УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10190
ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В ТЮРЕМНЫЕ ДЖАМААТЫ, ИМЕЮЩИЕ ЭКСТРЕМИСТСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Светлана Владимировна КУЛАКОВА, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье теоретически обосновывается положение о многокомпонентной природе современного экстремизма. Выдвигается гипотеза о том, что существенной составляющей терроризма является нехимическая аддикция. Рассматриваются причины и механизмы вовлечения осужденных в тюремные джамааты, имеющие экстремистскую направленность. Рассмотрены пути используемой тактики вербовки. Показана необходимость обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы механизмам, применяемым членами экстремистских исламских организаций к неофитам.
Ключевые слова: тюремные джамааты, осужденные, экстремизм, неофиты, манипулятивные механизмы, вербовка.
Annotation. The article theoretically substantiates the position on the multicomponent nature of modern extremism. A hypothesis is advanced that an essential component of terrorism is a non-chemical addiction. The reasons and mechanisms for involving convicts in prison jamaats, which have an extremist orientation, are considered. The ways of the recruitment tactics used are considered. Shows a need for training prison personnel mechanisms applied by members of the extremist Islamic organizations to the neophytes.
Keywords: prison jamaats, convicts, extremism, neophytes, manipulative mechanisms, recruitment.
В последние годы стал весьма актуальным вопрос распространения радикального ислама в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) путем формирования «тюремных джамаатов», имеющих выраженную экстремистскую направленность1.
Вызывает особую озабоченность то, что членами подобных объединений становятся не только осужденные по частям 1—5 ст. 205 УК РФ, ч. 1 ст. 282 УК РФ (преступления террористического характера и экстремистской направленности), но и возросшее число неофитов (от др.-греч. уеофито^ — «недавно насажденный» — новый приверженец, новообращенный религии, учения) не из числа «этнических мусульман».
Появление «русских мусульман» диктует необходимость разработки комплекса мер по противодействию этому явлению, а одним путей та-
кого противодействия является знание механизмов, применяемых членами экстремистских исламских организаций к неофитам.
Значительное количество типологий и разновидностей понятия экстремизма, которое мы можем встретить в современной науке, не являются единой классификацией. Это соответствует мнению ряда современных исследователей, отмечающих, что классификация экстремизма на различные виды и типы является условной2.
Наиболее распространенной, по нашему мнению, является типология, опирающаяся на примечание к ст. 282 Уголовного кодекса РФ. Однако «возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе» является следствием
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
существующей мотивации экстремиста и оставляет за скобками вопрос, а что именно побуждает к возбуждению ненависти и т.п.
Известно, что суть термина «экстремизм» составляют латинские слова «ех1гетИа8» и «ех1гетш», обозначающие удаленность и крайность, отказ от выполнения общепринятых обязанностей, приверженность крайним методам действий3.
Возможность широкой трактовки терминов, на наш взгляд, позволила неоправданно широко делить экстремизм на виды. В литературе мы находим: международный, личностно-бытовой, экономический, экологический экстремизм, внешний и внутренний, государственный, организационно-групповой, индивидуальный, с применением физического или психического насилия, политический, этнический, религиозный.
Ю.П. Зинченко, А.Ш. Тхостов4 утверждают, что терроризм позволяет найти «обходной путь» удовлетворения потребностей и решить актуальные социально-средовые проблемы путем игнорирования «принципа реальности» и суррогатного удовлетворения потребностей. При этом потребностные состояния удовлетворяются в особой — «смещенной», символической форме». Разрешить дихотомию «интрапсихическое — средовое» поможет, на наш взгляд, введение ад-диктивного компонента.
Основной опыт любой химической аддик-ции, как нам представляется, — игнорирование «принципа реальности» и возможность суррогатного удовлетворения потребностей и «псевдорешения» актуальных социально-средовых проблем. Сходные механизмы формирования необходимых поведенческих паттернов реализуются в религиозных сектах5, что позволяет нам выдвинуть гипотезу многокомпонетности генеза экстремизма, определив одним из компонентов нехимическую аддикцию.
Уход от реальности в виде «бегства в экстремизм» (определение наше) по аналогии с другими нехимическими аддикциями, такими, как «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии» и проч.6, позволяет реализовать свои потребности путем сосредоточенности на узконаправленной сфере деятельности, в которой аддикт «успешен» при игнорировании остальных, в которых самореализация затруднена.
