Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
278
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ОХРАНА / PROTECTION / НАДЗОР / SUPERVISION / РОЗЫСК / SEARCH / ПОБЕГ / ПРОФИЛАКТИКА ПОБЕГОВ / RUNAWAY / PREVENTIVE MAINTENANCE OF RUNAWAYS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Васильев Виктор Евгеньевич

В статье проанализированы причины и меры по профилактике побегов осуждённых из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons and prevention of escapes from imprisonment places

In article the reasons and measures for prevention of escapes condemned of imprisonment places are analysed.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.814

В. Е. Васильев ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

V. E. Vasilyev THE REASONS AND PREVENTION OFESCAPES FROMIMPRISONMENT PLACES

В статье проанализированы причины и меры по профилактике побегов осуждённых из мест лишения свободы.

In article the reasons and measures for prevention of escapes condemned of imprisonment places are analysed.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, охрана, надзор, розыск, побег, профилактика побегов.

Key words: penal system, protection, supervision, search, runaway, preventive maintenance of runaways.

Как правило, причиной побегов является неудовлетворительная работа по их профилактике: выявление лиц, склонных к побегу, и их намерений, установление уязвимых в побеговом отношении мест на охраняемых объектах, определение возможных способов, которые могут применять осуждённые для совершения побегов, принятие незамедлительных мер для улучшения системы охраны и надзора. Должна постоянно проводиться работа по заблаговременному изучению личных дел осуждённых с целью уточнения наличия в них качественных фотографий, соответствующих возрастному состоянию осуждённых, участию сотрудников штатных подразделений розыска совместно с администрацией конкретного учреждения в работе по записям в личные дела уточнённых словесных портретов осуждённых, внесению описаний и цифровых фотографий их татуировок, а также вновь выявленных родственных или иных связей.

В результате небрежного отношения к заполнению личных дел, описания словесных портретов бежавших зачастую передаются с такими серьёзными искажениями, что даже опытным сотрудникам уголовного розыска опознать преступника невозможно. Однажды автор данной статьи, будучи начальником штаба конвойной бригады внутренних войск, осуществлявшей охрану колоний Приморского края и надзор в них, столкнулся с фактом вопиющей безответственности и даже саботажа со стороны сотрудников спецчасти учреждения, расположенного в п. Чугуевка Приморского края. Прибыв в батальон по охране данной колонии и осуществлению надзора в ней для организации розыска, автор потребовал в учреждении личное дело бежавшего, но получил ответ начальника спецчасти, что оно секретное(!) и справку, подписанную им, о том, что осуждённый родственных и иных связей не имеет. После короткой беседы по телефону с начальником колонии начальник спецчасти лично доставил дело и извинился. Прочитав дело «от корки до корки», был выявлен только один адрес - дальнего родственника - в заявлении начальнику следственного изолятора о свидании. Дальше всё банально просто:

добросовестный майор из штаба части В. А. Вахрушев возглавил группу из двух человек - физически крепкого прапорщика, вооружённого ПР-73, и солдата-кинолога с собакой, хорошо работающей на задержание. Через два часа бежавший был задержан.

Причиной данного побега явилась вопиющая халатность как офицеров и прапорщиков батальона, так и сотрудников учреждения, отвечающих за режим и охрану. Побег был совершён с производственного объекта, где ветром оторвало полотно основного ограждения в месте примыкания к зданию контрольно-пропускного пункта. Никто из военнослужащих и сотрудников этого не заметил или не захотел заметить. Осуждённые заметили, и один из них в эту дыру «просочился».

Причины побегов кроются, как видим, также в серьёзных недостатках в системе надзора, халатном несении службы личным составом, а при побеге расконвоированных - прежде всего в формальном, а иногда и откровенно беспринципном подходе некоторых руководителей учреждений к изучению кандидатур осуждённых на предоставление им права передвижения без конвоя. Имеются случаи, когда такое право предоставляется значительному числу осуждённых без учёта действительной в том необходимости, без тщательного изучения их личных качеств и степени исправления. Когда надзор за ними и оперативное обслуживание осуществляются неудовлетворительно, это приводит к грубым нарушениям режима отбывания наказания, совершению преступлений, в том числе и побегов.

