Причины и последствия Европейского миграционного кризиса Causes and effects of the European migrant crisis
Кузнецова Юлия Андреевна
Студентка 2 курса магистратуры Факультет международных отношений и политических исследований Северо-Западный институт управления РАНХиГС Россия, Санкт-Петербург e-mail: jromaanova@mail.ru
Kuznetsova Julia Andreevna
2nd year master's student, Faculty of International Relations and Political Studies
SZIU RANEPA Russia, Saint-Petersburg e-mail: jromaanova@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена миграционному кризису, охватившему территорию Европы в 2015 году. Данный кризис стал камнем преткновения в отношениях между европейскими странами, а также сильно ударил по функционированию Европейского Союза. Государства-члены ЕС до сих пор находятся в поисках оптимальных мер для регулирования миграционных потоков внутри Европейского Союза. В статье рассматриваются количественные показатели, характеризирующие миграционный кризис на территории Европы, а также причины данного кризиса и предложения руководства Евросоюза и государств ЕС, направленные на урегулирование данного кризиса и миграционных потоков в целом. Производится анализ современной миграционной ситуации на территории Европейского Союза.
Annotation.
The article deals with the migration crisis that spreaded to the territory of Europe in 2015. This crisis has become a stumbling block in relations between European countries and struck at the functioning of the European Union. The EU member states are still looking for optimal measures to regulate migration flows within the European Union. The article considers quantitative indicators characterizing the migration crisis in Europe, as well as the causes of the crisis and proposals by institutions of the European Union and EU States aimed at settlement of the crisis and regulation of migration flows. The current migration situation in the territory of the European Union is also analyzed in this article.
Ключевые слова: миграционный кризис, Европейский союз, Европа, беженцы.
Key words: migration crisis, the European Union, Europe, refugees.
Миграционный кризис охватил территорию Европейского союза в 2015 году. Сотни тысяч мигрантов заполнили европейские страны и создали огромную проблему для регулирования миграционной политики на территории Европы. Руководство государств Европейского Союза не было готово к такому большому потоку людей, и, вследствие этого, не имели плана действий в данной ситуации. Кроме того, обстановка осложнялась недовольством со стороны тех стран, на территорию которых проникали мигранты. Например, одним из главных борцов против мигрантов на территории ЕС является Италия, поскольку именно на ее территорию через Средиземное море проникают огромное число мигрантов. Вследствие этого, данный вопрос требовал от государств решительных, быстрых и эффективных мер.
В начале кризиса количество нелегальных мигрантов на территории Евросоюза составляло 2 155 485 миллионов человек, когда в 2014 году это число было намного меньше - 672 215 тысяч человек [25]. Кроме того, количество ходатайств на убежища также увеличилось и составило 1 322 845 тысяч на 2015 год, в то время как в 2014 году число было вполовину меньше - почти 627 тысяч заявлений [21]. Таким образом, за один год нелегальная миграция выросла больше чем в три раза, а количество ходатайств на убежища в два раза, что вынудило членов Евросоюза сиюминутно искать эффективное решение данной проблемы.
Среди причин кризиса можно выделить военные операции в Сирии, являющиеся следствием «Арабской весны». Бывший министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выразил свое мнение о влиянии событий на территории Сирии следующим образом: «Мы должны бороться с причинами бегства людей. И основной причиной является, без сомнения, конфликт в Сирии. Мы еще очень далеки от политического решения кризиса» [10]. Следующей причиной является легкий способ добраться до европейской территории. Наиболее предпочтительным способом является Средиземноморское море, однако использование данного пути порождает серьезную проблему- большое количество людей тонет и пропадает в попытках мигрировать. Самое большое число таких случаев было зафиксировано в 2015 году - 1 308 тысяч людей [17].
По словам бывшего верховного комиссара ООН по делам беженцев Антониу Гутерриша, имеются три фактора, которые спровоцировали миграционный кризис. Первый из них - потеря веры в решение сирийского конфликта среди граждан Сирии. Второй фактор - истощение ресурсов тех людей, которые уже покинули место жительства. И последнее - сокращение гуманитарной помощи в этом регионе [19].
