Научная статья на тему 'Причины нарушения некоторых норм языка художественной литературы в детском творчестве'

Причины нарушения некоторых норм языка художественной литературы в детском творчестве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1369
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ / НАПИСАННЫЕ ДЕТЬМИ / РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / НАРРАТИВ / СОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА / НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА / CHILDREN'S WRITING / SLIPS OF THE TONGUE / GRAMMAR MISTAKES / NARRATIVE / PERFECTIVE ASPECT / IMPERFECTIVE ASPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дадашева Анна Таировна

Описывается результат анализа четырех романов и пяти рассказов, написанных детьми в возрасте от семи до двенадцати лет. Цель исследования определение факторов, приводящих к нарушению детьми грамматических и речевых норм в письменной речи. В ходе исследования были выявлены основные причины нарушения языковых норм в текстах, написанных детьми. Определена закономерность проявлений этих нарушений в зависимости от возраста авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Mistakes in Children’s Writing

The article provides analysis of four novels and five short stories written by children at the age between seven and twelve years old. The author defines reasons of grammar mistakes and slips of the tongue in children’s texts. As the investigation shows, type and number of the errors depend on age of children.

Текст научной работы на тему «Причины нарушения некоторых норм языка художественной литературы в детском творчестве»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 21-24.

А. Т. Дадашева

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НОРМ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Описывается результат анализа четырех романов и пяти рассказов, написанных детьми в возрасте от семи до двенадцати лет. Цель исследования - определение факторов, приводящих к нарушению детьми грамматических и речевых норм в письменной речи. В ходе исследования были выявлены основные причины нарушения языковых норм в текстах, написанных детьми. Определена закономерность проявлений этих нарушений в зависимости от возраста авторов.

Ключевые слова: произведения, написанные детьми; речевые ошибки, грамматические ошибки, нарратив, совершенный вид глагола, несовершенный вид глагола.

Вопросами отклонения от языковых норм в устной и письменной речи детей занимались многие лингвисты, в частности С. Н. Цейтлин [12], Ю. В. Фоменко [10]. Большинство исследователей при рассмотрении данной проблемы обращалось либо к устным высказываниям детей, либо к текстам, написанным школьниками по инициативе учителя (сочинения, изложения, письменные упражнения из учебников и т. п.). В статье мы обратимся к оригинальным и самостоятельным литературным произведениям, созданным детьми.

Целью настоящей статьи является определение факторов, приводящих к нарушению детьми грамматических и речевых норм в письменной речи.

Для достижения поставленной цели мы провели анализ четырех романов и пяти рассказов, написанных детьми в возрасте от 7 до 12 лет (см. табл. 1), выявили нарушения грамматических и речевых норм, определили причину их возникновения.

В статье мы сосредоточили внимание на «отрицательном языковом материале» (термин Л. В. Щербы) [11. С. 27].

«Язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)» [12. С. 6]. В сознании ребенка еще нет четкого деления на систему и норму. Последнее усваивается позднее. Поэтому большинство ошибок, допускаемых детьми в раннем возрасте, можно назвать системными. «Ай, какие обезьяны уклюжие!» [13. С. 54], «Я не черепаха, я черепах» [13. С. 57], «Мой папа воевает», «Ты не дадошь, а я взяму», «Нарисовай мне барбоса» [13. С. 66]. Системные ошибки встречаются, как правило, в текстах детей младшего школь-

ного возраста. Количество таких нарушений минимально. Это объяснимо тем, что ребенок не лишен языкового чутья - «неосознанного, безотчетного умения безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики» [9. С. 35]. На развитие данного навыка направлено и школьное образование.

Первоначально ребенок постигает язык, ориентируясь на инпут. Здесь следует отметить, что речь окружающих людей может не всегда соответствовать норме. Таким образом, возникает еще один фактор, способствующий появлению ошибок в речи детей, - просторечие. С. Н. Цейтлин отмечает: проявления просторечия «могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса и фонетики» [12. С. 10]. Количество ошибок, возникающих под влиянием просторечия, в произведениях, написанных детьми, велико; хотя их и меньше, чем композиционных.

