Научная статья на тему 'Причины дезадаптации пятиклассников к обучению в средней школе'

Причины дезадаптации пятиклассников к обучению в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / УЧАЩИЕСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ / 5-YEAR PUPILS / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / SECONDARY SCHOOL / ВИДЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ / TYPES OF SCALE ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селищева Е. В.

В статье показаны факторы тревожности учащихся пятых классов, обусловливающие уровень дезадаптации к обучению в средней школе. Также приводятся результаты трехлетних исследований (2007-2010 гг. ), характеризующие динамику уровня адаптации учащихся пятых классов к средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS OF DISADAPTATIONS OF 5-YEAR PUPILS TO STUDYING AT A SECONDARY SCHOOL

Factors of 5-year pupils anxiety are shown in the paper. These factors stipulate the level of disadaptation to studying at a secondary school. The resuls of 3-years lasting researches (2007-2010) characterizing the dynamics of the level of adaptation of 5-year pupils studying at a secondary school are also described in the paper.

Текст научной работы на тему «Причины дезадаптации пятиклассников к обучению в средней школе»

ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аспирант Е. В. Селищева,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье показаны факторы тревожности учащихся пятых классов, обусловливающие уровень дезадаптации к обучению в средней школе. Также приводятся результаты трехлетних исследований (2007-2010 гг. ), характеризующие динамику уровня адаптации учащихся пятых классов к средней школе.

Ключевые слова: дезадаптация, учащиеся пятых классов, средняя школа, виды школьной тревожности.

Введение. Практика показывает, что снижение успеваемости и рост учебных, социально-эмоциональных, здоровьеформи-рующих проблем особенно приметны при переходе учащихся из четвертого в пятый класс [3, 6, 7, 9]. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями раннего подросткового возрастного периода.

Ситуация адаптации к обучению в средней школе вызывает у учащихся повышенную тревожность [2, 4, 8], что зачастую выливается в страхи различного уровня. Пятиклассники наиболее подвержены страхам в отношениях с учителями, так как именно при переходе в пятый класс появляется кабинетная система преподавания предметов и вместо одного учителя в начальных классах - множество разных учителей со своими, подчас разнящимися друг от друга, требованиями. Отсюда - страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников родители наиболее часто указывают на возросший темп и объем работы как на уроке, так и дома, необходимость самостоятельного поиска информации, а также его переработки. Также учащиеся данного возраста трудности видят в непривычном расписании, во множестве новых учителей и кабинетов, в изменении их социального статуса (в начальной школе они были самыми большими, в средней школе - самые маленькие). Достаточно серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Вместе с тем при переходе из младшей в среднюю школу дети осо-

бенно нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами [4].

Изменяющиеся условия социальной среды и интенсивная динамичность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе обусловливают решение проблемы выявления и нивелирования проявлений адаптационных затруднений в период перехода младших школьников к обучению в средней школе.

Методы и организация исследования. На муниципальном уровне под руководством Научно-информационного методического центра города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно два раза в год (октябрь, апрель) проводится изучение адаптационного периода учащихся 5-х классов по методике Филлипса [1] «Тест школьной тревожности» с целью выявления факторов, дестабилизирующих психофизиологическое состояние учащихся.

Тест состоит из 58 вопросов, на каждый из которых требуется ответить «да» или «нет».

В 2007-2010 годах были обследованы учащиеся из 16 общеобразовательных учреждений города. Количество обследуемых представлено в таблицах.

Результаты исследования. На конец учебного года с показателями, характеризующими нормальную адаптацию, выявлены 75,3% учащихся пятых классов (табл. 1). Количество адаптированных к обучению в средней школе учащихся на конец учебного года по сравнению с началом учебного года выросло на 11,9%.

На конец учебного года количество учащихся с высоким уровнем дезадаптации по сравнению с началом учебного года уменьшается практически в два раза и составляет 7,0% дезадаптированных учащихся. Средний уровень дезадаптации, который на конец учебного года составляет 17,7%, является своего рода пограничным между нормальной адаптацией и высоким уровнем дезадаптации. Данный факт не может не вызывать озабоченности у педагогической и родительской общественности.

Результаты трехлетних исследований (рис. 1) показывают, что в муниципальном образовании число уча-

Таблица 1

Уровень адаптации учащихся пятых классов к обучению в школе (2009/2010 учебный год)

Период Общее количество учащихся Высокий уровень дезадаптации Средний уровень дезадаптации Нормальная адаптация

п % п % п %

Начало учебного года (октябрь 2009) 1096 163 14,9 238 21,7 695 63,4

Конец учебного года (апрель 2010) 1066 75 7,0 189 17,7 802 75,3

Г 2007/2008 2008/2009 ■ 2009/2010

щихся (по отношению к числу обследованных) с уровнем нормальной адаптации в 2009/2010 учебном году по сравнению с 2008/2009 учебным годом повысилось на 5%, хотя продолжает оставаться ниже, чем в 2007/2008 учебном году (на 5%). Количество учащихся с высоким уровнем дезадаптации в 2009/2010 учебном году меньше, чем в предыдущих учебных годах - на 5% по сравнению с 2008/2009 и на 2% по сравнению с 2007/2008 учебным годом. Количество учащихся со средним уровнем дезадаптации в два последних учебных года находится на стабильном уровне (18%), что на 7% выше, чем в 2007/2008 учебном году.

Анализируя результаты тестирования, можно выделить причины, повлекшие дезадаптацию пятиклассников (табл. 2).

