Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
733
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
подростковый возраст / эмоциональная нестабильность / агрессия / эмоция / самосознания / adolescence / emotional instability / aggression / emotion / self-consciousness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байкенже Н.К.

В данной статье рассматривается проблема эмоциональной нестабильности подростков. Подростковый возраст - это сложный период полового созревания и психологического созревания. Все, что происходит с подростком в этот период, выражается в его поведении, особенно в эмоциях. Ряд трудностей переходного возраста порождают причины эмоциональной нестабильности у подростков, что является предметом данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF EMOTIONAL INSTABILITY OF TEENAGERS

Тhis article deals with the problem of emotional instability of adolescents. Adolescence is a difficult period of puberty and psychological maturation. Everything that happens to a teenager during this period is expressed in his behavior, and especially in emotions. A number of difficulties of transitional age give rise to the causes of emotional instability of adolescents, which is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

уверенность в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе.

Использованные источники:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.

3. Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка»: Избранные психологические исследования. М., 1956.

4. «Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности», Под ред. Щадрикова В.Д., 1989.

5. Драгунова Т.В. «Подросток», М., 1976.

6. Ивашкин В. «Психологическое изучение школьников», 1990.

УДК: 1.37.378

Байкенже Н.К. магистр, старший преподаватель кафедры «Общественные науки» Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави

Казахстан, г. Туркестан ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема эмоциональной нестабильности подростков. Подростковый возраст - это сложный период полового созревания и психологического созревания. Все, что происходит с подростком в этот период, выражается в его поведении, особенно в эмоциях. Ряд трудностей переходного возраста порождают причины эмоциональной нестабильности у подростков, что является предметом данной статьи.

Ключевые слова: подростковый возраст, эмоциональная нестабильность, агрессия, эмоция, самосознания.

Baikenge N.K. Master, Senior lecturer of the department «Social Sciences» International Kazakh-Turkish University named H.A. Yasavi,

Kazakhstan, Turkestan CAUSES OF EMOTIONAL INSTABILITY OF TEENAGERS Abstract: Vhis article deals with the problem of emotional instability of adolescents. Adolescence is a difficult period of puberty and psychological maturation. Everything that happens to a teenager during this period is expressed in his behavior, and especially in emotions. A number of difficulties of transitional

age give rise to the causes of emotional instability of adolescents, which is the subject of this article.

Key words: adolescence, emotional instability, aggression, emotion, self-consciousness.

Подростковый возраст это определенный этап в развитии ребенка. С одной стороны это возраст, который связан с телом и его изменениями, а с другой — это психологическое взросление. Это период физических, психологических и эмоциональных изменений, который сбивает с толку самих подростков. Многим родителям приходится с трудом сохранять здравый рассудок и хладнокровие, сталкиваясь, каждый день с проявлениями подросткового периода [1].

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. В этот период подросток начинает задаваться вопросами кто я и как меня воспринимают окружающие. С одной стороны это период утраты детских надежд и иллюзий, а с другой это обретение новой зрелой идентичности, при формировании которой могут просыпаться старые и возникать новые страхи. Подростка можно сравнить существом меняющим панцирь или оказывающимся в процессе смены образа тела как у бабочки. На этом этапе они беззащитны, ранимы и испытывают состояние опасности. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения [2].

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей [3].

Они преодолевают трудности с помощью приступов беспричинной агрессии. В моменты таких «кризисов» подросток отрицает все законы, потому что каждый, кто, по его мнению, представляет закон, мешает его существованию, его жизни. Вся продолжительность жизни человека построена на проявлении эмоций. В подростковом возрасте каждый ребенок по - своему проявляет ту или иную эмоцию, что является весьма полезной для нервной системы, особенно в периоды эмоциональных перенапряжений.

Однако в некоторых случаях эмоции подростка характеризуются чрезмерно проявляемой интенсивностью, что указывает на неадекватное поведение (беспричинный, продолжительный смех, рыдание, возникновение постоянных конфликтных ситуаций дома и в учебе). Данная чрезмерная эмоциональность, характеризуется как нестабильность, которая зачастую отражается не только на изменении отношения к другим людям, но и является признаком нарушения психического состояния. Такое состояние, как правило, требует не только корректировки поведения, но и также его лечения.

Нестабильное эмоциональное поведение подростков, это уже не исключение, а норма. Она, конечно, связана с бурлящими гормонами, но наше тело не отделено от психики и они функционируют полной взаимосвязи. Вчерашний ангелок становится вредным и злым, агрессивным и непослушным или сонным и ленивым, без желаний, апатичным и депрессивным, одно настроение резко сменяется другим. Родителям часто сложно понять вызвано это объективными причинами или ребенок умело манипулирует ими [4].

Развитие и рост организма, к тому же, происходящие за ними изменения в отношении окружающих к подростку, его отношении к себе, детерминируют становление «чувства взрослости», которое становится концептуальной основой самосознания подростка - острое ощущение школьника, что он уже не ребенок, и требование признания данного, в первую очередь равных прав с окружающими старшими. Выражение чувства взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, утверждению собственного личностного достоинства, в требовании к старшим уважать данные стремления, считаться с ними. Наряду с этим, подросток понимает, что его взрослость пока не совсем «подлинная» -проявление чувства неуверенности в собственной новой позиции. Формы проявления «чувства взрослости» зачастую ярко выражены, демонстративны, так как у школьника возникает острая нужда в признании, подтверждении данной позиции ровесниками и взрослыми. Варьирования,

детерминированные созреванием и ростом организма, в подростковом возрасте происходят с неимоверной скоростью. В сложившейся ситуации ребенку сложно одному справиться с возникшими трудностями и многие подростки, находясь в зависимости от состояния своего организма, начинают обвинять себя в несостоятельности и сильно нервничать. Данные ощущения зачастую не осознаны, образовывают напряженность, с которой подростку сложно справиться самому. В данной обстановке любые внешние затруднения воспринимаются им как никогда трагично. Вследствие разрешения противоречий возникает основное новообразование подросткового периода -установление нового уровня самосознания, «Я»- концепции, характеризующейся желанием понять себя, собственные особенности и возможности, свое отличие и сходство с иными людьми - неповторимость и уникальность [5].

Наряду с этим, ребенок к подростковому возрасту достигает довольно высокого уровня развития психических процессов, в первую очередь мышления, продолжающие свое бурное развитие на протяжении всего этапа -это приводит к возможности осуществления деятельности психики на уровне взрослых. Подростковый кризис обусловлен духовным ростом, изменением статуса ребенка, как социального - новые отношения с ровесниками, учителями, близкими, расширение поля деятельности, так и психического возникновение чувства взрослости у подростка. Важнейшим обстоятельством, влияющим на зарождение кризиса, является глубокая неудовлетворенность собой и рефлексия на внутренний мир. Потеря способности идентифицировать самого себя, противоречие предыдущих представлений о себе с настоящим образом - ключевое содержание подростковых переживаний.

Таким образом, эмоциональная нестабильность подросткового возраста, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности.

Использованные источники:

1. Ахрямкина Т.А. Психологические аспекты изучения проблемы поведенческихаддикций // Психология в вузе. - 2014. - №2. - С. 80-85.

2. В.С. Мухина, Возрастная психология. - М.: Академия, 2013. - 640 с.

3. Волков Б.С. Психология подростка. СПб. 2015. С. - 34.

4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2016. С 56-59.

5. И. Екимова, А. Г. Демидова. Подростковый возраст - все ли в норме? Комплекс диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / сост. В. М.: АРКТИ, 2017.с.3-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.