Научная статья на тему 'Причины и следствия боевых действий'

Причины и следствия боевых действий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2084
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes and Effects of the Fighting Actions

The article by Candidate of Historical Sciences Valery Ivanov «Causes and Effects of Fighting Actions» is devoted to the 50th anniversary of the end of the war between the North and South Koreas. The author considers events that took place on the eve of the war and makes an attempt to answer the question Who is quilty?». The author also depicts the actions of volunteers in Korea and shows the results of the war.

Текст научной работы на тему «Причины и следствия боевых действий»

- 115

К 50-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ В КОРЕЕ

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Валерий Владимирович ИВАНОВ, кандидат исторических наук

27 июля 1953 г. после почти двухлетних боевых действий и переговоров было подписано соглашение о перемирии между Северной и Южной Кореями. Сейчас об этой войне многие знают только понаслышке, и едва ли известно, что этот вооруженный конфликт чуть не стал ядерной войной.

НАКАНУНЕ

Как же развивались события, приведшие к конфликту на Корейском полуострове? Корея, на протяжении 13 веков существовавшая как единое государство, в 1910 г. была аннексирована Японией. В августе 1945 г. советские войска, разгромившие Квантунскую армию в Маньчжурии и Северной Корее, помогли корейскому народу покончить с колониальным господством. На заключительном этапе второй мировой войны руководители СССР и США пришли к соглашению считать 38-ю параллель разграничительной линией между зонами ответственности американских и советских войск. Таким образом, единственной целью временного раздела Кореи на две зоны было принятие капитуляции японцев. Однако в условиях «холодной войны», которая разразилась между бывшими союзниками сразу же после второй мировой, 38-я параллель превратилась по существу в границу между Севером и Югом Кореи. Корейский вопрос обсуждался на Московском совещании министров иностранных дел США, СССР и Великобритании (декабрь 1945 г.), на котором было принято советское предложение, предусматривавшее воссоединение Кореи как единого, независимого государства, формирование общекорейского правительства и создание условий для развития страны на демократических началах. По инициативе Вашингтона участники форума условились установить опеку над Кореей сроком на 5 лет, чтобы помочь корейцам ликвидировать последствия колониализма. Впоследствии американская сторона пыталась представить ход событий так, будто с непопулярной у корейцев идеей опеки выступил СССР. Однако документы свидетельствуют, что именно США выдвигали подобный проект еще на Ялтинской конференции, причем предлагали определить сроки опеки в 20—30 и более лет. Москва выступала за более короткие сроки. Осуществлению решений Московского совещания была призвана помочь Совместная советско-американская комиссия.

Но реализация плана с самого начала натолкнулась на серьезные трудности. В северной части Кореи сразу же после освобождения были ликвидированы органы японского колониального аппарата, проведена земельная реформа, национализированы промышленность, транспорт, финансы, средства связи. При этом советская военная администрация способствовала созданию структуры партийной и государственной власти по образу и подобию

существовавшей тогда в СССР. С другой стороны, на юге Кореи США, декларировав приверженность принципам парламентаризма и демократии, на деле способствовали установлению авторитарного режима, во всем зависимого от Белого дома1.

Через два года безуспешных попыток прийти к соглашению Вашингтон избрал другой путь. Рассчитывая использовать в ООН механическое большинство голосов, находившееся в то время под американским контролем, США передали рассмотрение корейского вопроса в ООН, чтобы решить его на своих условиях. В результате такой политики Соединенные Штаты сумели провести в Южной Корее выборы в Верховное Национальное собрание и сформировать южнокорейское правительство во главе с американским ставленником Ли Сын Маном. По свидетельствам американских СМИ, выборы проходили в условиях беспрецедентного насилия и фальсификаций. 15 августа 1948 г. правительство Республики Корея (Южная Корея) провозгласило себя единственно законным на всем полуострове. Объявив этот акт незаконным, власти Северной Кореи при поддержке советской администрации провели аналогичную работу на Севере, и 9 сентября того же года была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика, также заявившая о своем праве представлять весь корейский народ. В декабре 1948 г. последний советский солдат покинул КНДР. Американские войска были выведены с Юга через полгода. Обе корейские стороны заявляли о своем намерении добиться объединения и... готовились к войне.

