Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ)'

ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
452
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МОЛОДЕЖЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гадецкий Олег Юрьевич, Кулакова Людмила Ивановна

В настоящей статье на основе методик субъективной иерархии и субъективной оценки реализуемости базисных ценностей, диагностики ценностных ориентаций в карьере, методического приема «Незаконченные предложения», шкалы идентификации с городом и многофакторной оценки среды проживания, проведено исследование причин оттока молодежи с Дальнего Востока России. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения причин слабой развитости дальневосточных регионов при интенсивной государственной поддержке, направленной на достижение высокого уровня развития территории и повышение качества жизни населения. На основе полученных результатов исследования были определенны основные причины миграции молодежи из региона и их взгляд на возможность самореализации в нём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гадецкий Олег Юрьевич, Кулакова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ)»

List of references

Law of the Republic of Uzbekistan "On special economic zones" from February 17, 2020 No.ZRU-604

2. Jansen F. The era of innovation. -M .: INFRA-M, 2012.S. 24-28

3. Simkov L.Ye. Strategic priorities of the regional economic politics in the context of the determinants of economic growth. -Ukraine: Business Inform Magazine, No. 3, 2019. P. 96 - 101

4. Kadyrov A.M. Regional economy. Tutorial. -T .:LESSJN

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17.02.2020 г. №ЗРУ-604

2. Янсен Ф. Эпоха инноваций. -М.: ИНФРА-М, 2012. С. 24 -28

3. Симков Л.Е. Стратегические приоритеты региональной экономической политики в контексте детерминант экономического роста. -Украина: Журнал «Бизнес информ», №3, 2019. С. 96 - 101

4. Кадыров А.М. Региональная экономика. Учебное пособие. -Т.: LESSJN

ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ)

Гадецкий Олег Юрьевич

магистрант экономического факультета Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

г. Петропавловск-Камчатский Кулакова Людмила Ивановна канд. экон. наук, декан экономического факультета Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

г. Петропавловск-Камчатский

Аннотация. В настоящей статье на основе методик субъективной иерархии и субъективной оценки реализуемости базисных ценностей, диагностики ценностных ориентаций в карьере, методического приема «Незаконченные предложения», шкалы идентификации с городом и многофакторной оценки среды проживания, проведено исследование причин оттока молодежи с Дальнего Востока России. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения причин слабой развитости дальневосточных регионов при интенсивной государственной поддержке, направленной на достижение высокого уровня развития территории и повышение качества жизни населения. На основе полученных результатов исследования были определенны основные причины миграции молодежи из региона и их взгляд на возможность самореализации в нём.

Ключевые слова: городская среда, молодежь, демографический кризис, отток населения

Социально-экономическое развитие Камчатского края на сегодняшний день стало основополагающим фактором развития Экономики Дальнего Востока в целом. Богатые запасы полезных ископаемых, водные биологические ресурсы и, конечно, уникальные памятники природы являются причиной пристального внимания к региону со стороны власти. Географическое же положение региона позволяет ему стать связующим звеном в международной торговле со странами азиатско-тихоокеанского региона.

Такое положение Камчатского края позволило ему стать площадкой для осуществления проекта ТОР «Камчатка». Теперь на её территории реализованы особые правовые режимы ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административно- государственными преференциями. Целью данного проекта является ускоренное развитие Камчатского края путем использования транзитно-логистического, рекреационного и промышленного потенциалов. Проект ТОР «Камчатка» предусматривает развитие двух основных специализаций: портово-промышленной и туристско-рекреационной.

Однако динамичное развитие экономики края подразумевает увеличение количества рабочих мест и задействование специалистов в различных областях деятельности. На сегодняшний день рынок труда не обладает достаточными трудовыми ресурсами, чтобы обеспечить такую потребность, как в аспекте количества рабочей силы, так и её качества. Нехватка специалистов в тех и или иных отраслях экономики усугубляется общей негативной демографической динамикой, которая особенно остро ощущается в социально-возрастной категории молодежи.

