Научная статья на тему 'Причины и пути попадания нефритовых деталей мечей в Восточную Европу в сарматское время'

Причины и пути попадания нефритовых деталей мечей в Восточную Европу в сарматское время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефритовая скоба / нефритовое перекрестие / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / КИТАЙ / Сарматы / Хань / сюнну / пожалование / ТОРГОВЛЯ / jade scabbard slide / jade cross / Eastern Europe / China / sarmate / HAN / Hsiung-nu / conferment / Trade

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ын Ли Джи

Нефритовые детали мечей иногда находят в Восточной Европе. Предполагается, что они имеют китайское происхождение. Делается вывод, что подобные предметы первоначально были пожалованы местным правителям «западного края», например сюнну, которые могли дарить, продавать или обменивать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the Eastern Europe had been finding some jade goods as the parts of the long sword. It is thought that these jade things have the Chinese origin. Author thinks that in the beginning Chinese emperors conferred swords with jade decoration on submissive local rulers in the «western region (ˆ)», for example Hsiung-nu. And then these local rulers might present, sell or exchange these things to other people.

Текст научной работы на тему «Причины и пути попадания нефритовых деталей мечей в Восточную Европу в сарматское время»

УДК 902.01

ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПОПАДАНИЯ НЕФРИТОВЫХ ДЕТАЛЕЙ МЕЧЕЙ В ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ В САРМАТСКОЕ ВРЕМЯ

© 2010 г. Ли Джи Ын

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006,

decanat@hist. sfedu. ru decanat@hist. sfedu. ru

Нефритовые детали мечей иногда находят в Восточной Европе. Предполагается, что они имеют китайское происхождение. Делается вывод, что подобные предметы первоначально были пожалованы местным правителям «западного края», например сюнну, которые могли дарить, продавать или обменивать их.

Ключевые слова: нефритовая скоба, нефритовое перекрестие, Восточная Европа, Китай, сарматы, Хань, сюнну, пожалование, торговля.

In the Eastern Europe had been finding some jade goods as the parts of the long sword. It is thought that these jade things have the Chinese origin. Author thinks that in the beginning Chinese emperors conferred swords with jade decoration on submissive local rulers in the «western region (ШЩ», for example Hsiung-nu. And then these local rulers might present, sell or exchange these things to other people.

Keywords: jade scabbard slide, jade cross, Eastern Europe, China, sarmate, Han, Hsiung-nu, conferment, trade.

Нефритовых деталей мечей, в том числе скоб и перекрестий, найденных в Юго-Восточной Европе нам известно пока не более 10.

Первоначально исследования данных предметов были ориентированы на выяснение их функции. Более точно назначение скоб удалось определить после раскопок П. Рау у Альт-Веймара (курган Д-16), где они были найдены in situ. Благодаря этим находкам пришли к выводу, что такие скобы предположительно китайского происхождения служили для крепления ножен меча к портупее [1, с. 25 - 27].

Наиболее полную сводку находок нефритовых скоб деталей ножен длинных мечей опубликовал В. Троусдал в 1975г., который обработал значительный материал, в том числе сами предметы и иконографические материалы из Европы и Азии. По его типологии, китайские скобы подразделяются на две группы по форме разреза. Первая группа имеет прямоугольную форму с дыркой для портупейного ремня и продолжение пластины наверху и внизу в одной из длинных сторон скобы для ее прочного укрепления на ножнах меча (рисунок 1, 2) [2, fig. 8]. Для второй группы характерна прямоугольная форма и такая же форма отверстия, куда протыкался портупейный ремень (рисунок 1, 3) [2, pl. 23, d]. По орнаментам наверху скобы подразделяются им на пять типов.

Нефритовые детали мечей, найденные в Восточной Европе, изучались рядом археологов [1, 3 - 6]. Но только А.С. Скрипкин предположил возможную причину и путь попадания этих предметов на фоне исторических событий в Евразии. По его мнению, распространение таких вещей на Западе было связано с событиями середины II в. до н.э., когда народ юэчжи, обитавший на северо-западных границах Китая, разгром-

ленный сюннами, вынужден был уйти на запад. Как следует из китайских источников, вслед за ними двинулись усуни, юэчжи, достигшие центральных районов Средней Азии. Эти события привели в движение значительные части кочевого мира степного пояса Евразии [3, с. 104].

