Научная статья на тему 'Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления'

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHILOSOPHICAL EDUCATION FOR ENGINEERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ИНЖЕНЕРА / PROFESSIONAL ENGINEER''S ETHICS / ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ / ETHICAL RELATIVISM / ЭТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ETHICAL FUNDAMENTALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладышева Елена Васильевна

В статье проанализированы экономические, организационные и философско-мировоззренческие причины падения престижа российского инженерного образования и инженерной профессии в настоящее время. Автором подчеркивается необходимость повышения качества инженерного образования и предлагаются конкретные меры по усовершенствованию образовательного процесса студентов технических специальностей как в рамках всего института, так и в рамках гуманитарного цикла общеобразовательных дисциплин. Акцентированы проблемы профессиональной инженерной этики в контексте современной философско-этической ситуации в России, которая характеризуется автором как противоборство двух этических парадигм: релятивизма и фундаментализма. Эти этические понятия рассмотрены в историческом и современном контекстах. В статье сформулирован ряд общих положений для построения курса «Профессиональная этика инженера». В то же время подчеркивается невозможность качественного этического образования студентов технических специальностей без их широкого гуманитарного образования. Представлена взаимосвязь понятий «профессиональная ответственность», «культурная самоидентичность», «смысл жизни», «ценность семьи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS OF THE FALLING OF THE ENGINEERING EDUCATION''S PRESTIGE AND THE WAYS TO OVERCOME THEM

Economic, organizational and philosophical reasons of the falling of the engineering education's prestige in the modern Russia are considered in the article. The author suggests some ways to improve philosophical education for engineers. The author shows modern problems in the Russian ethical situation and examines such concepts as «engineering ethics», «professional responsibility», «cultural self-identity».

Текст научной работы на тему «Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 378.147

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

В статье проанализированы экономические, организационные и философско-мировоззренческие причины падения престижа российского инженерного образования и инженерной профессии в настоящее время. Автором подчеркивается необходимость повышения качества инженерного образования и предлагаются конкретные меры по усовершенствованию образовательного процесса студентов технических специальностей как в рамках всего института, так и в рамках гуманитарного цикла общеобразовательных дисциплин. Акцентированы проблемы профессиональной инженерной этики в контексте современной философско-этической ситуации в России, которая характеризуется автором как противоборство двух этических парадигм: релятивизма и фундаментализма. Эти этические понятия рассмотрены в историческом и современном контекстах. В статье сформулирован ряд общих положений для построения курса «Профессиональная этика инженера». В то же время подчеркивается невозможность качественного этического образования студентов технических специальностей без их широкого гуманитарного образования. Представлена взаимосвязь понятий «профессиональная ответственность», «культурная самоидентичность», «смысл жизни», «ценность семьи».

Ключевые слова: инженерное образование, гуманитарное образование, профессиональная этика инженера, этический релятивизм, этический фундаментализм.

Ь я

Е.В. Гладышева

В ноябре 2013 года в Новосибирске прошел первый международный форум технологического развития «Технопром-2013». Он проводился при поддержке Правительства РФ, Военно-промышленной комиссии РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, РАН и правительства Новосибирской области. Мероприятие собрало более тысячи человек, среди них были представители научного сообщества, бизнеса и власти из 12 регионов России, 27 экспертов из США, Японии, Китая, стран Евросоюза и СНГ. Главной темой обсуждения стал штурм подступов к шестому технологическому укладу, начало которого

© Гладышева Е.В., 2014

109

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

в мировой экономике обозначилось в 2010 году. Шестой технологический уклад был объявлен стратегическим вектором развития России [8]. Между тем, по данным на 2010 год, в нашей стране доля пятого технологического уклада составляет лишь 10%, и то только в наиболее развитых отраслях (ОПК и в авиакосмической промышленности). Более половины технологий относится к четвертому, а треть — и вовсе к третьему технологическим укладам [2]. По-видимому, это проблема, которую предстоит решать России в ближайшем будущем.

