List of references
Law of the Republic of Uzbekistan "On special economic zones" from February 17, 2020 No.ZRU-604
2. Jansen F. The era of innovation. -M .: INFRA-M, 2012.S. 24-28
3. Simkov L.Ye. Strategic priorities of the regional economic politics in the context of the determinants of economic growth. -Ukraine: Business Inform Magazine, No. 3, 2019. P. 96 - 101
4. Kadyrov A.M. Regional economy. Tutorial. -T .:LESSJN
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17.02.2020 г. №ЗРУ-604
2. Янсен Ф. Эпоха инноваций. -М.: ИНФРА-М, 2012. С. 24 -28
3. Симков Л.Е. Стратегические приоритеты региональной экономической политики в контексте детерминант экономического роста. -Украина: Журнал «Бизнес информ», №3, 2019. С. 96 - 101
4. Кадыров А.М. Региональная экономика. Учебное пособие. -Т.: LESSJN
ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ)
Гадецкий Олег Юрьевич
магистрант экономического факультета Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»
г. Петропавловск-Камчатский Кулакова Людмила Ивановна канд. экон. наук, декан экономического факультета Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»
г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация. В настоящей статье на основе методик субъективной иерархии и субъективной оценки реализуемости базисных ценностей, диагностики ценностных ориентаций в карьере, методического приема «Незаконченные предложения», шкалы идентификации с городом и многофакторной оценки среды проживания, проведено исследование причин оттока молодежи с Дальнего Востока России. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения причин слабой развитости дальневосточных регионов при интенсивной государственной поддержке, направленной на достижение высокого уровня развития территории и повышение качества жизни населения. На основе полученных результатов исследования были определенны основные причины миграции молодежи из региона и их взгляд на возможность самореализации в нём.
Ключевые слова: городская среда, молодежь, демографический кризис, отток населения
Социально-экономическое развитие Камчатского края на сегодняшний день стало основополагающим фактором развития Экономики Дальнего Востока в целом. Богатые запасы полезных ископаемых, водные биологические ресурсы и, конечно, уникальные памятники природы являются причиной пристального внимания к региону со стороны власти. Географическое же положение региона позволяет ему стать связующим звеном в международной торговле со странами азиатско-тихоокеанского региона.
Такое положение Камчатского края позволило ему стать площадкой для осуществления проекта ТОР «Камчатка». Теперь на её территории реализованы особые правовые режимы ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административно- государственными преференциями. Целью данного проекта является ускоренное развитие Камчатского края путем использования транзитно-логистического, рекреационного и промышленного потенциалов. Проект ТОР «Камчатка» предусматривает развитие двух основных специализаций: портово-промышленной и туристско-рекреационной.
Однако динамичное развитие экономики края подразумевает увеличение количества рабочих мест и задействование специалистов в различных областях деятельности. На сегодняшний день рынок труда не обладает достаточными трудовыми ресурсами, чтобы обеспечить такую потребность, как в аспекте количества рабочей силы, так и её качества. Нехватка специалистов в тех и или иных отраслях экономики усугубляется общей негативной демографической динамикой, которая особенно остро ощущается в социально-возрастной категории молодежи.
В исследовании «Теоретические аспекты исследования причин оттока населения из Камчатского края», проведенном ранее, [1] была обоснована острая проблема: наибольшая доля населения, мигрирующего из региона составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 29 лет. Были определены основные направления анализа, в соответствии с которыми проведено анкетирование представителей данных возрастных групп с целью выявить степень субъективной оценки окружающей
среды у молодежи и связь такой оценки с предпочитаемой карьерой и отношением к туристической индустрии.
Демографическая проблема в Камчатском крае рассматривалась местными органами управления и была освещена в средствах массовой информации [2,3,4,5], однако комплексных исследований, осматривающих всевозможные аспекты вопроса причин оттока населения, не проводилось. Также не предпринималось фокусированных превентивных мероприятий.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи желания молодежи мигрировать из Камчатского края с её представлениями о возможности самореализации в условиях среды жизнедеятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между желанием молодежи мигрировать из Камчатского края с субъективной оценкой среды жизнедеятельности.