Нефритовые детали (скобы, перекрестия, бусы и др.) длинных мечей в Восточной Европе малочисленны, их находят в небольшом количестве на Волге, Дону, Кубани, в Керчи и даже в Болгарии в погребениях кочевников-сарматов или их соседей. Эти находки принадлежат богатым мужским погребениям поздне-сарматского времени. В одном случае найдены бусины, в двух - перекрестия и скобы, а в остальных - отдельно скобы. Все найденные скобы, имеющие верхнюю и нижнюю пластины в виде арки или крючка, принадлежат к группе формы I (по В. Троусдалу). По наличию и виду орнаментов разделяются на пять типов по В. Тро-усдалу. Три типа известны в Восточной Европе: тип (класс) А с кривыми линиями и спиралевидными окончаниями, называемыми «геометрической декорацией (geometric decor)»; тип D «Гидра» с изображениями мистических животных, в том числе дракона и тип E -без орнамента. Средние размеры - длина ~ 9 - 14 см, ширина ~ 1 - 2,5 и толщина ~ 0,6 - 1,5 см. По материалу, форме и орнаменту они аналогичны ханьским нефритовым деталям мечей.

Каким образом эти предметы могли оказаться так далеко от Китая? Анализ китайских письменных источников позволяет лишь предположить пути их попадания в Восточную Европу. Причинами могут быть не только военные действия, как считал А.С. Скрип-кин, но и посольские связи, обмен подарками, транзитная торговля и т.д. Это подтверждают и сведения

Нефритовые детали мечей

1, 2 - образцы 1-й группы скоб по Троусдалу; 3 - образец 11-й группы скоб по Троусдалу; 4 - скоба из Альт-Веймара; 5 - скоба из Покровки (1929); 6 - бусина из Верборского I Калачевского района Волгоградской обл.; 7, 8 - перекрестие и скоба из Сладковки; 9, 10 - перекрестие и скоба из Камышевского; 11 - скоба из собрания Бертье-Делягарда; 12 - скоба из института в Чикаго; 13 - скоба из Эрмитажа, инв. № 102/136; 14 - скоба из Эрмитажа, инв. № 408; 15 - скоба из Рошава Дракона; 16 - скоба из Сокамри в Корее; 17 - бусина, перекрестие и скоба из Орлата; 18 - скоба из Китая, Коллекция Британского музея; 19 - скоба из Китая, собрание О. Raphel; 20 - скоба из могилы Бейщинман в Чанша пров. Хунан, Китай

Шицзы (Исторические записи) Сыма Цяня [7], С точки зрения большинства исследователей, в этом Ханьшу (История Хань) Бань Гу [8] и Хоу Ханьшу сыграли большую роль кочевники-аланы. Вследствие (История поздней Хань) Фань Ё [9]. расширения владений сюнну на Восток и Запад усили-

лись контакты с китайцами, а народ юэчжи переместился на запад. Причем Хань начала искать непосредственных союзников против сюнну на западе [3, с.102 - 104].

На северо-западе держава Хань граничила с сюнну, которые представляли огромную угрозу из-за частых набегов и грабежей, особенно в период ранней Хань (206 - 141 гг. до н.э.). Поскольку военные действия сопровождались ограблением побежденных, несомненно сюнну были известны ханьские мечи. В то же время сюнну воевали с западными народами юэчжи - усунями и другими племенами. Кочевники сюнну могли добывать китайские мечи с нефритовыми деталями во время военных действий. Подобные вещи могли попадать и к другим народам. С 104 по 101 г. до н.э. Хань воевала с Давань, именно тогда ее войска дошли до Ферганской долины [7, гл. 123; 8, гл. 96/1, с. 292; 10, с. 162 - 168]. Очевидно, не только к сюнну могли попасть такие мечи с нефритовыми деталями, но и к другим евразийским народам дальше на запад, через сложные враждебные или союзные отношения между ними.

