Научная статья на тему 'Причины и проблемы военной реформы в России с начала 1990-х годов'

Причины и проблемы военной реформы в России с начала 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4360
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / БОЕГОТОВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / КОНТРАКТНАЯ АРМИЯ / ПЕРЕДИСЛОКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД / ОТСРОЧКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СМЕШАННАЯ СИСТЕМА / WEAPONS / LOCAL WARS / COMBAT READINESS / INDIVIDUALISM / VOLUNTARY ARMY / REDEPLOYMENT / ECONOMIC RECESSION / DEFERMENT / SAFETY / MIXED SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибуллин Р. К., Гилев А. М.

Основная цель данной статьи – описать зависимость проблемы комплектования российской армии от прогресса вооружений и социально-политической системы. В первой части рассматриваются причины проведения военной реформы в России. Рассказывается, как открытость мира, социальный индивидуализм общества, ослабление зависимости гражданина от государства, сделали мобилизацию и призыв на военную службу большого числа людей, нарушающие их личные планы, мало возможным. Во второй части работы описаны трудности в проведении военной реформы в России, связанные с распадом СССР. Ускоренный вывод войск из-за границы привел к дезорганизации первого эшелона наиболее боеготовых воинских частей. Экономический спад сократил финансирование армии. Введение отсрочек в законе о всеобщей воинской обязанности вызвало проблему нехватки личного состава. Статья призвана способствовать лучшему пониманию проблем российской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND PROBLEMS OF MILITARY REFORM IN RUSSIA SINCE BEGINNING OF 1990-s

The primary purpose of this article is to describe Russian army completing and its dependence on the weapons development and the social and political system. The first part reviews the reasons of carrying out the military reform in Russia. There is told that the world openness, social individualism, citizen’s weakening dependence from the Establishment made mobilization and appeal for a military service of a large number of people, disturbing their private life and plans hardly possible. In the second part a description of difficulties connected with the decay of the USSR in carrying out the military reform in Russia is given. The accelerated withdrawal of troops from abroad has led to the first echelon of the most equipped military units disorder. The economic decadence has shorted army financing. The exceptions’ input in the general conscription law caused a problem of staff shortage.

Текст научной работы на тему «Причины и проблемы военной реформы в России с начала 1990-х годов»

УДК 94

раздел ИСТОРИЯ

ПРИЧИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ С НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ

© Р. К. Хабибуллин*, А. М. Гилев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (961) 365 72 46.

E-mail: rustem1957@gmail.com

Основная цель данной статьи - описать зависимость проблемы комплектования российской армии от прогресса вооружений и социально-политической системы. В первой части рассматриваются причины проведения военной реформы в России. Рассказывается, как открытость мира, социальный индивидуализм общества, ослабление зависимости гражданина от государства, сделали мобилизацию и призыв на военную службу большого числа людей, нарушающие их личные планы, мало возможным. Во второй части работы описаны трудности в проведении военной реформы в России, связанные с распадом СССР. Ускоренный вывод войск из-за границы привел к дезорганизации первого эшелона наиболее боеготовых воинских частей. Экономический спад сократил финансирование армии. Введение отсрочек в законе о всеобщей воинской обязанности вызвало проблему нехватки личного состава. Статья призвана способствовать лучшему пониманию проблем российской армии.

Ключевые слова: высокоточное оружие, локальные конфликты, боеготовность, индивидуализм, контрактная армия, передислокация, экономический спад, отсрочка, безопасность, смешанная система.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации проводится с момента их образования в 1992 году. При этом вопрос перехода от системы всеобщего призыва к добровольной является предметом постоянных споров. Сторонники обоих методов аргументируют свою правоту военной необходимостью, экономическими и демографическими возможностями, общественно-политическими запросами, традициями России, а также опытом других государств. Изучение факторов, влияющих на эффективность вооруженных сил государства на определенном этапе его истории, является весьма важным делом, призванным способствовать выработке наиболее подходящих решений в деле реформирования Российской армии. В данной статье проблема рассматривается с точки зрения соответствия системы комплектования армии требованиям военно-политической обстановки, а также современному этапу общественно-экономического развития страны.

Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина от 7 мая 1992 года о создании Вооруженных Сил Российской Федерации [1] начал новый этап в истории российской армии. Значимость вопроса безопасности для России определяется традиционно высокими требованиями к эффективности армии. Поэтому задача реформирования доставшейся в наследство России части Советской армии стала одной из первоочередных для нового государства.