Согласно данным Евростата, большее количество мигрантов прибыло прежде всего, из Сирии (29% от общего числа просителей убежища), затем Афганистана (14% от общего числа просителей убежища), а затем Ирака (10% от общего числа просителей убежища). Большее количество запросов на убежище было направлено в Германию (441 800 тысяч запросов или 35%) и Венгрию (174 400 тысяч или 14%) [22].
Миграционный кризис в Европе стал яблоком раздора для европейских стран и создает большое количество проблем, которые не могут быть решены в настоящее время европейским правительством.
Одна из проблем - ситуация внутри европейских стран. Большинство граждан не удовлетворены протеканием данного кризиса на европейской территории. Например, в Германии большинство немцев считают, что власти их страны не могут справиться с кризисом [2]. Они начинают чувствовать себя иностранцами в собственной стране. Одна из жительниц немецкого города Эссен опубликовала на своей странице в БасеЪоок видео, где рассказала, что в группе детского сада, который посещает ее сын, 25 детей, но только двое из них говорят на немецком языке и, вследствие этого, ее ребенок чувствует себя изолированным [1]. Кроме того, реакция на кризис зачастую выливается в беспорядки. Один из случаев таких беспорядков был зафискирован в городе Хемниц. Причиной этих беспорядков являлось убийство гражданина Германии. Очевидцы рассказали, что виновниками являются молодые люди, которые начали бросать петарды и другие предметы в полицию и в толпу. В ответ полицейские применили водомет [4].
Решение конфликта затрудняют проблемные отношения между странами ЕС и Турцией. Турция требует больше средств для сдерживания кризиса. Еврокомиссия одобрила создание специального фонда для беженцев в Турции, для которого Европейская Комиссия выделила 500 млн евро, а европейские страны должны собрать остальные 2,5 млрд евро [12]. В марте 2018 года Европейская Комиссия подписала соглашение о дополнительных 3 млрд евро для беженцев (1 млрд от Евросоюза и 2 млрд от стран ЕС) [13].
Последняя проблема, но не менее важная и, возможно, одна из самых значимых для существования Евросоюза, заключается в том, что шенгенская зона находится под угрозой из-за этого кризиса. По словам главы МВФ Кристин Лагард «Кризис беженцев подталкивает к решающему моменту» [9]. Она подтвердила влияние кризиса беженцев на Шенгенскую зону. Временная попытка выхода из Шенгенской зоны была предпринята Австрией в 2016 году [3]. Также австрийское правительство предложило исключить Грецию из Шенгенской зоны, поскольку, с австрийской точки зрения, Греция не делает все возможное для контроля над миграцией.
Попыткой решить данную проблему является предложение Еврокомиссии о выделении квот. Это предложение было отвергнуто странами Восточной Европы, Великобританией, Ирландией, Данией, поскольку
они не хотели принимать мигрантов и были негативно настроены против них. Германия, являясь наиболее положительно настроенной страной по отношению к мигрантам, пыталась найти поддержку у других европейских стран, но потерпела неудачу. Мнения представителей других европейских стран разнятся. Например, глава министерства иностранных дел Венгрии Петер Сийярто обвинил Грецию в халатности по отношению к своим границам, а также по отношению к регистрации мигрантов [17]. Президент Литвы Далия Грибаускайте считает, что выделение квот несправедливо и Литва готова принимать мигрантов, но только тех, кто действительно бежит от войны и нуждается в поддержке, а не тех, кто хочет жить лучше [24]. Власти Венгрии и Словакии подали иск против выделения квот в Европейский суд, но этот иск был отклонен. Австрийский канцлер С.Курц заявил, что он против квот, но предлагает сотрудничество со странами-транзитерами [15]. Распределение квот было принято в 2015, но в течение двух лет результат этого распределения не был успешным. Лишь одна пятая беженцев была перемещена.
