Научная статья на тему 'Причины и следствия кризиса тракторной промышленности как базовой составляющей экономики РФ'

Причины и следствия кризиса тракторной промышленности как базовой составляющей экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ТРАКТОРЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦИКЛ / КРИЗИС / ИНФЛЯЦИЯ / МОНЕТИЗАЦИЯ / PRODUCTION / TRACTORS / INDUSTRIAL CYCLE / CRISIS / INFLATION / MONETIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катанаев Н. Т., Фазлулина М. Э.

В работе проводится анализ состояния тракторной промышленности на различных фазах промышленных циклов, устанавливаются макроэкономические факторы, играющие доминирующую роль в кризисных явлениях. Приводится математическое описание связей выявленных факторов с производством тракторной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes and effects of the crisis in tractor industry as a basic component of the economy of the Russian Federation

This paper analyzes the state of tractor industry in the various phases of the industrial cycle established macroeconomic factors which play the dominant role in the crisis. The authors give the mathematical description of identified factors linked with production of tractors.

Текст научной работы на тему «Причины и следствия кризиса тракторной промышленности как базовой составляющей экономики РФ»

двигатель и (шш) коробку передач отечественного производства. Кроме того, новые правила обязывают иностранные компании создавать на территории Российской Федерации научно-исследовательские и дизайнерские центры.

В то же время для предприятий, работающих в режиме промышленной сборки, есть небольшое послабление: в течение первых трех лет можно 5% автомобилей собирать методом крупноузловой сборки.

Сравнение графиков режимов промышленной сборки, установленных в 2005 и в 2011 годах, приведено на рисунке 1.

При этом заключенные ранее соглашения не отменяются - по ним можно работать до окончания срока действия документа. Но потом компаниям, естественно, придется переходить на новые условия промышленной сборки. Сроки действия инвестиционных проектов по промышленной сборке автомобилей представлены на рисунке 2.

Соглашения с Министерством экономического развития РФ о новом режиме промышленной сборки подписали четыре автопроизводителя: консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«^^ABTO»-^AMA3-Mercedes, Volkswagen, СП «Ford-Sollers» и General Motors. По оценкам Минэкономразвития, в рамках соглашений к уже имеющимся мощностям в 1,3 млн машин будут созданы новые производственные мощности по выпуску свыше 500 тысяч автомобилей в год.

По данным Минэкономразвития РФ, переговоры о заключении соглашений о промышленной сборке ведутся еще с несколькими компаниями. Меморандумы о намерениях в 2011 году правительство подписало также со 197 производителями 400 автокомпонентов. Крайним сроком подписания окончательных соглашений назначили декабрь 2013 года.

Выводы

Все вышеизложенное указывает на то, что, несмотря на введение нового более жесткого режима промышленной сборки и локализации производства в нашей стране, российский рынок является для иностранных компаний по-прежнему привлекательным. В то же время в ближайшие годы процесс прихода иностранных поставщиков будет более активным, а значит, повысится внутренняя конкуренция на рынке, и как результат повысится качество и безопасность выпускаемых в России автомобилей.

Литература

1. Чупров A. Logan, Solaris и Polo Sedan перестают быть иномарками. http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2010/12/29/1627934

2. Моржаретто И. Законодательство: Перемен! Мы не хотим перемен... // За рулем №3, 2011

3. Востриков A.B. Проблемы и перспективы развития производства автокомпонентов на территории РФ как звена в производстве автомобилей /Лектор науки ТГУ. № 3(17), 2011

4. Маркетинговый отчет АА «Автостат» Автомобильный рынок России. Итоги 2011 года. Тенденции и перспективы, Тольятти, 2012

5. Маркетинговый отчет АА «Автостат» Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России, Тольятти, 2011

6. Маркетинговый отчет АА <^штостат» Сборка и локализация иномарок в России, Тольятти, 2011

7. Сорокина Г.П., Захаров A.B. Проблемы оценки конкурентоспособности продукции автомобилестроения // Известия МГТУ «^МИ». М.: МАМИ. № 2 (10) - 2010

Причины и следствия кризиса тракторной промышленности как базовой

составляющей экономики РФ

д.т.н. проф. Катанаев Н.Т., Фазлулина М.Э.

Университет машиностроения (495) 223-05-23

Аннотация. В работе проводится анализ состояния тракторной промышленности на различных фазах промышленных циклов, устанавливаются макроэкономические факторы, играющие доминирующую роль в кризисных явлениях. Приво-

дится математическое описание связей выявленных факторов с производством

тракторной техники.