В исследовании «Теоретические аспекты исследования причин оттока населения из Камчатского края», проведенном ранее, [1] была обоснована острая проблема: наибольшая доля населения, мигрирующего из региона составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 29 лет. Были определены основные направления анализа, в соответствии с которыми проведено анкетирование представителей данных возрастных групп с целью выявить степень субъективной оценки окружающей

среды у молодежи и связь такой оценки с предпочитаемой карьерой и отношением к туристической индустрии.

Демографическая проблема в Камчатском крае рассматривалась местными органами управления и была освещена в средствах массовой информации [2,3,4,5], однако комплексных исследований, осматривающих всевозможные аспекты вопроса причин оттока населения, не проводилось. Также не предпринималось фокусированных превентивных мероприятий.

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи желания молодежи мигрировать из Камчатского края с её представлениями о возможности самореализации в условиях среды жизнедеятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между желанием молодежи мигрировать из Камчатского края с субъективной оценкой среды жизнедеятельности.

В соответствии с поставленной целью работы были использованы следующие методики и методы исследования:

•Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему миграции населения из Камчатского края.

•Методика субъективной иерархии базисных ценностей (Богомаз С.А.) (Далее СИБЦ).

•Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).

•Шкала идентификации с городом (Lalli М.).

•Методика Субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (С.А. Богомаз) (Далее СОРБЦ).

•Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему степени развития туристической индустрии в Камчатском крае.

В качестве инструментов статистической обработки данных использовалось программное обеспечение IBM SPSS Statistics и Microsoft Excel.

Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему миграции населения из Камчатского края включает в себя 12 вопросов из двух групп: общая информация о респонденте и оценка респондентом миграционных процессов в Камчатском крае. Результаты опроса обрабатывались как номинальные, порядковые значения в средствах статистического анализа и в виде текстовых результатов для непрограммной обработки.

Методика субъективной иерархии базисных ценностей (СИБЦ, Богомаз С.А.). Методика СИБЦ была разработана доктором психологических наук, профессором, Богомазом С.А. с целью изучения того, какие ценности наиболее важны для людей. Каждая ценность оценивается от 1 до 7 баллов. Процедура подсчета результатов представляет собой оценку каждой шкалы методики, на основе чего вычисляется суммарный индекс «важности ценностей» (индекс СИБЦ), как среднеарифметическое всех 20-ти шкал. После проведенной оценки строится либо индивидуальный, либо групповой профиль реализуемости ценностей. На этом профиле уровень 4-х баллов отражает нейтральную оценку реализуемости базисных ценностей. Выше 4-х баллов - позитивная оценка, ниже 4-х баллов негативная оценка [6].

«Якоря карьеры» — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, предпринимательство [9]. Результаты данной методики вынесены в отдельную работу, где проведена интерпретация результатов и оценена взаимосвязь результатов с другими представленными в исследовании методиками.

Для оценки идентификации молодежи с городом была использована методика «Шкала идентификации с городом» M.Lalli [7]. Исследования городской социальной идентичности вытекают из исследований идентичности с местом. Измерения городской идентичности, описанные автором, группируются в 5 семантических блоков: «Внешняя ценность», «Общая привязанность», «Связь с прошлым», «Восприятие близости», «Целеполагание». Один из них -блок «Внешняя ценность» -включает в себя вопросы, связанные с отраженными аут-групповыми и ин-групповыми стереотипами, остальные четыре отражают личный опыт бытия в городе, субъективное восприятие человеком среды города, и являются доминирующими в структуре идентичности с городом [8].

Методика Субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ С.А. Богомаз) всегда идет в паре с СИБЦ [6]. Анализ результатов этих двух методик может помочь исследовать зависимость реализуемости ценностей в городской среде и то, насколько эти ценности важны для людей.

Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему степени развития туристической индустрии в Камчатском крае включает в себя 10 вопросов на тему оценки степени развития туристической индустрии в Камчатском крае. Результаты опроса обрабатывались как номинальные, порядковые значения в средствах статистического анализа и в виде текстовых результатов для непрограммной обработки.

Исследование проводилось в 6 населенных пунктах Камчатского края (Петропавловск-Камчатского городского округа, города Елизово и малонаселенных пунктов Камчатского края). В общей сложности в нем приняли участие 120 человек, что составляет 0,4% от общей численности населения края в возрасте 18-24 лет (30068 чел.