По мнению управляющего директора ГК «Ростех» Александра Каширина, ключевыми факторами в достижении технологического превосходства являются новые кадры, обладающие уникальными компетенциями [8]. На форуме ректоры инженерных вузов России вместе с коллегами из других стран обсуждали, «как вернуть гордое звание профессии инженера и как подготовить того самого “технологического предпринимателя”, который, по мнению экспертов, становится ключевой фигурой в модернизации производства» [8].

В 2009—2011 годах в техническом университете МИРЭА проводилось социологическое исследование среди студентов, в результате которого оказалось, что большинство студентов (35%) мотивировано получить хорошее базовое образование, которое позволило бы им занять достойное место в современной социальной структуре. К сожалению, работать по инженерной специальности, приобретаемой в процессе обучения, предполагает только одна треть опрошенных. По словам автора статьи Л.Н. Кочетковой, «это ставит вопрос о востребованности и популярности профессии инженера в нашем обществе» [9, с. 146].

Получается противоречивая ситуация: страна нуждается в творческих инженерных кадрах, но инженерная профессия не престижна. В связи с этим постепенно теряются научно-исследовательские школы, так как старые специалисты прекращают свою деятельность из-за возраста, а низкая зарплата на государственных предприятиях и в научно-исследовательских институтах не привлекает молодых выпускников вузов. О крайне низком уровне затрат на одного российского ученого пишет исследователь С.Е. Шишов: Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя, уступает США и Германии в 5 раз, в 4 раза — Великобритании, Франции и Японии [16, с. 49]. Выпускники технических вузов поэтому предпочитают идти работать в финансово более выгодное дело, например, в торговлю. Остаются только энтузиасты, для кого инженерия — любимое дело, и их семейное положение позволяет заниматься им вопреки доходам. В этом смысле сегодняшнее время для изобретателей и инженеров можно сравнить со временем в Европе до XVII века, когда занятие наукой и изобретательством было не профессией, обеспечивающей доход, а хобби. С.Е. Шишов указывает на низкий престиж статуса ученого в России, так как всего 1% опрошенных россиян с уважением отнесся к профессии ученого (в США — 56%) [16, с. 49].

110

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

Причины падения престижа инженерной профессии в современной России можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп: экономические, организационные, философско-мировоззренческие и др.

Причины первой группы — финансово-экономические. В постсоветское время нарушена плановая система финансирования инженерной деятельности в масштабах государства. Недостаточно финансирование научных разработок со стороны бизнеса. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет только 1,2%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7—10 раз меньше, чем в развитых странах) [16, с. 48].

Создающаяся сегодня система финансирования и организации труда по грантам еще не до конца отработана. Жесткая форма отчетности, требование немедленных результатов, краткосрочность исследований как результат вводимой в инженерию «рыночной экономики» не учитывают того, что изобретательская деятельность — часто рискованный и финансово затратный вид деятельности. Необходимо понимать, что в настоящее время для добросовестных научно-инженерных исследований требуется иногда немалое время и дорогостоящее оборудование, а не только талант изобретателя. Пытаясь успеть в отведенные временные сроки и уложиться в небольшие финансовые средства, руководители проектов часто как результаты своей деятельности выдают скороспелые решения, которые потом не приносят ожидаемой от них пользы.

Организационной причиной трудностей современной инженерной деятельности является нарушение сформировавшейся в советское время научно-исследовательской инфраструктуры. Директор по науке кластера ядерных исследований «Сколково» Александр Фертман на мждународном форуме «Технопром-2013» отметил, что для успешного прорыва технологий модернизации «нужна коммуникация между исследователями, инженерами и заказчиками от промышленности. А для ее налаживания необходимо восстановить доверие участников цепочки друг к другу, утерянное за последние пару десятков лет» [8]. Инженерные разработки сегодня, как правило, осуществляются малыми группами. Организаторам таких групп приходится преодолевать многочисленные трудности и совмещать в своем лице часто и менеджера, и делопроизводителя, и юриста, и бухгалтера, и рекламного агента, и т. д. На собственно исследовательскую работу остается мало сил и времени. Раньше на государственных предприятиях эти функции были распределены по отдельным специалистам и оплачивались из государственных источников. Сейчас при недостатке финансирования по грантам руководителю исследовательской группы приходится экономить, поэтому он не может нанять всех нужных ему специалистов и вынужден разбираться с совершенно посторонними ему областями знания самостоятельно. Все это затрудняет собственно исследовательскую работу.