Необходимость реформирования армии обсуждалась еще в конце 1980-х годов. Причинами были как потребности государства, возникшие в ходе военно-политического противостояния с США, так и запросы общества, начинавшего познавать капиталистические ценности в период «перестройки».

Развитие в 80-е годы высокоточного оружия, способного заменить сотни тысяч тонн обычных боеприпасов, позволило сократить время развертывания и применения войск [2]. Скоротечность боевых действий требовала создания армии высокой боеготовности, не затрачивающей времени на мобилизацию.

Поступление в армию все более сложных вооружений увеличивало время подготовки военнослужащих. Низкий уровень ответственности при выполнении служебных обязанностей был характерен для призывной армии из-за отсутствия материальных стимулов. Этот недостаток становился все более значимым по сравнению с выгодой от низких затрат на содержание призывников [3].

Нацеленность системы на всеобщую мобилизацию вынуждала содержать большое количество штабов всех уровней, а также складов. Морально устаревшая техника и боеприпасы, хранившиеся на складах, не могли своевременно обновляться из-за увеличивающейся стоимости новых вооружений. Из имевшихся в армии более 200 дивизий [4] полностью боеготовыми были менее 50, располагавшихся в основном на западном направлении [4]. Для ведения войны даже регионального масштаба требовалось проведение мобилизации, а поскольку мобилизация по политическим мотивам была возможна только в случае мировой войны, Советский союз оказывался неподготовленным к таким конфликтам. Ситуация усугублялась тем, что именно войны регионального масштаба на протяжении всего периода «холодной войны» были основной формой применения войск. Задачи ослабления влияния соперника или защиты союзников в том или ином регионе мира [5] потребовали от армий способно-

* автор, ответственный за переписку

сти воевать, не проводя мобилизации и не вовлекая широкие слои населения в войну.

Примером создания таких вооруженных сил был возврат к добровольной системе комплектования в США в 1973 году. Этот шаг способствовал возрождению авторитета американской армии после поражения во Вьетнаме [6] и позволил американскому правительству в последующем вступать в региональные конфликты, не опасаясь протестов внутри страны.

Советский Союз, продолжавший придерживаться системы всеобщего призыва, оказывался в невыгодном положении. Большие средства расходовались на содержание резервных компонентов вооруженных сил, которые были бесполезны в региональных войнах, а участие в боевых действиях сопровождалось недовольством общества и часто замалчивалось. Создавалось впечатление, что военнослужащие гибли и получали ранения в «мирное время». Возвратившиеся военнослужащие не чувствовали достаточной поддержки и уважения общества, так как война не являлась общенациональным делом. Участие в такой войне считалось, скорее, невезением, чем почетной миссией. Всеобщий призыв способствовал прохождению через боевые действия максимального числа людей, увеличивая нагрузку на общество. Возникающая в связи с этим нерешительность правительства в вопросах применения силы за рубежом наносила ущерб международному авторитету СССР. Локальные конфликты «холодной войны» и особенно Афганская война 1979-1989 гг. сыграли заметную роль в формировании общественного мнения, направленного на создание контрактной армии.

Руководство Министерства Обороны находилось под давлением представителей гражданских министерств, добивавшихся отсрочек для учащихся профильных вузов, так как развивающаяся промышленность сильно нуждалась в квалифицированных кадрах [7]. Развитие науки и техники требовало профессионалов как в военном, так и в гражданском секторе. Но и отсрочки при сохраняющейся системе всеобщего призыва не могли считаться эффективным решением. Их распространение подрывало бы престиж военной службы, так как создавало систему неравенства, нарушающую личные планы одних молодых людей и позволяющую другим получать образование и делать карьеру.

Еще одной идеей, популярной в конце 80-х годов, стало желание снизить затраты на содержание военно-промышленного комплекса. Действительно, Советская армия насчитывала более 4.5 млн. человек [8]. Еще столько же было занято в военной промышленности, а расходы на оборону, согласно заявлениям экспертов, составляли 13% от ВВП [9]. В то же время США тратили на военные нужды лишь 6% ВВП и производили гораздо больше товаров народного потребления. Декларировалось, что сокращение наших военных затрат снизит нагрузку

на экономику и высвободит средства для развития «гражданского сектора». Кризис советской экономики в конце 80-х годов XX века объяснялся во многом как следствие гонки вооружений.

