УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
К 75-летию Великой Победы
УДК 343.9+930 Ю.М. Антонян
ВНИИ МВД России
Причины Холокоста
АННОТАЦИЯ. Холокост - незаживающая рана человечества. Предпринимается попытка объяснить причины самого крупного в истории уничтожения людей одной национальности - евреев, когда изуверским образом немецкими нацистами были убиты от 5 до 6 миллионов человек, включая граждан СССР. Причем все это произошло в самом центре цивилизованного мира - в Европе.
Рассмотрены понимание термина «Холокост», его этимология. Приведены исторические аспекты исследования природы и причин антисемитизма, общих для многих стран, прослежено его развитие с древних времен. На основе этого сделан вывод, что причины ненависти гитлеровцев к евреям и массового беспрецедентного их уничтожения имели иной характер, чем к представителям иных народов.
Автор полагает, что Холокост возник после захвата власти нацистами в 1933 г. на почве ненависти немцев к евреям, якобы виновникам поражения Германии в Первой мировой войне и экономических послевоенных бедствий страны; человеконенавистническое учение Гитлера привело с началом Второй мировой войны к массовому истреблению еврейского народа.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Холокост, нацизм, нацисты, концлагерь, антисемитизм, некрофилия, садизм, фюрер.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Антонян Ю. М. Причины Холокоста // Научный портал МВД России. 2020. № 2 (50). С. 8-15.
Yu. M. Antonyan,
National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation
Causes of the Holocaust
ABSTRACT. An attempt is made to explain the reasons for the largest extermination of people of the same nationality - Jews in history. At that time, between 5 and 6 million people, including citizens of the USSR, were killed by the German Nazis in the most savage manner. And all this happened in the very center of the civilized world - in Europe. The Holocaust remained an unhealed wound of humanity.
The author believes that the Holocaust arose after the Nazi takeover of power in 1933 on the grounds of German hatred of Jews, allegedly responsible for the defeat of Germany in World war I and the economic postwar disasters of the country; Hitler's misanthropic teachings led to the mass extermination of the Jewish people with the beginning of World war II.
KEYWORDS: Holocaust, Nazism, Nazis, concentration camp, anti-Semitism, necrophilia, sadism, Fuhrer.
FOR CITATION: Antonyan Yu. M. Causes of the Holocaust // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 2 (50). P. 8-15 (in Russ.).
В данной статье не анализируются сведения обсуждались на конференциях, встречах, семи-о количестве убитых евреев и способах их уничто- нарах, освещались в книгах, журналах, газетах и жения германскими нацистами, часто с помощью т. д. Однако представляется необходимым оста-убийц иного национального происхождения. Со- новиться на понимании самого термина «Холо-ответствующие цифры широко известны и часто кост», его этимологии.
Английское слово «holocaust» заимствовано из латинской Библии (где используется в латинизированной форме «holocaustum» наряду с «holocau(s)toma» и «holocaustosis»), восходящей к греческим, также библейским формам «6Локаи(о) год», «6AoKau(o)rov» - сжигаемый целиком, всесожжение, жертва всесожжения, «бЛокаитыца» - жертва всесожжения, «бЛокаитиод» - принесение жертвы всесожжения; в русском языке употреблялось в формах «олокауст» и «олокаустум» («Геннадиевская Библия», 1499), в «Письмовнике» Курганова (XVIII в.) употреблена форма «голо-кость» - жертва, всесожжение.
В английском языке термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны в России), а в современном значении истребления евреев нацистами - с 1942 г. Широкое распространение он получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе этот термин появляется в начале 1980-х годов, первоначально в форме «холокауст», позже - в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.
В современном английском с прописной буквы («Holocaust») слово употребляется в значении истребления нацистами евреев, а со строчной («holocaust») - в других случаях. В русском языке слово «холокост» при обозначении понятия, которое не является именем собственным, пишется со строчной буквы, а по отношению к геноциду евреев - с заглавной. В русском языке под термином «холокост» (со строчной буквы) понимается также любой акт геноцида. Некоторые источники полагают, что в настоящее время этот термин фактически употребляется именно для обозначения геноцида евреев в годы Второй мировой войны и в качестве обозначения конкретного исторического события пишется с большой буквы. Я разделяю эту точку зрения.
