JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34.342.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-191-193 NIION: 2003-0059-4/22-377 MOSURED: 77/27-003-2022-04-576
Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения
Ирина Александровна Ржаницына
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irina-makharinova@mail.ru
Аннотация. Проведен анализ причин безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации, а также раскрыты проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: несовершеннолетний, безнадзорность, беспризорность, инспектор ПДН, комиссия по делам несовершеннолетних, профилактические меры, профилактическая работа
Для цитирования: Ржаницына И. А. Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 191-193. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-4-191-193.
Original article
Causes of neglect and homelessness in the Russian Federation: problems and ways of solution
Irina A. Rzhanitsyna
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
irina-makharinova@mail.ru
Abstract. The analysis of the causes of neglect and homelessness in the Russian Federation is made, as well as problems and solutions are shown.
Keywords: minor, neglect, homelessness, PDN inspector, commission on juvenile affairs, preventive measures, preventive work
For citation: Rzhanitsyna I. A. Causes of neglect and homelessness in the Russian Federation: problems and ways of solution. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):191-193. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-191-193.
Безнадзорность — одна из самых распространённых проблем в обществе, относящаяся к несовершеннолетним, это отсутствие контроля со стороны родителей, либо лиц их замещающих.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
К сожалению, число безнадзорных детей с каждым годом увеличивается и причины такого явления различны.
Данная проблема оказывает влияние на социализацию личности. Первичная социализация важна для несовершеннолетнего, так как именно семья вкла-
© Ржаницына И. А., 2022
дывает в ребенка самые важные качества, которые помогают подростку стать личностью, стимулирует подростка на успех, на карьерный рост, на создание благополучной семьи в будущем.
При отсутствии такой целенаправленной социализации, она начинает складываться стихийно.
Влияние на несовершеннолетних оказывают группы сверстников или компании по интересам, а также другие лица, которые имеют авторитет у подростков. Такая социализация несет в себе большую опасность, так как авторитетная личность для подростка, к кому он захочет прислушаться, неизвестна и направленное влияние может носить отрицательный характер. Такими лицами могут оказаться криминальные личности либо члены одной из субкультур.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Для регулирования вопросов по профилактике и предотвращению безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних обратимся к Федеральному закону от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1], в котором изложены основные понятие, связанные с безнадзорностью несовершеннолетних.
Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, вышеуказанное понятие употребляется в основном в юридической науке.
Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Необходимо разделять два понятия: безнадзорный и беспризорный несовершеннолетний. Между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку, по общему правилу, безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности, однако, они отличны друг от друга и имеют различные значения.
Беспризорный — это лицо, не имеющее места жительства.
Безнадзорный имеет место жительства, но за ним не осуществляется надзор и контроль. В свою очередь, беспризорный несовершеннолетний не имеет ни дома, ни контроля родителей. В большинстве случаев такой ребенок вообще не имеет родственников. Беспризорными они становятся, когда сбегают из детского дома или иных мест, такие несовершеннолетние лица скитаются по вокзалам, живут в картонных коробках и спят на улице или в подъездах.
За безнадзорными же не устанавливается контроль, он может иметь здоровых и полноценных родителей, но жить сам по себе. Родители не осуществляют контроль за развитие своего ребенка.
Обе ситуации являются наказуемыми, только в первом случае в основном для родителей (невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей), а во втором для самих несовершеннолетних (бродяжничество).
К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорным, относятся:
• отсутствие всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
• нахождение и проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
• добывание средств к существованию способами, не допустимыми в обществе (попрошайничество, воровство).
В связи с ростом детской безнадзорности и беспризорности возникает вопрос, а в чем скрываются
причины такого явления?
Специалисты выделяют 3 основные причины возникновения безнадзорности:
• социально-экономические;
• социально-психологические;
• психологические.
Рассмотрим первую группу причин возникновения данного явления.
1. Экономическая составляющая семьи.
Данная причина часто возникает в семьях, где финансовое обеспечение детей очень маленькое, другими словами, при возникновении бедности.
Такое положение подталкивает детей прибегать к поиску работы, толкает детей на улицу, постепенно они начинают привыкать к самостоятельной уличной жизни. Такие дети приходят домой, но живут уже обособленно, вне семьи.
В таком поведении во многом вина лежит на родителях, которые не смогли обеспечить своего ребенка всем необходимым, что толкнуло его к самостоятельному заработку и в дальнейшем уходу из семьи.