КТО ВИНОВАТ?

Существует немало версий о начале войны в Корее. Пхеньян и Сеул всю ответственность на развязывание конфликта, начавшегося 25 июня 1950 г., неизменно возлагают друг на друга. Северокорейская версия звучит следующим образом. 25 июня 1950 г. южнокорейские войска значительными силами совершили внезапное нападение на территорию КНДР. Силы Корейской Народной Армии (КНА), отразив натиск южан, перешли в контрнаступление. Лисынмановские войска обратились в бегство. Развивая успех, части КНА продолжали наступательные действия, продвигаясь в глубь территории Южной Кореи. И через три дня заняли Сеул. К концу сентября 1950 г. северокорейские войска контролировали 95% всего Корейского полуострова. Пхеньян все время заявлял, что ведет оборонительную войну2. Иной версии придерживались специалисты с Юга. 25 июня 1950 г. войска КНДР внезапно вторглись в Южную Корею. 75-тысячная армия северян пересекла 38-ю параллель и атаковала шесть стратегических пунктов вдоль нее, широко используя авиацию, артиллерию и бронетанковые части. Параллельно с этим КНА высадила на южнокорейское побережье два морских десанта. Короче говоря, Пхеньян развернул широкомасштабную агрессию. За последние десять лет опубликовано немало документов и свидетельств, убедительно подтверждающих южнокорейскую точку зрения.

Но попробуем провести собственный поиск главных виновников конфликта. Версия Пхеньяна о начале войны не выдерживает никакой критики. Во-первых, как могли власти КНДР называть свои действия оборонительными, если всего за полтора месяца боев войска КНА захватили почти весь Корейский полуостров? По меньшей мере, странный способ обороны. Допустим, что северокорейские власти решили воздать должное организаторам инцидентов на границе. Но это вовсе не означает, что под «справедливым возмездием» может пониматься открытая агрессия против неспокойного соседа. Во-вторых, даже невоенному человеку понятно, что такой лихой «блицкриг», который осуществили северокорейцы, не мог быть успешным без длительной, кропотливой подготовки. Руководство КНДР должно было

создать, оснастить и обучить свои вооруженные силы; создать численный перевес; скрытно сконцентрировать свои войска в районе 38-й параллели; сделать необходимые запасы продовольствия, горючего, запчастей; подготовить кадры для политической администрации на Юге; выселить из приграничной полосы гражданское население. В-третьих, в корейских событиях чувствовалось явное влияние Москвы и Пекина. И речь идет не только о советском вооружении и технике, которые были предоставлены КНА. Нападение на режим Ли Сын Мана — операция не дивизионного и даже не корпусного масштаба. Несомненно, советские военные советники принимали непосредственное участие в планировании готовившегося вторжения в Южную Корею, так как северокорейцы не могли подготовить в короткие сроки специалистов столь высокой квалификации. Не могло северокорейское руководство и единолично решиться на столь серьезный шаг, как фактическое развязывание войны, не заручившись политической и технической поддержкой СССР и Китая. КНДР, зависевшая в экономическом и военном отношении от Советского Союза, безусловно, вырабатывала свою политику, ориентируясь на Кремль.

История знает немало фактов, когда инициатива, проявленная на местах, ставила высокие инстанции, мягко скажем, в неловкое положение. И тогда, в 1950 г., подобная инициатива могла дорого обойтись Пхеньяну. Это лишний раз доказывает: действия КНДР в июне 1950 г. не были спонтанными. Было принято политическое решение начать военные действия по всей 38-й параллели. В-четвертых, северокорейские лидеры не могли не принимать во внимание благоприятную для них внутриполитическую ситуацию в Южной Корее и международное положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сложившиеся к началу 1950 г. В 1949 г. образовалась Китайская Народная Республика. Закончилась колониальная война в Голландской Индии. Нидерланды были вынуждены признать суверенитет Индонезии. Национально-освободительная борьба развернулась в Малайе, Бирме, на Филиппинах. Серьезных успехов в войне против французских колонизаторов добились вьетнамские коммунистические силы. Иначе говоря, короткая победоносная война по воссоединению корейского народа прозвучала бы в унисон происходившими событиями.

