2. Необходимость совершенствования алиментного законодательства «перезрела»: интервью с Е. Мизулиной. URL // http://srduma.ru/ 5_64190.htm
3. Елизарова А. Закон об алиментах. URL // http://pravoved .ru/ questions
4. Приказ Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 05 ноября 2014 года № 847 «О величине прожиточного
минимума в Краснодарском крае за III квартал 2014 года». URL // http://sznkuban.ru
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года / под ред. проф. Б. В. Волженкина. СПб., 2001.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-Ф3 (с изм. и доп. от 04 ноября 2014 года). URL // http:// consultant.ru
УДК 343.97 : 343.85 : 343.32 ББК 67.99
А. В. Перепелицын
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РОСТ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ
В статье проанализированы подходы к пониманию сущности экстремизма, показан процесс формирования правовой основы противодействия этому опасному феномену, исследованы причины и факторы, детерминирующие рост экстремистских проявлений.
Ключевые слова: угрозы национальной безопасности, экстремизм, цветные революции, радикализм, фундаментализм, исламизм.
CAUSES AND FACTORS THAT DETERMINE THE GROWTH OF EXTREMISTS FORMER
TREMISTSKIH SENTIMENTS
The approaches to understanding the essence of extremism, processes offorming a legal framework for combating this dangerous phenomenon, studied the causes and factors that determine the growth of extremism.
Keywords: national security, extremism, color revolution, radicalism, fundamentalism, Islamism.
В числе наиболее опасных вызовов современности, формирующих угрозы национальной безопасности Российской Федерации, Президент России В. Путин в ходе ноябрьского заседания Совета безопасности выделил экстремизм и цветные революции. Экстремизм, являющийся основной движущей силой разнообразных цветных революций, представляет угрозу для внутренней безопасности государства, под которой понимается состояние защищенности от негативных социальных процессов, сил и явлений, создающих опасность для функционирования государственной власти, гармоничного развития общества, самореализации личности. В то же время проявления экстремизма способны оказать негативное влияние на безопасность культуры, резко снижая защищенность системы ценностей (идеалов, традиций, норм поведения), играющих ведущую роль в процессах формирования безопасности в целом. Экстремизм снижает уровень общественной безопасности, формируя условия для возникновения разного рода конфликтов, неоп-
ределенности и риска. Отрицательно влияет экстремизм на состояние информационной безопасности, а в конечном счете и на обеспечение внешней безопасности государства [1, с. 6-18].
Особую угрозу, как показывают события и в России, и за рубежом, представляет экстремизм, камуфлируемый исламскими лозунгами, который в широком смысле можно рассматривать как идеологическую доктрину и базирующуюся на ней политическую практику, то есть как идеологическое основание деятельности радикальных исламистских организаций, в совокупности образующих радикальное исламское движение [2].
Экстремизм подобного рода представляет агрессивную часть политизированного ислама, экстремистские и террористические акции которого в последние десятилетия имели место в различных регионах мира. Регулярно повторяющиеся жестокие акции сторонников исламского радикализма, уносящие каждый год тысячи человеческих жизней, побудили мировое сообщество сосредоточить усилия на борьбе с так назы-
ваемым международным террористическим интернационалом [3, с. 94-100].
Президент России отметил, что лидеры экстремистских организаций нацелены на молодежную среду, в которой пытаются вербовать своих последователей, вести пропаганду, действуя прежде всего через Интернет. По его словам, общество обоснованно встревожено этой ситуацией [4].
Несомненно, что в настоящее время в большинстве стран мира экстремизм переживает эволюционный подъем. Российское государство видит эту угрозу и выстраивает систему мер противодействия. Так, в 2002 году принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в 2007 году - Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Ряд статей, регламентирующих борьбу с экстремизмом, добавлены в Уголовный кодекс РФ. В структуре МВД России в 2008 году образованы центры по борьбе с экстремизмом. В 2013 году В. Путин подписал закон, ужесточающий уголовную ответственность за преступления, связанные с экстремистской деятельностью, 28 ноября 2014 года Президент России утвердил Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
При этом сам термин «экстремизм» по-прежнему вызывает дискуссию в среде ученых и практиков. Так, на сайте Московского бюро по правам человека отмечается, что понятие «экстремизм» трудно конкретизировать, оно применяется порой слишком широко и неправомерно: имеют место обвинения в экстремизме представителей несистемной оппозиции и антифашистов, попытки усмотреть экстремизм в деятельности НПО и молодежных субкультур, обвинения в разжигании ненависти в адрес СМИ и авторов исторических книг и фильмов, а также в противозаконной деятельности «неправильных» религиозных конфессий и деноминаций [5].