Нередко с участием расконвоированных создаются устойчивые каналы утечки служебной информации, доставки в исправительное учреждение денег, спиртных напитков, наркотических веществ и других запрещённых предметов.

Обычно неблагополучно обстоит дело с надёжностью надзора в колониях-поселениях. Причины побегов всё те же: во многих колониях не выполняются Правила внутреннего распорядка, принижена требовательность к осуждённым, не принимаются меры к поддержанию режима, необходимого надзора за ними, а главное - не обеспечиваются надлежащие условия отбывания наказания для самих осуждённых. Чего ожидать, если их заработок не позволяет обеспечить достаточное питание и приобретение самого необходимого. Так, автор в своё время, принимая должность командира 8 роты в/ч 6607 (по надзору в Кожуховском отделении УЛИТУ по Кемеровской области), принял и полтора десятка розыскных дел не задержанных поселенцев из 43 бежавших в истекшем году. Основной причиной побегов являлись низкие зарплаты осуждённых, которые не могли себя прокормить, если не получали посылок от родственников. Поселенцы терпели зиму, а с наступлением весны в массе уходили в побег.

Опыт службы подсказывает, что очень низка эффективность розыска на его первоначальном этапе. В чём причины?

Анализ показал, что основными причинами низкой эффективности розыска на его первоначальном этапе являются: слабая обученность сотрудников службы охраны ведению огня по движущимся целям, особенно ночью; неумелые действия личного состава при непосредственном преследовании

преступников и поиске их по вероятным направлениям движения; низкая натренированность служебных собак.

Это и не мудрено, так как руководителями и преподавателями в учебных центрах территориальных органов ФСИН часто являются непрофессионалы. Они и понятия не имеют, что требует от их выпускников практика службы. Автору в 2010 году была представлена для рецензирования программа обучения младших инспекторов отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в местном учебном центре. В программе значилось «уметь: уверенно владеть оружием». При этом на практическую стрельбу отводится всего 18 часов из всех 408 часов обучения (на изучение компьютерной техники отводится 24 часа). Из этих 18 часов изымается время на тренировку снаряжения магазина, неполную разборку оружия и т. д. Далее декларировано: «Уверенно поражать из индивидуального оружия неподвижные и движущиеся цели днём и ночью», но запланировано только 1-е подготовительное упражнение из автомата - стрельба с места по неподвижной цели днем! Где гарантия, что осуждённый при побеге будет стоять в запретной зоне («побег» имеет корень «бег») и стоять только днём?!

Вероятно, в результате такой теоретической подготовки часовой сможет (см. фрагмент указанной программы) «строить диаграммы; <...> ибо <...> в этих условиях знание основ компьютерной техники сотрудниками УИС становятся обязательной составляющей их профессионализма. Эти знания необходимы для применения в служебной деятельности и для автоматизации рабочего процесса».

Будем откровенны, в ближайшие годы часовому вряд ли удастся автоматизировать рабочий процесс. Бдительно охранять свой пост и применять оружие на поражение придётся вручную, а диаграммы ему доведётся чертить лишь пальцем на запотевшем стекле окна наблюдательной вышки.

Что делать с таким «пополнением» начальникам отделов охраны учреждений? Остаётся одно - не допускать на службу и переучивать.

В период службы автора в должности первого заместителя командира бригады (отвечающего за боевую подготовку) на первоначальную подготовку молодых солдат отводился месяц. Сборы проводились исключительно на полигоне, где каждый солдат ежедневно ровно с 9:00 выполнял упражнения учебных стрельб. Обучение проходило от простого к сложному. Последние две недели молодые солдаты и сержанты вели стрельбу только по условиям 2-го специального упражнения учебных стрельб для внутренних войск (стрельба по появляющимся и движущимся целям в запретной зоне) днём и ночью. Никто не мог окончить курс обучения, если не выполнял эти упражнения стабильно на оценку «хорошо».