Необходимо отметить появление ханьских гарнизонов в Западном крае (в Средней Азии). После Давань-ской войны (104 - 101 гг. до н.э.) в Дунь-хуан и Цзю-цюань были поставлены гарнизоны. На запад до реки Янь-шуй повсюду были учреждены военные посты, а в Луньту выселено несколько сот военных поселенцев, которые должны были охранять поля, собирать хлеб, чтобы снабжать им посланников, отправляемых в иностранные государства [8, гл.95; 10, с. 168].

К 73 г. н.э. Хань организовала военную экспедицию против сюнну под верховным командованием полководца Доу Гу, в отряде которого одним из командиров был Бань Чао, позволивший установить официальное посольство и гарнизон в Западном крае, где он и стал послом [9, гл. 77, 118; 12, с. 108 - 111, 126]. До конца 94 г. китайское войско воевало с сюн-ну в Западном крае, где были сложные и непрочные союзные отношения. С помощью присылаемых из центра войск, Бань Чао удалось на время достичь намеченной цели: в 94 г. н.э. он вновь овладел Яньти (Харашаром), после этого свыше 50 государств прислали заложников и подчинились Хань. Бань Чао, стремившийся к улучшению торгово-диплома-тических связей с Западом, послал в 97 г. миссию во главе с Гань Ин в государство Дацинь, т.е. Рим. Хотя Гань Ин не дошел до него, но продвинулся довольно далеко на запад до конца западной части Аньси, т.е. Парфии и принес много ценных сведений [9, гл.78; 12, с.125]. Бань Чао главным командиром пробыл 29 лет (73 - 102 гг. н.э.). Окончательное подчинение им всего Западного края в конце I в. н.э. и распространение китайского влияния на Запад имело огромное значение для внешнеполитических и торговых связей Китая с рядом государств. Не исключено, что мечи с нефритовыми деталями могли также попасть в это время на Запад в качестве трофеев или подарков, поскольку сюнну неоднократно требовали в качестве дани подарки от Хань. По договору о мире, на основе родства между Сюнну и Хань, когда новый правитель сюнну, шаньюй, вступал на престол, Ханьский Двор

отправлял царевен из императорского рода в качестве невест. Уже в 197 г. до н.э. императрица Гао-цзо отправила Лю Гина препроводить княжну своего Дома в Яньчжи к шаньюю с ежегодным определенным количеством шелковых тканей, хлопка, вина, риса и разных продуктов [7, гл. 110; 11, с. 49 - 51; 15, с. 51,52].

Договоры о мире на основе родства были заключены не только между сюнну и Хань, но и между другими владениями. Например, после открытия пути на Запад Чжан Цянем Хань стремилась держать связь со странами за пределами территории сюнну и несколько раз отправляла принцесс в качестве жен правителям союзных стран. Китайские принцессы стали женами союзных усуньских правителей. Они везли вещи для себя, подарки правителям, подарки для привлечения сторонников в той стране. Не порывая связь с этими принцессами, правители Хань неоднократно отправляли туда послов [8, гл. 96/1; 9, гл. 88], которые везли с собой подарки. Послов неоднократно грабили. Как отмечено в «Шицзы», в маленьких царствах Ло-улань и Гуши, лежавших на пути ханьских послов, в западных царствах грабили ханьских послов, и они часто с этим сталкивались. Без драгоценных вещей ханьские послы не могли получить от местных жителей продовольствие на дорогах. Стремясь с этим покончить Ханьское войско разгромило Гуши и Лоулань в 109 г. до н.э. [8, гл. 96/1, 96/2; 9, гл. 88].

Количества дани из Хань было не достаточно для сюнну [13, p. 47]. Предполагаемым товаром являлись земледельческие продукты и ремесленные вещи, так как кочевники сюнну нуждались более всего в них. Подарками они торговали с другими земледельческими народами. Обмениваясь подарками, т.е. драгоценными вещами, земледельческими продуктами и ремесленными изделиями, сюнну старались восполнить недосток необходимых вещей и продуктов через торговлю. Известно, что причиной военных столкновений являлись пограничные рынки, а сюнну нуждались в торговле с Хань. Можно предположить, что в торговле между Хань и сюнну товарами могли являться не только земледельческие продукты, но и ремесленные вещи, т.е. мечи с нефритовыми деталями.

