Научная статья на тему 'Причины и характер переселения западных адыгов в Османскую империю во второй половине XIX века'

Причины и характер переселения западных адыгов в Османскую империю во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1060
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / АДЫГИ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / TURKEY / RESETTLEMENT / CIRCASSIANS / THE OTTOMAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тлячев Анатолий Анатольевич

В данной статье рассказывается о причинах и характере переселения западных адыгов в Османскую империю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS OF RESETTLEMENT OF THE WEST Adyghes TO THE OTTOMAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

This article describes the reasons and nature of the migration of the Western Adyghes to the Ottoman Empire.

Текст научной работы на тему «Причины и характер переселения западных адыгов в Османскую империю во второй половине XIX века»

УДК-69

Тлячев Анатолий Анатольевич

аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация.:

В данной статье рассказывается о причинах и характере переселения западных адыгов в Османскую империю.

Ключевые слова:

Турция, переселение, адыги, Османская империя.

Tlyachev Anatoly Anatolyevich

post-graduate student, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

THE REASONS OF RESETTLEMENT OF THE WEST ADYGHES TO THE OTTOMAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Abstract::

This article describes the reasons and nature of the migration of the Western Adyghes to the Ottoman Empire.

Keywords:

Turkey, resettlement, Circassians, the Ottoman Empire.

Известный военный историк, участник Кавказской войны генерал Р. Фадеев писало том, что Россия в первый год XIX века приняла под свою власть Грузинское царство и это «определило новые отношения государства к полудиким племенам Кавказа; из заграничных и чуждых нам, они сделались внутренними, и Россия должна была подчинить их своей власти. Отсюда возникла многолетняя и кровавая борьба. Чтобы владеть Закавказьем, надо было покорить Кавказ» [1].

Ход Кавказской войны можно разделить на несколько этапов. Первый этап охватывает период с 1816 года, когда начались военные действия на Кавказе, по 1856 год, когда закончилась Восточная (Крымская) война. Второй этап (1856-1864) это окончательное покорение Северного Кавказа, массовое выселение горцев и, соответственно, прибытие русскоязычного населения.

Обсуждалось несколько проектов выселения адыгов в Турцию, на равнины или во внутренние районы России. Особенностью проектов было то,

что все они строились на необходимости избавления от коренного населе-

155

ния и замены его русским или христианским населением, что было связано с неуживчивым характером горцев и их нелояльным отношением к России. Альтернативы выселению горцев не предполагалось. Из этого исходили как правительство России, так и кавказское управление. Это мнение правительства России выразил в своих «Письмах с Кавказа» генерал Р. Фадеев, которого тогда поддерживала большая часть интеллигенции России. «Между Восточным и Западным Кавказом существовала та коренная разница, что черкесы, по своему приморскому положению, никаким образом не могли быть прочно закреплены за Россией, оставаясь в своей родной стране. Надо было вести кровавую, продолжительную, чрезвычайно дорого стоившую войну для того только, чтобы подчинить закубанцев русскому управлению на время мира, в полной уверенности, что первый выстрел на Черном море опять подымет их против нас и обратит в ничто все наши усилия. Перевоспитать народ есть дело вековое, а в покорении Кавказа главным элементом было именно время... Нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье» [2].

В 1860 году командующим войсками Кубанской области был назначен граф Евдокимов, который, совершив поездку по региону, в ноябре 1860 года представил главнокомандующему Кавказской армии докладную записку с изложением своих взглядов о методах завоевания края. Евдокимов считал необходимым «заселение казачьими станицами всего пространства между реками Белой и Лабой и восточным берегом Черного моря... и предложение горцам выселиться на равнины или же удалиться в Турцию». Предложения графа Евдокимова были одобрены главнокомандующим Кавказской армией A.M. Барятинским, который привел к покорности лезгин и чеченцев на Восточном Кавказе и считал, что подобный метод на Западном Кавказе неэффективен, и «поставил целью войны на Западном Кавказе безусловное изгнание черкесов из их горных убежищ» [3].

В 1860 году, знакомя военного министра с перепиской по поводу переселения кавказских мусульман в Турцию, МИД Российской империи отмечал, что «князь Барятинский присовокупляет, что он убежден в государственной пользе безусловного и открытого распоряжения мусульманским племенам Северного склона Кавказского хребта переселиться в Турцию, и

вместе с тем находит опасным возвращение горцев из Турции, где они проникаются религиозной нетерпимостью и враждебным расположением к России» [4].