Ключевые слова: производство, тракторы, промышленный цикл, кризис, инфляция, монетизация.

Споры между сторонниками рыночного и планового ведения хозяйства хотя и с меньшим накалом, но по-прежнему не утихают, несмотря на очевидные факты.

Первое. При плановой экономике в период 1940 - 1946 гг., включающий Вторую мировую войну, объем промышленного производства в СССР упал на 24%, в то время как в с 1990 по 1999 гг. объем промышленного производства в т.н. рыночной экономике РФ сократился на 60%.

Второе. Накануне 90-х годов все промышленные предприятия (м^иностроения, черной и цветной металлургии, нефтехимической промышленности и др.) принадлежали государству и составляли основу его экономики. Однако через 15 лет большинство из них было приватизировано и доля продукции, произведенной на предприятиях с государственной формой собственности, стала очень незначительна. Наибольший объем продукции производится уже приватизированными частными предприятиями и акционерными обществами с участием иностранных акционеров. Причем чаще всего эти предприятия зарегистрированы за рубежом и проводят весьма сомнительные финансовые операции, не приносящие существенного вклада в экономику России.

Третье. Рынок базируется на свободной конкуренции и на свободном ценообразовании, а также на частной собственности, приобретенной за счет собственных и кредитованных средств на конкурсной, а не на основе криминальной приватизации. Ни один из этих базовых принципов в нашей экономике нормально не работает.

Перечень фактов можно продолжать бесконечно, и каждый из них можно трактовать по-своему. Ясно лишь одно: тракторостроительная отрасль промышленности РФ доведена до критического состояния, и ее восстановление сопряжено с принятием кардинальных мер на всех иерархических уровнях управления экономикой.

В данной работе основное внимание уделяется изучению причинно-следственных связей, приведших к падению тракторной промышленности. Для чего рассмотрим полный промышленный цикл производства тракторов в РСФСР и РФ, охватывающий период с 1950 года по настоящее время (рисунок 1).

600,0

500,0

400,0

|| 300,0

200,0

100,0

0,0

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010

годы

Производство тракторов в РСФСР и РФ, тыс. шт.

Рисунок 1 - Производство тракторов в РСФСР и РФ в период 1950-2010 гг.

В период фазы оживления экономики, в основном завершившейся к 60 - м годам прошлого века, была построена материально-тежююская база для производства тракторной техники. В 1960 году выпуск тракторов в Советском Союзе был больше производства тракторов в США и превзошел их производство в трех ведущих вместе взятых европейских

стран: Англии, Франции и ФРГ. Уже в 1977 году в СССР был выпущен десятимиллионный трактор.

Фаза промышленного подъема проходила в условиях полного обеспечения экономики всеми видами ресурсов. Рост выпуска тракторов Y(t) (рис.1) в этой фазе в общем виде может быть идентифицирован в классе экспоненциальных функций:

Г(%) = У0- Г* ехр(-% / сО + Г * ехр(-% / с^), (1)

где постоянные коэффициенты Г и постоянные времени аг определяются путем параметрической идентификации результатов выпуска тракторов (рисунок 1).

По своей форме (1) является решением дифференциального уравнения второго порядка вида:

(2)

где: Гп(%) - предельное значение выпуска тракторов, обеспеченное всеми видами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.).

Тракторная промышленность (как и вся экономика в этот период) представляла собой структурно устойчивую систему, поскольку уравнение (2) обладает необходимым и достаточным условием сходимости решения. Динамика ее развития описывается дифференциальным уравнением второго порядка и связано это в основном с расширенным производством -строительством и запуском тракторостроительных предприятий. Таким образом, по собственной составляющей решения дифференциального уравнения система устойчива. Для того чтобы оценить устойчивость системы по вынужденной составляющей решения, необходимо исследовать правую часть уравнения (2), связанную с ресурсами.

До 80-х годов в СССР ресурсы обеспечивались в полном объеме в плановом порядке. Однако в начале 80-х годов наступает весьма ответственная фаза, связанная с латентным периодом кризиса, длившаяся до начала 90-х годов.

В 1991 - 92 годах российской экономике в результате губительной финансовой политики Гайдара, связанной с введением свободных цен в условиях катастрофического роста инфляции, был нанесен сокрушительный удар по одному из ключевых ресурсов - денежной массе М2. В 1990 году индекс цен составлял 68,8 % (рисунок 2), в 1991 году он вырос до 168,8 %, а в 1992 году он достиг 2508,8 %. Рост индекса цен 1п развивался по неустойчивому расходящемуся экспоненциальному закону

г0

/п=/я°-(ехр(% / Т )-1), (3)

гв<

роста индекса цен.