Сейчас же в данном учебном центре нет такого стрельбища. Нет их и в учреждениях. Выводы напрашиваются сами.

В настоящее время, как нам видится, существует ряд проблем с подготовкой руководящего состава с высшим образованием к службе в подразделениях по охране и конвоированию. Где готовили до реформирования УИС офицеров для этих служб? В военных училищах внутренних войск, на

факультетах войск в нескольких академиях Минобороны и на одном факультете академии МВД. Сейчас, например, для управлений ФСИН России, расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, сотрудников с высшим юридическим образованием готовит одно учебное заведение, филиал которого расположен в г. Уссурийске. Несколько школьников, направленных этими управлениями в другие вузы УИС, не в счёт. Филиал в Уссурийске будет закрыт (набора на первый курс уже нет). Так вот, и в этом единственном в регионе учебном заведении ФСИН России за четыре года обучения никто словом не обмолвится курсанту об организации службы охраны, конвоирования и розыска. Нонсенс? Да. Но такова программа обучения -специализация! Они будут бакалаврами юриспруденции, что-то понимающими лишь в надзоре.

Конечно, можно было бы не обращать внимания на эти мелочи, если бы не одно «но»: нашу подготовку проверяет самый объективный проверяющий -осуждённый преступник. Он неподкупен и безжалостен.

Пример. При ликвидации группового побега из учреждения УЦ-41 (г. Уссурийск), допущенного летом 2005 г., руководство штаба розыска, не изучив в полной мере характеристики бежавших осуждённых, однозначно решило, что бежавшие будут скрываться недалеко от колонии (так действовали осуждённые при предыдущем побеге). В результате основная масса сил и средств была несколько дней использована на многоразовое прочёсывание окрестных дачных кооперативов, в то время как преступники, будучи по натуре дерзкими (что подтверждали материалы личных дел, с которыми автор тогда ознакомился) сразу же после побега вышли из района розыска учреждения и начали терроризировать население по пути своего движения. Это привело к неоправданно многочисленным жертвам и серьёзным оргвыводам в отношении высших должностных лиц ГУФСИН по Приморскому краю.

А всего-то следовало руководителю розыска взять личные дела осуждённых и самому «от корки до корки» прочесть все листы дел. Это наиболее распространённая ошибка руководителей розыска. В чём тут проблема? Думаю, многие руководители розыска (если не считают это не «царским делом») догадываются, что надо прочесть личное дело бежавшего самому для того, чтобы составить психологический портрет преступника, но не хватает времени. К тому же отвлекают многочисленные звонки начальников разного уровня, желающих немедленно научить, наказать и т. д. Надо набраться мужества посадить за телефон подчинённого, а самому закрыться в комнате и прочесть дело. Никому не передоверять. В розыске вообще всё надо делать самому. Днём и ночью, днём и ночью - до конца, до задержания. В этом случае подчинённые так же будут работать на пределе возможного и положительный результат последует.

Ещё одна хроническая ошибка при подготовке сотрудников учреждения к действиям при побеге. В системе служебной подготовки изучаются вопросы розыска, проводятся тренировки, учения. Готовят всех к действиям при побеге вообще, а надо бы готовить людей не просто к событиям, а конкретных лиц (с дублёрами на случай отпуска или болезни) к конкретным действиям в