111

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

В связи с этим представляется правильной политика технических вузов, направленная на расширение инженерного образования за счет дополнительных непрофильных спецкурсов, дополнительного образования в рамках института. Готовя молодого инженера к самостоятельной деятельности, очень важно дать ему сведения из тех областей, с которыми ему придется сталкиваться в работе по грантам (юриспруденция, экономика, менеджмент). Можно привести пример дополнительного образования (правда, платного) для студентов МГТУ МИРЭА по специальности «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». Интересен также опыт Томского политехнического университета, где после тестирования отбирают 10% наиболее способных первокурсников и дают им элитное техническое образование — с углубленным знанием специальных предметов, иностранного языка, основ экономики, ресурсосбережения [8]. Со своей стороны заметим, что хорошо бы университетам налаживать связи с престижными предприятиями, которые заинтересованы в способных и хорошо образованных выпускниках, чтобы студенты знали, что их хорошая учеба в вузе востребована в обществе и будет достойно оценена впоследствии. Не зная заранее всех возможностей достойного трудоустройства, студенты часто не заинтересованы в результатах своей усиленной подготовки в процессе обучения. К сожалению, важность такой широкой образовательной подготовки молодых специалистов не вполне осознается и в рамках государства, и на уровне вузов (возможно, опять же из-за финансирования). Однако система «непрофильного» дополнительного образования представляется необходимой в современном мире.

Также в период обучения представляется важным способствовать формированию исследовательских студенческих групп (на старших курсах) самими преподавателями, привлекая студентов с разных факультетов и включая такую студенческую исследовательскую группу в работу институтской научной лаборатории, исследовательского центра и т. д. Возникновение исследовательского коллектива уже в стенах вуза, несомненно, поможет молодым выпускникам технических вузов в их дальнейшей профессиональной деятельности, им не придется искать специалистов «на улице». Участие студенческих исследовательских групп в работе научно-исследовательской лаборатории будет способствовать сохранению отечественной научной школы, передаче традиций, выведет студентов на передний край науки, покажет приоритетные области научных исследований. Известно, что мудрый научный руководитель может сыграть решающую роль в судьбе молодого студента. Талантливые научные руководители, способные привлекать молодежь в научно-исследовательскую работу, нуждаются в поддержке со стороны руководства вузов.

Есть еще одна причина, связанная с качеством современного инженерного образования. В настоящее время мы являемся свидетелями изменения подхода к инженерному образованию. Сформированная в Советском Сою-

112

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

зе система фундаментального физического, математического, химического и др. образования для специалистов инженерных профессий в наше время рассматривается как затратная и оспаривается. Многие считают, что фундаментальное образование только тормозит процесс обучения, забивая головы студентов ненужными им знаниями. Система бакалавриата направлена на ускорение образовательного процесса, когда студент поверхностно знакомится с изучаемой дисциплиной и получает узкую специализацию. Этот подход в отечественном инженерном образовании представляется ошибочным. Что касается именно инженерной профессии, то очевидно, что фундаментальное знание дает выпускнику значительное преимущество перед узким специалистом. Если говорить об «обществе знания» с его лозунгом о необходимости «учиться и учиться» и непрерывным процессом самостоятельного образования современных людей, то крепкий фундамент высшего образования позволяет выполнить эту задачу успешнее, чем узкая специальность, с потерей которой есть риск остаться «у разбитого корыта». Инженерные технологии так быстро развиваются и изменяются, что студент с узкой специализацией просто обречен через несколько лет после выпуска из стен института на потерю квалификации, так как он не сможет разобраться в новейших технологиях. Это опять же нерациональное расходование средств в масштабах государства. Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым восстановление фундаментального основного образования для инженеров и создание расширенного дополнительного образования (последнее — по выбору студента).