Неразрешенность вопроса состояла в том, надо ли предоставлять выселяемым черкесам земли на Кубани и Дону или во внутренних районах России, или предоставить им право выехать в Турцию. В 1857 году император Александр II учредил Кавказский комитет, в составе которого существовал отдельный комитет по колонизации Закубанского края. Одной из задач Кавказского комитета было проведение исследования о наличии в Российской империи достаточного количества свободных земель для переселения горцев. Свои исследования Кавказский комитет представил Совету министров. Данному вопросу было посвящено специальное заседание Совета министров Российской империи от 25 июля 1861 года. Совет министров постановил, что «только Уральское и Оренбургское казачьи войска имеют достаточное количество земли для поселения горцев целыми общинами посреди русского населения» [5].

Александр II утвердил решение Совета министров, но необходимы были огромные финансовые расходы для транспортировки горцев. План по созданию своеобразного нового Кавказа в Сибири требовал больших средств. Поэтому было решено остановиться на плане Барятинского - Евдокимова, т. е. предложить племенам Западного Кавказа или переселиться на Кубань, или выселиться в Турцию.

Правительство России оказалось перед выбором: переселять племена на Кубань или предоставить им право переехать в Османскую империю. Говоря о «поощрении кавказского переселения», князь Барятинский писал в октябре 1861 года, что основная цель переселения - «избавить Кавказское плоскогорье от горцев... и открыть прекрасные и плодородные места для... казачьего поселения» [6]. 1 мая 1864 года он поздравил Александра II с окончанием Кавказской войны и в этом же письме высказал свои пожелания: «Без потери времени и насколько возможно выселять горцев в Турцию, а когда страна будет от них очищена, мы утвердим свое положение навсегда».

Тем, кто давал согласие переселиться на Кубань, было обещано, что они получат земли в вечное владение, сохранят свое народное устройство и суд. Но Прикубанские земли - болота, отводимые горцам, «могли всего менее прельстить их, так как в тех местах болели казаки, переселившиеся туда со степного пространства, то каким образом... могли перенести это жители гор, дышавшие всегда свежим, здоровым воздухом...».

Как альтернативу горцам предлагали переселение в Турцию, обещали «казенную помощь». Таким образом, российское правительство добивалось освобождения земель, удаления непокорного горского населения и ускорения в «усмирении» края. По «Отчетам наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией. 1857, 1858, 1959» видно, что князь Барятинский прекрасно понимал, какую роль играет земля: «Привязанность к родной почве составляет главную черту в характере горцев».

Известен факт, когда горцы попытались найти понимание у императора Александра II. 18 сентября 1861 года в урочище Мамрюк-Огой черкесская депутация была принята Александром II. Депутация требовала прекращения захвата земли и заселения ее станицами и крепостями, строительства дорог и... военных действий. Император ответил: «Выселяться, куда укажут, или переселяться в Турцию...» [7].

Рапорт Великого князя Михаил Николаевича, подготовленный до окончания войны на Кавказе, показывает, что у российского правительства был хорошо разработанный план решения черкесской проблемы: «...состояние дел в западной части Кавказа к началу весны этого года было таково: весь северный склон горного хребта, начиная от Лабы и до моря, и южный склон, от устья Кубани до бывшего форта Вельяминовского были очищены от враждебного населения... горцы, отрезанные нашими войсками от горы, были поставлены в условия: или в течение февраля они оставили бы свои аулы и перешли со своими семействами и имуществом к Убину или в те места, которые им были предписаны для их размещения в долине Кубани или же для выселения в Турцию... 21 февраля отряд под личным командованием генерал-адъютанта графа Евдокимова прошел через перевал Главного Кавказского хребта... Результатом этих действий стало покорение всех горских племен, проживавших между Туапсе и Псезуапе... 5 марта генерал-

майор Гейман... без единого выстрела занял бывший форт Лазарева. Результатом стало массовое переселение шапсугов, которые были партиями сконцентрированы в устье Туапсе для отправки в Турцию» [8].