Общая информация о респондентах представлена в таблице 1.

Большую долю в выборке составляют респонденты женского пола: 71 человек или 59 %, мужского 49 человек или 41 %. По возрасту наибольшую долю составили респонденты 18 лет (33%), наименьшую 23 года (3 %). Респонденты с неоконченным высшим образованием составили 57 % от выборки, с средним общим 33% и с средним-профессиональным образованием 4 %.

Таблица 1

Описание выборки респондентов исследования _

Признак Количество, чел. Удельный вес, %

Пол участников:

Женский 71 59%

Мужской 49 41%

Возраст участников:

18 лет 40 33%

19 лет 27 23%

20 лет 24 20%

21 лет 11 9%

22 лет 8 7%

23 лет 4 3%

24 лет 6 5%

Образование:

Высшее 7 6%

Неоконченное высшее 68 57%

Среднее-профессиональное 5 4%

Среднее общее 40 33%

Всего: 120

Источник: составлено автором

В методике «Незаконченные предложения» на тему миграции населения из Камчатского края каждому из респондентов было необходимо ответить на вопрос: «Планируете ли вы дальнейшее проживание в Камчатском крае?». Положительно ответили 66 респондентов, что составляет 55 % от всей выборки, соответственно отрицательно ответили 54 человека или 45 %. Вместе с тем на вопрос методики «Подходит ли город для удовлетворения потребностей молодежи?» 45 человек ответили положительно, что составило 38 % от выборки; не способен удовлетворить потребности молодежи по мнению 68 респондентов или 57 %, воздержалась 7 человек или 6 % (табл. 2).

Таблица 2

Результаты мнения респондентов об оседлости в регионе_

Вариант ответа в опросе: Количество ответов Удельный вес, %

Планируете ли вы дальнейшее проживание в Камчатском крае?

Да 66 55%

Нет 54 45%

Насколько подходит город П-К для реализации потребностей молодежи?

Подходит 45 38%

Не подходит 68 57%

Воздержались 7 6%

Всего: 120 100%

Источник: составлено автором

Большинство опрошенных считают, что город не способен удовлетворить их потребности. Многие в этой связи планируют в будущем мигрировать из города, однако количество людей, которые хотят покинуть город меньше, тех кто считает, что город не подходит для удовлетворения жизненных потребностей. Такое неравенство говорит, о том, что некоторые из опрошенных представителей молодежи планируют остаться в городе вопреки тому, что он им не подходит. Удовлетворение потребностей молодежи в текущей ситуации на рынке труда Камчатского края должно стать ключевым вопросом для обсуждения и приоритетной для решения проблемой, для удержания их в регионе и подготовке молодых специалистов для работы на предприятиях региона.

По мнению респондентов, основными причинами оттока населения из региона являются: высокие цены на товары и услуги (39 человек или 20%), общая неразвитость региона (26 человек или 13%),

отсутствие работы (23 человека или 12 %) и суровый климат (23 человека или 12%) (таблица 3). Наименее популярными оказались причины: большое количество мигрантов (1 человек или 0,5%) и низкий уровень патриотизма (1 человек или 0,5%). Многие респонденты указывали несколько причин одновременно.

Таблица 3

Причины оттока населения из региона__

Причины оттока населения: Количество ответов Удельный вес, %

Высокие цены на товары и услуги 39 20,10%

Общая неразвитость региона 26 13,40%

Нет подходящей работы 23 11,86%

Суровый климат 23 11,86%

Нет перспектив в личностном развитии 22 11,34%

Неразвитая инфраструктура 18 9,28%

Низкий уровень развития культурно-досуговой индустрии 12 6,19%

Неконкурентоспособное образование 10 5,15%

Нет возможности развиваться 8 4,12%

Отдаленность от центра 5 2,58%

Низкий уровень качества жизни 4 2,06%

Низкая заработная плата 2 1,03%

Высокая концентрация мигрантов 1 0,52%

Низкий уровень патриотизма 1 0,52%

Всего: 194 100%

Источник: составлено автором

Наиболее значительной проблемой региона, по мнению респондентов, являются высокие цены на товары и услуги. Стоит отметить, что основой данной проблемы является диспропорция между уровнем заработной платы и ценами на товары и услуги, которая должна компенсироваться районными коэффициентами и северными надбавками, однако должного эффекта данные меры, по мнению молодежи, не оказывают. Следующая проблема - проблема общей неразвитости региона в некоторой степени размыта и подразумевает под собой и проблемы развития инфраструктуры, и логистики, и малого разнообразия мест отдыха. Отсутствие подходящей работы выглядит как субъективное мнение - проекция мнения окружающих, так как основную часть респондентов составляет молодежь в возрасте 18-20 лет (75%), которая еще не приступала к поиску основной работы на рынке труда.