Сюнну нужно было торговать не только с Востоком (Хань), но и с народами Юго-Запада. С ними сюнну также обменивались китайскими изделиями. О транзитной торговле сюнну свидетельствует отрывки из главы «Повествование о Давань» в «Шизцы» и из глав «Западный край» в «Ханьшу» и в «Хоуханьшу». Это сведения Чжан Цяня, первого китайского посла, который прибыл за пределы территории сюнну на запад, в Давань не ранее 129 г. до н.э.[7, гл.123; 10, с. 148]. Когда он был в Давань, там уже знали о богатстве государства Хань. До него в Хань не было информации о западных царствах кроме Юэчжи. Сведения о богатстве Хань были переданы через сюнну в западные царства. Несмотря на то, что Давань знал о Хань и желал связаться с данным государством, ему это не удалось из-за контроля сюнну в данном регионе [14, p. 47 - 56], хотя в Давань были известны китайские вещи через сюнну и они там дорого ценились.

В первой поездке Чжан Цянь был не только в Давань, но и в Большом Юэчжи, Канцзюй и Дася [10, с. 148].

Таким образом, китайские вещи, в том числе нефритовые изделия могли находиться у кочевников далеко от Китая. Следует обратить внимание на то, что меч был символом власти, а нефритовые изделия использовались в церемониях и служили символами власти в Китае, где обычно императоры вручали мечи командующим. Очевидно, такие мечи, служившие символом власти, отличались от обычных мечей, возможно, они были с нефритовыми деталями. Если это так, то вряд ли это были обычные товары или подарки из Хань иноземным народам. Интересно отметить прямые сообщения о мечах с нефритовыми деталями в китайских хрониках. В русском переводе Бичурина, Боровковой этот предмет описан не совсем точно и трудно его отождествлять. Определения «мечи с нефритовыми деталями» применительно к сюннуским правителям были упомянуты 3 раза в книге Ханьшу; в 51 г. и 49 г. до н.э., 55 г. н.э., а определение «сабля с нефритовыми деталями» - 1 раз в 143 г. н.э.

Первого января 51 г. до н.э. сюнну Хуханье-шаньюй был представлен Ханьскому Двору. Тогда император пожаловал ему шляпу (или головной убор), пояс, одеяние, золотую печать с желтыми шнурами, меч с нефритовыми деталями, нож, лук и 4 комплекта стрел, 10 чеканов с чехлами, колесницу, узду, 15 лошадей, 20 гинов золота, 200 тыс. монет, 77 наборов одежды, 8 тыс. кусков различных шелковых тканей, 6 тыс. гинов ваты [8, гл. 94/2]. В 49 г. до н.э. Хуханье-шаньюй опять приехал ко Двору, и получил подарок, как и два года назад, но было добавлено 110 наборов одежды, 9 тыс. кусков шелка, 8 тыс. гинов ваты. Всего шаньюй получил шляпу (или головной убор), пояс, одеяние, золотую печать с желтыми шнурами, меч с нефритовым деталям, нож, лук и 4 комплекта стрел, 10 чеканов с чехлами, колесницу, узду, 15 лошадей, 20 гинов золота, 200 тыс. монет, 187 наборов одежды, 17 тыс. кусков различных шелковых тканей, 14 тыс. гинов ваты. В хронике за 33 г. до н.э. подарки были, как и раньше, когда шаньюй появился снова при Ханьском Дворе. В 143 г. император Хань передал различные подарки шаньюю, а здесь вместо слово «меч» написано: слово «нож и сабля с нефритовыми деталями» [8, гл. 94/2].

Это значит, что шаньюй появлялся при Ханьском Дворе постоянно со второй половины I в. до н.э., в это время держава сюнну была не столь покорной. Сюнну разделились на две орды: северные сюнну и южные сюнну. Последние покорились Хань, стали его вассалом. В вышеупомянутых событиях шаньюй был правителем южных сюнну, вассалом Хань, поэтому шаньюй являлся в Ханьский Двор для поздравления в Новом году. В этих случаях Ханьский Двор дарил большое количество различных вещей, включая меч с нефритовыми деталями. Меч - символ власти, нефрит драгоценный, церемониальный материал тоже символизировал власть. Коннотацией вручения и пожалования подобных вещей является иерархия. Вручающий имеет приоритет, превосходство и власть, а вру-