В соответствии с поставленной целью работы были использованы следующие методики и методы исследования:
•Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему миграции населения из Камчатского края.
•Методика субъективной иерархии базисных ценностей (Богомаз С.А.) (Далее СИБЦ).
•Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).
•Шкала идентификации с городом (Lalli М.).
•Методика Субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (С.А. Богомаз) (Далее СОРБЦ).
•Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему степени развития туристической индустрии в Камчатском крае.
В качестве инструментов статистической обработки данных использовалось программное обеспечение IBM SPSS Statistics и Microsoft Excel.
Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему миграции населения из Камчатского края включает в себя 12 вопросов из двух групп: общая информация о респонденте и оценка респондентом миграционных процессов в Камчатском крае. Результаты опроса обрабатывались как номинальные, порядковые значения в средствах статистического анализа и в виде текстовых результатов для непрограммной обработки.
Методика субъективной иерархии базисных ценностей (СИБЦ, Богомаз С.А.). Методика СИБЦ была разработана доктором психологических наук, профессором, Богомазом С.А. с целью изучения того, какие ценности наиболее важны для людей. Каждая ценность оценивается от 1 до 7 баллов. Процедура подсчета результатов представляет собой оценку каждой шкалы методики, на основе чего вычисляется суммарный индекс «важности ценностей» (индекс СИБЦ), как среднеарифметическое всех 20-ти шкал. После проведенной оценки строится либо индивидуальный, либо групповой профиль реализуемости ценностей. На этом профиле уровень 4-х баллов отражает нейтральную оценку реализуемости базисных ценностей. Выше 4-х баллов - позитивная оценка, ниже 4-х баллов негативная оценка [6].
«Якоря карьеры» — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, предпринимательство [9]. Результаты данной методики вынесены в отдельную работу, где проведена интерпретация результатов и оценена взаимосвязь результатов с другими представленными в исследовании методиками.
Для оценки идентификации молодежи с городом была использована методика «Шкала идентификации с городом» M.Lalli [7]. Исследования городской социальной идентичности вытекают из исследований идентичности с местом. Измерения городской идентичности, описанные автором, группируются в 5 семантических блоков: «Внешняя ценность», «Общая привязанность», «Связь с прошлым», «Восприятие близости», «Целеполагание». Один из них -блок «Внешняя ценность» -включает в себя вопросы, связанные с отраженными аут-групповыми и ин-групповыми стереотипами, остальные четыре отражают личный опыт бытия в городе, субъективное восприятие человеком среды города, и являются доминирующими в структуре идентичности с городом [8].
Методика Субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ С.А. Богомаз) всегда идет в паре с СИБЦ [6]. Анализ результатов этих двух методик может помочь исследовать зависимость реализуемости ценностей в городской среде и то, насколько эти ценности важны для людей.
Методика «Незаконченные предложения» (в редакции автора работы) - опросник на тему степени развития туристической индустрии в Камчатском крае включает в себя 10 вопросов на тему оценки степени развития туристической индустрии в Камчатском крае. Результаты опроса обрабатывались как номинальные, порядковые значения в средствах статистического анализа и в виде текстовых результатов для непрограммной обработки.
Исследование проводилось в 6 населенных пунктах Камчатского края (Петропавловск-Камчатского городского округа, города Елизово и малонаселенных пунктов Камчатского края). В общей сложности в нем приняли участие 120 человек, что составляет 0,4% от общей численности населения края в возрасте 18-24 лет (30068 чел.
Общая информация о респондентах представлена в таблице 1.
Большую долю в выборке составляют респонденты женского пола: 71 человек или 59 %, мужского 49 человек или 41 %. По возрасту наибольшую долю составили респонденты 18 лет (33%), наименьшую 23 года (3 %). Респонденты с неоконченным высшим образованием составили 57 % от выборки, с средним общим 33% и с средним-профессиональным образованием 4 %.