Поскольку предложения Еврокомиссии не возымели успешного результата, так как не были приняты положительно правительствами европейских стран, власти стран пытаются найти решение этой проблемы самостоятельно. Например, в июле прошлого года главы МИД обсуждали этот вопрос в Инсбруке. В этой встрече приняли участие два главных критика миграционной политики - главы Министерства дел Германии и Италии. Предложения на этой встрече были следующие: не подавать заявления о предоставлении статуса беженца на территории ЕС, поскольку это противоречит действующему законодательству в ближайшее время; заявки должны подаваться в посольства ЕС в странах по месту жительства; в особых случаях возможно принятие в странах транзита, но не на территории ЕС. Кроме того, убежище в ЕС должно предоставляться только тем лицам, которые уважают европейские ценности и готовы к интеграции [18]. Но все эти идеи были осуждены либеральными СМИ из-за противоречий Женевской конвенции (1951).
Также была предложена идея создания центров для беженцев за пределами ЕС, где мигранты смогут получить убежище, а затем получат возможность переехать в Европу. Но это предложение является не до конца ясным, поскольку нет информации о том, где данные центры будут размещены.
В августе 2018 решение было найдено. Оно связано с созданием специальных центров в Германии, куда будут отправляться мигранты. Канцлер Германии А. Меркель поддержала эту идею. Суть этих центров заключается в размещении там мигрантов до момента рассмотрения и вынесения решения по поводу их нахождения на территории ФРГ [16]. Первые такие центры были открыты в тестовом режиме на территории Баварии в августе 2018 года.
Также Германия продлила контроль на границе с Австрией до ноября 2019 года. По словам бывшего министра внутренних дел Германии Т. Де Мезьера, это решение было принято, из-за сохраняющейся террористической угрозы, плохой защиты внешних границ ЕС, а также высокого уровня нелегальной миграции в содружестве. Основной поток беженцев идет из Австрии. Другая страна - Дания - также продлевает временный контроль на границе с Германией с 2016 года, поскольку на территории Германии существует угроза теракта. Последний раз продление было согласовано в октябре 2019 и оно будет действовать с ноября 2019 сроком на 6 месяцев [11]. Кроме того, Дания вводит пограничный контроль и на датско-шведской границе с ноября 2019 года.
Италия постоянно ужесточает позицию по мигрантам: если раньше по распоряжению министра внутренних дел Сальвини итальянские порты закрывались исключительно для частных судов неправительственных организаций со спасенными на море беженцами, то теперь запрет распространяется и на все международные миссии [19].
Сейчас Италия - главный противник мигрантов. Когда в Италии пришло к власти новое правительство, в стране произошли некоторые изменения в миграционной политике. На данный момент в Италии действует "антимиграционное" правило. Глава ведущей партии - Маттео Сальвини, пообещал заняться депортацией мигрантов из Италии. Кроме того, в силу вступит декрет, благодаря которому будет легче депортировать мигрантов. Этот указ касается тех мигрантов, которые виновны в совершении таких тяжких преступлений, как изнасилование и нападение [23].
Страны Восточной Европы, а именно Вышеградская группа, которые выступают против беженцев, полагают, что существует потребность в помощи тем странам, откуда идет основной поток мигрантов. Президент Чехии Милош Земан заявил, что лучше помочь обновить инфраструктуру Сирии, чем вести дебаты об обязательном распределении мигрантов [8]. Польские власти не поддерживают предложение о расширении Frontex. По их мнению это бессмысленно, потому что есть много других проектов, которым нужна финансовая поддержка гораздо больше, чем Frontex [6].
Еще один вопрос, который необходимо урегулировать в настоящее время, - нейтрализация корней беженцев в Средиземноморье. Для этого была учреждена операция "София". Она была создана после действий 2015 года, который был пиком контрабанды и гибели людей в Средиземном море. В августе 2018 все власти Европы поддержали продолжение этой операции [7]. Однако уже в конце 2018 года члены Европейского Союза начали расходиться во мнениях касательно продления мандата на эту операцию, а в 2019 году военно-морская миссия была официально завершена. Такой исход ситуации сложился в связи невозможности членов ЕС договориться по поводу распределения мигрантов, спасенных в Средиземном море [14].