Начались преследования евреев бойкотом с 1 апреля 1933 г. и последующей волной расовых законов, касающихся евреев, работавших в государственных учреждениях или занятых определенными профессиями. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 г. положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.
Антиеврейская истерия в Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. привела к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная
ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
Выделение в качестве самостоятельной проблемы объяснение Холокоста вовсе не означает игнорирования причин уничтожения гитлеровской Германией других народов, в первую очередь славянских. Убийства, в том числе массовые, русских, украинцев и представителей иных народов на завоеванных немцами территориях СССР были все-таки другого характера и порождались не теми же причинами, что расправы над еврейским народом. Славян чаще убивали не потому, что они славяне, а чтобы подчинить себе, подавить, запугать или отомстить за сопротивление, за нападения на оккупантов, помощь партизанам и т. д. Это неизменно вызывало еще большую ненависть русских или белорусов, что, в свою очередь, порождало еще большую жестокость со стороны немцев. Вклад мирного населения, особенно партизан, в победу над врагом чрезвычайно велик.
Причины ненависти гитлеровцев к евреям и массового беспрецедентного их уничтожения, всегда сопровождаемого зверствами, носили, повторяю, совсем другой характер. Чтобы понять его, необходимо исследовать общие для многих стран природу и причины антисемитизма, проследив его развитие с древних времен.
Прежде всего следует отметить, что негативное отношение к евреям в древности и средневековье носило религиозный характер. Новый Завет (Библия) указывал на то, что именно евреи распяли на кресте христианского Сына Божьего, не учитывая, что сам Спаситель был евреем, как и все его первоначальные последователи, в том числе апостолы. Дело в том, что в те времена людей идентифицировали не по национальности, а по религиозной принадлежности, т. е. в какого бога человек верил, тем он и был. В средние века, когда христианская церковь погрузила Европу во «тьму», отношение к евреям как убийцам Христа стало неотъемлемой частью господствующей религиозности и, естественно, в таком виде воспринималось населением. Евреи в средневековой Европе были лишены многих гражданских прав, в том числе политических. Они не могли владеть землей, занимать государственные должности и т. д. Поэтому они жили в городах, занимаясь интеллектуальной деятельностью, трудились в сфере искусства, были весьма активны в области финансов, а с наступлением промышленной эры проявили себя в экономике и бизнесе. Многие были ростовщиками. В связи с этими обстоятельствами всех
евреев считали богачами (хотя большинство из них были бедны или имели средний достаток) и обыватели им завидовали, а зависть легко переходила в ненависть.
Еврейский народ, как и некоторые другие (например, цыгане, армяне, курды), рассеян по разным странам. Но евреи сплочены, в первую очередь своей религией - иудаизмом, а также твердыми коллективными представлениями, что они - единый народ, а поэтому обязаны поддерживать друг друга, не сливаясь с другими нациями. Их обособление, в немалой степени вынужденное, особенно в средневековье, тоже вызывало неприязнь и озлобление у представителей других народов, тем более что долгие годы евреи даже внешне (прежде всего, одеждой) отличались от неевреев. В разные периоды в ряде европейских городов евреев заставляли жить в гетто и носить на одежде специальные отличительные знаки. В XIII в. в Риме, в частности, это были желтые метки на груди. Как известно, в гитлеровской Германии такая практика была возобновлена.
Поиск причин Холокоста ведется давно. Высказывалось предположение, что в Германии к евреям всегда относились плохо, но это неверно: там к ним относились не лучше и не хуже, чем в других европейских странах. В Германии никогда не было таких еврейских погромов, как в России, не было их уничтожения и изгнания, как в средневековой Испании. На выборах в германский рейхстаг в 1893 г., например, депутатами стали лишь 16 представителей антисемитских группировок, плюс еще 12 кандидатов от других партий, которые поддерживали взгляды этих группировок. Подавляющее же большинство немецких избирателей - 95 % - не отдали свои голоса откровенным антисемитам.
Отношение к евреям резко изменилось после поражения Германии в Первой мировой войне. Обвинения в адрес евреев заключались в следующем.