где: 1п0 - индекс цен, соответствующий началу периода исследования; 7} - постоянная темпа

Годы

Статистические данные 1п —□—Теоретические значения индекса цен

Рисунок 2 - Индекс цен в российской экономике в 1988-92 гг.

Средний уровень цен Р на товары в соответствии с (3) запишется как:

Р = Р„-(1 + II-(ехр( г / ТI )-1)), (4)

где: Р0 - начальное значение среднего уровня цен; 7/ - постоянная темпа роста индекса цен.

Денежная масса также росла по экспоненциальному закону:

М=МВ .(1 + (ехр(г / Тм )-1)), (5)

где: М" - денежная масса в начальном периоде исследований; Тм - постоянная темпа роста денежной массы.

Товарооборот и необходимое количество денег для его обслуживания оценивается коэффициентом монетизации Кт, определяемым из уравнения обмена:

к = М = 1= М-(1 + (ехр(г / Тм )-1)) (6)

т Р-0 V О-Р0-(1 + ¡1(ехр(г / Т где: А/ - находящаяся в обращении денежная масса; V - скорость оборота денежной массы; Q - реальный объем ВВП.

Определяющим для коэффициента монетизации стало соотношение постоянных темпов роста Тм и 7} . Если индекс цен растет значительно быстрее, чем денежная масса, то Тм > Т/ . При этом уровень монетизации падает.

Ежегодный темп роста денежной массы М2 с 1965г. по 1985г. в среднем составлял 10%, с 1986-1990 гг. он поднялся до 14.1-15.8%. Далее денежная эмиссия еще в большей степени не поспевала за ростом индекса цен. Таким образом, произошел разбаланс между товарооборотом и необходимым для его обслуживания количеством денег и, как следствие, катастрофическое падение коэффициента монетизации.

В период гиперинфляции с 1990 по 1994 год произошло резкое падение уровня монетизации, и следом за этим упало производство ВВП на 41.5%. Предприятия практически всего реального сектора экономики стали неплатежеспособными. Спад спроса на продукцию автотракторной промышленности вынудил использовать только часть производственных мощностей, к тому же и инвестиции снизились в 11,35 раз (с 65,8 млрд руб. до 5,8 млрд руб.). Всего лишь за один год цены на промышленную продукцию в 1992 году по сравнению с 1991 г. повысились в 16,2 раза, а на продукцию сельского хозяйства - в 8,6 раза.

Наблюдался спад закупок сельскохозяйственной техники. Отношение закупок, произведенных в 1994 году, к закупкам 1990 года (в тыс. штук) составило: для тракторов -16,0/143,7 = 0,111 (11,1%); для комбайнов - 5,0/37,8 = 0,132 (13,2%); для грузовых автомобилей - 15,0/146,4 = 0,1025 (10,25%). В среднем снижение закупок составило 8 - 9 раз.

В фазах кризиса и стагнации экономики наблюдалось (рисунок 3) значительное снижение коэффициента монетизации.

0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002

Годы

-Теоретические значения Км —о—Статистические значения Км

Рисунок 3 - Изменение коэффициента монетизации в фазах кризиса и стагнации

В работе [3] было получено уравнение регрессии:

Км = 0,75 /(1 + 0,5 * (ехр(7 / 0,5) -1)) + 0,41*(1 - ехр(-1 /4.5)) (7)

Коэффициент корреляции этого выражения, равный 0,915, показывает хорошую степень сходимости теоретических расчетов со статистическими данными.

Уровень монетизации, фактически определяющий степень обеспеченности денежным ресурсом всей экономики, явился главным финансовым фактором разрушения реального сектора экономики (и в первую очередь тракторной промышленности). В этом можно убедиться, проанализировав график, представленный на рисунке 4.