Действительно, в отечественной и зарубежной политико-правовой литературе существуют различные, порой взаимоисключающие, подходы к определению понятия экстремизма, не сформирована единая позиция относительно корней данного явления, не разделены многие смежные с ним концепты (например, радикализм, фундаментализм, исламизм и так далее).
Так, в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение экстремизма: «экстремизм (лат. ехТгетш) - привержен-
ность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» [6, с. 942].
В Малой энциклопедии современных знаний экстремизм понимается как «приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям» [7, с. 67].
С точки зрения В. Ю. Верещагина и М. И. Ла-бунца, экстремизм - это идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [8, с 7-8].
Н. Н. Афанасьев полагает, что экстремизм есть приверженность «к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве, изначальном отрицании всякого чувства меры, что неизбежно приводит к насилию [9, с. 230-234]. С. А. Воронцов понимает под экстремизмом деструктивное политико-правовое явление, заключающееся в публичном выражении и принудительной реализации политическими партиями, религиозными организациями, иными группами и отдельными гражданами идеологии, обосновывающей применение насилия для достижения политических задач, а также нарушение прав и свобод граждан в политических целях, совершение действий, направленных на подрыв безопасности государства, и иное применение насилия для достижения политических целей [10, с. 52-53].
Среди основных причин, влияющих на возникновение и развитие экстремистских настроений, следует назвать практически полное отсутствие социальных «лифтов» в обществе, лишающее молодых людей надежды на достижение сколько-нибудь значимого положения, возможности подняться над повседневной рутиной и унынием.
В качестве возможности выйти из «безнадежной» ситуации молодежь, особенно в первой половине 90-х годов XX века, видела участие в разного рода преступных группировках, которые буквально терроризировали населения, превращаясь в параллельные, а зачастую и единственно эффективные структуры власти.
По мере того, как правоохранительным органам удавалось брать ситуацию под контроль, ликвидировать преступные группировки, возрастала потребность молодых людей в обретении, пусть и ложно понимаемого, но смысла существования.
При этом уровень дифференциации общества практически не изменился, возможности легальной самореализации не возросли, а общественная мораль так и не сформировалась.
Попытки «канализировать» потребность молодежи в самореализации через создание разного рода молодежных организаций типа «нашис-тов» едва ли можно считать успешными, так как их основу составляли либо циничные карьеристы, либо лица, склонные к откровенно экстремистским способам отстаивания своих интересов [11, с. 52-55].
Сложилась благоприятная ситуация для распространения разного рода религиозных и националистических организаций экстремистской направленности.
Можно согласиться с С. А. Воронцовым в том, что усилению роли этнического и религиозного факторов в современной политической ситуации способствуют межнациональные противоречия, ухудшение экономического положения в стране или регионе, сепаратизм, рост организованной преступности. При этом очевидно, что данные факторы являются не основным звеном, а лишь оболочкой этого конфликта [12, с. 109-110].
Существенное влияние на распространение экстремистских настроений оказало качественное изменение информационной сферы. Появление Интернета не только сделало весьма затруднительным ограничение доступа желающих к материалам экстремистского содержания, но и способствовало формированию и развитию экстремистских группировок с использованием сетевых ресурсов.
Глобализация информационного пространства предоставила принципиально новые возможности экстремистским организациям религиозной и националистической направленности, действующих за пределами России, для формирования базы своих сторонников, оказания на них влияния, управления их деятельностью. В ряде случаев такая работа ведется под контролем спецслужб, действующих против России.
В определенной мере распространению экстремистских настроений националистического характера способствует разжигание ксенофобии не только на бытовом уровне, но и посредством публичных оценок и предложений, высказываемых представителями власти.
Опыт ряда европейских государств позволяет предположить, что масштабы экстремистских настроений, обусловленных межэтническими противоречиями, в России едва ли пойдут на убыль, поскольку эти проблемы в ближайшей перспективе сохранят свою остроту.