1. Евреи уклонялись от участия в войне, в то же время наживались на ней, занимаясь спекуляциями в тылу. На самом деле немецких евреев в армии в пропорциональном отношении было не меньше, чем неевреев. Но антисемиты были твердо убеждены в том, что евреи предали Родину, о чем все время писали в газетах. Иными словами, нужен был виновник поражения и он был найден.
2. После войны евреи создали активное социалистическое движение, причем, это очень важно, действовали в союзе с российскими большевиками, среди которых преобладали евреи. В апреле
1919 г. революционеры провозгласили создание Баварской советской республики, провели ряд экспроприаций, расстреливали своих противников в тюрьмах. Вскоре эту республику разгромили, а евреев обвинили в попытке устроить коммунистическую революцию, которая в глазах не только немцев, но и всей Европы ассоциировалась с убийствами, погромами, конфискациями имущества. Действительно, среди видных коммунистов-революционеров было немало евреев. Оснований для страха перед коммунизмом было предостаточно.
В ленинском политбюро большевистской партии евреи составляли большинство. В 30-х годах прошлого столетия в ВКП(б) прошли масштабные чистки, в результате которых национальный состав кремлевского руководства претерпел существенные изменения. Но на низовых уровнях (что называется, «на местах») и в органах НКВД евреи-большевики по-прежнему сохраняли количественное доминирование. Многие из них имели опыт Гражданской войны, их заслуги перед советской властью оценивались как бесспорные, они участвовали в коллективизации, индустриализации и других масштабных большевистских проектах. Вот почему Гитлер истреблял евреев и комиссаров на захваченных советских территориях в первую очередь. Для нацистов эти два понятия были практически тождественными и слились в конце концов в единое целое определение «жидокомиссар».
3. Евреи способствовали развалу прежнего политического режима во главе с кайзером, выразили согласие с условиями ненавистного Версальского мирного договора и участвовали в Веймарском правительстве, которое виновно в гиперинфляции начала 1920-х годов. Антисемиты указывали на то, что юрист еврейского происхождения Г. Прейсс написал Веймарскую конституцию. Председателем социал-демократической партии в 1919 г. был политик еврейского происхождения Г. Гаазе, министр юстиции еврей О. Ландсберг отправился в Версаль и принимал к сведению все требования победивших союзников относительно мирных соглашений, промышленник еврейского происхождения В. Ратенау не только работал в военном министерстве во время войны, но и стал министром иностранных дел в Веймарской республике.
Евреи не разваливали императорскую Германию, это сделала более мощная сила - История, так же она поступила с абсолютистской властью в России и Австро-Венгрии. Как справедливо отмечает Л. Рис, абсурдно возлагать
персональную ответственность на политиков-евреев за коллективные решения, в которых они лишь принимали участие. Любая попытка обвинить конкретных людей при внимательном рассмотрении проваливается. Да, Г. Пре-йсс действительно участвовал в составлении Веймарской конституции, но окончательная версия принадлежит не ему и содержит положения, против которых он яростно возражал. Действительно, О. Ландсберг выслушивал все требования, которые выдвигали союзники в Версале, но антисемиты не говорят о том, что он подал в отставку, чтобы не подписывать договор. Что касается Г. Гаазе и В. Ратенау, то вскоре после войны оба были убиты (один в - 1919, другой - в 1922 г.) и вряд ли могут нести ответственность за политические промахи Веймарской республики.
И все-таки предубежденность «работает» только тогда, когда одни факты игнорируются, а другие преувеличиваются. Многие немцы не анализировали свои эмоциональные реакции на плачевное положение, в котором они оказались. Миллионы из них голодали из-за морской блокады Германии, организованной союзниками, -блокады, которая сохранялась до лета 1919 г. с целью оказать давление на новое правительство в подписании условий мирного договора. Немецкое общество также страдало от последствий эпидемии инфлюэнцы 1918 г. - она унесла очень много жизней. С учетом всех этих факторов и страха перед грядущей коммунистической революцией немалое число людей обратились к антисемитизму как удобному способу объяснить свои несчастья [2, с. 24].
На фоне неприязни и вражды к евреям махровым цветом расцвели антисемитские объединения («Немецкий народный союз обороны и наступления», общество «Туле», «Немецкая рабочая партия» и др.).
