Научная статья на тему 'Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции'

Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФОКАРТА / УСТНЫЙ СЧЕТ / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнанова А. С.

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития речи и навыков устного счета младших школьников как одни из главных причин их неуспеваемости. Рассматриваются некоторые пути коррекции неуспеваемости, организационно-педагогические условия их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции»

УДК 373.5

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ

© А. С. Гайнанова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34758) 2 45 27.

E-mail: gainanova_a_s@mail. ru

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития речи и навыков устного счета младших школьников как одни из главных причин их неуспеваемости. Рассматриваются некоторые пути коррекции неуспеваемости, организационно-педагогические условия их устранения.

Ключевые слова: перфокарта, устный счет, анализ произведений, нарушения речи.

Общеизвестно, что от степени сформирован-ности и развитости навыков устного счета и речи зависит общая успеваемость ребенка по математике и русскому языку.

Современный младший школьник не любит читать книги, предпочтение отдает просмотру телевизора, видеофильмов, играм на компьютере, счету на калькуляторе. Для достижения положительных результатов необходима кропотливая и многоплановая работа педагога.

Для формирования и развития речи детей необходимо выработать у школьников умения активно использовать синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, ибо уместное и умелое использование их в речи делает ее выразительной и яркой. Для улучшения скорости чтения, четкого проговаривания, дикции, эмоциональности в речи следует использовать различные виды работ со скороговорками, чистоговорками, текстами разнообразных жанров. Учителю необходимо работать с детьми над произведениями художественной литературы, ибо именно они являются образцовыми текстами, и через них прививается любовь к книгам. Этому способствуют регулярные посещения библиотек.

Опыт работы показывает: чтобы привить любовь детей к книге, необходимо направить их интерес, предлагая различные задания, например, к очередному уроку чтения прочитать сказки (рассказы) о животных или природе и т. д. Детям можно предложить прочитать и подготовить то или иное произведение одного конкретного писателя. Т аким образом, сначала дети будут посещать библиотеку «по принуждению», «по необходимости», а лишь затем у них возникнет интерес. Однако не следует их чрезмерно заставлять и наказывать за невыполнение задания, чтобы не возникло отрицательного отношения к предмету, учителю, школе в целом. Для развития интонационных способностей учителю следует использовать различные виды чтения на уроках: чтение по-цепочке, вслух по-одному, жужжащее чтение, чтение по ролям, вполголоса, шепотом. Необходимо создавать для учащихся речевые

ситуации и любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний. Следует создавать ролевые игры, экскурсии, специально организованные наблюдения и другие способы накопления материала, впечатлений, а также использовать литературно-творческие попытки в прозе, стихах («проба пера»). Учитель должен стараться требовать от учащихся полных развернутых ответов при опросе, при этом не следует торопить их и подгонять, а необходимо давать время детям собраться с мыслями и внимательно, тактично выслушивать их мнения.

В педагогической практике часто встречаются учащиеся, которые с огромным трудом пересказывают содержание текста. Учащимся трудно установить последовательность изложения, очередность развивающихся событий, многие не понимают прочитанное произведение. Опыт работы указывает на необходимость использования на уроках чтения тетрадей-помощников, в которых учащиеся выполняют иллюстрации к прочитанным произведениям. Работа варьируется благодаря тому, что рисунок может относиться ко всему произведению, к понравившемуся сюжету; ребенок может изобразить одного из героев так, как он его себе представляет или же по внешнему описанию, которое дано в тексте. Данный вид работы помогает школьникам более глубоко усвоить и запомнить произведение, помогает при пересказах прочитанного текста. Опираясь на рисунок, ребенок может пересказать все произведение, дать краткое содержание текста или рассказать о действующих персонажах (внешний облик, характер, поведение). В работе по усвоению произведений различных жанров и умению их пересказывать помогают таблицы, которые заполняются также в тетрадях-помощниках. В первое время таблицы заполняются детьми под руководством педагога, лишь через некоторое время -самостоятельно. Примерная таблица представлена ниже. Каждый учитель работает творчески, поэтому вправе что-либо дополнить или исключить.

І88К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №1

311

Автор Название произведения Жанр произведения Г лавные герои Краткое содержание Г лавная мысль произведения (воспит. момент, чему учит и т.д.)

Данную таблицу ребенок может заполнить и после самостоятельного внеклассного прочтения произведения. Для более полного осмысления произведений педагогу необходимо учить детей обдуманному восприятию, умению размышлять над книгой, а значит о людях, жизни в целом.

Опыт работы позволяет утверждать, что большую роль в развитии речи учащихся играет применение на уроках русского языка и чтения работы в парах. На занятиях дети могут проверить друг у друга выполнение письменных работ (списывание по учебнику, с доски, словарноорфографический диктант, выполнение различных заданий и многое другое). Взаимопроверка способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости, внимания, памяти, закреплению правил по русскому языку. На уроках чтения работа в парах предусматривает следующие виды работ: проверка чтения по ролям, вслух по очереди, чтения стихотворения наизусть, пересказ произведений. Подобная работа развивает у школьников внимание, умение слушать собеседника, предотвращает страх выступления перед одноклассниками. При выполнении различных видов работ в парах дети оценивают друг друга и обосновывают свое решение: почему их товарищ получил ту или иную отметку.

Для формирования и развития навыков устного счета детей необходимо с ранних этапов обучения использовать раздаточный дидактический материал, кассу цифр, сюжетные картинки и т. д.