В качестве философско-мировоззренческих причин падения престижа инженерной профессии в современном мире можно отметить следующее. Во-первых, наряду с вышеперечисленными чисто российскими причинами следует указать на общемировую тенденцию снижения общественных интересов к инженерной профессии. В начале и середине XX века бурное развитие инженерии было связано, с одной стороны, с военными потребностями (две мировые войны, холодная война, гонка вооружений), с другой — со стремлением людей выйти из тяжелых бытовых условий и создать комфортную жизнь. Сейчас у мировой общественности сложилось мнение, что и так многое открыто и создано, и общегосударственной потребности в развитии именно инженерной деятельности нет.

Более того, в обществе есть даже страх перед современной инженерией, так как вектор ее принципиально нового направления вызывает у многих серьезные опасения. Так, философ Б.В. Шулындин отмечал, что «начало XXI века явственно явило всю пагубность упования на безграничные возможности человека» [17, с. 7]. Современная НТР характеризуется выходом науки и базирующихся на ее достижениях технологий за рамки обыденного опыта людей, за границы той части мира, в рамках которой сформировался человек и его органы чувств. В современном мире происходит замена человеческого техническим. Техника начинает внед-

113

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

ряться внутрь человеческого организма, часто заменяя его естественные органы и функции. Это может привести к потере человеческой природы, считал отечественный мыслитель [17, с. 16]. Ф.Г. Майленова обеспокоена тем, что «...нынче мы вступаем в совершенно новую эру: эру биотехнологии, которая способна настолько изменить человека, саму его суть, и потенциально зловещие последствия этих изменений опасны прежде всего тем, что грань между очевидными преимуществами и вкрадчивым злом провести крайне сложно» [12, с. 131]. Вызывает опасение творчество «генетических инженеров», открывших возможность вмешательства в геном человека, животных и других биологических видов. «Сохранение человека в его современном виде возможно только при условии сохранения его генома, поскольку именно геном представляет собой основу для развития и функционирования организма» [14, с. 133]. Человечество в наше время способно создать совершенно нового человека — человека биотехнологического. Статья профессора В.А. Кутырева называется «Или мы останемся какие есть, или нас не будет». Он пишет о том, что «если в середине XX в. считалось, что техника и производство должны служить человеку, то теперь говорят о необходимости “усовершенствовать” человека, чтобы он успел угнаться за техническим прогрессом. Это путь нашей самоликвидации. Нам надо защищаться от безудержного, потерявшего человеческое содержание прогресса». Нужна антитехнологическая, антиновационная идеология, считает философ. «Очевидно, если мы хотим жить, новации не должны быть самоцелью. Их нужно “приводить” к мере человека, тщательно проверяя и апробируя. Инновационизм по своей сути противоречит стратегии устойчивости, провозглашенной в мире в качестве условия выживания. Это разные, противоположные стратегии. героями времени должны быть не изобретатели и новаторы, а экологи и консерваторы. Культивировать, в первую очередь, важно духовность и ответственность и лишь после — ученость» [10, с. 123—125].

Полностью соглашаясь с вышеприведенными опасениями, особенно с мнением профессора В.А. Кутырева о необходимости культивирования в первую очередь духовности и ответственности, хочется все же отметить, что эти опасения не могут означать исчезновения инженерной профессии вообще. Даже если не говорить о задаче инновационного развития России, приходится осознать, что качественное инженерное образование и грамотные инженеры необходимы просто для обслуживания уже имеющихся технологических систем. Современный мир настолько пронизан техникой и технологиями, что некомпетентность инженерных работников может привести к техногенной катастрофе [6, с. 20]. Представляется, что пути обратно в незнание у нас нет. Решение этой проблемы состоит не в отказе от знания, а в наделении инженерной деятельности этическими ограничениями, придании ей этического смысла. В связи с этим представляются полезными в технических вузах спецкурсы на темы «Аксиология инженер-

114

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

ной профессии», «Профессиональная инженерная этика» и др. Студенты должны понимать общественную значимость своей профессии, ее цели и воспринимать свою профессию не только как один из способов зарабатывания денег, но и как благородное служение человечеству.