Таблица 1
Описание выборки респондентов исследования _
Признак Количество, чел. Удельный вес, %
Пол участников:
Женский 71 59%
Мужской 49 41%
Возраст участников:
18 лет 40 33%
19 лет 27 23%
20 лет 24 20%
21 лет 11 9%
22 лет 8 7%
23 лет 4 3%
24 лет 6 5%
Образование:
Высшее 7 6%
Неоконченное высшее 68 57%
Среднее-профессиональное 5 4%
Среднее общее 40 33%
Всего: 120
Источник: составлено автором
В методике «Незаконченные предложения» на тему миграции населения из Камчатского края каждому из респондентов было необходимо ответить на вопрос: «Планируете ли вы дальнейшее проживание в Камчатском крае?». Положительно ответили 66 респондентов, что составляет 55 % от всей выборки, соответственно отрицательно ответили 54 человека или 45 %. Вместе с тем на вопрос методики «Подходит ли город для удовлетворения потребностей молодежи?» 45 человек ответили положительно, что составило 38 % от выборки; не способен удовлетворить потребности молодежи по мнению 68 респондентов или 57 %, воздержалась 7 человек или 6 % (табл. 2).
Таблица 2
Результаты мнения респондентов об оседлости в регионе_
Вариант ответа в опросе: Количество ответов Удельный вес, %
Планируете ли вы дальнейшее проживание в Камчатском крае?
Да 66 55%
Нет 54 45%
Насколько подходит город П-К для реализации потребностей молодежи?
Подходит 45 38%
Не подходит 68 57%
Воздержались 7 6%
Всего: 120 100%
Источник: составлено автором
Большинство опрошенных считают, что город не способен удовлетворить их потребности. Многие в этой связи планируют в будущем мигрировать из города, однако количество людей, которые хотят покинуть город меньше, тех кто считает, что город не подходит для удовлетворения жизненных потребностей. Такое неравенство говорит, о том, что некоторые из опрошенных представителей молодежи планируют остаться в городе вопреки тому, что он им не подходит. Удовлетворение потребностей молодежи в текущей ситуации на рынке труда Камчатского края должно стать ключевым вопросом для обсуждения и приоритетной для решения проблемой, для удержания их в регионе и подготовке молодых специалистов для работы на предприятиях региона.
По мнению респондентов, основными причинами оттока населения из региона являются: высокие цены на товары и услуги (39 человек или 20%), общая неразвитость региона (26 человек или 13%),
отсутствие работы (23 человека или 12 %) и суровый климат (23 человека или 12%) (таблица 3). Наименее популярными оказались причины: большое количество мигрантов (1 человек или 0,5%) и низкий уровень патриотизма (1 человек или 0,5%). Многие респонденты указывали несколько причин одновременно.
Таблица 3
Причины оттока населения из региона__
Причины оттока населения: Количество ответов Удельный вес, %
Высокие цены на товары и услуги 39 20,10%
Общая неразвитость региона 26 13,40%
Нет подходящей работы 23 11,86%
Суровый климат 23 11,86%
Нет перспектив в личностном развитии 22 11,34%
Неразвитая инфраструктура 18 9,28%
Низкий уровень развития культурно-досуговой индустрии 12 6,19%
Неконкурентоспособное образование 10 5,15%
Нет возможности развиваться 8 4,12%
Отдаленность от центра 5 2,58%
Низкий уровень качества жизни 4 2,06%
Низкая заработная плата 2 1,03%
Высокая концентрация мигрантов 1 0,52%
Низкий уровень патриотизма 1 0,52%
Всего: 194 100%
Источник: составлено автором
Наиболее значительной проблемой региона, по мнению респондентов, являются высокие цены на товары и услуги. Стоит отметить, что основой данной проблемы является диспропорция между уровнем заработной платы и ценами на товары и услуги, которая должна компенсироваться районными коэффициентами и северными надбавками, однако должного эффекта данные меры, по мнению молодежи, не оказывают. Следующая проблема - проблема общей неразвитости региона в некоторой степени размыта и подразумевает под собой и проблемы развития инфраструктуры, и логистики, и малого разнообразия мест отдыха. Отсутствие подходящей работы выглядит как субъективное мнение - проекция мнения окружающих, так как основную часть респондентов составляет молодежь в возрасте 18-20 лет (75%), которая еще не приступала к поиску основной работы на рынке труда.