конкретном месте. Например, капитан Петров (дублёр - капитан Сидоров) возглавляет временный розыскной пост (ВРП) в закреплённом за ним месте. С ним три сотрудника с конкретными фамилиями и три их дублёра. Если по тревоге прибыли все - дублёров в резерв. Все эти сотрудники, и первые номера, и дублёры изучают местность в районе предстоящей службы, знакомятся с участковыми полиции, администрацией населённого пункта, местным активом, лесниками, охотниками, школьниками, наконец, со всеми, кто в будущем может стать помощниками в розыске. Кроме того, уточняют телефоны и адреса предстоящих помощников, заносят всё это в служебную документацию ВРП. Делается это не разово, а настойчиво и планомерно на всех тренировках, зимой и летом, как учил А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой манёвр». Готовится материальная база поста. На зиму тёплая меховая одежда, валенки и ватные брюки. На лето резиновые сапоги и плащи, а кроме того, куски толстой целлофановой плёнки и верёвки для сооружения укрытий при непогоде и т. д. Всё это накапливается для каждого розыскного наряда в специальной кладовой. Это не мелочь. Лишь тот сотрудник сможет выполнять задачу в розыске, кто будет одет и обут по сезону, у кого укомплектован всем необходимым «тревожный мешок». Только так у людей появится заинтересованность, они увидят, что они не просто пешки в игре больших начальников «стой там, иди сюда».

Пример. В октябре 1973 года из-под охраны производственного объекта «Лесоповал-1», охраняемого караулом 7 отдельно дислоцированной роты в/ч 6607 (пос. Мурюк, север Кузбасса) бежал из-под строгого режима осуждённый Качанов. На глазах автора рота дружно поднялась по тревоге, прибыли прапорщики-контролёры по надзору. Без суеты разобрали солдат по розыскным нарядам. Прапорщик А. И. Река молча пошёл на конюшню колонии, привёл двух лошадей, взял солдата, проверил его оружие, мешок с продуктами, планшетку с документами и убыл на закреплённый за ним маршрут. Так разошлись и все другие. Через сутки Река дозвонился до роты и доложил, что осуждённый им задержан в таком-то посёлке. Всё слаженно. Подумалось - тренировки. Оказалось - практика, это был седьмой побег из этой колонии в этом году.

Упущения, подобные указанным, приводят к тому, что только порядка 20 % бежавших из-под охраны бывают задержаны в течение первых суток. Розыск, как правило, затягивался, что приводит к привлечению значительных сил и средств, резкому увеличению служебной нагрузки на личный состав. Как правило, время, затраченное на розыск одного осуждённого, составляет около 10-15 суток. По расконвоированным осуждённым этот показатель ещё хуже -15-30 суток. Значительно больше указанного возрастает среднее время, затрачиваемое на розыск одного осуждённого-поселенца.

Часто неразворотливость является причиной плохого розыска.

Некоторые руководители учреждений совершенно не торопятся с направлением розыскных групп по связям отсутствующих на объектах осуждённых. Тешат себя надеждой, что преступники прячутся на производственном объекте. Так, автор, будучи начальником штаба Владивостокской бригады, в

феврале 1992 г. столкнулся с таким фактом при побеге осуждённого строгого режима Стафейчука из учреждения, расположенного в п. Приморский Приморского края. Руководство учреждения и командир роты по охране этого учреждения трое суток уверяли своих командиров и начальников, что преступник прячется на производственном объекте. Пришлось выехать в подразделение, опросить караул. Через час работы сомнения были развеяны -преступник ушёл из-под охраны в период вывода на работу, прямо от ворот жилой зоны, и до вечера этого дня его никто не хватился.

Практика показывает, что многие осуждённые совершали побег на сутки-двое раньше, чем он был обнаружен.

К причинам провалов в розыске следует отнести и поверхностное изучение предстоящих районов действий учреждений при ЧО в целях определения наиболее вероятных путей движения бежавших, мест их возможного укрытия и надежного блокирования этих районов.

Ещё одна причина неудовлетворительного ведения розыска - плохо налаженное взаимодействие с территориальными органами внутренних дел и полицией на транспорте, силы которых подключаются зачастую несвоевременно. В розыске бежавших не всегда используются возможности информационных центров МВД-УВД, которые занимаются проверкой всех лиц, задержанных за преступления и бродяжничество. Руководители розыска не принимают должных мер по своевременной и регулярной проверке приёмников-распределителей, спецприёмников, изоляторов временного содержания, медицинских вытрезвителей. Вследствие этого имеют место случаи, когда бежавшие осуждённые под вымышленными фамилиями длительное время содержатся в вышеуказанных учреждениях МВД, а штабы розыска об этом не знают. По причине несвоевременного оповещения ИВС и спецприёмников бежавшие осуждённые, задержанные без документов, вновь совершают побеги.