Сегодняшняя ситуация вокруг мигрантов меняется. На 2018 год число нелегальных мигрантов составляло 601 500 тысяч человек [26]. Количество запросов на предоставление убежища на сентябрь 2019 года составляет 412 585 тысяч человек. При этом количество запросов в августе и в сентябре значительно уменьшились: если еще в июле 2019 года количество запросов составляло почти 58 тысяч, то уже в сентябре 2019 года это количество стало равно 19 305 тысяч [20]. Изменились и направления потоков мигрантов: первое место занимает Германия, второе - Франция, третье - Испания. Больше всего запросов от мигрантов из Сирии (11%), а также из Афганистана (7%) и Венесуэлы (7%).
Успех в снижении миграционного потока комиссар ЕС по делам миграции, внутренним делам и гражданству Д. Аврамопулос приписывает к деятельности Frontex: «Европейская пограничная и береговая охрана вывела защиту пределов ЕС на новый уровень, вместе с нашими партнерами мы работаем над тем, чтобы ввести миграцию в правовые рамки и активизировать отправку нелегальных иммигрантов обратно по домам». Однако он не отрицает того, что влияние данного миграционного кризиса будет сказываться на предвыборные кампании в европейских государствах. Верховный представитель ЕС в международных отношениях и политике безопасности Ф. Могерини отмечает положительный эффект от работы с Африканским союзом и с ООН [5].
Таким образом, несмотря на то, что на сегодняшний момент поток миграции существенно снижен, миграционная проблема остается одной из главных для Европейского Союза. Последствия миграционного кризиса, а именно необходимость урегулирования процесса распределения мигрантов, а также непринятие мигрантами европейской культуры являются важнейшими предпосылками для выработки единой миграционной политики Евросоюза.
Большой проблемой для выработки единогласного решения по миграционному вопросу является несогласованность мнений среди государств Европейского Союза. Как можно видеть, государства разделились
на тех, кто поддерживает мигрантов и тех, кто категорически против них. Именно этот факт в большей степени не позволяет государствам создать согласованную политику в миграционной сфере.
Основываясь на данном случае миграционного кризиса Европейскому Союзу необходимо выработать тщательную, детализированную политику, которая будет основана на принципах равенства и солидарности, однако также будет учитывать определенные особенности государств с целью наиболее эффективного решения такого рода проблем.
Список используемой литературы:
1. «Чувствуем себя иностранцами»: в Германии детсадовец попал в группу, где почти никто не знает немецкий [Электронный ресурс] // RT на русском. - 29.08.2018. - URL: https://russian.rt.com/world/video/549403-germaniya-detskii-sad-inostrancy (дата обращения: 11.10.2019)
2. 81% граждан Германии считает, что правительство не справляется с миграционным кризисом [Электронный ресурс] // RT на русском. - 04.02.2016. - Режим доступа: https://russian.rt.com/article/146254 (дата обращения: 11.10.2019)
3. Австрия ограничивает действие Шенгена и усиливает проверку на границе [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 16.01.2016. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160116/1360663972.html (дата обращения: 13.10.2019)
4. Беспорядки из-за убийства произошли в немецком городе Хеймниц [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. - 28.08.2018. - URL: http://www.aif.ru/incidents/besporyadki_iz-za_ubiystva_proizoshli_v_nemeckom_gorode_hemnic (дата обращения: 11.10.2019)
5. Брюссель утверждает, что миграционный кризис Европы остался позади [Электронный ресурс] // Спутник. - 07.03.2019. - URL: https://ee.sputniknews.ru/news/20190307/15343877/Brussel-migracionnyj-krizis-Europe-konec.html (дата обращения: 21.10.2019)
6. Варшава высказалась против расширения Frontex [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 15.10.2018.