Рассмотрим зависимость миграция населения из Камчатского края с оценкой развития индустрии туризма в регионе. Туристическая индустрия является одной из наиболее перспективных в развитии экономической отрасли региона и его «визитной карточкой». Развитая сфера туризма способна сформировать положительный образ региона у населения и нивелировать сформировавшуюся предвзятость в вопросах его развития. В качестве результата динамического совершенствования отрасли молодежь может заинтересоваться созданием представительных и перспективных туристических площадок в частности и социально-экономическом развитии региона в целом.

Рассмотрим оценку развития туризма, представленную в таблице 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос о развитии индустрии туризма в Камчатском крае_

Вариант ответа в опросе: Количество ответов Удельный вес, %

Индустрия туризма развита:

Хорошо 33 28%

Средне 36 30%

Плохо 51 42%

Всего: 120 100%

Источник: составлено автором

Исходя из данных полученных в ходе опроса удалось определить, что порядка 42% респондентов считают отрасль туризма плохо развитой, 30 % считают отрасль туризма развитой нормально и 28 % считают, что отрасль туризма развита хорошо. Респондентам было предложено определить основные факторы повышения эффективности сферы туризма (табл. 5).

Таблица 5

Необходимые элементы развития туризма в Камчатском крае_

Необходимые элементы развития туризма в Камчатском крае по Количество Удельный вес

мнению респондентов исследования: ответов ответов, %

Сделать город более привлекательным 38 28%

Внимание власти 22 16%

Финансы 18 13%

Специалисты 12 9%

Развивать инфраструктуру 11 8%

Снизить цены 8 6%

Развлечений 4 3%

Улучшение качества услуг 3 2%

Желание улучшать город 1 1%

Сделать регион более доступным 1 1%

Воздержались 19 14%

Всего: 137 100%

Источник: составлено автором

Исходя из данных, представленных в таблице можно сделать вывод о том, что наибольшее количество респондентов считают, что для развития индустрии туризма прежде всего необходимо сделать город более привлекательным (38 респондентов или 28%), также считают, что власть уделяет недостаточное внимание развитию туризма в Камчатском крае 22 человека или 16 %, 18 участников исследования или 13% считают, что для дальнейшего развития туризма в регионе не хватает финансов.

Далее рассмотрим результаты исследования, полученные благодаря статистическим инструментам обработки данных в программах IBM SPSS Statistics и Microsoft Excel. По данным методик СИБЦ и СОРБЦ были получены следующие результаты (табл. 6).

Таблица 6

Результаты методик СИБЦ и СОРБЦ___

Показатель Индекс СИБЦ Индекс СОРБЦ t эмп. p

Сред.зн. Ст. отк Сред.зн. Ст.отк.

Значения в выборке 5,572 0,747 5,556 0,982 0,168 0,867

Источник: составлено автором

По результатам проведенной методики значительных различий между результатами методик СИБЦ и СОРБЦ не отмечено. Подтверждением тому служит низкая значимость эмпирического значения критерия ^Стьюдента для зависимых выборок ф=0.867, что больше 0,05). Между средними значениями индексов СИБЦ и СОРБЦ 5,572 ± 0,747 и 5,556 ± 0,982 соответственно значительных различий не наблюдается. Это говорит о том, что ценности, которые респонденты определили для себя в качестве ведущих в их жизни, могут быть реализованы в текущей среде жизнедеятельности. Такой вывод противоречит результатам опроса, представленным в таблице 2, где большинство респондентов указало, что город не подходит для реализации потребностей молодежи.

