ТЕМА НОМЕРА: ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ
УДК 323.22(470+571):316.334.3
В.Л. Римский
ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ В РОССИИ 2011-2012 ГГ.
РИМСКИЙ Владимир Львович — заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ. E-mail: [email protected].
В.Римский анализирует причины протестных выступлений, связанных с выборными процессами 2011-2012гг. Подчеркивает, что поводом стали методы ведения избирательных кампаний партией «Единая Россия». Свое недовольство, считает автор, протестующие сформулировали в суждениях и оценках, которые стали общими для подавляющего большинства граждан, а политический ответ на запрос социума видит неадекватным.
Автор предлагает социальные преобразования взамен политических как возможность изменить сложившийся в России социальный порядок.
Ключевые слова: избирательный процесс, массовые протестные акции,
рациональность, конкуренция, социальный порядок, политическая активность, гражданская активность.
Поводом к массовым протестным акциям в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России стали методы ведения избирательных кампаний партией «Единая Россия» и ее политическими спонсорами. Для участников этих акций было очевидно, что такие методы сопровождались существенными нарушениями политической конкуренции, в которой преимущества предоставлялись кандидатам от «Единой России» на выборах в Госдуму 4 декабря 2011 г. и В. Путину на выборах Президента РФ 4 марта 2012 г.
По утверждению организаторов всех протестных митингов, шествий и других акций, их участников объединял лозунг «За честные выборы!». Первоначально, сразу после выборов депутатов Госдумы, это было желание многих российских граждан: изменить процедуру проведения выборов так, чтобы на них не было никаких фальсификаций, а голоса избирателей подсчитывались честно. Но этот лозунг был, скорее, не политическим, он выражал желание честного и справедливого выявления воли большинства избирателей, независимо от того, какие политические партии или кандидаты выиграют выборы. И только для явного меньшинства политизированных россиян такие желания соотносятся с поддержкой тех или иных политических партий или иных политических сил.
© Римский В. Л., 2012
110
Поскольку эти желания не дают ни одной из партий политических преимуществ в борьбе за власть или ее удержание, по распространенным в публичной сфере нашей страны представлениям, они не относятся к сфере политического. Сами российские политики практикой своей деятельности исключили из публичной сферы представления о том, что политика имеет отношение к основным направлениям, методам и ресурсам решений проблем, что, кстати, является нормой в развитых западных демократиях. Но в России все, что не относится напрямую к борьбе за власть или ее удержание, с политикой не связывается, поэтому большинство россиян, как и большинство участников протестных акций, свои желания относительно честных и справедливых выборов не связывали с политикой. Эти требования стали, скорее, проявлением недовольства сложившимся в современной России социальным порядком. Гражданам сложно конкретно и обоснованно артикулировать свои оценки в этой сфере, неоднозначно описываемой и теоретически, и практически, содержащей разнообразные манипуляции сознанием вместо научно обоснованных суждений и оценок.
Недовольство тем, как были проведены выборы, граждане сформулировали в суждениях и оценках, которые действительно стали общими для подавляющего большинства протестующих. Но это произошло, скорее всего, потому, что иные основания для своего недовольства сложившимся социальным порядком оказалось сложнее понять, связать с повседневной жизнью и сформулировать в виде поддерживаемых представителями чужих для них социальных групп лозунгами. В современной России сложилась настолько существенная дифференциация социальных групп по интересам и ресурсам, которыми они распоряжаются, что их представители чаще всего просто не находят возможностей для диалога, общих пониманий проблем, не стремятся использовать свои ресурсы для решений проблем «не своих» социальных групп. Отношение к выборам неожиданно для многих политиков, как проправительственных, так и антиправительственных, позволило консолидировать их на общих пониманиях проблем организации и проведения компаний и голосования. И тем не менее выборы стали скорее поводом, чем основной причиной массовых протестных акций. Скорее всего, этот повод не вылился бы в массовые протестные акции, если бы не было реальных причин недовольства активных российских граждан проводимой Президентом и Правительством РФ политикой.
Активные российские граждане уже хорошо освоили рыночные отношения, научились их использовать в своих интересах, добиваться успеха в рыночных условиях. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, в которых проходили наиболее многочисленные акции протеста, развитость рыночных отношений повышает значимость рациональности в принятии решений и поведении, что более всего характерно именно для активных граждан. Ведь развитый капиталистический рынок именно при рациональном и основанном на научных знаниях принятии решений его участниками дает им надежду на успех в конкуренции с другими. Кстати, только надежду, но не гарантию получения достаточно высоких доходов и прибылей. Но даже для таких надежд участники рынка должны быть свободны в принятии решений о том, как им действовать, иначе рационализм их мышления во многом станет бесполезен.
В политике российского правительства рационализм иной. Он скорее связан с реализацией корпоративных интересов органов власти и крупного бизнеса, нарушающих принципы свободы, прав человека и препятствующих саморазвитию индивидов. Кроме того, он не является последовательным. В частности, власти нередко действуют не в соответствии с
111
нормами российского законодательства, а само законодательство формируется не в соответствии с достижением того, что экономисты называют общественным благом. В очередной раз это проявилось на федеральных выборах декабря 2011 г. и марта 2012 г., когда, например, не были созданы равные условия конкуренции участников. А для большинства российских граждан равные условия конкуренции уже стали желаемой нормой, которую они позитивно оценивают, например, в развитых странах западной демократии. Развитая рациональность активных граждан вошла в противоречие с рациональностью российских органов власти. В сознании активных и успешных граждан формируется представление о необходимости приведения рациональности российских органов власти в соответствие с рациональностью органов власти развитых стран. Таков общий смысл многих лозунгов массовых протестных акций. Это и стало одной из значимых причин, определившей именно гражданский, а не политический запрос на изменение сложившегося в стране социального порядка, поддерживаемого органами власти.