Взаимодействие ИУ с органами полиции в розыске бежавших осуждённых необходимо поставить так, чтобы штабы розыска территориальных органов УИС совместно с оперативными аппаратами уголовного розыска и в кратчайшие сроки направляли во все взаимодействующие органы справки по личности бежавшего или фотоориентировки, плакаты «Их разыскивает полиция». Нужно добиваться, чтобы сведения о бежавшем доводились на инструктажах до каждого сотрудника ОВД или ЛОВД. В этих же целях следует шире использовать возможности местного телевидения и радиовещания, газеты для оповещения населения, всячески поощрять граждан, оказавших помощь в розыске бежавших.

Тут есть ещё один нюанс. Сотрудники оперативно-розыскных служб полиции «с головой» загружены своей повседневной рутиной, а мы хотим, чтобы они помогли нам в розыске бежавших осуждённых. В принципе, это их обязанность, но исполняют они её, как правило, «ни шатко, ни валко». А нам нужно задержать бежавших, что называется, «здесь и сейчас». Вот тут и начинаются проблемы. У полиции в этом вопросе широкие возможности, но,

как правило, нет большого желания. Формально вам никто ни в чём не отказывает, но и не торопится что-то сделать.

Пример. В период розыска вышеупомянутого осуждённого Стафейчука по решению заместителя начальника УВД Приморского края для контроля за передвижением пособников преступника была задействована служба наружного наблюдения. Результаты оказались нулевыми! Как выяснилось, данные сотрудники службу у подъездов домов, где проживали эти граждане, несли только днём, когда пособники отсыпались после бурно проведённой ночи. В 17:00 сотрудники, добросовестно окончив рабочий день, убывали домой, а пособники, отоспавшись, начинали свою преступную деятельность. Пришлось отказаться от услуг этой службы и работать с пособниками самим. Кстати, из-за такой халатности пособники благополучно покинули г. Владивосток, встретились с бежавшим в другом городе и укрыли его.

Вывод. Полицию надо понуждать работать по вашему розыскному заданию. Понуждать в первую очередь ежедневным проведением совещания штаба розыска при заместителе начальника УВД (МВД) субъекта федерации. Проводить разборы действий за сутки, ставить конкретные задачи исполнителям. У полиции большие возможности. Наша задача такая же, какая была у дедушки Мичурина: «Не надо ждать милости от природы. Взять её... - наша задача!»

Ещё одной, наиболее серьёзной причиной слабой организации розыска является низкая профессиональная подготовка сотрудников территориальных управлений ФСИН России, по своим функциональным обязанностям отвечающих за розыск, а также начальников штатных подразделений розыска. На эти должности из-за легковесного подхода со стороны некоторых начальников зачастую назначаются сотрудники, не имеющие ни практического опыта, ни склонностей к розыскной работе. Видимо, происходит недооценка этого большого по объёму, сложного, требующего специальных знаний участка работы.

Зачастую возникает много проблем с подбором, обучением и воспитанием личного состава подразделений розыска, привитию ему профессиональных навыков, недопущением использования данных сотрудников не по должностному предназначению.

Крайне слаба и техническая оснащённость службы розыска. Порой закреплённые за подразделениями розыска автомобили используются не по назначению. Повсеместно в этих подразделениях отсутствует необходимая спецтехника, оптические приборы наблюдения, устарел парк скрытоносимых УКВ-радиостанций.