ч

е «

м

я X о а

а

и ■в х

X

и и V

о

1,2

0,8

§ *

0,6

0,4

0,2

0

1990

1991

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1992

1993

1994 Годы

1995

1996

1997

1998

■Относительное значение коэффициента монетизации ■Относительное значение выпуска тракторов

1

Рисунок 4 - Изменение относительных значений коэффициента монетизации Км и выпуска тракторов в фазах кризиса и стагнации

Почти пятикратное падение коэффициента монетизации (рис. 4) за период с 1990 по 1992 год вызвало адекватное падение выпуска тракторов. Отсутствие денежных ресурсов автоматически повлекло за собой падение и других видов ресурсов. Промышленные гиганты без ресурсов не могут существовать такой длительный срок. Они морально устаревают и физически разрушаются. Поэтому после 1992 года, несмотря на некоторое увеличение коэффициента монетизации (см. рис. 4), тракторная промышленность продолжала разрушаться. Об этом свидетельствует график фис. 1) производства тракторов в РСФСР и РФ в период 19502010 гг.

Имея очень низкую собственную скорость оборота капитала, предприятия не могли нормально существовать при столь низком уровне монетизации. Состояние тракторной промышленности к настоящему времени практически не изменилось. Кризис 2008 - 2009 годов создал дополнительные трудности и новые проблемы, успешное решение которых возможно на макроэкономическом уровне.

Выводы

Среди множества факторов, влияющих на развитие тракторной промышленности, одним из главных следует признать уровень монетизации экономики. Искусственное поддержание коэффициента монетизации на очень низком уровне в течение нескольких лет способствовало гибели в первую очередь гигантских предприятий, преимущественно работающих в рублевой зоне и имеющих низкую скорость оборота капитала. Именно к таким предприятиям относятся тракторные заводы.

Коэффициент монетизации явился мощным финансовым инструментом, с помощью которого можно созидать или разрушать различные экономические системы. Таким образом,

успешное развитие экономики зависит от профессионализма в области управления макроэкономическими процессами и от того, в чьих руках находятся «рьтаги» этого управления.

Литература

1. Катанаев Н.Т., Аркатова Н А., Ларина ЕВ. Проблемы моделирования промышленных циклов в национальной экономике. Известия МГТУ «^АМИ». М., МГТУ «^АМИ», № 1 (9), 2010. с. 224-229.

2. Катанаев Н.Т., Ларина ЕВ. Диагностика устойчивости и степени риска экономических объектов. Известия МГТУ «тМИ» - М., МГТУ ^^ШМИ», № 2 (10), 2010. с. 201-207.

3. Катанаев Н.Т., Ларина ЕВ. Монетарные проблемы в российской экономике. Известия МГТУ «тми». - М., МГТУ «^МИ», № 2(12), 2011. с. 288-293.

4. Аленина Е.Э., Фазлулина МЗ. Конкурентоспособность техники - залог успеха производителя. // АОС-тешшка, № 1, 2011.

Объективные и субъективные каналы управления маркетинговыми коммуникациями

д.ф.н. проф. Евстафьев В А. Университет машиностроения Аннотация. В статье рассматриваются основные каналы по управлению маркетинговыми коммуникациями, приводится законодательное регулирование маркетинговой деятельности, проводится обзор деятельности рекламного агентства как единицы маркетинговых коммуникаций

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, товар, цена, рекламное агентство, СМИ, рекламная кампания Вопросы управления маркетинговыми коммуникациями (реетамной деятельностью) в настоящее время приобретают все большую актуальность в связи со значительным увеличением средств, вкладываемых в рекламу.

Таблица 1

Год Размер медийных бюджетов в России (в млрд руб., без учета НДС)

2009 215

2010 250

2011 263

2012 300 (пдогноз)

Ожидаемый общий объем денег в маркетинговых коммуникациях в 2012 году составит с учетом НДС приблизительно 25 000 000 000 $, поэтому понимание основных каналов управления маркетинговыми коммуникациями позволяет обеспечить их оптимизацию.

Процессы, происходящие в рекламной деятельности, в большинстве своем управляемы, т.е. могут протекать тем или иным способом в зависимости от воли человека.

Управление - это такое воздействие на процесс, которое должно привести к желаемому его изменению. Как правило, воздействия осуществляются по каналам управления.

Функция управления в рекламной деятельности - ИРд = F(Q, S) - зависит от двух принципиальных составляющих: объективной - О^, О, Р) и субъективной - $(Т, Ца, Цм, Б, С).

Объективное управление (О) - это данность, которая от нас не зависит и которую мы не можем изменить, включает несколько ключевых факторов.

Прежде всего, это законодательная база - федеральные и местные законы, регулирующие рекламную деятельность.

Второй фактор - форма организации предприятия, которое занимается рекламной деятельностью, его руководители и его структура (О).

И третий - это собственно товар (который РА должно рекламировать по заказу клиента), его свойства, предназначение и пр., а также рыночная и конкурентная ситуация вокруг него (Р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.