Таким образом, когда Гитлер быстрыми темпами шел к власти, для его яростного антисемитизма и человеконенавистнических теорий был готов прекрасный плацдарм. Но германский антисемитизм, активно бродивший в послевоенные годы (речь идет о Первой мировой войне), - это еще не Холокост, для этого нужен был Гитлер. Но почему ему был свойствен столь безграничный и беспощадный антисемитизм? На этот вопрос существует несколько предположений, в том числе и такое, что у фюрера была и еврейская кровь, а поэтому, убивая евреев, он пытался доказать, что является чистейшим германцем. Но эта гипотеза несостоятельна, поскольку
нет никаких убедительных доказательств того, что кто-то из его предков был действительно евреем.
Ярый антисемитизм Гитлера на самом деле объясняется достаточно просто. Как продукт своего времени, как представитель серой толпы он мог бы быть, так сказать, «просто» антисемитом, как тысячи его соотечественников, но он, в силу своего характера, воспринимал евреев крайне остро и болезненно и не был «просто» антисемитом, главное в том, что Гитлер был некрофилом и его некрофильская натура требовала не словесного клеймения этих «врагов», а их физического уничтожения, что и выразилось в Холокосте. Думаю, что это ужасное явление следует объяснить именно так. Гитлер был, конечно, не единственным некрофилом в нацистской правящей верхушке, подобные люди окружали его и выполняли волю своего любимого вождя. Такого количества убийств людей одной национальности, такого налаженного механизма их уничтожения история еще не знала.
Дикие призывы и приказы Гитлера как фюрера и «спасителя» Германии1 убеждали рядовых исполнителей в правильности и обоснованности политики в отношении евреев. Разумеется, и здесь свою отрицательную роль сыграла присущая нацистам готовность к беспрекословному выполнению приказов старших - от родного отца до фюрера. Человеку толпы, легковерному и простодушному, нужен конкретный враг или столь же конкретный друг, потому что этот человек не склонен серьезно анализировать, сопоставлять, находить противоречия, одним словом, думать. Самое лучшее для него - если ему прямо и недвусмысленно укажут, кого надо уважать и боготворить, а кого рвать на части.
Что касается самой практики убийства евреев, то она мало отличается от уничтожения немцами других народов. Исключение, причем очень существенное, составляют массовые убийства евреев в специально созданных для этого газовых камерах, поскольку к представителям иных народов такой способ лишения жизни применялся сравнительно редко.
Конечно, евреям завидовали многие, особенно люди толпы, завидовали не только потому, что
1 В «Майн кампф» Гитлер писал: «Если еврей с помощью своего марксистского вероисповедания одержит победу над народами нашего мира, то его корона станет надгробным венком человечеству, и наша планета опять, как когда-то, миллионы лет назад, будет необитаемой совершать свой путь в эфире». Нечто подобное Гитлер повторял бесчисленное множество раз в своих постоянных выступлениях.
те якобы все были богаты, но и по той причине, что они добивались высоких достижений в науке, искусстве, литературе. Зависть, переходящая в ненависть, объединяла всех антисемитов, чем умело пользовались Гитлер и его соучастники. Нацистская Германия особенно наживалась за счет ограбления и действительно богатых евреев, и тех, кто не мог похвастаться большими доходами. Все имущество, в том числе домашнее, в частности произведения искусства и жилье, присваивались чиновниками и частными лицами. Грабили, как это ни ужасно, и мертвых евреев.
Ограбление евреев - давняя традиция многих европейских властей. Испокон веков монархи брали взаймы у них деньги, а затем, чтобы не возвращать долги, изгоняли из страны. Гитлер пошел дальше: он ничего не брал в долг у евреев, он их просто грабил, изгонял из Германии и убивал, доходы же еврейского бизнеса, имущество и деньги евреев ему очень были нужны для вооружения страны. Он действовал строго по своей некрофильской программе.
Ограбление евреев не является главной причиной Холокоста, хотя она и весьма существенна. Главная причина, которую я пытался обозначить выше, носит нематериальный характер.
Богатые (и дальновидные) евреи начали уезжать из Германии вскоре после прихода Гитлера к власти: у них были деньги, чтобы откупиться и приобрести проездные билеты.