Возможно, молодежь воспринимает город, в котором живет, негативно и формирует предвзятое мнение к осуществлению в нем собственных планов. Городская среда оказывает значительное влияние на процессы жизнедеятельности человека, как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения психологических и социальных факторов.

Идентичность, взаимосвязь человека, с городом рассматривается как продукт категоризации и идентификации человека по городскому признаку. Исследователь М. Lalli определяет важные функции идентичности с городом, которые составляют основные шкалы одноименного опросника, который применялся для измерения городской идентичности участников исследования. Результаты анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты анализа шкал «Идентичности с городом» М. Lalli_

Шкал ы I. Внешняя ценность II. Общая привязанность Ш. Связь с прошлым IV. Восприятие близости V. Целеполагани е

Ср. знач. 2,768 3,735 3,202 2,920 2,633

Ст. отк. 0,789 1,142 1,005 1,183 1,017

Источник: составлено автором

4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

3,735

2,768

3,202

2,92

2,633

I. Внешняя ценность

II. Общая привязанность

III. Связь с прошлым

IV. Восприятие V. Целеполагание близости

Рисунок 1. Средние значения по шкалам методики «Идентичности с городом» М. LaШ

Таким образом, наименьшее среднее значение отмечено в шкале «Целеполагание», также низкое значение показателя отмечено в шкале «Внешняя ценность», в ней также отмечено наименьшее статистическое отклонение, что говорит о минимальном разбросе ответов респондентов в применяемой методике. Под внешней ценностью понимается престижность города и преимущества проживания в нем. Молодежь считает, что город обладает низкой внешней ценностью и они, чаще всего, не могут его рекомендовать туристам. Шкала «Целеполагание» отвечает за будущие планы, которые респонденты хотят осуществить в городе, в котором они проживают. Низкая оценка в данной шкале говорит о том, что молодежь не связывает свое будущее с проживанием в текущем городе.

Наибольшее среднее значение отмечено в шкале «Общая привязанность». Данная шкала отвечает за родственные чувства с городом, за внутреннее ощущение комфорта при нахождении в нем. Респонденты испытывают привязанность к среде жизнедеятельности в связи с пребыванием в ней значительного количества времени, привыкая к месту жительства и воспринимая себя как жителя именно этого, конкретного города.

При применении статистического критерия и Манна-Уитни были отмечены различия в шкале «Связь с прошлым» между женским и мужским полом. Результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты применения критерия Манна-Уитни по шкалам идентификации

Внешняя ценность Общая привязанность Связь с прошлым Восприятие близости Целеполагание

U Манна-Уитни 1701 1475 1343,5 1425,5 1405

W Вилкоксона 4329 2651 2519,5 2601,5 2581

Z -,145 -1,365 -2,066 -1,627 -1,737

Асимптотическая значимость 0,884 0,172 0,039 0,104 0,082

Источник: составлено автором

Из таблицы можно отметить, что уровень значимости р <0,05 отмечен в шкале «Связь с прошлым». Наиболее ярко выражена привязанность к прошлым событиям, которые респонденты ассоциируют с городом у женского пола. По оставшимся шкалам значительных различий не отмечается.

Таким образом в работе особое внимание было уделено исследованию взаимосвязи желания молодежи покинуть Камчатский край с её представлениями о возможности самореализации в условиях среды жизнедеятельности.

Благодаря проведенному исследованию удалось узнать о том, что порядка 45 % респондентов не планируют дальнейшее проживание в Камчатском крае и по мнению 57 % регион не может удовлетворить потребности молодежи. Основными причинами оттока населения из региона, по их мнению, являются высокие цены на товары и услуги (39 человек или 20%), общая неразвитость региона (26 человек или 13%), отсутствие работы (23 человека или 12 %) и суровый климат (23 человека или 12%).

Вместе с тем молодежь не заинтересована в социально-экономическом развитии региона. Средством повышения заинтересованности может стать популяризация туристического бренда региона, который будет привлекать внимание молодежи и повышать его статус на межрегиональной арене и мировом рынке. В настоящий момент большая доля участников исследования считает, что индустрия туризма в Камчатском крае развита плохо (51 человек или 42%). Они связывают это с неразвитой в регионе инфраструктурой (29 человек или 24%), нехваткой финансов (27 человек или 23%), отсутствием квалифицированных специалистов (19 человек или 16%).