Вопрос об инженерной этике требует особого внимания, так как этические проблемы связаны с общемировоззренческими. Современная философско-этическая ситуация в России характеризуется наличием и противоборством двух парадигм: этического релятивизма, порожденного культурой постмодерна, признающего относительность моральных норм, и противоположного ему фундаментализма, постулирующего наличие абсолютных моральных законов.

Постмодернизм защищает свободу индивида («либерализм»), а отсюда — плюрализм любых ценностей, в том числе и моральных. При этом отрицается иерархия ценностей и на первое место в современной культуре выходят, как правило, материальные (экономические) ценности. «Возведение финансово-экономической реальности в ранг основной, если не единственной, социальной реальности способствует тому, что разговоры о нравственных основаниях общества воспринимаются как несерьезные и даже неприличные» [1]. О том, что «экономика возводится в статус науки о человеческом поведении», и даже появился новый термин «Человек Экономический», показывающий идеал современного человека, пишет профессор А.А. Горелов [4, с. 45]. В современном мире на первое место ставятся материальные (экономические) выгоды. СМИ усиленно формируют идеал человека — потребителя материальных благ. Гедонизм (наслаждение) любой ценой трактуется как цель и смысл жизни. Главная ценность — деньги и приобретаемые на них материальные блага, гарантирующие комфорт потребителю. Формируются индивидуализм и эгоизм. Таким образом, этика или подменяется экономикой как наукой о выгодном материальном поведении, или постулируется плюрализм этических норм, их зависимость от частных интересов. Релятивизм как этическая парадигма отрицает наличие абсолютного добра и зла.

Фундаментализм можно охарактеризовать как постулирование наличия фундаментальных духовных ценностей, которые главенствуют над материальными (экономическими). Для этики это означает, что есть абсолютные моральные нормы, нарушение которых ведет к бедам самого человека, или его семьи и рода, или всего общества в целом. Фундаментализм рассматривает общество не как совокупность изолированных индивидов, а как взаимозависимое сообщество ответственных частей одного целого. Эти фундаментальные моральные нормы в истории философии считались или выработанными общечеловеческой культурой, традицией (как, например, в «этике ритуала» у Конфуция; «этике долга» Иммануила Канта), или данными непосредственно Богом (например, 10 заповедей, данные израильскому пророку Моисею на горе Синай). Не рассматривая

115

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

вопрос о происхождении универсальных этических норм, представляется важным отметить, что в истории философии было достаточно много этических систем, признающих моральные нормы фундаментальными, абсолютными для всех.

Анализируя современную российскую ситуацию, можно провести параллель с античной историей, когда парадигма релятивизма сменялась парадигмой фундаментализма: это различие философских установок софистов и Сократа. Софисты считали добро и зло относительными понятиями, зависящими от личной выгоды участвующего в философском споре. Вспомним, что название «софист» в истории философии приобрело нарицательный характер, так называют человека, за личную выгоду предающего истину и добродетель. Сократ, внешне похожий на софистов своей манерой вести философскую беседу, внутренне был противоположен им, так как все беседы его были направлены на поиск общей для всех, универсальной истины. Это относится и к понятию добра, так как для Сократа добродетель и мудрость — взаимосвязанные понятия [5, с. 173—177]. Можно сказать, что с Сократа начинает формироваться европейская философская традиция этического фундаментализма, продолжившаяся затем в философии его ученика Платона, последователей Платона — неоплатониках, средневековой христианской этике и т. д.

Возвращаясь к современности, хочется отметить, что (не большинство, но многие) современные студенты не понимают пренебрежительного отношения к софистам со стороны классиков философии. Воспитанные СМИ, они также считают, что личная материальная выгода выше каких-то абсолютных моральных норм. Представим теперь, что такие «инженеры-софисты», считающие добро и зло относительными понятиями в зависимости от их личной выгоды, начинают работать по специальности. Они могут нанести непоправимый вред обществу.