Рассмотрим вопрос, почему места лишения свободы являются благоприятной вербовочной средой?
Можно обозначить несколько причин: наличие ощущения ущемленности несправедливостью общества; чувство профессиональной и личной бесперспективности; чувство одиночества из-за отсутствия доверительных отношений; изоляция от привычного круга общения; схожесть отдельных позиций криминального и экстремистского сообщества; отсутствие в «тюремном джамаате» криминально-субкультурной «стратификации»; наличие аномальных потребностей; склонность к формированию аддикций.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что здесь для вербовщиков открыт целый ряд стратегических мишеней. Они могут предложить осужденному то, что является для него наиболее желанным, и находятся в личностной нише людей, которых можно представить в виде континуума.
С одной стороны, это осужденные с низким криминальным статусом, социально-психологически инфантильные, личностно и социально незащищенные, сенсибилизированные к фрустрации, стрессам, неудачам, с повышенной внушаемостью, а также нуждающиеся в аффективном отреагировании вытесненного психотрав-мирующего комплекса. С другой стороны — самостоятельные, агрессивные, склонные к лидерству, рациональные.
И если первые становятся идеальными «исполнителями», то вторые могут занимать «руководящие» должности в джамаате, быть активными помощниками в дальнейшей вербовке7.
Используемая тактика вербовки неофитов, на наш взгляд, сродни «неэтичным манипуля-тивным техникам убеждения и контроля», используемым в сектах, это:
■ контроль окружения (необходимость следовать правилам, принятым в группе); информационный контроль (избирательная трактовка Корана, требование «чистоты» (абсолютной лояльности джамаату));
■ контроль мышления (положение «доктри-
на превыше личности», трактовка всех окружающих событий осуществляется с точки зрения «святой науки»; таким образом, подавляется критичность и независимость мышления);
■ эмоциональный контроль (постепенное сужение самосознания и диапазона чувств путем искусственно поддерживаемого эмоционального дисбаланса и манипулирования чувством вины и страха с
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
целью формирования фобий, не позволяющих в дальнейшем покинуть джамаат).
Каждый из видов контроля имеет собственный потенциал и, попадая под постоянное действие этих основных манипулятивных механизмов, центр контроля личности неофита постепенно смещается к коллективному «я» джамаа-та. Вновь обращенный постепенно отказывается от способности принимать решения. Создается псевдоличность, которая подавляет подлинное «я» и поддается внешнему контролю.
Таким образом, знание механизмов, применяемых членами экстремистских исламских организаций к новообращенным, и организация на его основе профилактики распространения джамаатов в исправительных учреждениях ФСИН России станут эффективной технологией экологичного отношения к религиозному компоненту воздействия на осужденных исправительных учреждений.
1 Усманов И.М. Исламская радикализация осужденных к лишению свободы — миф или реальность? / Право и безопасность. 2014. № 2 (47). С. 52—55.
2 Дементьев C.B., Оганесян С.С. Психолого-педагогические возможности и пути минимизации экстремистских проявлений среди осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 5. С. 3—9.
3 Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энц., 1969 — 1978.
4 Зинченко Ю.П. Мотивация террориста / Зинчен-ко Ю.П., Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007. № 2. С. 20—34.
5 Хассен С. Освобождение от психологического насилия СПб.: Прайм Еврознак, 2003. 400 с.
6 Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
7 Теория и практика психологической работы с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую и террористическую деятельность: Монография / Казберов П.Н., Новиков В.В. / Под науч. ред. Ю.М. Антоняна. Тверь, 2015. С. 20—21.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Методология
преподавания юриспруденции в системе высшего образования россии
Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 367 с.
Изложены общетеоретические и научные сведения об андро-гогике, педагогике, психологии, педагогической психологии и дидактике, возникновении, становлении и развитии в России системы высшего образования, ее государственно-правовых основ. Проводится анализ методологии преподавания юриспруденции, профессионального становления и развития, самосовершенствования педагогических работников в целях формирования высококвалифицированных юристов.
Для аспирантов (адъюнктов), обучающихся на курсах повышения квалификации педагогических работников в сфере юриспруденции, слушателей, студентов юридических образовательных организаций, факультетов.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018