Обучение розыскников часто не имеет плановости, организуется формально, оно не носит практической направленности. Руководящие сотрудники территориальных управлений ФСИН России, как правило, в проведении занятий участвуют редко, стажировку розыскников в аппаратах уголовного розыска не организуют. Недостаточно внимания уделяется физической подготовке этой категории сотрудников, особенно обучению приёмам рукопашного боя.

Вышеуказанные недостатки приводят к тому, что из розыска уходят или переводятся в другие подразделения хорошо подготовленные, опытные кадры.

Что делать?

В целях дальнейшего совершенствования службы розыска необходимо обстоятельно разбираться с системой и способами охраны на каждом объекте и наметить наиболее целесообразные действия личного состава караулов и учреждений при побегах осуждённых. Детально спланировать организацию розыска на начальном его этапе в радиусе 5 км и при непосредственном преследовании. Отразить порядок первоначальных действий личного состава в планах охраны объектов и в боевых расчётах. С секундомерами в руках провести расчёты оптимального времени выхода подвижных часовых и резервных групп на установленные участки и рубежи с учётом упреждения бежавших. При этом предусмотреть варианты действий личного состава караула и отдела охраны, когда о факте побега стало известно немедленно, то есть с момента срабатывания средств сигнализации, и когда о побеге стало известно с опозданием.

Организовывать регулярные тренировки личного состава по сигналу «Побег», как правило, в ночное время и в сложных погодных условиях.

Проработать вопросы заблаговременного создания совместных групп (штабов розыска) из представителей управлений уголовного розыска, оргинспекторских отделов, оперативно-режимных подразделений ФСИН, МВД, УВД, УВДТ для проведения с ними штабных тренировок по ликвидации побега. Выделять в состав данных формирований не «абы кого», а только зрелых и ответственных сотрудников.

Пример. В своё время в оперативном отделе Службы по исправительным делам и социальной реабилитации УВД Приморского края (СИД и СР) - так скромно именовалось нынешнее Главное управление ФСИН России по Приморскому краю - служил капитан Бобрович Олег Владимирович. Так вот, руководство штабов розыска именно этого капитана всегда просило назначать в штаб розыска при побеге осуждённых. Оперативников было много, а Бобрович был лучшим из них. Его работа всегда давала результат.

Кроме того, работникам оперативно-режимных аппаратов и отделов розыска территориальных управлений необходимо тщательно изучать обстановку в учреждениях, личные дела осуждённых, имеющих большие сроки наказания, склонных к побегу или злостно нарушающих режим содержания, а также осуждённых, не имевших до ареста постоянного места жительства и работы. Надо активно проводить совместную работу сотрудников штатного подразделения розыска и учреждений по проверке личных дел осуждённых на предмет наличия в них фотографий, соответствия их возрастному состоянию осуждённых, описаний словесного портрета и особых примет. С целью уточнения антропометрических данных на осуждённых и нанесённых татуировок, для проведения медицинских осмотров в учреждениях привлекать сотрудников подразделений розыска.

Следует детально разбираться с системой розыска в каждом учреждении, гарнизоне. Делать её такой, которая обеспечивала бы пресечение побегов в

запретных зонах, в районах службы нарядов и при непосредственном преследовании, или же ликвидацию побегов в минимальные сроки в районе действий учреждений при ЧО и недопущения совершения бежавшими новых преступлений. Совместно с начальниками горрайлинорганов внутренних дел уточнять планы действий при чрезвычайных обстоятельствах и особенно мероприятия по розыску. Необходимо держать на постоянном контроле проведение тренировок нарядов и учреждений в установленные планами сроки.

Поставить дело так, чтобы начальники караулов, руководители учреждений незамедлительно докладывали по команде о побеге или обнаружении отсутствия осуждённых на объектах.

Установить чёткую систему оповещения: часовой - караул - учреждение - управление. Решить вопрос о предоставлении в случае побега в ночное и другое нерабочее время комиссионного доступа оперативного дежурного к личным делам осуждённых с целью получения на них установочных данных, фотографий, адресов родственных и иных связей.

