Научная статья на тему 'Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения'

Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний / безнадзорность / беспризорность / инспектор ПДН / комиссия по делам несовершеннолетних / профилактические меры / профилактическая работа / minor / neglect / homelessness / PDN inspector / commission on juvenile affairs / preventive measures / preventive work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Александровна Ржаницына

Проведен анализ причин безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации, а также раскрыты проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes of neglect and homelessness in the Russian Federation: problems and ways of solution

The analysis of the causes of neglect and homelessness in the Russian Federation is made, as well as problems and solutions are shown.

Текст научной работы на тему «Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-191-193 NIION: 2003-0059-4/22-377 MOSURED: 77/27-003-2022-04-576

Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения

Ирина Александровна Ржаницына

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irina-makharinova@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ причин безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации, а также раскрыты проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, безнадзорность, беспризорность, инспектор ПДН, комиссия по делам несовершеннолетних, профилактические меры, профилактическая работа

Для цитирования: Ржаницына И. А. Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 191-193. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-4-191-193.

Original article

Causes of neglect and homelessness in the Russian Federation: problems and ways of solution

Irina A. Rzhanitsyna

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

irina-makharinova@mail.ru

Abstract. The analysis of the causes of neglect and homelessness in the Russian Federation is made, as well as problems and solutions are shown.

Keywords: minor, neglect, homelessness, PDN inspector, commission on juvenile affairs, preventive measures, preventive work

For citation: Rzhanitsyna I. A. Causes of neglect and homelessness in the Russian Federation: problems and ways of solution. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):191-193. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-191-193.

Безнадзорность — одна из самых распространённых проблем в обществе, относящаяся к несовершеннолетним, это отсутствие контроля со стороны родителей, либо лиц их замещающих.

Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

К сожалению, число безнадзорных детей с каждым годом увеличивается и причины такого явления различны.

Данная проблема оказывает влияние на социализацию личности. Первичная социализация важна для несовершеннолетнего, так как именно семья вкла-

© Ржаницына И. А., 2022

дывает в ребенка самые важные качества, которые помогают подростку стать личностью, стимулирует подростка на успех, на карьерный рост, на создание благополучной семьи в будущем.

При отсутствии такой целенаправленной социализации, она начинает складываться стихийно.

Влияние на несовершеннолетних оказывают группы сверстников или компании по интересам, а также другие лица, которые имеют авторитет у подростков. Такая социализация несет в себе большую опасность, так как авторитетная личность для подростка, к кому он захочет прислушаться, неизвестна и направленное влияние может носить отрицательный характер. Такими лицами могут оказаться криминальные личности либо члены одной из субкультур.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для регулирования вопросов по профилактике и предотвращению безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних обратимся к Федеральному закону от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1], в котором изложены основные понятие, связанные с безнадзорностью несовершеннолетних.

Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, вышеуказанное понятие употребляется в основном в юридической науке.

Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Необходимо разделять два понятия: безнадзорный и беспризорный несовершеннолетний. Между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку, по общему правилу, безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности, однако, они отличны друг от друга и имеют различные значения.

Беспризорный — это лицо, не имеющее места жительства.

Безнадзорный имеет место жительства, но за ним не осуществляется надзор и контроль. В свою очередь, беспризорный несовершеннолетний не имеет ни дома, ни контроля родителей. В большинстве случаев такой ребенок вообще не имеет родственников. Беспризорными они становятся, когда сбегают из детского дома или иных мест, такие несовершеннолетние лица скитаются по вокзалам, живут в картонных коробках и спят на улице или в подъездах.

За безнадзорными же не устанавливается контроль, он может иметь здоровых и полноценных родителей, но жить сам по себе. Родители не осуществляют контроль за развитие своего ребенка.

Обе ситуации являются наказуемыми, только в первом случае в основном для родителей (невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей), а во втором для самих несовершеннолетних (бродяжничество).

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорным, относятся:

• отсутствие всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

• нахождение и проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

• добывание средств к существованию способами, не допустимыми в обществе (попрошайничество, воровство).

В связи с ростом детской безнадзорности и беспризорности возникает вопрос, а в чем скрываются

причины такого явления?

Специалисты выделяют 3 основные причины возникновения безнадзорности:

• социально-экономические;

• социально-психологические;

• психологические.

Рассмотрим первую группу причин возникновения данного явления.

1. Экономическая составляющая семьи.

Данная причина часто возникает в семьях, где финансовое обеспечение детей очень маленькое, другими словами, при возникновении бедности.

Такое положение подталкивает детей прибегать к поиску работы, толкает детей на улицу, постепенно они начинают привыкать к самостоятельной уличной жизни. Такие дети приходят домой, но живут уже обособленно, вне семьи.