Российским политикам такая гражданская постановка проблемы проведения выборов оказалась не нужна. Они с первых дней после выборов в Госдуму 4 декабря 2011 г. пытались политизировать гражданский протест и использовать его для собственной поддержки. Стратегии российских политиков всех без исключения политических взглядов и привели к тому, что в Москве 4 февраля 2012 г. одновременно проходило несколько митингов разной политической направленности. Митинг на Болотной площади был митингом политической оппозиции, при этом его организаторы даже участников собирали разными колоннами. Первая колонна была общегражданская, ее представители не могли или не хотели определить свою политическую идентичность. Но три другие колонны имели собственную политическую идентификацию: русские националисты, сторонники левых сил и сторонники либералов. Такое деление участников протестных митингов по идеологическим основаниям стало нормой в последующем. Например, протестные шествие и митинг 12 июня 2012 г. в Москве тоже были организованы с разделением на аналогичные колонны участников.
Проправительственные политики также способствуют разделению социальных групп российских граждан по интересам и приоритетам. Митинг на Поклонной горе, проведенный параллельно с протестным 4 февраля 2012 г., по заявлениям его организаторов, собрал и сторонников Путина, и его противников, но реально это был митинг в поддержку именно Путина как председателя Правительства РФ и кандидата на должность Президента РФ. Большинство выступавших и лозунги участников митинга на Поклонной горе призывали поддержать на предстоящих президентских выборах только Путина. А выступавшие на Болотной площади призывали не отдать 4 марта ни одного голоса кандидату Путину. Естественно, что митинг на Пушкинской площади был проведен в поддержку кандидата от ЛДПР на президентских выборах — В. Жириновского. А митинг на проспекте Сахарова предназначался для тех либералов, которые по принципиальным соображениям не хотели участвовать в массовых акциях вместе с националистами.
Российские политики в ответ на гражданский запрос социума предложили гражданам неадекватный политический ответ: выбрать, за кого голосовать на предстоящих президентских выборах и, как это было на протестных акциях, кого из высокопоставленных должностных лиц снять с должностей. В этом был общий смысл всех пунктов резолюции митинга 4 февраля 2012 г. на Болотной площади [3] и лозунгов участников митинга на Поклонной горе, где никакой резолюции не принималось [1]. Эти предложения российских политиков исходили из логики политического действия, в частности из логики президентской предвыборной
112
кампании. Но реализация таких политических предложений неспособна ни обеспечить в стране проведение честных выборов, ни существенно изменить социальный порядок. Предложения политиков не затрагивают социальные причины проведения выборов в стране, в честность которых не верит большинство россиян, не затрагивают они и причин социального порядка, который не устраивает большинство активных граждан.
Изменение приоритетов и направленности политики органов государственной власти вполне способно сконцентрировать совместную гражданскую и политическую активность людей, например, на проведении модернизации страны, необходимость которой очевидна всем социальным группам современной России. Социологические исследования показывают, что основным направлением российской модернизации должна стать именно социальная модернизация, направленная на обеспечение реального равенства всех граждан перед законом, соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека, социальной справедливости и существенного снижения уровня коррупции [1, 2]. Большинство участников протестных митингов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах демонстрировали как желательные именно эти приоритеты развития страны. Экономические и политические преобразования, предлагаемые представителями органов власти и политической оппозиции в качестве приоритетных целей модернизации страны, поддерживаются существенно реже.
Оппозиционные политики не нашли адекватного ответа на такой гражданский запрос участников массовых акций. А проправительственные политики продолжают бороться с уличной протестной активностью, понимаемой исключительно как активность политическая. Именно против политических акций были направлены практические действия органов власти и введение новых норм Федерального закона № 65-ФЗ от 08.06.2012 о митингах. И то, и другое еще больше политизирует предстоящие протестные митинги и шествия. Но политизация протестной активности граждан большинством из них не воспринимается как адекватная и правильная реакция органов власти и политиков на гражданский запрос по изменению социального порядка в стране. Социальные преобразования могут позволить изменить социальный порядок, сложившийся в современной России, а политические без социальных — вряд ли могут этому даже способствовать.
Литература
1 Закатнова А. Митинг на Поклонной стал самым массовым : в нем приняли участие порядка 138 тысяч человек // Российская газета : [веб-сайт]. 2012. 4 февр. URL: http://www.rg.ru/2012/02/04/poklonnaya-site.html.
2 Тихонова Н. Е. Акторы российской модернизации в восприятии населения и в
реальности // Вестник Института социологии : [веб-сайт]. 2011. URL:
http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2011_32/Tihonova2.pdf.
3 4 февраля. На Болотной площади принята резолюция митинга (ДОКУМЕНТ).
Хроника событий : текстовая трансляция, передан. корресп. «Новой газеты» с места событий // Новая газета : [веб-сайт]. 2012. 4 февр. URL:
http://www.novayagazeta.ru/politics/50839.html