Научная статья на тему 'Причины отрицательных результатов опоискования структур в Башкортостане, способы учета факторов, снижающих эффективность ГРР и их апробация в Ульяновской области'

Причины отрицательных результатов опоискования структур в Башкортостане, способы учета факторов, снижающих эффективность ГРР и их апробация в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины отрицательных результатов опоискования структур в Башкортостане, способы учета факторов, снижающих эффективность ГРР и их апробация в Ульяновской области»

В.Е. Томилин

БашНИПИнефть, ОАО "Ульяновскнефть"

ПРИЧИНЫ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПОИСКОВАНИЯ СТРУКТУР В БАШКОРТОСТАНЕ, СПОСОБЫ УЧЕТА ФАКТОРОВ, СНИЖАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРР И ИХ АПРОБАЦИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Детальный анализ результатов опоискования более 200 структур позволил выявить и систематизировать факторы, негативно влияющие на эффективность поискового бурения. Как показал анализ, в преобладающем большинстве эти факторы поддаются учету при проведении ГРР с введением ряда усовершенствований в технико-методическое обеспечение геолого-поисковых работ.

Выводы, полученные в результате данных исследований, применимы в условиях Волго-Уральской нефтегазоносной провинции и на территориях со сходным геологическим строением.

Выделяются следующие геологические, технико-методические и организационные факторы, негативно влияющие на эффективность ГРР.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ факторы.

Основной причиной отрицательных результатов бурения на подготовленных структурах является то, что они не подтверждаются по тектонике. Так, среди непродуктивных структур до 90% - не подтвердившиеся по тектонике.

Основной причиной не подтверждения (3/4 от всех опоискованных) подготовленных структур в нефтеперс-пективных горизонтах являются различные геолого-геофизические неоднородности в отложениях среднего и верхнего карбона и нижней перми, которые служат главными структуроформирующими факторами, искажающими прямое соотношение прогнозных структурных планов (нижнепермских по структурному бурению или сейсмических по отражающим горизонтам) с фактическими структурными планами продуктивных горизонтов палеозоя.

Для НИЖНЕПЕРМСКИХ структур таковыми являются колебания мощностей в виде локальных раздувов или выпадения пачек в отложениях среднего и верхнего карбона, в облекающих частях которых образуются структуры по вышележащим маркирующим горизонтам нижней перми или карбона следующих видов:

• органогенные постройки в разрезе нижней перми, верхнего или среднего карбона (рис.1);

• внутриформационные переносы осадочного материала;

• кроме того, вследствии внутриформационных размывов в отложениях нижней перми, верхнего и среднего карбона формируются эрозионные останцы с локальными поднятиями в структурах их облекания. Локальные или линейные понижения вследствии внутриформационных размывов создают отдельные, в том числе критические, склоны нижнепермских поднятий (рис. 2), среди которых выделяются достаточно контрастные понижения, скорее всего карстового происхождения.

При анализе временных разрезов все эти «раздувы» и «размывы» чаще всего хорошо выделяются по качественным признакам. Доля структур, обусловленных отмеченными факторами, составляет до 90 % от всего чис-

ла непродуктивных нижнепермских поднятий.

Для ГЕОФИЗИЧЕСКИХ структур таковыми являются:

1) Высокоскоростные неоднородности в верхней и средней части разреза (ВЧР, СЧР), создающие "ложные" своды положительных аномалий (рис. 3).

2) Низкоскоростные неоднородности, создающие "ложные" склоны сейсмоструктур.

Влияние этих наиболее распространенных (35% от числа сейсмических непродуктивных структур) факторов (скоростных неоднородностей в ВЧР и СЧР) снимается «посадкой» временных разрезов на геологические границы нижней перми или верхнего карбона.

3) Зоны палеокарстовой ангидритизации в верхнем и среднем карбоне и нижней перми (рис. 4).

Зоны палеокарстовой ангидритизации (25% от числа сейсмических непродуктивных структур) довольно уверенно диагностируются на временных разрезах по аномальной записи выше отражения «В».

4) Зоны внутриформационных переходов в ККСП, создающие сейсмоаномалии в промежутке отражений «У»-»Д», с признаками близкими к рифогенным.

5) Неоднородности неясного происхождения, создающие аномалии с признаками клиноформ или горстов и др.