Казалось, здесь в нашем расследовании можно поставить точку и резюмировать: главный виновник войны — Пхеньян, за спиной которого стоял Советский Союз. Однако не стоит торопиться с выводами.

Рассмотрим позиции США и Южной Кореи накануне конфликта. Каково было первоначальное отношение Соединенных Штатов к событиям в Корее? США крайне болезненно переживали провал своей политики в Китае, падение режима Чан Кайши. «Китайский синдром» подтолкнул Вашингтон к желанию стабилизировать положение на Дальнем Востоке, перегруппировать вооруженные силы таким образом, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения своих позиций. Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) предложил, чтобы США установили «оборонный периметр» на Тихом океане вне Азиатского континента, т. е. определили некий рубеж для целей стратегического планирования. Это позволило бы Соединенным Штатам, исходя из имевшихся у них сил и возможностей, четко определить страны региона, которые они должны защищать в случае, если те подвергнутся нападению. В этой связи в Вашингтоне пришли к выводу, что американские вооруженные силы не располагают ресурсами для защиты Южной Кореи. ОКНШ предложил вывести войска из этой страны. Президент Трумэн согласился с этим. США, сделав упор на переоснащение южнокорейской армии и пообещав Сеулу дополнительную военную и экономическую помощь, в июне 1949 г. вывели войска с юга полуострова. Ли Сын Ман отлично понимал, что без американской поддержки его режим ждет участь Чан Кайши.

Поэтому он был противником вывода войск США с Корейского полуострова. Ли Сын Ман использовал все, чтобы привлечь внимание Вашингтона к событиям в Корее. С этой целью Сеул санкционировал 1 836 вооруженных инцидентов в районе 38-й параллели3. Особенно часто они происходили в 1949 г. — первой половине 1950 г. Иногда в столкновениях участвовали более чем по тысяче человек с каждой стороны. В Сеуле звучали призывы «объединить нацию» силой оружия. Осенью 1949 г. Ли Сын Ман и южнокорейский министр обороны Син Сен Мо говорили о реальной возможности в считанные дни захватить Пхеньян. Син Сен Мо заявил: «Наша армия национальной обороны ждет только приказа Ли Сын Мана. Мы располагаем силами, чтобы как только будет отдан приказ, в течение одного дня полностью занять Пхеньян и Вонсан»4. 19 июня 1950 г., всего за шесть дней до начала боевых действий, Ли Сын Ман объявил: «Если мы не сможем защитить демократию от «холодной войны», мы добьемся победы в горячей войне»5.

Перечисленные факты говорят об отнюдь не оборонительных настроениях среди южнокорейских руководителей. Сеул не мог не понимать, что любой малозначительный инцидент на 38-й параллели может привести к большой войне. XX век изобиловал такими примерами. Кроме того, южнокорейское руководство было, несомненно, извещено о военных приготовлениях Пхеньяна. Скрыть подобное было невозможно. Знали южнокорейские руководители и о примерном соотношении сил. А если так, то Ли Сын Ману следовало готовиться к оборонительным действиям, строить укрепления по всей 38-й параллели; предпринять все возможные политические и дипломатические шаги, чтобы предотвратить или отсрочить конфликт. Однако Сеул действовал как раз наоборот. Миролюбивой его политику вряд ли можно назвать.