Массовому сознанию было недоступно понимание явно зияющего противоречия между утверждением, что, во-первых, евреи якобы управляли Германией, и, во-вторых, тлеющимся у них желанием погубить ее, т. е. самих себя, лишить себя того, что им принадлежит. Между тем именно на этом был основан немецкий антисемитизм, выпестовавший Холокост. Гитлер так истово верил в еврейскую угрозу, так погряз в предрассудках и примитивных суждениях, что это выглядело почти помешательством, но евреи, как ни странно, ему были полезны и необходимы, поскольку, понося и ненавидя их, он фанатично верил в то, что говорил о них.
Проанализируем отношение Гитлера к коммунистам: оно амбивалентно, двойственно. Фюрер, с одной стороны, боится и ненавидит их, а с другой - восхищается ими, признает, что многое позаимствовал у них, высоко оценивает Сталина. Положительное отношение к большевизму объясняется тем, что и СССР, и Германия были тоталитарными государствами, такими же, по сути, были и их партии, т.е. одной социальной природы. Ненависть же к коммунистам была вызвана
тем обстоятельством, что основателем коммунистического учения был еврей Маркс, среди большевистских руководителей было много евреев, а также и тем, что Гитлер намеревался захватить советские территории (об этом он писал и в «Майн кампф»), которые как раз и управлялись коммунистами. Слова «жидокомиссар» и «жидо-коммунизм» были весьма популярны среди нацистов.
Нельзя объяснить Холокост только общечеловеческими причинами причинения зла и проявления жестокого насилия. Такими причинами можно объяснить убийства и погромы вообще, но чтобы выявить специфику именно Холокоста, подлинным источником которого является антисемитизм в своей наиболее яростной форме, надо понимать, что для Холокоста еще необходимы были тоталитарное государство и тоталитарное общество, где беспрекословное подчинение диктатору и приказу представляет собой непоколебимый закон. Конечно, среди убийц евреев было много садистов и некрофилов - лиц, получающих удовольствие и удовлетворение от мучений и страданий их жертв, но такие же составляют подавляющее большинство среди, например, серийных сексуальных убийц. Подобные, с позволения сказать, люди были и в числе тех, кто сжигал сараи с белорусскими крестьянами, расстреливал заложников, топтал сапогами младенцев и т. д. Однако совершенно неверно считать, что в Холокосте (и в других гитлеровских преступлениях) участвовали только немцы, напротив, многие из них отказывались это делать, не выполняли приказы. Немецкий исследователь Г. Леви правильно напоминает, что «литовцы, хорваты, румыны и другие этнические группы в „отрядах смерти" Гитлера убивали евреев столь же эффективно и часто с большей жестокостью, чем немцы. Украинцев, например, часто привлекали, когда немцы отказывались убивать детей» [1, с. 246].
Среди охранников концлагерей были и милосердные люди, иногда даже спасавшие евреев, но таких было очень мало. В числе праведников мира, названных таковыми в Израиле, были и немцы, например Шиндлер.
Ненависть к евреям, накопившаяся в годы после Первой мировой войны в Германии, с приходом Гитлера к власти в январе 1933 г. вылилась в лозунг (или принцип): «Германия без евреев». Правда, тогда еще не могли предвидеть, что будут карающие отряды, газовые камеры и массовые расстрелы евреев. Демонологический взгляд на евреев, воспринятый из христианской теологии,
смешался сначала с антиеврейскими настроениями после поражения страны в Первой мировой войне, а затем, что самое ужасное, с гитлеровскими антисемитскими установками. Деевреиза-ция рассматривалась как необходимое условие создания абсолютно однородной и «чистой» немецкой общности.
Когда в 1939 г. разразилась война, большинство немцев, а это была толпа, без всяких на то оснований поверили, что евреи представляют собой опасность, от которой надо защищаться. И это при том, что войну начали сами немцы. Большинство из них к тому времени весьма враждебно относились к евреям, но это отношение формировалось только на основе слов, сказанных Гитлером, его сообщниками, опубликованных в нацистской печати, и т. д. Были все основания считать, что во время гитлеризма германская нация, охваченная судорожной ненавистью к евреям, была психически нездорова. Поразительно, насколько толпа может верить лишь слову, без всяких иных доказательств, но такое было не только на родине Гете, но и на родине Пушкина, где толпа тоже требовала крови «врагов народа». Публичные казни сменились массовыми народными выражениями ненависти.