В таблице 2 не указан показатель общей тревожности по причине очевидности факта его высокого значения для пятиклассников в начале года. Проранжи-ровав в порядке убывания выраженности причины дезадаптации, установлено, что в начале и в конце учебного года пятиклассники наиболее сильно переживают по поводу проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих, отношений с учителями. Фрустрация потребности в достижении успеха к концу учебного года смещается на один ранг по

значимости ниже, то есть становится менее значимой, чем в начале учебного года. Переживание социального стресса к концу учебного года для учащихся становится более значимо.

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности по тесту Филлипса [1] на конец учебного года распределилась следующим образом:

- страх ситуации проверки знаний (24,0%) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной)знаний, достижений, возможностей;

- страх самовыражения (22,7%) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей;

- страх не соответствовать ожиданиям окружающих (22,6%) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок;

- проблемы и страхи в отношениях с учителями (11,1%) - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка;

- низкая физиологическая сопротивляемость стрес-

№2 I 2011

81

су (8,9%) - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды;

- переживание социального стресса (6,9%) - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками);

- фрустрация потребности в достижении успеха (3,8%) - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и др.

Дифференцированная оценка школьной тревожности за три учебных года представляет немаловажный интерес, так как позволяет определить направление коррекционной работы с учащимися пятых классов (рис. 2).

Таблица 2

Частота проявления различных причин дезадаптации пятиклассников (2009/2010 учебный год)

№ п/п Причины дезадаптации Начало года п=1467 Конец года п=1045

п % ранг п % ранг

1 Страх несоответствия ожиданиям окружающих 251 17,1 3 236 22,6 3

2 Страх ситуации проверки знаний 396 27,0 1 251 24,0 1

3 Фрустрация потребности в достиже- 68 4,6 6 40 3 8 7

нии успеха

4 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 166 11,3 4, 5 116 11,1 4

5 Низкая физиологическая сопротив- 166 11,3 4, 5 93 8 9 5

ляемость стрессу

6 Страх самовыражения 356 24,3 2 237 22,7 2

7 Переживание социального стресса 64 4,4 7 72 6,9 6

Рис. 2. Динамика наиболее сильных показателей школьной тревожности учащихся пятых классов

%

64 60 56 52

48

2007/2008 ■ 2008/2009 2009/2010

1 - страх ситуации проверки знаний, 2 - страх самовыражения, 3 - страх несоответствия ожиданиям окружающих, 4 - проблемы и страхи в отношениях с учителями

Анализ данных показывает, что наиболее высокое значение имеют показатели по следующим видам тревожности: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Из рисунка 2 видно, что эти виды школьной тревожности превышают допустимые пятидесятипроцентные пределы.

Заключение. По нашему мнению, один из действен-

ных методов помощи учащимся пятых классов в скорейшей адаптации к школьному процессу - правильная организация физического воспитания в образовательном учреждении.

Полученные данные демонстрируют особенности психологического состояния младших подростков. Все четыре вида тревожности, по которым выявлены наиболее высокие показатели, указывают на психологическую взаимосвязь младших подростков с взрослыми,

что создает благоприятную почву для вмешательства педагогов в адаптационный процесс с целью создания комфортных здоровьесберегающих условий для всестороннего развития личности.

Необходимо отметить, что средства физической культуры являются оптимальным фактором нивелирования школьной тревожности, урегулирования конфликтов, эмоциональных перенапряжений [7]. В связи с этим применение физических упражнений в целях сокращения адаптационного периода школьников к обучению в средней школе является, на наш взгляд, действенным эффективным средством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов / под ред. Р. Р. Римского и С. А. Римского. - М. : Изд-во «КСП», 1995. - 235 с.

2. Волынкина, Н. В. Процесс адаптации студентов I курса к обучению в техникуме / Н. В. Волынкина // Методист. -2010. - № 2. - С. 50-52.

3. Клишина, С. И. Особенности психолого-педагогического и медицинского сопровождения ребенка в рамках образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад» / С. И. Клишина, И. Б. Свешникова, Л. В. Шведова // Завуч начальной школы. - 2009. - № 8. - С. 30-60.

4. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. - М. : Генезис, 2003. - 112 с.

5. Коваленко, Н. В. Региональный компонент в системе непрерывного физического воспитания и его связь с областной программой «Образование и здоровье» / Н. В. Коваленко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

6. Меттус, Е. В. Программа «Преемственность. Адаптация» / Е. В. Меттус // Завуч начальной школы. - 2010. - № 1. -С. 17-89.

7. Селищева, Е. В. Средства физической культуры как доминирующий фактор адаптации учащихся начальных классов к обучению в средней школе / Е. В. Селищева, В. А. Баландин // Образование в начале XXI века: региональный аспект; материалы четвертой межрегиональной научно-практической конференции / сост. - А. А. Огарков / под ред. Л. А. Коробейниковой, А. А. Огаркова. - Вологда: ВРО ОДОО «МАН «Интеллект будущего», 2010. - С. 81-86.

8. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Советский спорт, 2008. - 620 с.

9. Солянкина, Н. Л. Диагностика качества обучения выпускников начальной школы / Н. Л. Солянкина // Управление начальной школой. - 2009. - № 9. - С. 60-65.

REASONS OF DISADAPTATIONS OF 5-YEAR PUPILS TO STUDYING AT A SECONDARY SCHOOL

E. Selishtcheva, Post-Graduate Student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Factors of 5-year pupils' anxiety are shown in the paper. These factors stipulate the level of disadaptation to studying at a secondary school. The resuls of 3-years lasting researches (2007-2010) characterizing the dynamics of the

level of adaptation of 5-year pupils studying at a secondary school are also described in the paper.

Key words: disadaptation, 5-year pupils, secondary school, types of scale anxiety.

№2 i 2011

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.