Как правило, в таких случаях признаки отмеченных сейсмоаномалий выражены нечетко и не в полном объеме (комплексе). Для принятия решения об опоисковании подобных объектов необходимы дополнительные данные о перспективности структуры.

6) Приврезовые (по СИ) структуры, часто создающие сейсмоаномалии в промежутке отражений «У»-»Д», с признаками близкими к рифогенным (рис.5) .

Достаточным условием для формирования ловушки, при наличии коллекторов, является более высокое гипсометрическое положение свода приврезовой структуры относительно фона.

Для подтвердившихся непродуктивных структур выделяются следующие основные причины отрицательных результатов.

1) Отсутствие коллекторов в нефтеперспективных горизонтах.

2) Имеются случаи, когда контрастные, высокоамплитудные поднятия непродуктивны при наличии коллекторов (о чем свидетельствует притоки пластовых вод из нефтеперспективных отложений). По-видимому, в таких случаях происходит разрушение целостности покрышки в своде вследствие контрастного характера поднятия или тектонических нарушений.

Эта группа подтвердившихся, но непродуктивных объектов составляет около 10-15% случаев от общего числа непродуктивных структур. Они трудно учитываемы при современном уровне сейсморазведки МОГТ. Одна

• временные неувязки на пересекающихся сейсмопрофилях, вследствие недоучета которых выдаются неверные сейсмические построения с выделением несуществующих контрастных критических структурных элементов;

• недоизученность, недоказанность ключевых элементов структур из-за отсутствия структурных скважин или сейсмопрофилей в пределах этих элементов;

Геологический и временной разрезы через Ново - Каратомакскую структуру

Геологический и временной разрезы через Болотовскую структуру

ных структурных элементов структур:

• выделенные на концах сейсмопрофилей с негативным влиянием «концевого эффекта»;

• низкое качество сейсмического материала на основных ключевых элементах выделенных объектов, не позволяющее однозначно интерпретировать поведение отражающих горизонтов;

Рис. 1. В сводовой скважине 98-Брз установлен раздув мощности в верхнем карбоне, кото-рому на временном разрезе соответствует аномалия с признаками биогерма.

Рис. 2. Западный склон нижнепермского поднятия обусловлен палеокарстом в среднем карбоне, который в свою очередь, создал ложную сейсмоструктуру по "У" и "Д".

ко, имеющиеся разработки по прослеживанию коллекторов, разломов и др., свидетельствуют о хороших перспективах этого направления в СР МОГТ.

3) Недостаточная амплитуда при больших мощностях песчаных пластов, в результате чего открываются нерентабельные к разработке водоплавающие залежи. В основном это касается структур в терригенном девоне в при-сводовой части Южно-Татарского свода и, в меньшей степени, поднятий на северо-западе Башкирии.

4) На северо-западе Башкирии благоприятными для сохранения залежей являются антиклинальные ловушки с амплитудой более 10 м. Поэтому здесь поднятия с меньшей амплитудой, как правило, непродуктивны.

При жесткой посадке временных разрезов на геологические границы нижней перми и карбона при выявлении признаков и количественных характеристик локальных скоростных и мощностных неоднороднос-тей в карбоне и девоне можно довольно точно определять амплитуду структур.

Основные ТЕХНИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ факторы.

1) Принятие в фонд и опоис-кование некондиционных по изученности и доказанности основ-

• некорректность структурных построений (завышение отметок в своде, следовательно, амплитуд структур);

• плохая выраженность маркирующих реперов в отложениях нижней перми и неуверенная корреляция их по ГИС в структурных скважинах, особенно на участках ключевых структурных элементов выделенных нижнепермских поднятий;

• неверно выбранный маркирующий репер по ГИС, не отражающий

геологическое строение нефтеперспективных горизонтов. Материалы, обосновывающие перспективность поднятия, должны сопровождаться данными о вышележащих маркирующих реперах. При резкой рассогласованности поведения маркирующих реперов прогнозные построения по нижнему реперу ставятся под сомнение.

При более жестких требованиях к кондиционности (подготовленности) структур по отмеченным параметрам можно избежать до 20% типичных случаев отрицательных результатов опоискования.

2) Более сложное, чем предполагалось при первичной интерпретации данных МОГТ, строение. В чём сложность: в тектонике (разломы, флексуры), в литофациаль-ном отношении и т.д.

