Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ'

ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ПРАВОПОРЯДОК / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / КОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитренко Алёна Александровна

В рамках настоящей работы рассматриваются вопросы о коррупционных преступлениях, совершаемых сотрудниками следственных подразделений. Подчеркивается, что современное общество серьезно обеспокоено проблемами, которые порождает коррупция, подрывая доверие к власти, что в свою очередь, наносит прямой ущерб правовой, экономической, социальной и политической сферам. Анализируются проблемы уголовного законодательства, а также вносятся предложения по предупреждению коррупции в системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF CORRUPTION IN INVESTIGATIVE AGENCIES AND MEASURES TO PREVENT

This paper examines the issues of corruption crimes committed by employees of investigative units. It is emphasized that modern society is seriously concerned about the problems that corruption generates, undermining confidence in the authorities, which in turn causes direct damage to the legal, economic, social and political spheres. The author analyzes the problems of criminal legislation, and also makes proposals for the prevention of corruption in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ»

УДК 343

DOI 10.23672/i7699-1123-8431 -t

Дмитренко Алёна Александровна

аспирантка,

Южный федеральный университет (Институт управления,бизнеса и права) Avaria044@yandex.ru

Alena A. Dmitrenko

Graduate Student,

Southern Federal University

(Institute of Management, Business and Law)

Avaria044@yandex.ru

Причины коррупции

в следственных органах и меры по ее предупреждению

Causes of corruption

in investigative agencies and measures to prevent

Аннотация. В рамках настоящей работы рассматриваются вопросы о коррупционных преступлениях, совершаемых сотрудниками следственных подразделений. Подчеркивается, что современное общество серьезно обеспокоено проблемами, которые порождает коррупция, подрывая доверие к власти, что в свою очередь, наносит прямой ущерб правовой, экономической, социальной и политической сферам. Анализируются проблемы уголовного законодательства, а также вносятся предложения по предупреждению коррупции в системе МВД России.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, правопорядок, национальная безопасность, прокурорский надзор, предварительное следствие, корруп-циогенный фактор.

Annotation. This paper examines the issues of corruption crimes committed by employees of investigative units. It is emphasized that modern society is seriously concerned about the problems that corruption generates, undermining confidence in the authorities, which in turn causes direct damage to the legal, economic, social and political spheres. The author analyzes the problems of criminal legislation, and also makes proposals for the prevention of corruption in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: corruption, bribery, law and order, national security, prosecutorial supervision, preliminary investigation, corruptionogenic factor.

Утвержденная Президентом РФ новая Стратегия национальной безопасности России, ориентирована, в первую очередь, на укрепление законности, искоренение коррупции [4].

В силу основных положений указанной Стратегии, уголовно-правовая политика РФ направлена на восполнение существующих правовых пробелов, увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях повышения эффективности противодействия коррупционной преступности, что, в свою очередь, обусловливает разработку и реализацию уголовно-правовых средств обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Тем не менее, современное общество серьезно обеспокоено проблемами, которые порождает коррупция, подрывая доверие к власти, что в свою очередь, наносит прямой ущерб правовой, экономической, социальной и политической сферам.

Криминологической особенностью коррупционных преступлений является их совершение представителями власти, то есть лицами, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц, в том числе следователи, дознаватели.

Согласно порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, по Ростовской области за

2021 год зарегистрировано 137 преступлений по ст. 290 УК РФ, а предварительно расследовано только 40 преступлений. Больше всего приговоров за коррупцию в российских правоохранительных органах было вынесено в отношении полицейских. При этом, половина из выявленных преступлений приходится на взятки [8].

Однако, учитывая высокую степень латентности взяточничества и иных должностных преступлений, приведенные статистические данные не могут отражать в полной мере удельный вес коррупционной преступности.

Преступления, которые совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как посягают на нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан. «Оборотень» в погонах, наделенный знаниями законов, в том числе уголовного, уголовно-процессуального, обладающий властными полномочиями, является более опасным, так как имеет реальные возможности применения мер принуждения к гражданам, осуществляя свою деятельность «в рамках закона».

Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение

взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [3].