Сокращение вооруженных сил и перевод их на контрактную систему комплектования выглядело заманчиво как по экономическим, так и по военным и внутриполитическим причинам. Однако такая армия не соответствовала бы не только догмам советского строя, где «народ и армия едины», но и российским традициям, и многовековому опыту, учитывавшему, что все попытки создания наемной армии в нашей стране приводили лишь к поражениям [10]. Против добровольного найма выступали военные, знакомые с негативными сторонами американской реформы, такими как падение дисциплины в первые годы и трудности с вербовкой добровольцев. Будучи, в отличие от США, континентальной страной, с большими сухопутными границами и множеством геополитических противников, Советский Союз не мог позволить себе эксперименты, способные привести даже ко временному ослаблению вооруженных сил. Сокращение армии в период «холодной войны» также было невозможно.

В конце 1980-х - начале 90-х кризис и развал СССР, смена политического строя и окончание «холодной войны» потребовали создания новой армии. Уменьшилась возможность крупномасштабной войны с объединенными силами стран запада. Сократилась и «зона ответственности» страны. В этих условиях содержать многомиллионную армию, в том числе и за рубежом, как это делал Советский Союз, стало незачем. В то же время многочисленные межнациональные конфликты, которые сопровождали развал СССР и повышение роли общественного мнения в демократическом государстве, обострили проблему общественной поддержки военных усилий правительства. Переход на контракт обещал привести систему комплектования армии в соответствие с новой российской политической системой и рыночной экономикой, при которой престиж профессии военнослужащего, как и любой профессии, выражается в размере денежного содержания. Обязательная и неоплачиваемая служба в армии противоречила ценностям, присущим новому строю, что несмотря на традиции патриотизма и уважения к военнослужащим в России, вело к нежеланию людей служить в армии. Постепенный отказ правительства от социальных обязательств в большинстве сфер жизни также не способствовал культивированию идеи долга перед государством у граждан призывного возраста.

Общественные ожидания в отношении военной реформы сводились к созданию необременительной армии, когда государство освобождается от избыточных расходов на оборону, а общество -от всеобщего призыва. Согласно социологическим опросам, в начале 1990-х годов подавляющее

большинство (в 1995 г. - до 80%) [11] высказывалось за небольшую профессиональную армию.

Основная надежда в создании армии постоянной готовности возлагалась на хорошо оснащенные и укомплектованные части, располагавшиеся за рубежом, вывод которых должен был проходить одновременно с сокращением кадрированных дивизий во внутренних районах страны. Принятый в 1992 году план, разработанный государственной комиссией Д. А Волкогонова, предполагал с 1992 по 1995 год преодолеть последствия развала Советской армии: организовать вывод российских войск из-за рубежа в соответствии с договоренностями, создать группировки войск и военную инфраструктуру на новых направлениях на территории России, сократить численность и боевой состав вооруженных сил. Далее, после 1995 года, приступить к созданию армии нового образца: перейти на смешанный принцип комплектования, создать Мобильные силы, провести радикальные преобразования организационной структуры Вооруженных сил и системы управления ими, заняться улучшением технической оснащенности войск [12].

На деле эти планы оказались неосуществимы. Развал Советского Союза, всех его государственных институтов и внутренняя нестабильность в стране сильно подорвали финансовые и организационные возможности государства.

Вывод войск из-за рубежа проходил в условиях нарастающей враждебности стран пребывания. Международные обязательства по выводу войск зачастую брались в обмен на международное признание и обещания кредитов, и предусматривали короткие сроки выполнения мероприятий при минимальных компенсациях за оставляемое имущество. Войска первого эшелона выводились «в поле». Техника этих частей без надлежащего обслуживания приходила в негодность. Вещевое имущество расхищалось. Прекращение боевой учебы снижало боеготовность войск [4].

Экономический спад сильно сократил госбюджет, в том числе и бюджет Министерства обороны, который уменьшился с 260 млрд. долл. в 1991 г. до 40 млрд. долл. в 1995 г. [9]. Не только финансирование реформ, но и поддержание боеготовности армии оказалось подорвано. Сокращение вооруженных сил в тех условиях оказалось такой же проблемой, как и их содержание, из-за невозможности обеспечить сокращаемых офицеров положенным жильем и денежным довольствием.

В парламенте главенствовали популистски настроенные политические силы. Задавшись целью способствовать созданию армии, необременительной для общества, они вносили изменения в военное законодательство, не согласовывая свои действия с Министерством Обороны. Результат их деятельности - сокращение в 1993 году срока службы до 18 месяцев и введение большого количества отсрочек в законе РФ «О воинской обязанности и

военной службе» [13]. До 70% юношей призывного возраста получили отсрочки от призыва. Некомплект личного состава стал еще одним фактором падения боеготовности армии. К 1994 году во многих частях офицеры вместо организации боевой учебы вынуждены были выполнять обязанности солдат. Ухудшение условий службы и задержки выплат денежного довольствия приводили к массовому увольнению, прежде всего, молодых офицеров, из армии.

