Научная статья на тему 'Причинный комплекс преступности мигрантов-иностранцев в свете противодействия ей'

Причинный комплекс преступности мигрантов-иностранцев в свете противодействия ей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС / CAUSAL COMPLEX / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ILLEGAL MIGRATION / МИГРАНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ / MIGRANT FOREIGNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов-романовский Г. В.

В статье рассматриваются меры по противодействию преступности мигрантов-иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causal complex crime of migrant foreigners in light of the opposition to it

The article deals with measures to combat crime migrant foreigners.

Текст научной работы на тему «Причинный комплекс преступности мигрантов-иностранцев в свете противодействия ей»

слабости государственного аппарата, диспропорциях в его организации.

В-третьих, во всем советском государственном аппарате только НКВД располагал необходимыми полномочиями, штатом, службами, достаточно разветвленными для решения проблем перемещенных лиц. Безусловно, все службы НКВД работали с ощутимой перегрузкой, но никакое другое ведомство заведомо не

решило бы возлагаемых на наркомвнудел задач.

Рассмотренные материалы дают возможность утверждать, что органы НКВД играли значительную роль в обеспечении миграционной безопасности, разрешения проблемы «перемещенных лиц». Изучение накопленного в данной сфере опыта может быть полезным в плане осуществления сегодняшней миграционной политики России.

Литература и примечания

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т 50. С. 273.

2. Кронштадт, 1921, документы, М., 1997. С. 367.

3. Девятый съезд РКП(б), март-апрель 1920 г. Протоколы. М.,1960. С. 93-94.

4. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Уфа, 1994. К. I. С.317.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т 50. С.441.

6. Лобанов А.В. Переход к НЭПу и реорганизация НКВД РСФСР: дис. ... к.юр.наук. М., 1998. С. 41.

7. Там же. М., 1998. С.172.

8. ЦГИА РБ. Ф. Р. 1252. Оп. 1. Д. 296. Л.20.

9. ЦГИА РБ. Ф. Р. 1252. Оп. 1. Д. 296. Л.21.

10. ЦГИА РБ. Ф. Р. 1252. Оп. 1. Д.369. Л.25.

11. ЦГИА РБ. Ф. Р. 1252 Оп. 1. Д. 29. Л. 202.

12. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк: в 2-х томах. СПб. 2002. Т. 2. С. 170.

Преступность мигрантов-иностранцев:

основы противодействия

Антонов-Романовский Г.В.

The measures on counteraction of criminality of migrants-foreigners are shown in this article.

В соответствии с Межгосударственной программой СНГ о совместных мерах борьбы с преступностью на 2008-2010 гг. в Академии Генеральной прокуратуры РФ начата подготовка методического пособия «Деятельность прокуратур государств -участников СНГ по противодействию незаконной миграции».

С началом работы над пособием встал вопрос об определении позиций прокуратур этих стран по данной проблеме. Естественно, она видится ими по-разному. Что для одних стран является иммиграцией, т.е. въездом и пребыванием на их территории иностранцев, то для других -эмиграцией, оттоком своих граждан за рубеж. Вспомним недавний конфликт между Италией и Румынией. Принятые итальянскими властями жесткие меры по отношению к цыганам, выходцам из Румынии, связаные с тем, что многие из них совершали преступления, вызвали негативную реакцию в Румынии. Власти этих стран сели за стол переговоров и вырабо-

тали программу совместных действий по решению этой проблемы, устраивающую обе стороны.

Так, и в нашем случае следует ожидать неоднозначного понимания самой проблемы и несовпадения позиций по ее решению между государствами - участниками СНГ и их правоохранительными органами.

Мы разделяем иммиграцию на две части - законную, нами признаваемую и допускаемую и незаконную, создающую для нас угрозу миграционной и, соответственно, национальной безопасности. Хотя с социальной точки зрения последнюю (незаконную) нельзя огульно назвать вредной. Ее наличие позволяет нам решать ряд экономических проблем не последнего ряда значимости.

Незаконная миграция обеспечивает нашу экономику дешевой рабочей силой. Но это экстенсивный способ решения экономических проблем за счет миграции из-за рубежа. Во-первых, ориентация на

Ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

ISSN 1997-1001

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

нее препятствует повышению производительности труда. Во-вторых, она обостряет множество иных экономических и социальных проблем, в том числе проблему преступности.

Для стран выезда граждан за рубеж нет столь явных различий в социальной и правовой оценке эмиграции. Для государств - участников СНГ выезд к нам их граждан позволяет решать, по крайней мере, три важнейших проблемы: улучшения материального положения населения за счет получения денежных переводов от родственников, работающих у нас; пополнения бюджета за счет этих поступлений и снижения уровня безработицы.

Количество незаконно выехавших к нам их граждан, по крайней мере, в десяток раз превышает число уехавших на законных основаниях. Безусловно, решаются указанные проблемы в основном за счет нелегально выезжающих граждан. Но это также экстенсивный способ решения этими странами своих экономических и социально-демографических проблем. Он тормозит их экономическое развитие, так как не ориентирует на развитие своей экономики, создание рабочих мест, рациональное использование своих трудовых ресурсов.

Законная эмиграция для этих стран значительно более эффективна с точки зрения решения указанных проблем и минимизации отрицательных последствий.

Размеры денежных переводов, поступающих в среднем от одного эмигранта на родину по группе нелегальных мигрантов значительно ниже, чем от легальных. Нелегальные мигранты подвергаются де-классации, маргинализации, многие из них приобретают в стране въезда преступные навыки решения личных проблем. Этот криминальный опыт реализуется ими по возвращении домой.