Коррупцией также признаются незадекларированные доходы, которые обычно вкладываются в объекты движимого и недвижимого имущества, ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» определено, что правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства [5].

Следует отметить, что о коррупции в следственных органах почти ничего не публикуется, разве что в средствах массовой информации иногда распространяются сведения о возбуждении уголовных дел в отношении бывших следователей.

Отсутствие интереса исследователей к вопросам коррупции в органах внутренних дел обосновывается закрытостью статистических данных в отношении должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также высокой ла-тентностью должностных коррупционных преступлений, так как сотрудники полиции, используя специальные знания в оперативно-разыскной, следственной, криминалистической работе, умело маскируют свою преступную деятельность под законное выполнение своих служебных задач, в связи с чем выявить и доказать коррупционные преступления со стороны следственных органов зачастую крайне затруднительно.

Существующие в настоящее время условия службы сотрудников, как следственных подразделений, как, впрочем, и других работников системы МВД РФ, размер их денежного содержания, не позволяющий достойно жить им и их семьям, к сожалению, зачастую влияют на формирование их корыстной мотивации и провоцируют на совершение должностных преступлений.

Наиболее характерные виды коррупционных преступлений, совершаемых следователями:

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

- получение взятки (ст. 290 УК РФ);

- дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

- фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ) [2].

Снижение криминогенности коррупционных преступлений в следственных органах невозможно без теоретической разработки вопросов предупреждения указанных преступлений, что требует комплексного подхода к разрешению указанных проблем и обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования криминологических средств борьбы с коррупцией, как в целом в системе МВД России, так и в ее подразделениях, в том числе и в органах предварительного расследования.

Высокий уровень коррупции в следственных подразделениях обусловлен и объективными, и субъективными факторами.

К первым относят недостатки правового и организационно-управленческого характера; обстоятельства социального характера.

К числу факторов субъективного характера относятся:

- нравственно-психологические, моральные факторы;

- незаинтересованность следователей в искоренении должностных преступлений, в том числе взяточничества;

- недостатки в подборе и расстановке кадров;

- низкий уровень расследования данной категории уголовных дел.

В этом контексте следует отметить, что борьба с коррупцией в органах внутренних дел будет эффективной только в результате проведения профилактических мероприятий в рамках антикоррупционной политики государства.

В этой связи, прежде всего, необходимо искоренить все пробелы в законодательстве, ужесточить санкции за взяточничество, служебный подлог, незаконное возбуждение уголовного дела, фальсификацию материалов, в полном объеме задействовать механизм судебной системы.

Современные методы борьбы с коррупцией достаточно широко ведутся на законодательном уровне, с учетом общепризнанных принципов международного права. К примеру, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, рассматривается как концептуальная основа российского антикоррупционного законодательства [1]. Конвенция ООН была ратифицирована в России в 2006 г., после чего, основываясь на этом международном акте в нашей стране был принят важный федеральный закон «О противодействии коррупции».

В целях реализации национального плана противодействия коррупции, важнейшими среди мер общесоциального воздействия, является

усиление социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, и, в первую очередь, следователей.

Необходимо реформировать систему гарантированного обеспечения сотрудников и членов их семей социальными льготами, выработать эффективную систему обеспечения жильем, повышения пенсии, нормативно закрепив, что в случае коррупционного правонарушения сотрудник будет не просто уволен из органов внутренних дел, но и лишится всех вышеупомянутых льгот и компенсаций.

Необходимо взять за основу международный опыт в отношении денежного содержания сотрудников правоохранительных органов. Полицейские, борясь с преступностью, всегда рискуют своим здоровьем и даже жизнью. При этом каждый сотрудник работает практически без выходных и праздничных дней (именно в эти дни усиление нарядов и суточных дежурств). Поэтому их служба должна хорошо оплачиваться. Кроме того, высокая заработная плата полицейских имеет другое обоснование. Повышая им зарплату, органы власти борются с коррупцией. Ведь чем больше денежное содержание сотрудника органов внутренних дел, тем меньше вероятность, что он нарушит закон или будет замешан в коррупционном скандале.

Сегодня денежное содержание российского полицейского среднего начальствующего состава 35000-40000 рублей, и это не меняется вот уже на протяжении последних десяти лет. Дешевая полиция себя нигде не оправдывает, а наоборот, является основной причиной коррумпированности ее сотрудников.