При выявлении связей бежавших, находящихся за пределами района действий территориальных управлений при ЧО, немедленно докладывать в дежурную часть ФСИН России и ориентировать о них взаимодействующие территориальные управления. Для оповещения территориальных органов внутренних дел и органов полиции на транспорте шире использовать различные каналы связи, в том числе электронную связь. О направлении ориентировок взаимодействующим органам сообщать в донесениях, представляемых во ФСИН России для осуществления контроля за их выполнением. Результаты работы по заданиям и ориентировкам, выявленных связях и данных, имеющих значение для розыска, незамедлительно докладывать во ФСИН России по линии дежурной службы.

Кроме этого, необходимо изучать положительный опыт и причины неумелых действий личного состава караулов и розыскных нарядов по предупреждению и пресечению побегов. После задержания каждого бежавшего преступника самостоятельно, детально выявлять причины, побудившие осуждённого к побегу, обстоятельства и способ совершения побега, а также ухищрения, которые применялись бежавшими для того, чтобы оторваться от преследования.

Заместителям начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих розыск, необходимо брать под личный контроль обучение личного состава штатных подразделений розыска, планировать и проводить с розыскниками дополнительные занятия по методике изучения личных дел осуждённых, выявления лиц, склонных к побегу. К проведению этих занятий привлекать наиболее подготовленных сотрудников оперативных аппаратов управлений, сотрудников уголовного розыска, информационных центров МВД-УВД, экспертно-криминалистических отделов, работников суда и прокуратуры. При отсутствии розыскных заданий проводить стажировки личного состава в аппаратах уголовного розыска. При проведении розыскных мероприятий обеспечивать плановость и настойчивости, повторные проверки

адресов связей розыскными группами организовывать регулярно, чтобы не порождать безнаказанные проходы осуждённых по связям. Укреплять розыскные подразделения более подготовленными кадрами. Тщательно разбираться с использованием личного состава этих подразделений и принимать исчерпывающие меры к задействованию их только в интересах розыска и профилактике побегов. Сотрудникам, допустившим недисциплинированность или не имеющим склонности к розыскной работе, определять другие участки службы. Внимательно рассматривать дислокацию каждого постоянного розыскного поста, в необходимых случаях принять меры к их перемещению на наиболее вероятные направления движения бежавших осуждённых, обеспечить их приборами наблюдения и автотранспортом для доставки задержанных. Коренным образом улучшать техническое оснащение подразделений розыска. Добиваться, чтобы закреплённый за ними автомобильный и водномоторный транспорт использовался только в интересах розыска, в том числе и для выполнения розыскных заданий ФСИН России. Совместно с довольствующими органами материально-технического снабжения принять меры к оснащению подразделений розыска скрытоносимыми УКВ-радиостанциями, портативными приборами ночного видения, другой специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, современными фото, видео- и копировальной техникой. Решать вопрос о выдаче в необходимых случаях денежной компенсации за использование личных автомобилей в командировках по розыску. Обеспечивать контроль за службой розыскных нарядов, особенно за действиями розыскных групп, работающих по связям. При направлении розыскных групп за пределы административно-территориального образования информировать управления, на территорию которых они направлены. На основных путях движения бежавших осуждённых-поселенцев создавать за счёт личного состава подразделений розыска постоянные розыскные посты.

Штатным подразделениям розыска необходимо ежеквартально представлять в МВД, УВД, УВДТ по территориальности установочные данные на всех находящихся в побеге осуждённых (в том числе и по заданиям ФСИН России) с приложением фотоориентировок, дактилоформул и списков адресов связей разыскиваемых для проверки на возможную их причастность к нераскрытым преступлениям. Кроме этого, важно постоянно повышать роль дежурной службы в управлениях по обеспечению задач розыска.

Как видим, охрана осуждённых преступников и розыск бежавших -сложное и кропотливое дело, требующее постоянного внимания руководителей учреждений и территориальных управлений ФСИН России. Там, где это понимают - обстановка стабильная, там где нет - рано или поздно последуют оргвыводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.