2 апреля 1861 года Император «принял изъявление покорности» от старшин убыхов, шапсугов, джигетов, выслушал их просьбы и «...приказал им выселиться на берег моря. Этот приказ исполняется. Большие группы горцев расположились на берегу моря и по мере прибытия кораблей за ними отплывают в Турцию» [9]. Горцы имели давние торговые, религиозные и политико-военные связи с Османской империей, поэтому, потерпев поражение в длительной борьбе с Россией, они, безусловно, надеялись на ее помощь. Не имея сил для вооруженного сопротивления, эти народы единственным средством к спасению считали переселение в Османскую империю, где жили их близкие знакомые, правителя которого они признавали как халифа [10].

Вот как передает настроение эпохи газета «Мусульманин»: «Для черкесов турки были дружественным и священным народом. Они представляли себе султана, великого падишаха истинно верующих, как самого могущественного монарха в мире, могущего осыпать их щедрой рукой неисчислимыми богатствами. Они воображали государство султана убежищем, в котором будут жить в довольствии и изобилии... на все советы оставаться на Кубани, они отвечали: «Мы хотим жить и умереть среди наших братьев мусульман. Наше желание - дать покой нашим костям на священной земле...» [11]. Черкесы были убеждены, что Османская империя самая могущественная держава на свете, по своему населению и пространству. Они верили, что султан повелевает всеми европейскими государствами, что, начиная последнюю войну, он не хотел беспокоить своих мусульманских подданных, а приказал французам и англичанам прийти и выгнать русских.

Разумеется, невозможно было организовать переселение горцев в Османскую империю без согласия ее правительства. Роль Османской империи в переселении не меньше, а возможно, и больше роли России. Некоторые историки считают, что вдохновителем переселения, по сути, являлась Турция, стремившаяся завлечь к себе как можно больше черкесов. На протяжении более полувека Османская империя подстрекала горцев к борьбе

против России, оказывала помощь деньгами и оружием. Черкесские племена имели своих постоянных представителей в Константинополе и Трабзоне.

Русский консул в Турции Мошнин писал: «Черкесы были расселены всюду, где только требовалось усилить ими мусульманский элемент населения» [12] или колонизовать пустые и малозаселенные места империи. Турция хотела показать, что Османская империя - покровительница «всех мусульман, а султан - их верховный судья. Вероятно, османы надеялись найти в черкесах «цемент» для сплочения своей распадающейся империи.

Основная причина массового переселения горцев заключалась в проводимой Россией и Турцией политике и в совпадении их интересов в этом вопросе. Что касается европейских государств, то сначала они поддерживали переселенческое движение горцев в Османскую империю, но, поняв, что Россия в скором времени может прочно закрепить за собой Кавказ, а усиление России в этом регионе противоречило интересам и Великобритании, и Франции, их дипломаты делали все, чтобы «парализовать переселение» горцев с Кавказа. Их главный аргумент сводился к тому, что врагов у России этим переселением уменьшится. Под влиянием европейских дипломатов Османская империя посылает воззвание к горцам: «Мусульмане! Если вы желаете опустошить ваши земли, то переселяйтесь в Турцию, если вы желаете быть покорными неверным, переселяйтесь к ним. Но если не желаете ни то, ни другое, то подождите, пока мы увидимся с вами лицом к лицу. Мы прибудем к вам скоро, если угодно Богу. Уже в совете держав положено: чтобы русские держались в прежних границах и оставили бы черкесам занятые ими земли; чтобы черкесы вошли в состав подданных турецкой державы; чтобы все державы были врагами русских... Мы не замедлим подать вам помощь не раньше, как через месяц...» [13].

Кроме выше перечисленных причин, связанных с политикой России и Османской империи, можно выделить и ряд других, способствовавших переселению. Одна из них - религиозная пропаганда. В этом переселении религиозный фанатизм, на который любят ссылаться историки, далеко не играл той роли, какую ему обыкновенно стараются приписать. Существует мнение, что черкесы воевали по религиозным мотивам и добровольно оставили свою землю, чтобы сохранить верность исламу. Такая точка зрения

противоречит многим фактам. В любой державе официальная религия всегда была частью государственной системы, поэтому необходимо понимать религию как идеологический инструмент государственной политики. На протяжении всей тысячелетней истории народы Северного Кавказа были веротерпимыми и исповедовали разные религиозные системы.