Эта опасность подчеркивает недопустимость безответственного поведения (в этическом измерении) в рамках инженерной профессии. Наличие этического сопровождения инженерного образования, нацеленность студентов на изучение фундаментальной этики представляются обязательными. И.Ю. Алексеева и А.А. Малюк предлагают построить курс «Инженерная этика», отталкиваясь от проблемы смысла жизни, от которой перейти к проблеме смысла профессиональной деятельности (и не считать вопрос о смысле жизни российской причудой, так как подобные вопросы ставятся и на Западе) [1].

Со своей стороны, попытаемся обозначить некоторые важные пункты для создания фундаментальной инженерной этики.

1. Необходимо осознать, что современная инженерная деятельность для общества сродни деятельности врача для отдельного пациента. Этика врача сформировалась еще в V—IV вв. до н. э. Девиз Гиппократа «Не навреди!» представляется актуальным для современной инженерной профессии.

116

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

2. Во все времена является актуальным «золотое правило этики», сформулированное во многих культурах (его можно встретить у Конфуция, в Библии, у Фалеса). Известны отрицательная («Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе») и побудительная («Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе») его формулировки. Как и к любой другой, это правило относится и к деятельности инженера.

3. Важными для профессиональной инженерной деятельности являются также некоторые из 10 заповедей: не убий, не лжесвидетельствуй, не кради, не завидуй. Христианство трактует человека не как господина на Земле, а как мудрого домоправителя. Разум дан человеку не для безумного эксплуатирования природы, а для рачительного (заботливого) хозяйствования. Идеальной целью труда является благо людей по главной заповеди христианства «да любите друг друга». Можно сформулировать следующий императив инженерной этики: «Техника должна являться помощником человеку в служении ближнему и делании добра».

4. Основываясь на моральном категорическом императиве Канта, можно сформулировать следующие правила применительно к инженерной профессии: 1) создавай только такую технику и технологии, чтобы их максимальное использование вело к всеобщей пользе (включая и будущие поколения); 2) чтобы через твои технические изобретения ты относился к человечеству (включая и будущие поколения) так же, как к цели, и никогда не относился бы только как к средству.

Нельзя, однако, научить студентов этике вне широкого гуманитарного образования. Многие исследователи говорят о кризисе самоидентификации, характерном для современного российского общества. Современный исследователь Н.Г. Козин считает, что Россия сейчас находится в вакууме идентичности. «Мы окончательно вываливаемся из своей собственной исторической реальности. Между тем идентификация — высшая форма социализации... акт отождествления себя с главными ценностями и святынями ядра своей культуры» [7, с. 37]. Несомненно, эта проблема касается и молодого поколения. Представляется важным познакомить будущих инженеров с отечественной культурой и отечественными традициями инженерной и предпринимательской деятельности. В связи с этим плодотворными представляются, например, экскурсии в Музей меценатов, благотворителей и предпринимателей (г. Москва), где студентов знакомят с этическим кодексом отечественных предпринимателей конца XIX — начала XX века. Важным для культурной самоидентификации молодого поколения является также проведение студенческих конференций на тему «Отечественная культура в контексте мировой культуры» [13]. В курсе «Философия» можно говорить студентам об экзистенциальной составляющей любого труда, в том числе и инженерного. Экзистенциальная неудовлетворенность может вести к конфликтам не только в профессиональной сфере, но и в семье. Важно обращать внимание молодых людей на большое значение духовной составляющей любого труда, на-

117

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

пример, на основе работ Э. Фромма [15]. Необходимо также указать не только на возможности самореализации молодежи в инженерном творчестве, но и на ответственность будущих инженеров за судьбу человечества.