Необходимо повысить ежемесячное денежное содержание российского офицера полиции до 200000 рублей, и тогда уже ужесточать санкции и привлекать за коррупцию к 10-15 годам лишения свободы, и ни в коем случае условно.

Следует совершенствовать систему профессиональной подготовки, как будущих, так и действующих сотрудников органов внутренних дел.

Литература:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров, октябрь 2006 г. № 10.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание Законодательства РФ. 2021. № 52. Ч. I. Ст. 6228.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом

Полагаем, что будет целесообразно, вернуться к старому положению, предусматривающему поступление в учебные заведения МВД России только после службы в Вооруженных силах РФ. Сразу вдвое снизится взяточничество при поступлении в специализированные ВУЗы, так как, ни для кого не секрет, что родители пристраивают туда своих «чад» за большие деньги, чтобы не отправлять их на воинскую службу.

Считаем необходимым вернуть в органы внутренних дел суды офицерской чести, так как такие суды в СССР имели огромное воспитательное значение. Воздействие через суд чести на сотрудника, совершившего какой-то проступок или неудовлетворительно выполняющего свои служебные обязанности, было гораздо сильнее, чем дисциплинарное взыскание.

Наиболее эффективными инструментами профилактики коррупции, как правило, признаются меры финансового контроля в отношении сотрудников органов внутренних дел (к примеру, требования о декларировании доходов, расходов, счетов, финансовых инструментов, имущества, обязательств имущественного характера и т.д.), урегулирование конфликта, возникающего в ходе исполнения лицом должностных обязанностей между его личными интересами и публичным интересом, связанным с реализацией полномочий по занимаемой должности, а также различный набор антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей [7, с. 277].

Наряду с указанными мерами важнейшее значение для предупреждения коррупционных преступлений в органах внутренних дел имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, а также эффективная поддержка государством правоохранительной деятельности и сотрудников, ее осуществляющих.

Таким образом, что для снижения коррупциоген-ных факторов в органах внутренних дел, в том числе, следственных органах, необходимо принимать только те меры, которые будет действенны и обеспечат снижение уровня коррупции в системе МВД РФ.

Literature:

1. United Nations Convention against Corruption (adopted by the UN General Assembly on October 31, 2003) // Bulletin of International Treaties, October 2006 № 10.

2. Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (ed. from 01.07.2021) // Collection of Laws of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

3. Federal Law of December 25, 2008 № 273-FZ (rev. from 26.05.2021) «About counteraction to corruption» // Sobranie zakonodatelstva RF. 2021. № 52. Part I. Art. 6228.

4. National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Presidential Decree of July 02,

Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400) // Собрание Законодательства РФ. 2021. № 20.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ.

6. Актуальные вопросы применения законодательства о противодействии коррупции и основные направления профилактики коррупционных правонарушений // Сборник докладов участников семинара-совещания с руководителями антикоррупционных и кадровых подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, а также органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.

7. Минеева В.Н. Проблема коррупции в России на современном этапе / В.Н. Минеева // Молодой ученый. 2021. № 50(392). С. 276-278. URL : https:// moluch.ru (дата обращения 28.04.2022).

8. Показатели преступности России. Правовой портал статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL : http://crimestat.ru (дата обращения 28.04.2022).

2021, № 400) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2021. № 20.

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 09.07.2013 № 24 (ed. dated 24.12.2019) «On judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation.

6. Topical issues of the application of anti-corruption legislation and the main directions of prevention of corruption offenses // Collection of reports of participants of the seminar-meeting with the heads of anticorruption and personnel departments of federal executive authorities and organizations created to fulfill the tasks assigned to the Government of the Russian Federation, as well as executive authorities of a number of subjects of the Russian Federation.

7. Mineeva V.N. The problem of corruption in Russia at the present stage / V.N. Mineeva // Young scientist. 2021. № 50(392). P. 276-278. URL : https:// moluch.ru (date of application 28.04.2022).

8. Indicators of crime in Russia. Legal portal of statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL : http://crimestat.ru (date of application 28.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.