А. Мюллер в работе «Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории» считает кавказский мюридизм не религиозным, а политическим явлением, так как он не ставил перед собой глобальной задачи защиты от неверных мусульманских святынь Мекки и Медины. Лидер кавказских горцев Шейх Мансур поставил перед собой цель: объединить все горские народы. Действительно, кавказский мюридизм был политическим движением за единство и независимость народов Северного Кавказа, имея внешне религиозную окраску. В период имамата Шамиля мюридизм имел государственный статус [14], а религиозная сторона мюридизма приобретала все большее значение. Проповедь мюридизма основана на особенном объяснении тариката, части закона, содержащей учение об обязанностях человека: ежеминутное приготовление к вечности и ведение непрерывной войны против неверных. Мюридизм покорил население восточных гор и преобразовал его в воинствующий мусульманских орден.

Используя религиозные факторы, османские агенты начали свою пропаганду среди черкесов за переселение в Турцию. Вот некоторые их призывы: «Переселение - наша судьба. Если это угодно Аллаху, наш долг принять его». «Кто умирает в иноверном государстве, тот попадает в ад». «Невозможно жить в стране неверных и находиться под их властью. В этом случае надо или умереть, сражаясь, или переселиться в мусульманскую страну... вернувшись, вы освободите ваши родину» [15].

Однако интересен тот факт, что большая часть народов Северного Кавказа, исповедовавших ислам, не покинула свою землю, но многие из тех, кто не принял ислам, оказались вовлеченными в этот процесс. Народы Дагестана и Чечни, где ислам пустил более глубокие корни, остались на родине, в то время как убыхи, абхазы, не являвшиеся мусульманами, приняли участие в переселении. Религия не была решающей причиной исхода черкесов на чужбину, хотя религиозная пропаганда и сыграла значительную роль.

Благоприятным для переселения фактором мы считаем религиозно-социальную пропаганду турецких эмиссаров. Чаще всего это был открытый призыв к эмиграции, обещанию лучшей жизни: «Берегите ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботиться о постройке для вас домов, весь наш народ принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончанию их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши» [16].

Не последнюю роль в решении горцев переселиться в Османскую империю играли их личные и родственные связи. Некоторые родственники занимали большие должности в Турции. Еще в XVI веке Великим визирем был Черкес Осман-паша, войска которого несколько раз вторгались в Закавказье. Позже Чечен-заде хаджи Хасан-паша был вали Трабзона и возглавлял экспедицию к восточным берегам Черного моря. После смерти Махмуда II (1839) власть в империи вообще находилась в руках черкесских военачальников. Во время переселения горцев в Турцию высокие посты в Стамбуле занимали два маршала черкеса: Черкес Хафыз Мехмед и Черкес Исмаил Паша.

Безусловно, главной причиной переселения были Крымская и Кавказская войны, и все остальные причины вытекали из нее. Горцы всегда могли переселиться в Османскую империю, поскольку существовала давняя связь между горцами и османами. Горцы жили мечтой о богатой земле, где султан всех облагодетельствует. Поэтому действия российской администрации, все реформы встречали у большей части населения недовольство, вследствие чего возникали конфликты. Все эти причины были звеньями одной цепи. В администрации работали неподготовленные люди, поэтому часто результат их работы был негативным. Данная ситуация сложилось в результате того, что правительство России стремилось скорее и с меньшими потерями закончить эту слишком затянувшуюся войну, а горцы легко поддавались любой агитации против России и следовали за османами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фадеев Р. Собр. соч. СПб., 1889. Т. I. С. 16. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/.

2. Фадеев Р. Собр. соч. СПб., 1889. Т. I. С. 74-75.

3. Фадеев Р. Собр. соч. СПб., 1889. Т. I. С. 74.

4. РГВИА. Ф. 38. Департамент ГШ. Оп.1. Д. 64. Л. 10.

5. РГВИА. Ф. 38. Департамент ГШ. Оп. 7. Д. 382. Л. 52об.

6. Русский архив. 1889. Кн. II. С. 284-285. [Электронный ресурс]. URL: https:/ /runivers.ru /lib/book7627/406326/.

7. Дубровин М. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991. С. 357.

8. Фадеев Р. Собр. соч. СПб., 1889. Т. I. С. 155.

9. Покоренный Кавказ. А. Каспари. Снег. Пятигорск. 2010. С. 507.