Формирование ответственности у студентов, на наш взгляд, связано с формированием и семейных ценностей. Не случайно ведь на рубеже XIX— XX веков отечественные предприниматели предпочитали не заключать сделки и не брать на работу несемейных. Считалось, что человек без семьи в большей степени индивидуалист, вследствие чего меньше интересуется общественными ценностями. Большее доверие к ответственному семейному человеку сохранялось и в Советском Союзе, где на парткомах «прорабатывались» случаи распада семей. В современной ситуации трансформации института семьи [11] работа со студентами в этом направлении представляется также важной. Так, в МГТУ МИРЭА в течение нескольких лет проходили студенческие конференции на тему «Семья в России: прошлое и настоящее (философско-культурологический анализ)». В результате работы этих конференций, проведенных социологических опросов при подготовке к ним выяснилось, что хотя большинство студентов хотят иметь счастливую семью, некоторые готовы даже на многодетную семью, однако также большое количество студентов оправдывают ситуации развода, причем, как выяснилось, по довольно несерьезным причинам. Можно сделать вывод, что причинами этого противоречия могут быть забвение главной — духовной — составляющей счастливой семейной жизни; желание немедленного безоблачного семейного счастья и непонимание того, что для этого надо усердно трудиться (не только физически, но и духовно); непонимание практической неразрывности кровнородственной связи членов семьи (особенно при наличии детей); неготовность к служению, к самоотдаче в семье, боязнь трудностей. Все эти причины могут заранее обрекать молодую семью на недолговечность, что и показывает современная статистика [3, с. 467—468].

Ответственное отношение к семейным ценностям, семейным и отечественным традициям позволит молодому поколению согласовать свою личную иерархию ценностей с потребностями отечественной культуры и «вписать» свою личную историю в историю своего народа. Справедлива поговорка «дерево без корней — дрова». Представляется, что для успешного инновационного развития страны необходимо осознание как своих традиций, так и благородных целей для движения вперед.

Обобщая все вышесказанное, важно подчеркнуть необходимость широкого философско-культурологического образования студентов технических специальностей для их профессиональной деятельности.

Литература

1. Алексеева И.Ю, Малюк А.А. Об опыте преподавания инженерной этики в России. [Электронный ресурс]. URL: http://pycode.ru/2012/04/engineering-ethics/ (дата обращения: 02.02.2013).

118

Причины падения престижа инженерного образования в России и пути их преодоления

2. Булгакова Н. Поймать волну. Стране пора подняться на новый технологический уровень // Поиск. 2013. № 46. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.poisknews.ru/theme/edu/8156/ (дата обращения 08.12.2013).

3. Гладышева Е.В. Современная семья в России: философское осмысление, опыт социологического анализа / VIII юбилейные Панаринские чтения «Молодежь — культура — политика: историческая память и цивилизационный выбор»: Сборник статей. М.: МАКС-ПРЕСС, 2012. С. 460—468.

4. Горелов А.А. Панарин и современный мир / Там же. С. 41—51.

5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.

6. Иванов О.Б. Глобальные риски и экономические тенденции в современном мире // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 1. С. 18—33.

7. Козин Н. Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 37—48.

8. Колесова О. Прыжок со дна кастрюли. В правительстве мечтают о технологическом рывке // Поиск. 2013. № 47. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.poisknews.ru/science-politic/8207/ (дата обращения 15.12.2013).

9. Кочеткова Л.Н. Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе (ценностное измерение инженерного образования) // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 142—148.

10. Кутырев В.А. Или мы останемся какие есть, или нас не будет // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений: Материалы VIII Международного симпозиума (14—15 июня 2005 г.). С. 123—125.

11. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 256 с.

12. Майленова Ф.Г. Возможности модификации природы человека с помощью современных биомедицинских и психологических технологий // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений: Материалы VIII Международного симпозиума (14—15 июня 2005 г.). С. 130—132.

13. Сайт кафедры философии, социологии и политологии МГТУ МИРЭА. URL: http://philosophy.mirea.ru/ (дата обращения 15.12.2013).

14. Светлов С.В. Природа человека и общество: возможности диалога культур

и цивилизаций в свете новых достижений в развитии биотехнологии // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений: Материалы

VIII Международного симпозиума (14—15 июня 2005 г.). С. 132—133.

15. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2009. 320 с.

16. Шишов С.Е. Циркуляция «мозгов»: остановить... или ускорить процесс // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 45—53.

17. Шулындин Б.П. О природе человека и устройстве общества в современную эпоху // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений: Материалы VIII Международного симпозиума (14 — 15 июня 2005 г.). С. 7, 13—19.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.