В отличие от убийств многих тысяч людей, совершаемых в предыдущих столетиях, при Хо-локосте преследовались идеологические цели, а не практический интерес. Руководство по поведению эсэсовцев предписывало: «Подчинение основывается на убеждении верховенства национал-социалистической идеологии». Так же полагали и коммунистические вожди всех ступеней партийной иерархии. Гиммлер постоянно требовал надлежащего идеологического образования, то же самое не сходило с уст советских деятелей и со страниц советской печати.
Поистине слово при тоталитаризме всесильно, как в глубокой древности.
Интересные наблюдения об истинном, но скрываемом отношении гитлеровцев к тому, что они делали с евреями, приводит Г. Леви. Из данных наблюдений следует, что нацисты вполне понимали, что поступают преступно, и всячески скрывали это с помощью того же слова. Не думаю, что здесь были какие-либо укоры совести, скорее всего, имело место желание скрыть свои зверства от мирового общественного мнения.
Г. Леви отмечал следующее. Гиммлер назвал убийство евреев «страницей, которая никогда не была и никогда не будет написана», что указывает на то, что организатор «окончательного решения» не желал допустить открытого признания массо-
вых убийств. Поскольку Гитлер и сам постоянно говорил отвлеченно об «истреблении», участь евреев не была подходящей темой для разговора в его штабе.
Нежелание Гитлера и Гиммлера признать реальность массовых убийств, по предположениям Конфино, означает, что у них было «осознание правонарушения». Оба избегали описания подробностей происходящего в действительности, понимая, что нарушают табу. 27 марта 1942 г. Геббельс сделал запись в дневнике об истреблении евреев как о «варварском поступке, который нет необходимости описывать более подробно». В начале «Операции Рейнхард» в 1942 г. Гиммлер упоминал о необходимости «сверхчеловеческих актов бесчеловечности». Как бы ни хотел нацистский режим достигнуть полной трансформации ценностей, ему так это и не удалось. Даже Гитлер и его ближайшее окружение, вероятно, понимали, что они поступают неправильно.
Беспокойство, которое по этому поводу испытывали лидеры, нашло отражение в эвфемизмах, применяемых при описании ужасов массового убийства. Поэтому у них в ходу были такие термины, как «особое обращение», «окончательное решение», «переселение», но даже такая терминология стала считаться слишком конкретной. В апреле 1943 г. Гиммлер издал приказ, где говорилось, что уничтожение евреев нигде не должно упоминаться, их истребление нужно было называть «транспортировкой евреев из восточных провинций на русский восток» и «сопровождением» [1, с. 267-268].
Эсэсовцев, повинных в массовых убийствах, Гиммлер считал «рыцарями» и «порядочными людьми», заявляя, что массовые убийства «закалили нас». Оправдание таких преступлений гитлеровским руководством служило причиной нескончаемого конвейера подобных деяний и поощрением будущих бесчеловечных действий. Вполне закономерно, что убийцы, даже из числа садистов и некрофилов, никогда должным образом не наказывались нацистскими судами. В лучшем случае - за нарушение дисциплины.
Поиск причин Холокоста ставит и такой вопрос: «Почему нацисты стали убивать евреев, а не изгонять их из Германии?».
Во-первых, у очень многих евреев не было материальных средств для эмиграции. Конечно, международные еврейские организации старались помочь, но не были в состоянии обеспечить выезд для всех.
Во-вторых, немногие страны хотели и могли принимать у себя евреев, хотя последние отчаян-
но искали страну, готовую их впустить. Присоединение Австрии к Германии в марте 1938 г. и Мюнхенское соглашение шестью месяцами позже послужили дополнительным импульсом к этому движению. Великобритания, внесшая значительные средства, чтобы облегчить удел перемещенных из Судетской области лиц, первой приняла жертв создавшейся ситуации. Тысячи беженцев, в первую очередь осиротевшие дети, направились в Великобританию. Лондон также принял 2 500 чешских евреев, но держал ворота в Палестину закрытыми. Тысячи евреев старались добраться до Палестины нелегально на судах. Многие погибли в пути или испытали огромные трудности. Другие искали убежища в странах Азии и Южной Америки, в любом месте, где их могли приютить.