США не могли не понимать замыслов Ли Сын Мана. Поэтому американская администрация стремилась всячески сдерживать южнокорейских лидеров, обещая предоставление дополнительной экономической и военной помощи. Именно с этой целью в Сеуле побывал консультант госсекретаря США Д.Ф.Даллес, который в самый канун корейской войны— 18 июня 1950 г. — посетил район 38-й параллели.

Летом 1950 г. на Корейском полуострове была развязана гражданская война. Подобные конфликты были известны и в Европе (Греция 1944—1949 гг.), и в Азии (Китай 1946—1949 гг.). США предоставили финансовую и экономическую помощь, вооружение режимам Софулиса и Чан Кайши. Однако прямое военное вмешательство Вашингтона в эти конфликты было весьма ограниченным.

Белый дом не мог не понимать, кто стоит за северокорейскими лидерами. Было понятно, что вмешательство США в войну может привести к ее эскалации и самым непредсказуемым последствиям.

Но тогда почему США все же вмешались в конфликт? Если отбросить пропагандистскую риторику Вашингтона о «защите интересов свободы и демократии» в Корее от происков коммунистов, то что же лежало в основе действий США летом 1950 г.? Попробуем порассуждать. Смог бы режим Ли Сын Мана самостоятельно отразить агрессию КНДР? Однозначно, нет. Скорее, в этом можно не сомневаться, поражение Сеула привело бы к образованию на Корейском полуострове единого государства, дружественного СССР, создало бы угрозу американским интересам в Японии. Это ударило бы по всей азиатской политике Вашингтона, международному престижу США. Д. Аче-сон, госсекретарь США в 1949—1952 гг., впоследствии писал: «Ясно, что атака (КНДР против Юга) не давала повода для объявления войны Советскому Союзу. Также очевидно, что это был открытый вызов нашему международному статусу защитника Южной Кореи, региона огромной важности для безопасности оккупированной Японии. Мы не могли допустить захвата этого

важного региона советской марионеткой прямо под нашим носом, ограничившись формальным протестом в Совете Безопасности»6.

Таким образом, в развязывание жестокой кровопролитной войны в Корее внесли лепту не только Пхеньян и Москва, но и Сеул, и Вашингтон.

МИРОТВОРЦЫ

25 июня 1950 г. по требованию США состоялось заседание Совета Безопасности, на котором была принята предложенная американской стороной резолюция, обвинившая КНДР в развязывании агрессивной войны. 27 июня была принята еще одна резолюция, в которой содержалась рекомендация, чтобы члены ООН предоставили Южной Корее такую помощь, которая может быть необходимой для восстановления в этом районе мира и безопасности. Последняя часть принятой резолюции стала основанием для расширения масштабов американской поддержки южнокорейских войск. 27 июня президент Г. Трумэн объявил, что отдал приказ ВВС и ВМС Соединенных Штатов на Дальнем Востоке оказывать помощь Южной Корее. 30 июня Вашингтон санкционировал отправку в Корею американских сухопутных войск, расквартированных в Японии. Боевые корабли США блокировали северокорейское побережье и бомбардировали территорию КНДР. С 1 июля представитель СССР в Совете Безопасности ООН не принимал участия в его заседаниях в знак протеста против узурпации места КНР представителем Тайваня. По мнению ряда исследователей, это явилось крупным просчетом советской дипломатии. Воспользовавшись им, 7 июля американская администрация провела в Совете Безопасности новую резолюцию, в которой содержались положения о предоставлении членами ООН вооруженных сил и иных средств в распоряжение объединенного командования под руководством США, о просьбе к Соединенным Штатам назначить командующего такими силами и об использовании флага ООН в ходе ведения боевых действий в Корее. Это решение поддержали 53 государства. Однако только 15 из них, связанных союзническими соглашениями с Вашингтоном или находившихся в серьезной экономической зависимости от США, послали свои военные контингенты в Корею. Две трети войск ООН составляли американские военнослужащие. От США в корейской войне участвовали семь дивизий, ВВС, ВМС; от Турции — пехотная бригада; Франция, Бельгия, Колумбия, Таиланд, Эфиопия, Филиппины, Голландия, Греция направили по одному батальону; английские, канадские, австралийские и новозеландские подразделения составили одну дивизию7. Из Дании, Норвегии, Италии и Индии прибыли медицинские подразделения. Таким образом, с подачи Вашингтона конфликт в Корее, первоначально развивавшийся как гражданская война, трансформировался в крупный международный конфликт.