Речь прежде всего идет о трудовой миграции в российские мегаполисы, без которой вскоре едва ли можно будет обойтись. При обсуждении
проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года Президент России В. Путин подчеркивал необходимость усилить контроль за соблюдением правил пребывания мигрантов в России: «Известно, что незаконная миграция - это питательная среда для преступности, возникновения межэтнической напряженности и проявлений экстремизма. Необходимо усилить контроль за выполнением правил пребывания мигрантов в России, на деле заниматься их социальной и культурной адаптацией, защитой трудовых и других прав» [13].
Серьезные усилия властей, направленные на регулирование трудовой миграции, способствуют сдерживанию разрастания этих противоречий. Тем не менее едва ли удастся избежать ситуации, когда мигранты по мере укоренения в российских городах начнут претендовать на все больший объем реально достижимых благ. Это, в свою очередь, будет негативно восприниматься местным населением, склонным видеть в мигрантах лишь дешевую рабочую силу, и станет питательной средой для роста ксенофобии. В ответ - националистические настроения с перспективой их перерастания в экстремистские проявления.
Что же касается экстремистских настроений националистической направленности части представителей коренных народов России, то здесь, как показывает опыт Чечни, ситуация может меняться в лучшую сторону по мере стабилизации социально-экономической обстановки в регионах.
Тем не менее в целом едва ли удастся добиться принципиальных изменений только экономическими мерами и усилиями правоохранительных органов. Необходим комплексный подход, включающий формирование в обществе ценностных ориентиров, прежде всего в вопросах межэтнических отношений.
Литература
1. Воронцов С. А. О необходимости совершенствования государственной политики и управления в сфере безопасности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 4 (30).
2. Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д, 2000.
3. Воронцов С. А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России // Философия права. 2008. № 2.
4. Путин провел заседание Совбеза, посвященное Стратегии противодействия экстремизму в РФ
до 2025 года. URL // http://onf.ru/2014/11/20/pu-tin-provel-zasedanie-sovbeza-posvyashchennoe-strategii-protivodeystviya-ekstremizmu-v/
5. О Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. URL // http://pravorf.org/index.php/news/1204-o-strategii-protivodejstviya-ekstremizmu-v-rossijskoj-federac-zii-do-2025-goda
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
7. Малая энциклопедия современных знаний: в 2-х т. 2-е изд., перераб. М.; Харьков, 2000. Т. 1.
8. Верещагин М. Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм: этнонациональная институ-ционализация и регионализация. Ростов н/Д, 2002.
9. Афанасьев Н. Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
10. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте: дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.
11. Воронцов С. А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи // Власть. 2012. № 9.
12. Воронцов С. А. Особенности взаимодействия политической и религиозной систем: философско-методологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2000.
13. Путин провел заседание Совбеза, посвященное Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. URL // http://onf.ru/2014/ 11/20/putin-provel-zasedanie-sovbeza-posvyash-chennoe-strategii-protivodeystviya-ekstremizmu-v/
УДК 159.9 : 351.74 ББК 88
А. В. Мещерякова
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассматриваются проблемы формирования профессионала, который призван сочетать в себе обстоятельную психологическую подготовку, политическую и нравственную зрелость и высокий уровень правового сознания. Особое внимание уделяется процессу приобретения сотрудниками органов внутренних дел необходимого уровня профессионализма и формирования должного состояния и качества правовой психологии как необходимых предпосылок стабильной и продуктивной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: правовая психология, правомерное поведение, волевая подготовка, экстремальная психология, психологическая подготовка, психологическая подготовленность, прогнозирование состояний, экстремальная ситуация.
PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASSESSMENT OF READINESS OF LAW ENFORCEMENT
BODIES OFFICERS TO PROFESSIONAL WORK IN EXTREME SITUATIONS
In article problems of development of the person of the future professional which urged to combine detailed psychological preparation, a political both moral maturity and high level of legal consciousness are considered. Special attention process ofacquisition by employees of law-enforcement bodies of necessary level of professionalism and formation of a due condition and quality of legal psychology as necessary preconditions of stable and productive professional work in extreme situations.
Keywords: legal psychology, lawful behaviour, strong-willed preparation, extreme psychology, psychological preparation, psychological readiness, forecasting of conditions, extreme situation.
В современных сложных и противоречивых условиях российской действительности к личному составу органов внутренних дел предъявляются повышенные требования. При этом внимание акцентируется на проблемах развития
личности будущего профессионала, который призван сочетать в себе обстоятельную психологическую подготовку, политическую и нравственную зрелость, высокий уровень правового сознания.