В ноябре 1992 года, в соответствии с планом реформ, было принято постановление о переходе к комплектованию ВС по контракту [14]. Появились соответствующие статьи в Конституции РФ, Законах РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» [13] и другие регламентирующие документы. Экономический кризис и безработица создавали для Министерства Обороны хорошую возможность нанимать уже обученных солдат за минимальную оплату. Набор контрактников должен был укрепить боевые части и улучшить имидж вооруженных сил. Однако первые годы набора выявили те же проблемы, с которыми столкнулась армия США в 1970-х годах, а именно: высокий уровень правонарушений среди контрактников. Но если американцам удалось переломить ситуацию, увеличивая денежное содержание и ужесточая отбор, то для России начала 1990-х этот вариант был неосуществим по экономическим причинам. Минобороны оказалось не в силах даже обеспечить всех контрактников обещанными им жильем и льготами, что привело к массовому расторжению контрактов. В 1995 году из полумиллиона военнослужащих, набранных по контракту, службу продолжали всего 230 тысяч [15].

Поставленная задача по созданию военных группировок на новых направлениях оказалась невыполненной, так как в период массовой передислокации воинских частей 1989-1993 гг. эти направления были еще не определены, а позднее сокращение финансирования и некомплект личного состава низвел дивизии первого эшелона до уровня кадрированных. Позже военные группировки приходилось создавать уже в ходе конфликтов, стягивая сводные батальоны со всей России. В начале первой и второй «Чеченских» войн отсутствие достаточных сил на месте и нерешительность властей приводили к разрастанию масштабов конфликтов, большим потерям и расходам [16].

К концу 1995 г. из 4-х запланированных на 1992-1995 годы задач выполненными оказались лишь первые две, связанные с выводом группировок российских войск из-за рубежа и созданием национальных ВС. Инициативы Министерства Обороны, предпринятые в рамках заявленной программы реформ, оказались неосуществимы. В том числе провалилась и попытка перехода на смешанный принцип комплектования.

Российское общество уже в ходе Чеченской войны 1994-1996 гг. могло убедиться в тяжелом положении армии [17]. Военная безопасность страны, к которой все привыкли во времена СССР, за считанные годы перестала существовать. Российские граждане в «горячих точках» теперь подвергались притеснениям вплоть до использования в качестве рабов, как в средние века. Романтические надежды на партнерство с западом рушились из-за приближения военной инфраструктуры НАТО к границам России и готовности этого блока к применению силы за пределами своей ответственности.

Дальнейшее реформирование потребовало более согласованных действий военных и общества. Экономические возможности государства не позволили перейти на контрактную основу ни в 1990-е годы, ни позже. Проблемы с комплектованием армии заставили руководство страны не только вновь увеличить срок службы до 2-х лет в 1995 году [18], но и начать наступление на отсрочки. Общество было обеспокоено состоянием вооруженных сил. Согласно социологическим опросам, к 1998 году количество опрошенных, высказывавшихся за создание армии на контрактных основах, сократилось до 55% [19]. Совершенствование структуры управления, решение социальных проблем военнослужащих и создание частей постоянной готовности в 1998-2008 гг. позволило исправить ситуацию с обороноспособностью страны. Тем не менее, главный вопрос - вопрос системы комплектования - до сих пор не решен окончательно. Существующая система, - смешанная, она является компромиссом, который позволяет избежать как внутреннего напряжения в результате увеличения сроков призыва и полной отмены отсрочек, так и внешней слабости в результате возможного недобора контрактников. Проблемы, с которыми предстоит столкнуться министерству обороны, трудно будет решить в рамках существующей системы.

Демографический спад, обозначившийся за годы, прошедшие с момента развала СССР, привел к тому, что после 2008 года в стране, несмотря на все сокращения армии, неизбежна нехватка призывников. Согласно данным статистики, с 2008 г. по 2016 г. количество молодых людей, достигших восемнадцатилетнего летнего возраста, сократится с более 1 млн. [20] до 600 тыс. человек [21] соответственно. Это обстоятельство дополняется ухудшением общего уровня здоровья и подготовки призывников в результате развала системы массового спорта, военно-патриотического воспитания и лечебно-оздоровительной работы с юношами допризывных возрастов, существовавшей в СССР [22]. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, когда нехватку призывников должны восполнять контрактники.