Пытаясь предотвратить полное поражение южнокорейских войск, США 15 сентября 1950 г. высадили в тылу КНА в районе Инчхона крупный десант — 50 тыс. пехотинцев с танками и артиллерией. Одновременно американское командование подготовило мощный контрудар в районе Пусана и Тэгу, где против северокорейских войск была сосредоточена более мощная группировка сил ООН. В результате этих действий части КНА оказались в катастрофическом положении, многие были вынуждены с боями прорываться из окружения, неся огромные потери, некоторые были вынуждены перейти к партизанским действиям. В это же время Вашингтон добился на 5-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН разрешения на фактическую оккупацию всей территории КНДР. Подобные действия уже походили на открытую интервенцию, а не на миротворческую акцию. Развивая наступление, войска ООН в октябре 1950 г. вышли в районы Северной Кореи, граничащие с Китаем. Северокорейский коммунистический режим оказался на грани катастрофы.

ДОБРОВОЛЬЦЫ

В сложившихся условиях руководство Китая приняло решение об отправке регулярных частей НОАК (Народно-освободительная армия Китая) в Корею. Северокорейские лидеры просили Пекин о помощи еще в конце сентября 1950 г. Однако прошло больше двух недель, прежде чем первые китайские солдаты прибыли на Корейский фронт. В руководстве КНР не было единого мнения по поводу отправки войск в Корею. Линь Бяо, тогда председатель Центрально-Южного военно-административного комитета, выступил против ввода НОАК в Корею. Его доводы были просты: «Сейчас, по-моему, не следует вести боевые действия за пределами страны. Наше государство только что создано, внутри страны действуют остатки бандитских формирований, с которыми мы еще не расправились. Если мы будем пытаться решить и внутренние, и внешние дела, то это лишь создаст новые трудности»8.

Более последовательным противником вмешательства в корейские дела был Гао Ган — председатель Народного правительства Северо-Востока Китая, командующий Северо-Восточным военным округом. На одном из партийных заседаний он привел более серьезные доводы в пользу своей точки зрения: «У меня такое мнение: необходимо действовать осмотрительно. Наша страна уже воевала более 20 лет, сейчас только-только объединилась, и нормальная жизнь еще не восстановлена. Я думаю, что тяготы новой войны наша экономика не вынесет. Полагаю, что точку зрения Линь Бяо необходимо должным образом изучить. Вооружение нашей армии устаревшее, большей частью — трофейное. В США каждая армия имеет на вооружении 1 500 стволов артиллерии, а у нас нет и 300, а танков и того меньше. При отсутствии двух-четы-рехкратного превосходства над американской артиллерией и бронетанковыми войсками нам не устоять. В этом случае войска США могут форсировать Ялуцзян, и тогда даже трудно представить себе последствия. По-моему, наилучший выход — укрепление обороны границы на Северо-Востоке страны»9.

Тем не менее уже 2 октября 1950 г. ЦК КПК принял решение об отправке пяти корпусов НОАК в Корею. Это был чрезвычайно рискованный шаг, но другого выхода у Пекина не было. Чем бы обернулась для китайцев победа США в Корее? Во-первых, Соединенные Штаты взяли бы под свой контроль весь Корейский полуостров. Во-вторых, это создало бы серьезную угрозу северо-восточным, а может и центральным провинциям КНР. В-третьих, Корея могла стать отличным плацдармом для вторжения войск Чан Кайши в Китай, а значит, это привело бы к новой войне. Не стоит забывать, что США официально не признали КНР, Китай в ООН представлял делегат от Тайваня, что в начале корейской войны Пентангон всерьез рассматривал перспективу переброски с Тайваня гоминьдановских войск для участия в боевых действиях против КНДР. В-четвертых, появление на северо-восточных рубежах враждебного государства вынудило бы руководство Китая менять стратегические планы по полному объединению страны. До этого главным приоритетным направлением считалось южное. В 1950 г. НОАК выбила гоминьдановцев с о-ва Хайнань. Рассматривалась перспектива высадки на Тайване. Победа США в Корее создала бы «второй фронт» в противостоянии Вашингтона, Тайбэя и Пекина.