чаемый - более подчиненный (низкий) статус. Если вспомнить мирный договор между Хань и Сюнну в начале периода Ранней Хань, то оба государя Сюнну и Хань по положению равны. Однако с конца ранней Хань сюннуские шаньюи приезжали в Ханьский Двор с новогодними поздравлениями, а Хань жаловал им подарки. Пожалование меча с нефритовыми деталями - символа власти - обозначало, что Ханьский Двор дает и подтверждает местное управление и местную власть приехавших правителей в Хань. Получившие эти вещи правители становились зависимыми наместниками или прокураторами, но только местного происхождения. Археологически об этом свидетельствуют сравнительно многочисленные находки нефритовых скоб вне Китая: на территории южных сюнну (Внутренняя Монголия), колонии Ринан (Вьетнам) и колонии Накран (северная часть Кореи).

Таким образом, более вероятной причиной следует считать вручение мечей с нефритовыми деталями от Ханьского Двора абсолютным подданным - иноземным государям, т.е. иностранным вассалам. Впрочем, нельзя отрицать вторичное использование таких вещей, т.е. западные народы могли дарить, обменивать или торговать ими. Возможно, как считал Хр. Буюк-лиев, сарматские вещи во Фракии были частью трофейного вооружения [5, с. 44 - 45].

Нефритовые детали мечей, найденные в погребениях позднесарматского времени в Восточной Европе, имеют китайское, в том числе ханьское происхождение. Эти находки отражают связь между различными народами на западе от Китая, которая осуществлялись главным образом с сюнну. С I в. до н.э. Хань активно устанавливала контакты с усунь, давань, канцзюй, аньси и другими многими западными народами. Эти связи были не только военные, но и дипломатические, брачные и др. Поэтому мечи с нефритовыми деталями могли попасть через военные столкновения (трофей и случайная добыча во время военных действий) и союзы. Возможно, они связаны с установлением гарнизонов в Средней Азии. Сведения о торговле между Хань и кочевниками, а также кочевниками между собой не вызывают сомнения. Следует отметить, что пожалование этих предметов (мечей с нефритовыми деталями) совершалось именно покорным правителям, вассалам на «западном крае». Хань жаловала богатые подарки и символы власти (мечи с нефритовыми деталями и печати) для укрепления и подтверждения своей власти и приоритета перед другими народами. Кочевники могли делить подобные вещи между собой, торговать или повторно дарить, и таким образом эти предметы могли проникать далеко в Восточную Европу.

Литература

1. См.: Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. М., 1971.

2. Trousdale W. The Long Sword and Scabbard Silde in Asia // Smithsonian contributions to anthropology. № 17. Washington, 1975.

3. Скрипкин А.С. К проблеме сармато-китайских культурных связей // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века: тез. докл. VIII Междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 1996.

4. Безуглов С.И. Позднесарматский меч из ст.Камышевской // Проблемы археологии Юго-Восточной Европы : тез.докладов VII Донской арх. конф. Ростов н/Д, 1998.

5. Буюклиев Хр. К вопросу о фракийско-сарматских отношениях в I - начале II века н.э. // РА. 1995. № 1.

6. Максименко В.Е., Ли Джи Ын. Восточные предметы в сарматских погребениях на Дону (Юго-Восточная Европа) // Журнал им. Сокданг. Пусан, 2007. № 38.

7. Сыма Цянь. Шицзы : историческая запись. Тайпей, 1977.

8. Бань Гу. Ханьшу : История Хань. Тайпей, 1967.

Поступила в редакцию

9. Фань Ё. Хоу Ханьшу : История поздней Хань. Тайпей, 1973.

10. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена : в 2 т. Т. 2. М.;Л., 1950.

11. Боровкова Л.А. Царства «Западного края» во II -I вв. до н.э. М., 2001.

12. Васильев Л.С. Бань Чао в Западном крае // ВДИ. 1955. № 1.

13. Barfield T. The Perilous Frontier Nomadic Empires and China, 221 DC to AD 1757. Cambridge, 1984.

14. Barfield Thomas J. The Hsiung-nu Imperial Confederacy: Organization and foreign policy // J. of Asian Studies. 1981.Vol. XLI, № 1.

15. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена... Т. 1.

_24 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.