Выводы

Облик российской армии определяется особенностями времени. Современные дорогостоящие вооружения требуют подготовленных военнослужащих. Задачи защиты государственных интересов в локальных конфликтах наиболее эффективно решаются профессиональной армией. Индивидуализм потребительского общества снижает возможности призыва.

Политическое положение, в котором оказалась страна, напоминает ситуацию 20-х годов XX-го века: настороженные отношения с западными государствами, территориальные притязания от дальневосточных соседей, борьба с бандитизмом и терроризмом внутри страны, экономические трудности. В этих условиях армия все больше приобретает схожесть с системой, введенной в 1926 году. Тогда кроме сокращенной кадровой армии существовали милиционные дивизии, готовившие резервистов на краткосрочных курсах [23]. Современная система комплектования в условиях нехватки призывников становится все более смешанной. Гражданским организациям передан ряд функций снабжения армии. Взят курс на увеличение доли контрактников в войсках и подготовку профессиональных сержантов. При этом сроки службы по призыву остаются неизменными - 12 месяцев, а введенное в 2008 году правило прохождения срочной службы в своем или сопредельном регионе делает службу комфортней. Этому способствует характерная для современных вооружений высокая мобильность и дальность применения, позволяющая дислоцировать многие воинские части в центральных, а не приграничных регионах страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ президента РФ от 07.05. 92 №466 о создании вооруженных сил РФ.

URL: http://www.referent.ru/1/131286

2. Сизов Ю. Г., Скоков А. Л. Значение высокоточного оружия в современной войне // Военная мысль. 1992. №12. С. 37-42.

3. Гацко М. Ф. Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. // Военная мысль. 2008. №11. С. 11-17.

4. Феськов В. И. Калашников К. А. Голиков В. И. Советская армия в годы «холодной войны» (1945-1991). Томск: изд-во Том. Ун-та. 2004. 246 с.

5. Перов И. США: разработка новой стратегии // ЗВО. 1988. №5 С. 3-9.

6. Асатуров Э. Социально-политические проблемы в вооруженных силах США. // ЗВО. 1982. №1. С. 15-19.

7. Градосельский В. В. Законодательное обеспечение комплектования Вооруженных Сил СССР // ВИЖ 2004. №12. С. 35-39.

8. Военно-промышленный комплекс СССР.

URL: http://community.livejournal.com/ussr_history/2033.html

9. Армия России: состояние и перспективы / Под ред. Яновского Р. Г., Дерюгина Ю. И. М.: РАН. Институт социально-политических исследований; Центр социологии национальной безопасности, 1999. 286 с.

10. Свечин А. А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. Т. 1. 387 с.

11. Опрос ВЦИОМ. В какой степени вы считаете, что нам нужна небольшая, но профессиональная армия?

URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=491&q_id=36310& date=30.05.1995

12. Баранец В. Н. Генштаб без тайн.

URL: http://militera.lib.ru/research/baranets1/01.html

13. Закон РФ о воинской обязанности и военной службе. // Свод военных законов РФ. М.: 1993. С. 25-75.

14. Постановление правительства РФ №918 «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию ВС РФ военнослужащими в добровольном порядке - по контракту». URL: http://www.referent.ru/1/1578

15. Колединов А. И., Смирнов А. И. Становление военной службы по контракту в российской армии.

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/343/712/1217/009.KOLED INOV.pdf

16. Усиков А. В., Спирин А. Н., Божедомов Б. А., Кикнадзе В. Г. Государственное и военное управление в ходе внутренних вооруженных конфликтов на северном Кавказе (конец ХХ - начало XXI в) // ВИЖ. 2012. №2. С. 3-10.

17. Опрос ВЦИОМ. Насколько эффективно армия справляется с чеченским кризисом.

URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=446&q_id=35117& date=10.01.1995

18. Градосельский В. В. Комплектование Вооруженных Сил СССР в послевоенные годы. // ВИЖ. 2003. №8. С. 24-28.

19. Опрос ВЦИОМ. Следует ли сохранить в дальнейшем всеобщую воинскую обязанность?

URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=392&q_id=31960& date=15.02.1998

20. Молодежь в России.

URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/M0L0DEG_RUS _2010.pdf

21. Дети в России. URL: http://www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf

22. Градосельский В. В. Комплектование вооруженных сил СССР в 1920-1980-е годы // ВИЖ. 2005. №9. С. 18-21.

23. Бочков Е. А. Экономические, социально-политические и военные аспекты территориально-милиционного устройства Вооруженных Сил СССР в 1920-1930-е годы // ВИЖ. 2005. №12. С. 32-34.

Поступила в редакцию 18.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.