Навык устного счета должен развиваться и тренироваться на протяжении всех лет обучения детей в школе. Как и многие учителя общеобразовательных учреждений, в педагогической деятельности на уроках математики мы уделяем этому много внимания: минутки устного счета, арифметические и математические диктанты, задачки в стихотворной форме. Однако наилучшему формированию, развитию навыков устного счета у детей способствуют применение на уроках математики дидактического раздаточного материала - перфокарт. «Перфокарта - специальная перфорационная карта (прямоугольная карточка из картона или пластмассы, на которую записывается информация для ЭВМ, считывающих устройств, при помощи кодового расположения отверстий)» [1, с. 826]. Появились и применялись перфокарты в традиционной системе обучения, однако они не устарели и на сегодняшний день имеют свою значимость, актуальность. Перфокарты представляют собой карточки, согнутые пополам с листком бумаги внутри. С наружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы.

Знакомство учащихся и приучение их к работе по перфокартам происходит во втором полугодии первого класса.

Работа с перфокартами способствует формированию навыков счета в пределах 10, развивает память, внимание. Содержание перфокарт можно усложнить, заменив примерами на сложение и вычитание в пределах 20, 100.

Одни виды перфокарт способствуют закреплению, прочному усвоению и проверке степени заучивания всей таблицы умножения и табличного деления, другие - таблицы умножения на одно определенное число. Выполняя работу по второму виду перфокарт, ребенок наглядно видит связь между компонентами умножения и результатами деления и закрепляет свои знания, что, несомненно, способствует выработке навыков устного счета, умению применять усвоенное при выполнении различных примеров. Следующие представленные перфокарты можно применить лишь после знакомства и изучения всей таблицы умножения. Практика работы показывает, что данные перфокарты способствуют формированию навыков устного счета и более прочному запоминанию таблицы умножения:

Работа по этим перфокартам также ведется при изучении и закреплении навыков сложения и вычитания в пределах 10, 20, 100. Применение перфокарт: учитель диктует различные примеры, учащиеся в «окошечки» записывают ответы. Примеры могут представлять собой результат пройденной темы по математике. Например, это могут быть примеры на тему «Числа от 0 до 10», «Числа от 10 до 20», «Числа от 10 до 100», «Умножение числа 2 и на 2», «Умножение числа 3 и на 3», «Умножение числа 4 и на 4» и т. д., а также при изучении темы «Таблица умножения». Перфокарты помогают закрепить пройденный материал, проверить качество усвоенного, и, самое главное, как было уже сказано, способствуют формированию у школьников навыков устного счета, внимания, точного выпол-

нения заданий, интереса к предмету. Со второго полугодия первого класса учитель может использовать взаимопроверку учащихся. По завершении работы дети меняются перфокартами, учитель читает примеры, ребята по очереди и по желанию вслух говорят ответы, остальные исправляют карандашом и выставляют соответствующую оценку на перфокарте своего товарища. В процессе такой работы происходит вторичное повторение и запоминание детьми, развивается математическая зоркость, дети чувствуют ответственность при проверке, поэтому предельно внимательны, учатся оценивать своих товарищей и могут наглядно сравнить свои результаты с результатами соседа по парте.

Представленный ниже вид перфокарт способствует умению первоклассников устно решать задачи в пределах 10 без составления краткой записи или графической схемы. Учащиеся должны записать решение в виде выражения в «окошки», которые представлены в форме ленты бумаги, и вычислить его значение. После проверки выполненных работ лента бумаги убирается, вместо нее вставляется, чистая для самостоятельного использования другими детьми. Содержания задач легки для восприятия и осмысления детьми, т.к. связаны с жизнью. Ребенок с легкостью может представить себе, например, яблоки, сливы и т.д. Содержание перфокарт меняется, усложняется в зависимости от перехода школьников в последующие классы [2-3].

Все перечисленные перфокарты легки в применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить, изобразив в них определенный вид работы. Результаты работы позволяют сделать следующие выводы: детям нравится работать по перфокартам, на их выполнение ими затрачивается мало времени. Кроме этого, учащиеся быстро учатся считать, запоминают таблицу умножения, формируется и развивается навык устного счета, увеличивается темп нахождения значений выражений и вычисления задач, а счет в пределах 20 развивается до автоматизма. Вообще, вся работа по перфокартам обширна в применении: можно использовать как в работе по традиционной, так и по развивающей системе обучения не только на уроках математики, но и на других занятиях в начале урока или в конце.

Данная статья, конечно, не исчерпывает всей сущности и информации о формировании и развитии речи и навыков устного счета учащихся. Однако уверенно можно сказать, что решение проблемы должно начинаться с начального этапа обучения потому, что начальная школа является основой, «фундаментом» всего дальнейшего школьного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. -1536 с.

2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике. М.: Астрель, 2003. -239 с.

3. Белошистая А. В. // Начальная школа. 2004. №3. С. 77-86.

№ 1

У Лены 5 тетрадей в линию и 2 тетради в клетку. Сколько всего тетрадей у Лены?

У мальчика было 10 марок. Он подарил 3 марки своему товарищу. Сколько марок у него осталось?

Коля решил 5 примеров, а Лена - на 2 примера больше. Сколько примеров решила Лена?

№ 2

Зина принесла 2 листа синей бумаги и 6 листов красной. Сколько листов бумаги принесла Зина?

На площадке играли дети. 3 человека ушли домой, осталось 6 человек. Сколько детей было на площадке сначала?

В холодильнике было 10 яиц. 2 яйца взяли на завтрак. Сколько яиц осталось в холодильнике?

Поступила в редакцию 24.12.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.