуальная тенденция религиозного мировоззрения современного человека // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 412-414.

8. Куликов И. В. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: энциклопедия: в 9-ти т. M.: ПаломникЪ, 2000. Т. 3. Неоязычество. Ч. 1. 394 с.

9. Скребец Е. С. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в интересах обеспечения общественной безопасности и противодействия экстремизму // Права и свободы человека в контексте развития современного государства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. С. 291-294.

10. Чудина-Шмидт Н В. Определение условий и факторов экстремальных проявлений современности как социальная проблема // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского ун-та МВД России, 2018. С. 240-244.

11. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм: восточноевропейский ареал: монография. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1998. 30 с.

12. Шнирельман В. А. Русское неоязычество: идентичность и цели // Страницы. 2012. Т. 15. № 3. С. 446-464.

13. Ярцев А. Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 5. С. 151-154.

CAUSES FOR NEO-PAGANISM POPULARITY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Konopleva Anna Alekseevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Kakhuta Igor' Olegovich

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Branch) in Crimea, Simferopol

konoplyova. artcrimea@gmail. com; ikahuta@mail. ru

Recent popularity of neo-paganism in the modern Russian society is obvious. Such relevance is conditioned by inherent for neo-

paganism doctrines of love for the native land, desire to revive the forgotten traditions of the Russian culture, etc. However, some

neo-pagan trends manifest radicalism based on related beliefs. Considering the above mentioned, the authors argue for the necessity

to undertake a comprehensive study of doctrinal peculiarities, ideological basis and causes for recent popularity of neo-paganism.

Key words and phrases: neo-paganism; Slavic Native Faith; Russian society; mass culture; social needs.

УДК 1; 24 Дата поступления рукописи: 21.07.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.45

В статье дана характеристика медитации «шаматха» как особой техники развития однонаправленной концентрации, общей для индийских духовных традиций и используемой в буддизме в качестве инструмента реализации Дхармы. Рассматриваются сущность и специфика данного типа медитации в отличие от других медитативных состояний и практик; раскрывается роль Чже Цонкапы в разработке теории шаматхи и обосновании ее практической стороны в контексте системы постепенного пути (Ламрим) и в единстве с медитацией типа випашьяна. Указано различие махаянских подходов «мгновенного» и «постепенного» пути при использовании методов однонаправленной концентрации. Автор опирается на «Самдхинирмочана-сутру», шастру Майтреи/Асанги «Мадхьянтавибхага», текст «Бхаванакрама» Ка-малашилы, тексты «Ламрим» Цонкапы, а также на линию устных инструкций Гьялва Венсапы, которую представляет в России Геше Джампа Тинлей.

Ключевые слова и фразы: классическая йога; дхьяна; самадхи; махаяна; однонаправленная концентрация; безмятежность; випашьяна; Камалашила; Ламрим; Цонкапа; Геше Тинлей.

Урбанаева Ирина Сафроновна, д. филос. н.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук,

г. Улан-Удэ

[email protected]

МЕДИТАТИВНАЯ ПРАКТИКА ШАМАТХИ В МАХАЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ ПОСТЕПЕННОГО ПУТИ

Ментальные упражнения под названием «медитация» сегодня становятся все более популярными во всем мире. Они происходят из древнеиндийской религиозно-философской традиции, общей для индуизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.