Рассмотрим зависимость миграция населения из Камчатского края с оценкой развития индустрии туризма в регионе. Туристическая индустрия является одной из наиболее перспективных в развитии экономической отрасли региона и его «визитной карточкой». Развитая сфера туризма способна сформировать положительный образ региона у населения и нивелировать сформировавшуюся предвзятость в вопросах его развития. В качестве результата динамического совершенствования отрасли молодежь может заинтересоваться созданием представительных и перспективных туристических площадок в частности и социально-экономическом развитии региона в целом.
Рассмотрим оценку развития туризма, представленную в таблице 4.
Таблица 4
Ответы респондентов на вопрос о развитии индустрии туризма в Камчатском крае_
Вариант ответа в опросе: Количество ответов Удельный вес, %
Индустрия туризма развита:
Хорошо 33 28%
Средне 36 30%
Плохо 51 42%
Всего: 120 100%
Источник: составлено автором
Исходя из данных полученных в ходе опроса удалось определить, что порядка 42% респондентов считают отрасль туризма плохо развитой, 30 % считают отрасль туризма развитой нормально и 28 % считают, что отрасль туризма развита хорошо. Респондентам было предложено определить основные факторы повышения эффективности сферы туризма (табл. 5).
Таблица 5
Необходимые элементы развития туризма в Камчатском крае_
Необходимые элементы развития туризма в Камчатском крае по Количество Удельный вес
мнению респондентов исследования: ответов ответов, %
Сделать город более привлекательным 38 28%
Внимание власти 22 16%
Финансы 18 13%
Специалисты 12 9%
Развивать инфраструктуру 11 8%
Снизить цены 8 6%
Развлечений 4 3%
Улучшение качества услуг 3 2%
Желание улучшать город 1 1%
Сделать регион более доступным 1 1%
Воздержались 19 14%
Всего: 137 100%
Источник: составлено автором
Исходя из данных, представленных в таблице можно сделать вывод о том, что наибольшее количество респондентов считают, что для развития индустрии туризма прежде всего необходимо сделать город более привлекательным (38 респондентов или 28%), также считают, что власть уделяет недостаточное внимание развитию туризма в Камчатском крае 22 человека или 16 %, 18 участников исследования или 13% считают, что для дальнейшего развития туризма в регионе не хватает финансов.
Далее рассмотрим результаты исследования, полученные благодаря статистическим инструментам обработки данных в программах IBM SPSS Statistics и Microsoft Excel. По данным методик СИБЦ и СОРБЦ были получены следующие результаты (табл. 6).
Таблица 6
Результаты методик СИБЦ и СОРБЦ___
Показатель Индекс СИБЦ Индекс СОРБЦ t эмп. p
Сред.зн. Ст. отк Сред.зн. Ст.отк.
Значения в выборке 5,572 0,747 5,556 0,982 0,168 0,867
Источник: составлено автором
По результатам проведенной методики значительных различий между результатами методик СИБЦ и СОРБЦ не отмечено. Подтверждением тому служит низкая значимость эмпирического значения критерия ^Стьюдента для зависимых выборок ф=0.867, что больше 0,05). Между средними значениями индексов СИБЦ и СОРБЦ 5,572 ± 0,747 и 5,556 ± 0,982 соответственно значительных различий не наблюдается. Это говорит о том, что ценности, которые респонденты определили для себя в качестве ведущих в их жизни, могут быть реализованы в текущей среде жизнедеятельности. Такой вывод противоречит результатам опроса, представленным в таблице 2, где большинство респондентов указало, что город не подходит для реализации потребностей молодежи.
Возможно, молодежь воспринимает город, в котором живет, негативно и формирует предвзятое мнение к осуществлению в нем собственных планов. Городская среда оказывает значительное влияние на процессы жизнедеятельности человека, как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения психологических и социальных факторов.