10. Журнал «Мусульманин» Париж. 1910. № 6. С. 144. [Электронный ресурс]. URL: http: / /www.nlr.ru / rlin / fulLcard_layers.php?numer=297479&database=Periodika_rl_OPAC.

11. Журнал «Мусульманин» Париж. 1910. № 6. С. 143.

12. Мошнин А. Придунайская Болгария // Славянский сборник. 1877. Т. 2. С. 356 [Электронный ресурс] URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1996/ no2/1996_2_104.

13. Материалы для описания войны на Западном Кавказе // Военный сборник. 1864. C. 148-149 [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/ content/kavkazskaya-voina- 1817-1864-gg-i-psikhologiya-kombatantstva.

14. Фадеев Р. Письма с Кавказа. СПб., 1865. С. 57.

15. Kafkasyauzeriue be? konferans. istanbul, 1977. S. 137-138.

16. Берже А. Выселение горцев с Кавказа. П. Кавказская старина Пятигорск: СНЕГ, 2011. С. 176.

REFERENCES

1. Fadeev R. Sobranie sochineniy [a Collection of Essays]. SPb., 1889. Vol. 1, p. 16. Available at: URL: https://www.prlib.ru/item/. (In Russian).

2. Fadeev R. Sobranie sochineniy [a Collection of Essays]. SPb., 1889. Vol. 1, p. 74-75. Available at: URL: https://www.prlib.ru/item/. (In Russian).

3. Fadeev R. Sobranie sochineniy [a Collection of Essays]. SPb., 1889. Vol. 1, p. 74. Available at: URL: https://www.prlib.ru/item/. (In Russian).

4. RGVIA [RSMHA]. F. 38. The Department of the General staff The Department of General Headquarters. I. 1. C. 64. L. 10.

5. RGVIA [RSMHA]. F. 38. The Department of General Headquarters. I. 7. C. 382. L. 52ob.

6. Russkiy Archiv [Russian archive]. 1889. book 2, pp. 284-285. Available at: URL: https://runivers.ru/lib/book7627/406326/. (In Russian).

7. Dubrovin M. Cherkesy (Adyge) [Circassians (Adyghe)]. Nalchik, 1991. P. 357.

8. Fadeev R. Sobranie sochineniy [a Collection of Essays]. SPb, 1889. Vol. 1, p. 155. Available at: URL: https://www.prlib.ru/item/. (In Russian).

9. Pokorennyy Kavkaz [the Conquered Caucasus]. Pyatigorsk, 2010. P. 507.

10. Zhurnal "Musulmanin" [Journal "Muslim"]. Paris, 1910. no. 6, p. 144. Available at: URL: http://www.nlr.ru/rlin/fullcard_layers.php?numer=297479&database= Periodika_rl_OPAC.

11. Zhurnal "Musulmanin" [Journal "Muslim"]. Paris, 1910. no. 6, p. 143. Available at: URL: http://www.nlr.ru/rlin/fullcard_layers.php?numer=297479&database= Periodika_rl_OPAC.

12. Moshnin A. Danube Bulgaria. Slavyanskiy Sbornik = Slavic collection, 1877, vol. 2, p. 356. Available at: URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1996/ no2/1996_2_104. (In Russian).

13. Materials to describe the war in the Western Caucasus. Voennyy Sbornik = Military collection, 1864, pp. 148-149. Available at: URL: https://www.dissercat.com/content/ kavkazskaya-voina-1817- 1864-gg-i-psikhologiya-kombatantstva. (In Russian).

14. Fadeev R. Pis'ma s Kavkaza [Letters from the Caucasus]. SPb., 1865. P. 57.

15. Kafkasyauzeriue be? konferans. istanbul, 1977, pp. 137-138.

16. Berge A. Vyselenie gorcev s Kavkaza [The Eviction of the Gortsy from the Caucasus]. Pyatigorsk, SNEG, 2011. P. 176.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Тлячев А.А. Причины и характер переселе- Tlyachev A.A. The reasons of resettlement

ния западных адыгов в Османскую империю of the west Adyghes to the Ottoman empire in

во второй половине XIX века / А.А. Тлячев // the second half of the XIX century // The Bulletin

Вестник Армавирского государственного of Armavir State Pedagogical University, 2019,

педагогического университета. - 2019. - № 2. - No. 2, pp. 155-164. (In Russian). С. 155-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.