В-третьих, нацисты не хотели выпускать евреев из Германии и оккупированных ею стран, поскольку их объявили врагами и виновниками всех бед. Гитлеризму нужна была кровь «козлов отпущения», и он ее получил в огромных количествах. Немецкие массы охватила антисемитская истерия, для расправы над евреями широко использовались местные жители захваченных территорий.
Иногда проблема Холокоста и его причины выводятся за рамки гитлеризма (нацизма) и Второй мировой войны, преподносятся чуть ли не как основное ее событие и главная цель, преследуемая Гитлером. Однако Германия в ходе войны решала множество задач, и попытка уничтожения целого народа - лишь составная часть одной из миссий по расширению «жизненного пространства» для нордической «арийской» расы.
На момент прихода к власти нацистов евреи не имели возможности эффективно противостоять насилию, представляя собой практически идеальную этнически обособленную и беспомощную жертву. Стремление к самоизоляции, обусловившее выживаемость нации, в очередной раз сработало как приманка для убийц и погромщиков.
Ошибочно думать, что протеста и сопротивления евреев не было - они сражались. Практически в каждом гетто функционировало подполье. Регулярно вспыхивали восстания. Самое крупное наблюдалось в Варшавском гетто в 1944 г., которое было жестоко подавлено, но возникали и другие, например во Львове, Жмеринке, Луцке. Некоторые источники называют около 100 партизанских еврейских групп, хотя во многих из них было немало людей иных национальностей.
По данным Википедии, чтобы массовое
уничтожение евреев не осталось без возмездия, Абба Ковнер создал группу «Нокмим» в составе 50 человек. В 1946 г. планировалось отравить водопроводы в Мюнхене, Нюрнберге, Гамбурге и Франкфурте, в результате чего в этих городах должны были погибнуть 6 млн немцев, - это столько же людей, сколько было убито во время Холокоста. Есть видеозапись 80-х годов прошлого века, где Ковнер утверждает, что яд для отравления водопроводов был получен от биохимика Хаима Вейцмана, а химик Эфраим Кацир помогал изготовить этот яд. Однако официальными источниками участие Вейцмана и Кацира, впоследствии первого и четвертого президентов Государства Израиль, в подготовке плана мести не подтверждается. План отравления водопроводов был сорван британской военной полицией, арестовавшей Ковнера при перевозке яда. Оставшиеся на свободе члены группы перешли к запасному плану - отравлению немецких военнопленных, заключенных в тюрьмах Нюрнберга и Дахау, мышьяком в хлебе. В результате этого теракта 2 283 немецких военнопленных были отравлены и заболели, но достоверных данных о числе погибших нет: экспертная оценка - 300400 человек2.
Такие действия не могут быть оправданы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леви Г. Преступники. Мир убийц времен Холокоста. - М., 2019.
2. Рис Л. Холокост: новая история. - М., 2017.
REFERENCES
1. Levi G. Prestupniki. Mir ubijts vremen Kholokosta (Criminals. Holocaust killer world), Moscow, 2019.
2. Ris L. Kholokost: novaya istoriya (Holocaust: a new story), Moscow, 2017.
Рукопись поступила в редакцию 31.03.2020, принята к публикации 15.05.2020.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Юрий Миранович Антонян, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный ра-
2 См.: Холокост // Википедия. URL : https://ru.wikipedia. org/wiki/Холокост#Месть_за_Холокост (дата обращения : 30.03.2020).
ботник МВД, почетный работник высшего профессионального образования, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции центра по исследованию проблем криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, анализа и прогнозирования преступности, социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр.1)
E-mail: antonyaa@yandex.ru
Тел.: 8 (499) 230-06-53
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yuryi M. Antonyan, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Honored worker of Science of the Russian Federation, Honorary Worker of the Ministry of the Interior, Honorary Worker of Higher Professional Education, Chief Researcher of the Department for the Study of the Problems of Sociological Support of the Activities of the Internal Affairs Bodies, Study of Public Opinion about the Police of the Center for the Study of the Problems of Criminological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies, Analysis and Forecasting of Crime, Sociological Support of the Activities of the Bodies police investigating police, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: antonyaa@yandex.ru Tel.: 8 (499) 230-06-53