Таким образом, отправка войск НОАК или «народных добровольцев» в Корею была вынужденным шагом для Пекина. Прибытие китайских подразделений на корейский фронт решительным образом изменило всю военно-стратегическую обстановку на полуострове. Части НОАК и КНА не только остановили противника, но и развернули мощное контрнаступление. К середине декабря 1950 г. территория Северной Кореи была освобождена от интервентов. 4 января 1951г. китайские части вступили в Сеул10. Вмешательство КНР в конфликт отрезвило интервентов. Только в середине января 1951 г.

американцы сумели собрать достаточные силы, чтобы остановить продвижение «добровольцев». В дальнейшем боевые действия продолжались с разной степенью активности. С середины 1951 г. фронт стабилизировался по 38-й параллели, т. е. приблизительно в тех местах, где началась война в июне 1950 г. Такое положение сохранялось вплоть до подписания перемирия.

СОВЕТСКИЕ ГРАЖДАНЕ В КОРЕЕ

Советские граждане на территории Кореи появились задолго до начала войны 1950—1953 гг. Это были военные и политические советники, инженеры, врачи и т. д. По распоряжению Кремля корейцы по национальности в конце 40-х годов были командированы в КНДР. Ким Ир Сен назначил некоторых из них на высокие посты в госаппарате и армии. Они работали и воевали, разделяя с корейским народом все тяготы военного времени. Осенью 1950 г. с войсками Китая в боевых действиях приняли участие одновременно соединения советских ВВС и ПВО. Перспектива использования советских летчиков и зенитчиков в Корее рассматривалась Кремлем, но окончательное решение было принято поздней осенью 1950 г. О военной поддержке просил Пекин. Китайским войскам было необходимо обеспечить надежное прикрытие с воздуха. Кроме того, наших летчиков к участию в войне подталкивали, как ни странно, сами американцы. Во-первых, захват территории КНДР дал бы США непосредственный выход не только к сухопутной границе дружественного нам Китая, но и к нашей собственной. Во-вторых, победа Соединенных Штатов, как уже упоминалось, серьезно изменила бы военно-стратегическую обстановку на Дальнем Востоке в пользу США. В-третьих, в тот период серьезно возросла напряженность в дальневосточном приграничье. Участились случаи нарушения государственной границы СССР авиацией США. В октябре 1950 г. два американских штурмовика F-80 «Шутинг стар» нанесли бомбовоштурмовой удар по базе ВВС Тихоокеанского флота в районе Сухой Речки. Инцидентов в воздухе, в том числе и вооруженных, в годы противостояния двух супердержав было очень много. Но такое... СССР и США не находились в состоянии войны. Представим себе, какие обличительные статьи на страницах СМИ могли бы появиться, заблудись советские летчики и сбрось пару бомб или ракет на американскую военную базу на Аляске? Вашингтон после этого долго отмалчивался, но потом все же признал факт инцидента и принес Москве официальные извинения. Конечно, это вовсе не означает, что окончательным толчком к участию в корейской войне советских военных стал налет американских самолетов на Сухую Речку. Во всяком случае, у Кремля были серьезные основания применить силу. О том, в каких условиях и как сражались наши военнослужащие в Корее, сейчас известно. Я не буду особо останавливаться на данном вопросе. Подчеркну только одно: советские летчики и зенитчики защищали от американских бомбардировок не только территорию КНДР, но и северо-восточные китайские провинции. Именно защищали. В советских авиасоединениях, объединенных в 64-й авиационный истребительный корпус, не было ни одного бомбардировщика. К тому же пересекать 38-ю параллель нашим летчикам категорически запрещалось. Кроме того, как уже говорилось, никто, кроме советских летчиков, не мог надежно защитить корейцев и китайцев с воздуха11.