Благодаря результатам методик СИБЦ и СОРБЦ удалось определить, что значительных различий между важными для респондентов ценностями в жизни и представлениями о возможности их реализации нет, так как уровень значимости эмпирического значения критерия t-Стьюдента оказался значительно больше 0,05 (0,867). Следовательно, отток населения из региона напрямую не связан с невозможностью среды удовлетворить ценностные потребности респондентов.

Проблема низкой оценки места жительства также проявляется в результатах методики «Идентичность с городом» М. Lalli. По ее результатам (таблица 7) наименьшее среднее значение отмечено в шкале «Целеполагание», которая отвечает за планирование будущего и связывание своих планов на жизнь с текущей средой жизнедеятельности. Респонденты не связывают свое будущее с Камчатским краем и при том низко оценивают его внешнюю ценность: престиж проживания в нем.

U-критерий Манна-Уитни показал, что участники исследования женского пола сильнее идентифицируют себя с городом по шкале «Связь с прошлым». Они связывают свою среду жизнедеятельности с чувственно-эмоциональными картинами из воспоминаний. Ассоциируют город, в котором проживают, с событиями из своей жизни.

Результаты исследования могут стать основой дальнейшего анализа причин оттока молодежи из региона. До сегодняшнего дня наибольшее внимание уделялось объективным, предметным ценностям, которые могли удержать население в регионе, однако, исходя из выводов работы, можно предположить, что молодежь не заинтересована в социально-экономическом развитии региона и она не считает его в достаточной степени престижным для создания в нем своей семьи и карьеры. Постепенное и комплексное улучшение основных институтов региона не приведет к остановке оттока молодежи, а только его замедлит. Необходимо фокусировать внимание на важных для молодежи аспектах жизнедеятельности с целью взращивания из них молодых специалистов и увеличения населения края.

Список использованной литературы

1. Theoretical aspects of studying the reasons for the population outflow from Kamchatsk krai (Теоретические аспекты изучения причин оттока населения из Камчатского края) / Materials of the International Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kingdom, January 16, 2020), 2020. - С.36-44

2. Об оттоке населения [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2640428.html

3. О насыщении рынка труда в Камчатском крае гастарбайтерами [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://kamchatinfo.com/news/society/detail/31260/

4. Отток населения с высшим образованием [Электронный ресурс]: режим доступа: http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.com/listnews/ kamchatstat-ottok-naseleniya-usililsya/75305032/

5. О влиянии уровня квалификации на состояние рынка труда [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://www.kam24.rU/news/main/20190603/68702.html#sthash.QT7GfGP8.dpuf

6. Богомаз С. А., Литвина С. А., Четошникова Е. В. Субъективная оценка городской среды вузовской молодежью Томска и Барнаула // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 102 - 112.

7. Lalli M. Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical findings // Journal of Environmental Psychology. 1992. Vol. 12(4). Dec. P. 285 - 303.

8. Панов В. А. Экологическая психология: опыт построения методологии. М. : Наука, 2004.

9. О методике «Якоря карьеры» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http ://testoteka.narod.ru/prof/1/10. htm

УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО ОБЪЕКТАМ УЧЕТА

Пирмагомедова Фатима Исламовна Ханова Саида Рабадангаджиевна

студентки 4 курса 1 группы «Бухучет и аудит» научный руководитель Ибрагимова А.Х. к.э.н., доцент кафедры «Бухучет-1» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет

народного хозяйства» Россия, г. Махачкала

Учет затрат и исчисление себестоимости оказывает прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня производства и его эффективность. Важно отметить, что в настоящее время понятие себестоимость не имеет нормативного регламента и может характеризоваться как расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением товаров и их реализацией, выполнением работ и оказанием услуг. Иными словами, все вышеперечисленное можно отметить, как расходы по обычным видам деятельности, определение которых содержится в ПБУ 10/99 «Расходы организации» [1]. Расчет себестоимости осуществляется для детального изучения факторов, формирующих себестоимость, для определения результата деятельности структурных подразделений, планирования затрат и их контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.