В семье, в которой родители алкоголики и наркоманы, ребенок старается с малых лет искать себе интересы на улице, считая, что целесообразнее находится где угодно, лишь бы не дома. Такие подростки прибегают к психологической защите как избегание. В силу маленького жизненного опыта и возрастных ограничений, такую проблему не под силу решить, не всегда есть помощь от кого-то, в дальнейшем пропадает желание искать выход из трудной ситуации. Дом у таких детей используется только как место для ночлега.
2. Склонность подростка к побегам.
Уход несовершеннолетнего из дома распространённое явление, которое в основном, связано с обидой подростка на родителей, нежелание решать проблему сразу. В данной ситуации, подростки думают, что сбежав, они заставляют родителей волноваться и решать самим возникающие конфликтные ситуации в семье.
В ряде случаев виноваты сами родители. При жестоком обращении, избиении и эксплуатации детей, склонность побегов из дома возрастает. Сложно ответить родителю за жестокое отношение к себе, поэтому многие подростки, таким образом, избегают насилия над собой. Насилие родителей над детьми распространенное явление, в котором жертвой является подросток.
Профилактику в данном направлении сотрудник ПДН и другие службы должны начинать именно работы с семьей [2].
Побеги со школы в подростковом возрасте достаточно распространенное явление. Происходят они в связи с возрастными особенностями 12-15 лет, период, когда компания, друзья становятся первой необходимостью. Учебная деятельность отодвигается на задний план, а во главе становится желание самоутвердится среди друзей и одноклассников. Многие са-
192
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 / 2022
JURISPRUDENCE
моутверждаются, используя отрицательные качества, некую непослушность и независимость от школы или родителей, в результате чего попадаю в группу риска.
Рассматривая семьи беженцев, стоит отметить, что такая семья, находится в социально опасном положении. Подростки подвержены самостоятельности, попытки заработать приводят к безнадзорности. В этом виновато социальное положение семьи. Социальная политика Российской Федерации направлена на оказание помощи и поддержки семьям, оказавшимся в таком трудном положении, что оказывает положительное влияние на искоренение безнадзорности среди несовершеннолетних.
Безнадзорность также связана с влиянием групп друзей, либо же криминальных группировок, такое влияние оказывает негативное воздействие. Подросток чувствует себя комфортно и безопасно именно в таких компаниях, где его все понимают и принимают, независимо от того учится ли он в школе, хорошие ли у него отношения с родителями, существуют ли у него проблемы, главное, что он прекрасно функционирует в группе и если данная группа является криминальной, то её влияние оказывается губительной. В данном случае необходимо принимать кардинальные меры для спасения подростка.
Все вышеуказанные причины являются основой безнадзорности.
Причины, указывающие на дезадаптацию детей и подростков, условно делят на две группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные, разницу между нами определить достаточно сложно: существует зависимость между внешними и внутренними группами, так как если имеется гармония внутренних факторов, то и внешние не будут проявляться, и наоборот [3].
Внутренними причинами являются многие факторы, это здоровье, самочувствие, спокойствие, удовлетворенность происходящими процессами и т. д.
Среди внешних причин, обуславливающих безнадзорность подростка, фигурируют, прежде всего, неблагоприятные условия развития и воспитания подростка в семье, наличие источников отрицательного влияния на подростка в окружающей его среде, педагогически необоснованная работа с ним в школе.
Необходимо новое мышление, новое видение дан-
ной проблемы, новые способы её решения. Так как безнадзорные подростки не могут в силу своего возраста правильно оценивать ситуацию, необходимы решительные действия сотрудников правоохранительных органов, иных социальных служб.
Список источников
1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». URL: http://pravo.gov.ru/.
2. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70585810/.
3. Федорова И. В. Общий обзор профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних. В сборнике : Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. Москва, 2020. С. 244-247.
References
1. Federal Law of June 24, 1999 № 120-FZ «On the Fundamentals of the State System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency». [Electronic resource] // Information and legal system «Legislation of Russia». URL: http://pravo. gov.ru/.
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated October 15, 2013 № 845 «On approval of the Instructions for organizing the activities of units for juvenile affairs of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «Garant». URL: http://base.garant.ru/70585810/.
3. Fedorova I. V. General overview of the professional activities of the juvenile inspector. In the collection : Portrait of a juvenile inspector. Collection of scientific works of the All-Russian Conference. Moscow, 2020. P. 244-247.
Информация об авторе
И. А. Ржаницына — научный сотрудник учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author I. A. Rzhanitsyna — Researcher of the Educational and Scientific Complex of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.
The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.