У Соединенных Штатов стало традицией еще со времен второй мировой войны убеждать непокорного противника мощью своей авиации. Если на поле боя не удается добиться успеха обычными средствами, в воздух поднимаются стратегические бомбардировщики. Но почему-то под бомбами американской авиации чаще всего оказывалось мирное население, памятники культуры, старины, а не вражеские солдаты. Дрезден, Лейпциг, Кёльн, Гамбург, Турин, Рим, Токио, Хиросима, Нагасаки, Ханой, Винь, Хайфон, Триполи, Бейрут, Белград, Багдад, Басра. Стоит ли продолжать? Корея не стала

исключением. Американской авиацией были практически стерты с лица земли Пхеньян и многие города и деревни КНДР.

Факт участия советских военных в корейской войне тщательно скрывался как США, так и СССР. Американские политики и военные считали, что обнародование фактов участия русских в боевых действиях может привести к дальнейшей эскалации конфликта, а возможно, и к войне с СССР. Это была циничная игра, построенная на обмане общественного мнения. Но другого выхода у администрации Трумэна и Эйзенхауэра не было. Можно только предполагать, что началось бы в США, если бы американцы узнали, что в боях с советскими авиаторами в Корее погибли более тысячи их соотечественников.

ПЕРЕМИРИЕ

Вопрос о прекращении огня в Корее встал на повестку дня международной жизни практически с первых дней войны. Вначале этого потребовали США и их союзники в Совете Безопасности, а затем и Советский Союз, когда вмешательство Соединенных Штатов и войск ООН в гражданскую войну в Корее стало свершившимся фактом.

После стабилизации военных действий вдоль 38-й параллели в Соединенных Штатах стали раздаваться голоса о необходимости поисков путей к установлению мира в Корее. Перед Вашингтоном была сложная проблема: как прекратить затягивавшуюся войну, «сохранив лицо». Именно в Корее союзники США отплатили своему патрону черной неблагодарностью за те усилия, которые Штаты предприняли в первые послевоенные годы для экономической и политической стабилизации капиталистических стран Европы и Японии. Усилия европейских стран в Корее свидетельствовали о том, что основная тяжесть ведения непопулярной войны действительно легла на Соединенные Штаты. Американцам на протяжении всего конфликта пришлось нести его основные военно-экономические и морально-политические издержки.

Летом 1951 г. начались переговоры о перемирии. Они имели тяжелый и затяжной характер. США продолжали искать различные пути выхода из конфликта с минимальными для себя потерями. В феврале 1953 г. на совещании стран-участниц интервенции в Корее Вашингтон внес предложение установить под флагом ООН блокаду Китая. Ни один из участников форума не поддержал это предложение. Идеи американского руководства вести войну руками своих азиатских союзников были также беспочвенны. Единственным противником подписания мирного соглашения являлся только Ли Сын Ман. Белый дом вновь приступил к рассмотрению возможности применения ядерного оружия в Корее12. Однако новые попытки активизировать войну привели к росту антивоенного движения в самих США. Выход был один — скорейшее подписание мирного соглашения.

Перемирие было заключено 27 июля 1953 г. в Пханмунджоме американским генералом Кларком от имени командования войск ООН, представителями КНДР и НОАК. Представители Южной Кореи отказались подписать документ.