С. Н. Цейтлин выделяет еще один фактор, способствующий возникновению речевых ошибок, - сложность механизма порождения речи [12. С. 11]. «Перед говорящим (пишущим) стоит задача воплотить определенный смысл в текст (устный или письменный). В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке. Все эти процессы протекают параллельно и взаимно координируются. <...> Каждый раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная (кратковременная) память, работающая всего

несколько секунд» [12. С. 11]. Именно «недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки» [12. С. 11], которые С. Н. Цейтлин условно называет «композиционными» [12. С. 11]. Примеры композиционных ошибок очень разнообразны. К ним можно отнести местоименное дублирование одного из членов предложения (чаще - подлежащего): «Гамд не столько не расстроился, сколько он обрадовался, что сможет убить Мерса» (Максим П., 8 лет). С. Н. Цейтлин пишет: «смысловая избыточность связана с несовершенством оперативной памяти, неспособной удержать произнесенный (написанный) текст» [12. С. 12]. Вследствие этого возникают повторы, тавтологии и пропуски необходимых членов предложения. Именно на композиционные ошибки приходится наибольшее количество нарушений языковых норм в рассматриваемых нами текстах.

Анализ указанных выше текстов выявил следующую закономерность. Дети младшего школьного возраста допускают примерно одинаковое количество речевых и грамматических ошибок. После того, как ребенок переходит в среднее звено, количество грамматических ошибок значительно снижается (см. табл. 2). Это связано с тем, что в среднем звене обучению грамматики посвящена большая часть учебного времени. Кроме того, в этот период дети активно осваивают новую лексику и знакомятся с разными стилями. Накопление «речевого материала» (устаревшие слова, фразеологизмы, штампы, клише, канцеляризмы, архаизмы) и отсутствие опыта его использования приводит к нарушению речевых норм в создаваемых детьми текстах. Мы выделили несколько ошибок, встречающихся в текстах чаще других (см. табл. 3). Наибольшее количество речевых ошибок обусловлено нарушением лексической сочетаемости. Причиной нарушения этой нормы, на наш взгляд, является непонимание ребенком значения употребляемого слова. Среди грамматических ошибок чаще всего встречаются нарушения видовременной соотнесенности. Рассмотрим этот тип ошибок подробнее.

Совершенный и несовершенный виды глаголов (СВ и НСВ) имеют частные значения (см. Ю. С. Маслов [5], А. В. Бондарко [1], О. П. Рас-судова [8], М. Я. Гловинская [3], Е. В. Падуче-ва [6] и др.) Частные значения видов глаголов раскрываются с помощью контекста. Ребенок создает литературное произведение того или иного жанра, не владея нарративными ком-

петенциями. Как было указано ранее, самой распространенной грамматической ошибкой является нарушение видовременной соотнесенности (см. табл. 3). Ошибки, связанные с употреблением НСВ и СВ, часто связаны с непониманием ребенком лексического значения глагола. Рассмотрим следующий пример: Катя еще не рожает, но скоро родит (Максим П., 8 лет). Перед нами видовая пара глаголов рожать - родить. Рассмотрим общее значение видов глагола. НСВ обозначает ситуацию, которая «по своей природе такова, что она длится во времени, то есть проходит через серию последовательных временных фаз» [6. С. 86]. СВ же указывает на «изменение состояния; то есть при нормальном развитии этой ситуации рано или поздно наступит итоговое - или просто новое - состояние» [6. С. 86]. Действительно, глагол рожать подразумевает преодоление неким субъектом определенных фаз. Моментом наблюдения в рассматриваемом предложении становится момент речи, и в данной ситуации «имеет место одна из серии последовательных фаз ситуации, обозначаемой глаголом» [6. С. 86]. Естественно, ребенок не может знать детально, как проходит процесс, обозначаемый глаголом «рожать». Стоит учитывать, что этот процесс протяжен во времени, и глагол в контексте приобретает частное значение - НСВ актуально-длительное. В глаголе СВ «итоговое состояние наступает тогда, когда <.. .> субъект достигает поставленной цели, то есть возникает результат» [6. С. 86-87]. В нашем случае это рождение ребенка (Катя скоро родит). Итак, глаголы рожать-родить иллюстрирует «нетривиальное» [2] соотношение (предельное): «СВ обозначает изменение состояния, а НСВ -одну из фаз соответствующего процесса» [6. С. 89]. Нарушение видовременной соотнесенности в предложении Катя еще не рожает, но скоро родит (Максим П., 8 лет) влечет за собой логический парадокс: процесс родов еще не начался, но скоро появится его результат.