- URL: https://ria.ru/world/20181015/1530676300.html (дата обращения: 29.10.2019)
7. Все страны поддержали продолжение операции «София», заявила Могерини [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 30.08.2018. - URL: https://ria.ru/world/20180830/1527486663.html (дата обращения: 31.10.2019)
8. Вышеградская четверка призвала помогать мигрантам в странах их проживания [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 12.10.2018. - URL: https://ria.ru/world/20181012/1530563123.html (дата обращения: 25.10.2019)
9. Глава МВФ: миграционный кризис ставит под угрозу Шенген [Электронный ресурс] // Baltnews. -23.01.2016. - URL: https://baltnews.ee/mir/20160124/1014398921.html (дата обращения: 13.10.2019)
10. Глава МИД ФРГ: Основной причиной миграционного кризиса остается конфликт в Сирии [Электронный ресурс] // ТАСС. - 12.10.2015. - URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2339533 (дата обращения: 10.10.2019)
11. Дания ввела пограничный контроль со Швецией [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 10.10.2019.
- URL: https://ria.ru/20191010/1559612936.html (дата обращения: 21.10.2019)
12. Европа: не виноватая я, он сам пришел! [Электронный ресурс] // Конт. - 24.01.2016. - Режим доступа: http://cont.ws/post/186638 (дата обращения: 11.10.2019)
13. Евросоюз согласовал выделение 3 млрд евро на помощь сирийским беженцам в Турции [Электронный ресурс] // Ведомости. - 14.03.2018. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2018/03/14/753481-evrosoyuz-videlit-na-pomosch-siriiskim-bezhentsam-turtsii (дата обращения: 11.10.2019)
14. ЕС прекращает военно-морскую миссию в Средиземном море [Электронный ресурс] // Deustche Welle. - 26.03.2019. - URL: https://p.dw.com/p/3FhWh (дата обращения: 21.10.2019)
15. Курц: Австрия предлагает новый механизм решения миграционного кризиса вместо квот ЕС [Электронный ресурс] // ТАСС. - 18.10.2018. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5687876 (дата обращения: 11.10.2019)
16. Новые транзитные центры для беженцев: зачем они нужны Германии [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - 01.08.2018. - URL: https://p.dw.com/p/32OVg (дата обращения: 30.10.2019)
17. Проблема беженцев: ООН бьет тревогу [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/spec/refugee (дата обращения: 10.10.2019)
18. Противники миграционной политики ЕС переходят в контрнаступление [Электронный ресурс] // Иносми. - 13.07.2018. - URL: https://inosmi.ru/politic/20180713/242743702.html (дата обращения: 16.10.2019)
19. УВКБ: сокращение гумпомощи САР - одна из причин миграционного кризиса [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 05.10.2015. - URL: https://ria.ru/world/20151005/1297177679.html (дата обращения: 10.10.2019)
20. Asylum and first time asylum applicants - monthly data (rounded). Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&plugin=1&language=en&pcode=tps00189 (accessed 21.10.2019)
21. Asylum and first time asylum applicants by citizenship, age and sex Annual aggregated data (rounded). Available at: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=migr_asyappctza&lang=en (accessed 21.10.2019)
22. Eurostat News Release 44/2016 of 4 March 2016 on Asylum Applicants in 2015. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/7203832/3-04032016-AP-EN.pdf/790eba01-381c-4163-bcd2-a54959b99ed6 (accessed 23.10.2019).
23. Italy migrant crisis: Government passes tough bill // BBC. - 24.09.2018. -URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-45625833 (accessed 25.10.2019)
24. Osteuropa und die Flüchtlingskrise: "Keiner hat hier Flüchtlinge eingeladen" [Электронный ресурс] // Spiegel Online. - 03.09.2015. - URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/osteuropa-fluechtlingskrise-spaltet-europa-a-1051193.html (accessed 11.10.2019)
25. Third country nationals found to be illegally present - annual data (rounded). Available at: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=migr_eipre&lang=en (accessed 11.10.2019)