Идентичность, взаимосвязь человека, с городом рассматривается как продукт категоризации и идентификации человека по городскому признаку. Исследователь М. Lalli определяет важные функции идентичности с городом, которые составляют основные шкалы одноименного опросника, который применялся для измерения городской идентичности участников исследования. Результаты анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты анализа шкал «Идентичности с городом» М. Lalli_
Шкал ы I. Внешняя ценность II. Общая привязанность Ш. Связь с прошлым IV. Восприятие близости V. Целеполагани е
Ср. знач. 2,768 3,735 3,202 2,920 2,633
Ст. отк. 0,789 1,142 1,005 1,183 1,017
Источник: составлено автором
4
3,5 3
2,5 2 1,5 1
0,5 0
3,735
2,768
3,202
2,92
2,633
I. Внешняя ценность
II. Общая привязанность
III. Связь с прошлым
IV. Восприятие V. Целеполагание близости
Рисунок 1. Средние значения по шкалам методики «Идентичности с городом» М. LaШ
Таким образом, наименьшее среднее значение отмечено в шкале «Целеполагание», также низкое значение показателя отмечено в шкале «Внешняя ценность», в ней также отмечено наименьшее статистическое отклонение, что говорит о минимальном разбросе ответов респондентов в применяемой методике. Под внешней ценностью понимается престижность города и преимущества проживания в нем. Молодежь считает, что город обладает низкой внешней ценностью и они, чаще всего, не могут его рекомендовать туристам. Шкала «Целеполагание» отвечает за будущие планы, которые респонденты хотят осуществить в городе, в котором они проживают. Низкая оценка в данной шкале говорит о том, что молодежь не связывает свое будущее с проживанием в текущем городе.
Наибольшее среднее значение отмечено в шкале «Общая привязанность». Данная шкала отвечает за родственные чувства с городом, за внутреннее ощущение комфорта при нахождении в нем. Респонденты испытывают привязанность к среде жизнедеятельности в связи с пребыванием в ней значительного количества времени, привыкая к месту жительства и воспринимая себя как жителя именно этого, конкретного города.
При применении статистического критерия и Манна-Уитни были отмечены различия в шкале «Связь с прошлым» между женским и мужским полом. Результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты применения критерия Манна-Уитни по шкалам идентификации
Внешняя ценность Общая привязанность Связь с прошлым Восприятие близости Целеполагание
U Манна-Уитни 1701 1475 1343,5 1425,5 1405
W Вилкоксона 4329 2651 2519,5 2601,5 2581
Z -,145 -1,365 -2,066 -1,627 -1,737
Асимптотическая значимость 0,884 0,172 0,039 0,104 0,082
Источник: составлено автором
Из таблицы можно отметить, что уровень значимости р <0,05 отмечен в шкале «Связь с прошлым». Наиболее ярко выражена привязанность к прошлым событиям, которые респонденты ассоциируют с городом у женского пола. По оставшимся шкалам значительных различий не отмечается.
Таким образом в работе особое внимание было уделено исследованию взаимосвязи желания молодежи покинуть Камчатский край с её представлениями о возможности самореализации в условиях среды жизнедеятельности.
Благодаря проведенному исследованию удалось узнать о том, что порядка 45 % респондентов не планируют дальнейшее проживание в Камчатском крае и по мнению 57 % регион не может удовлетворить потребности молодежи. Основными причинами оттока населения из региона, по их мнению, являются высокие цены на товары и услуги (39 человек или 20%), общая неразвитость региона (26 человек или 13%), отсутствие работы (23 человека или 12 %) и суровый климат (23 человека или 12%).
Вместе с тем молодежь не заинтересована в социально-экономическом развитии региона. Средством повышения заинтересованности может стать популяризация туристического бренда региона, который будет привлекать внимание молодежи и повышать его статус на межрегиональной арене и мировом рынке. В настоящий момент большая доля участников исследования считает, что индустрия туризма в Камчатском крае развита плохо (51 человек или 42%). Они связывают это с неразвитой в регионе инфраструктурой (29 человек или 24%), нехваткой финансов (27 человек или 23%), отсутствием квалифицированных специалистов (19 человек или 16%).