Другой причиной нелогичности данного предложения становится тот факт, что глагол родить является двувидовым. Будет он СВ или НСВ зависит только от контекста: Ум праву родит (поговорка) и Там каждый год родили, скольки были беременные, стольки родили (архаический говор) [4]. Данные факты, конечно, неизвестны ребенку. Таким образом, в предложении Катя еще не рожает, но скоро родит (Максим П., 8 лет) мы выявили нарушения грамматической и жанрово-дискурсивной

Причины нарушения некоторых норм языка.

23

компетенций. Последняя «заключается в умении организовывать дискурс в соответствии с канонами конкретного жанра, выбранного для достижения коммуникативного намерения субъекта в заданном экстралингвистическом контексте» [7].

Итак, можно выделить следующие факторы, которые приводят к нарушению языковых норм в устной и письменной речи детей:

1) усвоение системы языка происходит раньше, чем усвоение языковых норм;

2) влияние просторечия;

3) сложность механизма порождения речи;

4) непонимание авторами того факта, что нарратив - принципиально особый тип речевого взаимодействия, обладающий своими отличиями, неизвестными детям в силу их возраста и литературного опыта.

Ребенок не осознает, что «язык нарратива - это редуцированный язык: некоторые существенные единицы разговорного языка не могут быть употреблены в нарративе, по крайней мере в их первичном значении» [6. С. 199]. «Язык нарратива состоит, в основном, из тех же слов и тех же синтаксических построений, что и разговорный язык. Но только в основном: какие-то элементы разговорного языка все-таки оказываются в нарративе (или по крайней мере в определенной его форме) недопустимыми, а другие - и их очень много - меняют интерпретацию» [6. С. 199].

Таблица 1

Количество проанализированных текстов 9

Количество авторов 6

Имя и возраст автора Гриша К., 7-7,5 лет Максим П., 8 лет Катя А., 10 лет Аня К., 11 лет Саша Д. 11 лет Маша Л., 12 лет

Таблица 2

Возраст Речевые ошибки Грамматические ошибки

8 лет 24 21

11 лет 8 9

11 лет 2 4

7-7,5 лет 13 9

10 лет 7 10

12 лет 44 17

Итого 98 70

Таблица 3 Типы ошибок, допущенных в проанализированном материале

Тип Ошибка Кол-во

ошибки

Речевые Непонимание значения 13

ошибки слова

Нарушение лексической 18

сочетаемости

Неоправданное употре-

бление слова с простореч- 11

ной окраской

Тавтология и плеоназм 11

Повторы 12

Грамма- Неправильное построение 7

тические предложения

ошибки Нарушение видовремен- 13

ной соотнесенности

Пропуск членов предло- 8

жения

Нарушение согласования 5

Список литературы

1. Бондарко, А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971.

2. Булыгина, Т. В. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка: проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М., 1989. С. 31-54.

3. Гловинская, М. Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1982.

4. Двувидовые глаголы в диалектах [Электронный ресурс]. URL: http://textologia.ru.

5. Маслов, Ю. С. Универсальные семантические компоненты в содержании грамматической категории совершенного/несовершенного вида // Советское славяноведение. 1973. № 4. С.73-83.

6. Падучева, Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.

7. Попова, Е. С. Пути овладения дискурсивным компонентом иноязычной коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). URL: http:// www.moluch.ru/conf/ ped/archive/103/5596.

8. Рассудова, О. П. Употребление видов глагола в русском языке. М., 1968.

9. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.

10. Фоменко, Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников // Рус. яз. в шк. 1973. № 1. С. 32-35.

11. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М., 2009.

12. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение : пособие для учителей. М., 1982.

13. Чуковский, К. И. От двух до пяти. М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.