3) Низкие качество и разрешенность записи отражений

Ново - Мутабашская структура (отражающий горизонт У)

Рис. 3. Пример изменения положения отражающих горизонтов после использования данных структурного бурения и "посадки " временного разреза на геологическую границу. На профилях видно, что ранее выделенная сейсмоструктура "исчезла" (положение отражающих горизонтов на профилях до коррекции показано волнистой линией, после - сплошной тонкой).

Восточно - Ермекеевская структура Фрагмент временного разреза 058540

Северо - Чуюнчинская структура Фрагмент временного разреза 059132

Западно - Истякская структура. Профиль 119039 ij^nj

Рис. 4. Примеры высокоскоростных аномалий, связанных с зонами палеокарстовой ангидритизации в верхнем и среднем карбоне.

по отложениям нижней перми и верхнего карбона на преобладающем большинстве временных разрезов МОГТ.

Необходимо методику полевых работ, обработки и интерпретации сейсмических данных ориентировать на получение качественных материалов, особенно в ВЧР и СЧР, а также в целевых горизонтах, где ожидаются нетрадиционные типы ловушек. Высокая степень изученности бурением, качественный материал позволили бы отследить признаки большинства тех геолого-геофизических неоднородностей, которые создают «ложные структуры».

4) Бурение поисковых скважин в неоптимальных структурных условиях, что связано с ошибками в топопривязке.

ОРГАНИЗАЦИННЫЕ факторы.

1) Проведение бурения на площадях, где многие годы традиционно низкая эффективность без тщательного и оперативного изучения причин «провалов» и их учета.

2) Отсутствие технико-методического инструмента для выяснения причин отрицательных результатов в полевых условиях и для принятия оперативного решения о последующих работах на структуре (часто вопрос о причине непродуктивности структуры остается нерешенным). Полевые работы по выяснению причин позволили бы отследить признаки ложных структур по геолого-геофизическим материалам и отбраковать подобные структуры фонда.

3) Отсутствие эффективных методов поощрения за достигнутые высокие результаты ГРР. В этом отношении показателен 1994 г., когда геологические службы УБР были заинтересованы в высоких результатах, добиваясь последними больших объемов бурения. Ранее, в прошлые годы с выходом на какую-либо площадь разбуривали максимальное число подготовленных на ней объектов. В отмеченный год наблюдается подход иной - бурение проводилось на наиболее перспективных объектах из-за необходимости более рационального использования средств на бурение ввиду сложностей в финансировании геологоразведочных работ. Это, на наш взгляд, и обеспечило высокую

успешность ГРР в отмеченном году.

Представленный анализ причин отрицательных результатов опоискования структур наглядно показывает, что большую часть из них можно учитывать при проведении поисково-разведочного бурения. При реализации ряда организационных мероприятий и технолого-методичес-ких усовершенствований геолого-поисковых работ, позволяющих учитывать факторы, негативно влияющие на результативность поисково-разведочного бурения на структурах, возможно существенное повышение эффективности ГРР на УВ.

Разработанные на основе сделанных выводов новые подходы в методике ГРР были применены в Ульяновской области. Было выявлено и оценено более 20 объектов. Прогноз по всем опоискованным объектам подтвердился. При опоискова-нии одной, оцененной как бесперспективная, Суходоль-ской структуры получен отрицательный результат. При бурении 5 поисково-разведочных скважин на 4 перспективных структурах получены промышленные притоки нефти, и они в настоящее время эксплуатируются. По ре-

Северо - Сандугачская структура. Профиль 119036

Рис.5. Примеры приврезовых по СЬ сейсмических структур, свод структуры гипсометрически выше (продуктивная Западно-Истякская структура) и ниже фона (непродуктивная Северо-Сандугачская структура).

зультатам профильного сопоставления данных СР МОГТ и СБ был оценен как бесперспективый северный купол Северо-Зимницкой сейсмической структуры. От бурения запланированной разведочной скважины в этой точке отказались. Данные последующего глубокого бурения показали на отсутствие отмеченного купола.

Полученные результаты по ОАО "Ульяновскнефть" можно оценить как достаточно высокие, учитывая то, что в период 1995-99 гг. такое же количество пробуренных скважин оказались непродуктивными.

Успешное использование выводов данной работы при проведении ГРР в условиях Ульяновской области показало на их актуальность и за пределами Башкортостана. Представляется, что приведенные выводы будут полезны для регионов Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.