ТОГДА СЧИТАТЬ МЫ СТАЛИ РАНЫ

Каковы основные итоги и уроки корейской войны? Прежде всего следует подчеркнуть, что война закончилась практически на тех же позициях, (вдоль 38-й параллели), где она началась. Ни Северу, ни Югу не удалось «объединить родину» на своих условиях. За каждой из воюющих сторон стояли супердержавы, обладавшие ядерным оружием, принадлежавшие к различным социальным системам. Соотношение сил на мировой арене сложилось таким образом, что ни одна из великих держав не располагала больше возможностями безнаказанно проводить в жизнь свои великодержавные за-

мыслы. Иначе говоря, праздновать победу было некому. США и СССР получили негативный опыт ограниченной войны, когда можно делить сферы влияния и решать какие-то вопросы в сравнительно безопасной для обеих сторон форме, не прибегая к ядерному оружию.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе произошли перемены, невыгодные для Советского Союза. Корейская война ускорила заключение мирного договора США с Японией (сентябрь 1951 г.), Южной Кореей (октябрь 1953 г.) и создание военно-политических блоков АНЗЮС (1951) и СЕАТО (1954).

Корейская война была использована Вашингтоном для вовлечения в систему НАТО ФРГ. Аналогичная судьба ждала и Японию. Территория Японских островов служила плацдармом и главной тыловой базой американских войск, воевавших в Корее.

Война в Корее дала толчок очередному витку гонки вооружений. По официальным данным американской статистики, с 1949 г. по 1953 г. военные ассигнования США выросли с 12,9 млрд. дол. (32,7%) до 50,4 млрд. дол. (67,8% бюджета)13. Численность регулярных вооруженных сил США только за два года возросла в 2,5 раза: с 1,46 млн. чел. в июне 1950 г. до 3,64 млн. чел. в июне 1952 г.14 Война в Корее сделала оправданным такое наращивание военных расходов и мощи Соединенных Штатов.

Война в Корее привела к огромным человеческим жертвам. По официальным американским данным, в корейской войне США потеряли 54 246 чел. убитыми и 103 284 чел. ранеными. Потери китайских войск, включая раненых и отравленных газом, составили 1 млн. чел. Но самые страшные потери понес корейский народ: погибли около 9 млн. чел., из них 84%— мирные жители15. Что касается советских граждан, то известно, что потери 64-го истребительного авиационного корпуса, участвовавшего в боевых действиях на Корейском полуострове, — 110 чел.16

Подписание перемирия в июле 1953 г. не решило проблемы объединения Кореи. 14 июня 2003 г. закончилось строительство железной дороги между Севером и Югом страны. Хочется верить, что эта маленькая брешь в стене, разделяющей один народ уже пятьдесят лет, будет становиться все больше и больше.

1 Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 6. С. 104—112; 1995. № 6. С. 61—71; 1997. № 5. С. 97 — 108.

2 Непобедимые революционные вооруженные силы — героическая КНА. Пхеньян, 1989. С. 50—54.

3 Государства НАТО и военные конфликты. М., 1987. С. 94.

4 Там же. С. 95.

5 Отеч. история. 1992. № 4. С. 23.

6 Новое время. 1990. № 3. С. 23.

7 Clay Blair. The Forgotten war, America in Korea. New-York, 1987. P. 9.24.

8 Красная звезда. 1990. 4 окт. С. 3.

9 Там же. С. 3.

10 Пэн Дэхуай. Мемуары маршала. М., 1988. С. 351 — 358.

11 Вопросы истории. 1994. № 11. С. 20.

12 Иванов Р.Ф. Генерал в Белом доме. Смоленск, 2000. С. 257.

13 Война в Корее. 1950—1953. СПб., 2003. С. 19.

14 The Statistical History of the United States: From Colonial Times to the Present. N.Y.> 1976. P.1114.

15 Война в Корее. 1950—1953. СПб., 2003. С. 18.

16 Вопросы истории. 1994. № 12. С. 45.

Summary. The article by Candidate of Historical Sciences Valery Ivanov «Causes and Effects of Fighting Actions» is devoted to the 50th anniversary of the end of the war between the North and South Koreas. The author considers events that took place on the eve of the war and makes an attempt to answer the question Who is quilty?».

The author also depicts the actions of volunteers in Korea and shows the results of the war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.