В таком поведении во многом вина лежит на родителях, которые не смогли обеспечить своего ребенка всем необходимым, что толкнуло его к самостоятельному заработку и в дальнейшем уходу из семьи.

В семье, в которой родители алкоголики и наркоманы, ребенок старается с малых лет искать себе интересы на улице, считая, что целесообразнее находится где угодно, лишь бы не дома. Такие подростки прибегают к психологической защите как избегание. В силу маленького жизненного опыта и возрастных ограничений, такую проблему не под силу решить, не всегда есть помощь от кого-то, в дальнейшем пропадает желание искать выход из трудной ситуации. Дом у таких детей используется только как место для ночлега.

2. Склонность подростка к побегам.

Уход несовершеннолетнего из дома распространённое явление, которое в основном, связано с обидой подростка на родителей, нежелание решать проблему сразу. В данной ситуации, подростки думают, что сбежав, они заставляют родителей волноваться и решать самим возникающие конфликтные ситуации в семье.

В ряде случаев виноваты сами родители. При жестоком обращении, избиении и эксплуатации детей, склонность побегов из дома возрастает. Сложно ответить родителю за жестокое отношение к себе, поэтому многие подростки, таким образом, избегают насилия над собой. Насилие родителей над детьми распространенное явление, в котором жертвой является подросток.

Профилактику в данном направлении сотрудник ПДН и другие службы должны начинать именно работы с семьей [2].

Побеги со школы в подростковом возрасте достаточно распространенное явление. Происходят они в связи с возрастными особенностями 12-15 лет, период, когда компания, друзья становятся первой необходимостью. Учебная деятельность отодвигается на задний план, а во главе становится желание самоутвердится среди друзей и одноклассников. Многие са-

192

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2022

JURISPRUDENCE

моутверждаются, используя отрицательные качества, некую непослушность и независимость от школы или родителей, в результате чего попадаю в группу риска.

Рассматривая семьи беженцев, стоит отметить, что такая семья, находится в социально опасном положении. Подростки подвержены самостоятельности, попытки заработать приводят к безнадзорности. В этом виновато социальное положение семьи. Социальная политика Российской Федерации направлена на оказание помощи и поддержки семьям, оказавшимся в таком трудном положении, что оказывает положительное влияние на искоренение безнадзорности среди несовершеннолетних.

Безнадзорность также связана с влиянием групп друзей, либо же криминальных группировок, такое влияние оказывает негативное воздействие. Подросток чувствует себя комфортно и безопасно именно в таких компаниях, где его все понимают и принимают, независимо от того учится ли он в школе, хорошие ли у него отношения с родителями, существуют ли у него проблемы, главное, что он прекрасно функционирует в группе и если данная группа является криминальной, то её влияние оказывается губительной. В данном случае необходимо принимать кардинальные меры для спасения подростка.

Все вышеуказанные причины являются основой безнадзорности.

Причины, указывающие на дезадаптацию детей и подростков, условно делят на две группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные, разницу между нами определить достаточно сложно: существует зависимость между внешними и внутренними группами, так как если имеется гармония внутренних факторов, то и внешние не будут проявляться, и наоборот [3].

Внутренними причинами являются многие факторы, это здоровье, самочувствие, спокойствие, удовлетворенность происходящими процессами и т. д.

Среди внешних причин, обуславливающих безнадзорность подростка, фигурируют, прежде всего, неблагоприятные условия развития и воспитания подростка в семье, наличие источников отрицательного влияния на подростка в окружающей его среде, педагогически необоснованная работа с ним в школе.

Необходимо новое мышление, новое видение дан-

ной проблемы, новые способы её решения. Так как безнадзорные подростки не могут в силу своего возраста правильно оценивать ситуацию, необходимы решительные действия сотрудников правоохранительных органов, иных социальных служб.

Список источников

1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». URL: http://pravo.gov.ru/.

2. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70585810/.

3. Федорова И. В. Общий обзор профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних. В сборнике : Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. Москва, 2020. С. 244-247.

References

1. Federal Law of June 24, 1999 № 120-FZ «On the Fundamentals of the State System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency». [Electronic resource] // Information and legal system «Legislation of Russia». URL: http://pravo. gov.ru/.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated October 15, 2013 № 845 «On approval of the Instructions for organizing the activities of units for juvenile affairs of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «Garant». URL: http://base.garant.ru/70585810/.

3. Fedorova I. V. General overview of the professional activities of the juvenile inspector. In the collection : Portrait of a juvenile inspector. Collection of scientific works of the All-Russian Conference. Moscow, 2020. P. 244-247.

Информация об авторе

И. А. Ржаницына — научный сотрудник учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author I. A. Rzhanitsyna — Researcher of the Educational and Scientific Complex of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.

The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.