Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ, ХОД И ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА'

ПРИЧИНЫ, ХОД И ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5210
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОПОП АВВАКУМ / ПАТРИАРХ НИКОН / ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ / XVII ВЕК / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА / СТАРОВЕРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаршин П.А., Бондарь С.А.

В статье рассматривается церковный раскол. Подробно освещаются реформы, введённые патриархом Никоном. Также затрагивается биография патриарха Никона. Также в статье рассказывается о последствиях реформ, которые были проведены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ, ХОД И ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

П.А. Гаршин, С.А. Бондарь

ПРИЧИНЫ, ХОД И ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА

В статье рассматривается церковный раскол. Подробно освещаются реформы, введённые патриархом Никоном. Также затрагивается биография патриарха Никона. Также в статье рассказывается о последствиях реформ, которые были проведены.

Ключевые слова: протопоп Аввакум, патриарх Никон, церковь, церковный раскол, XVII век, старообрядчество, реформы патриарха Никона, староверы.

События второй половины XVII века - один из сложнейших периодов за всю историю России. При преодолении политических последствий «Смутного времени» государство переживает напряжённый внутренний поиск своих идентификационных основ, осмысление новой государственной идеологии в том числе и своей церковной политики. Великие географические открытия и научная революция XVII века, мощное развитие производительных сил и перестройка духовной основы общества - реформации. В России этот процесс нашёл как сторонников, так и своих яростных противников. Он вызвал сложное переплетение происшествий. В России возникли и социально-экономические, и духовно-нравственных и политические проблемы. Причиной этих проблем стал церковный раскол в русской православной церкви.

Церковный раскол произошёл в тех условиях, когда сильным изменениям подверглись механизмы государственной и церковной власти, стали появляться всё новые традиции, имевшие не российское, а европейское происхождение. Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной церкви части верующих, которые получили название старообрядцы.

© П.А. Гаршин, С.А. Бондарь, 2022.

Научный руководитель: Угрюмова Мария Викторовна - кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

Раскол был религиозно-психологическим явлением, которое содержало в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы и раскола стало старообрядчество. Противники реформ патриарха Никона, старообрядцы, отказались признавать изменения. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник.

Не затронув основ христианского учения, нововведения патриарха Никона раскололи Русскую церковь и православное общество. В расколе отразились фанатизм, тоталитарность, упрямая самоуверенность русской души. Изменение обрядов староверы во главе с протопопом Аввакумом оценивали, как предательство Церковью и властью идеала Святой Руси. Реформы Никона воспринимались ими как измена Богу и вере, а значит, как начало Страшного суда и конец Руси. Раскол усилил идейные и социальные противоречия XVII века.

Нарушались единство и целостность Церкви, подвергался сомнению священный характер власти, усилилась зависимость Церкви от государства. Раскол, включивший в себя представителей всех сословий стал одной из причин многочисленных социальных движений.

Патриарх Никон, мирское имя которого Никита Минин, жил с 1605 по 1681 год. По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, при этом назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости Алексея Михайловича, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита. По приказу царя в 1651 году Никон был вновь возвращён в Москву, и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича значительно увеличилось. Он вошёл в полное доверие к государю, активно участвовал в решении множества государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, когда взошёл на патриарший престол после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начиналась подготовка церковной реформы.

Реформа патриарха Никона брала начало в 1653 году. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, выражавшиеся следующими пунктами:

• крещение тремя перстами вместо двух;

• вместо земных поклонов поясные;

• троекратное пение «аллилуйя» в замен двукратному;

• движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;

• по-иному стали писать имя Христа - «Иисус» вместо «Исус».

Некоторые изменения также были внесены и в правила богослужения, а также в правила иконописи. Все книги и иконы, которые были написаны по старым образцам, должны были быть уничтожены.

В 1667 году был отменён светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 году упразднен Монастырский приказ. Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывалось значительное количество сёл. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. Русская православная церковь превратилась в крупнейшего феодала-землевладельца в России.

Изучив вопросы церковного раскола, можно увидеть итоги, к которым привёл этот раскол:

1)реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2)реформа патриарха Никона привела к превращению церкви в часть государственного аппарата;

3)церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Значение реформаций патриарха Никона для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она также дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что значение раскола в отечественной истории определяется тем, что он представил собою видимую отправную точку духовных противоречий и смут, которые впоследствии растянулись на много десятилетий и которые завершились лишь в начале ХХ столетия разгромом русской православной цивилизации.

Библиографический список:

1.Реформы патриарха Никона // https://topuch.com/reforma-patriarha-nikona-i-cerkovnij-raskol-plan/index.html;

2.Раскол Русской православной церкви // https://rus.team/events/na-rusi-nachalsya-tserkovnyj-raskol

3.Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество // https://ria.ru/20130211/922328695.html

4.Церковный раскол // https://interpretive.ru/termin/cerkovnyi-raskol.html

ГАРШИН ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ - студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

БОНДАРЬ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА - студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.