Благодаря результатам методик СИБЦ и СОРБЦ удалось определить, что значительных различий между важными для респондентов ценностями в жизни и представлениями о возможности их реализации нет, так как уровень значимости эмпирического значения критерия t-Стьюдента оказался значительно больше 0,05 (0,867). Следовательно, отток населения из региона напрямую не связан с невозможностью среды удовлетворить ценностные потребности респондентов.
Проблема низкой оценки места жительства также проявляется в результатах методики «Идентичность с городом» М. Lalli. По ее результатам (таблица 7) наименьшее среднее значение отмечено в шкале «Целеполагание», которая отвечает за планирование будущего и связывание своих планов на жизнь с текущей средой жизнедеятельности. Респонденты не связывают свое будущее с Камчатским краем и при том низко оценивают его внешнюю ценность: престиж проживания в нем.
U-критерий Манна-Уитни показал, что участники исследования женского пола сильнее идентифицируют себя с городом по шкале «Связь с прошлым». Они связывают свою среду жизнедеятельности с чувственно-эмоциональными картинами из воспоминаний. Ассоциируют город, в котором проживают, с событиями из своей жизни.
Результаты исследования могут стать основой дальнейшего анализа причин оттока молодежи из региона. До сегодняшнего дня наибольшее внимание уделялось объективным, предметным ценностям, которые могли удержать население в регионе, однако, исходя из выводов работы, можно предположить, что молодежь не заинтересована в социально-экономическом развитии региона и она не считает его в достаточной степени престижным для создания в нем своей семьи и карьеры. Постепенное и комплексное улучшение основных институтов региона не приведет к остановке оттока молодежи, а только его замедлит. Необходимо фокусировать внимание на важных для молодежи аспектах жизнедеятельности с целью взращивания из них молодых специалистов и увеличения населения края.
Список использованной литературы
1. Theoretical aspects of studying the reasons for the population outflow from Kamchatsk krai (Теоретические аспекты изучения причин оттока населения из Камчатского края) / Materials of the International Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kingdom, January 16, 2020), 2020. - С.36-44
2. Об оттоке населения [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2640428.html
3. О насыщении рынка труда в Камчатском крае гастарбайтерами [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://kamchatinfo.com/news/society/detail/31260/
4. Отток населения с высшим образованием [Электронный ресурс]: режим доступа: http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.com/listnews/ kamchatstat-ottok-naseleniya-usililsya/75305032/
5. О влиянии уровня квалификации на состояние рынка труда [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://www.kam24.rU/news/main/20190603/68702.html#sthash.QT7GfGP8.dpuf
6. Богомаз С. А., Литвина С. А., Четошникова Е. В. Субъективная оценка городской среды вузовской молодежью Томска и Барнаула // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 102 - 112.
7. Lalli M. Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical findings // Journal of Environmental Psychology. 1992. Vol. 12(4). Dec. P. 285 - 303.
8. Панов В. А. Экологическая психология: опыт построения методологии. М. : Наука, 2004.
9. О методике «Якоря карьеры» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http ://testoteka.narod.ru/prof/1/10. htm
УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО ОБЪЕКТАМ УЧЕТА
Пирмагомедова Фатима Исламовна Ханова Саида Рабадангаджиевна
студентки 4 курса 1 группы «Бухучет и аудит» научный руководитель Ибрагимова А.Х. к.э.н., доцент кафедры «Бухучет-1» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет
народного хозяйства» Россия, г. Махачкала
Учет затрат и исчисление себестоимости оказывает прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня производства и его эффективность. Важно отметить, что в настоящее время понятие себестоимость не имеет нормативного регламента и может характеризоваться как расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением товаров и их реализацией, выполнением работ и оказанием услуг. Иными словами, все вышеперечисленное можно отметить, как расходы по обычным видам деятельности, определение которых содержится в ПБУ 10/99 «Расходы организации» [1]. Расчет себестоимости осуществляется для детального изучения факторов, формирующих себестоимость, для определения результата деятельности структурных подразделений, планирования затрат и их контроля.