Все негативные моменты превращения в нелегальных мигрантов граждан из стран выезда сильнейшим образом проявляются в периоды финансово-экономических кризисов. Размеры денежных переводов из России в страны, входящие в СНГ, уже значительно сократились.

В такие периоды в странах въезда растет преступность незаконных мигрантов, а по возвращении домой они повышают уровень безработицы, социальной напряженности и преступности.

Потребность преодоления негативных последствий нелегальной миграции, которые больно бьют по интересам как

страны въезда, так и выезда, служит основой для разработки решений этой проблемы, удовлетворяющих все стороны переговорного процесса.

Различные подходы к решению проблемы незаконной миграции могут создаваться еще одним, связанным с ней и обостряющим отношения между странами, явлением. Нелегальная миграция может быть источником повышения напряжения в этнических и политических отношениях в странах въезда. Зачастую это сопряжено с совершением правонарушений, в том числе преступлений на почве этно-конфессиональных и политических противоречий. Нелегальные мигранты, вливаясь в национальные диаспоры, сливаясь с ними, создают ситуацию колонизации территории страны сопредельной с их родиной. В таких случаях перемещение населения путем нелегальной миграции с территории одной страны на другую формирует конфликт между этими странами. Отношение властей этих стран к нелегальному перемещению населения в таких ситуациях бывает диаметрально противоположным.

Решение таких миграционных конфликтов требует запредельных дипломатических усилий не только противостоящих сторон, но и регионального и мирового сообщества.

Таким образом, решение проблемы незаконной миграции, а с этим и преступности незаконных мигрантов лежит в двух плоскостях. С одной стороны, проблема должна решаться совместно странами выезда (эмиграции) и въезда (иммиграции) незаконных мигрантов, с другой - решать ее должны самостоятельно принимающие стороны.

В первом случае государства, стремящиеся минимизировать ущерб, наносимый им незаконной миграцией, должны содействовать преодолению странами нелегальной эмиграции проблем, толкающих их граждан на массовый отъезд за рубеж без наличия на то законных оснований.

Это положение можно интерпретировать в криминологических понятиях как оказание содействия странам выезда в развитии общепредупредительных мер, становлении общего предупреждения преступности. В теоретическом плане это новое для криминологии понятие, а именно понятие межнационального (межгосударственного) общего предупреждения преступности.

К специальным межнациональным (межгосударственным) мерам предупреждения преступности в данном случае будет относиться весь комплекс мер по приграничному противодействию нелегальной эмиграции-иммиграции, выдворению незаконных мигрантов к местам постоянного проживания и т.д.

Основными направлениями противодействия незаконной миграции на территории страны их пребывания являются:

• борьба с использованием труда незаконных мигрантов, их эксплуатацией;

• обеспечение выдворения с территории страны мигрантов-иностранцев, осужденных за совершение умышленных преступлений.

Проблему легализации трудовых мигрантов решить не так просто. Использование чисто административных и уголовно-правовых мер по их выдавливанию из страны натыкается на сопротивление работодателей и экономического блока во властных структурах. Так, в 2002-2004 гг. по Московскому региону прошла волна тотального выявления незаконных мигрантов. Это привело к всплеску привлечения их к уголовной ответственности за использование поддельных документов, в целях легализации пребывания в России. Количество выявленных лиц, совершивших преступления, предусмотренные гл. 32 УК РФ (в нее входит ч. 3 ст. 327, которая устанавливает уголовную ответственность за использование заведомо подложного документа), подскочило в Москве с 2001 по 2004 гг. в 14,3 раза. Это привело к оттоку нелегальных мигрантов из Москвы. У строителей возникли проблемы с рабочей силой. Компания по выявлению нелегальных мигрантов была свернута. За один 2005 г. количество зарегистрированных преступлений (гл. 32 УК РФ) снизилось в Москве на 37,6 %.

Безусловно, есть иные направления противодействия незаконной миграции. Все же от наличия неафишируемой реальной потребности в незаконных мигрантах и столь же неафишируемого нежелания

тратить средства и нервы на межгосударственные переговоры по выдворению всех незаконных мигрантов, осужденных за совершение умышленных преступлений, зависит возрастание угрозы миграционной безопасности и расширение преступности иностранцев в России.

Примыкают к проблеме незаконной миграции проблемы международной организованной преступности и международного терроризма.

Но нелегально перемещающихся между странами членов организованных преступных групп и террористических организаций можно рассматривать как «штучный товар», непосредственно не входящий в социальный процесс миграции.

В настоящее время преступность иностранцев создает очаговые угрозы региональной безопасности. Это в наибольшей мере относится к Московской агломерации. В то же время их преступность содержит в себе потенциальную опасность. Наблюдается тенденция перерастания ее из потенциальной в реальную угрозу национальной безопасности России.

Следует иметь в виду, что основную массу нелегальных мигрантов составляют лица, приезжающие в Россию в поисках заработка. Большая их часть прибывает из стран с низкой преступной активностью и не пораженных пьянством. Поэтому преступная активность выходцев из этих стран возрастает у нас постепенно, вместе с охватывающим их процессом маргинализации. Их масса последовательно возрастает, увеличивается доля тех, кто совершает не только корыстные и корыстно-насильственные преступления, преступления на бытовой и сексуальной почве. Пока этот процесс не вылился, за исключением Московского региона, в масштабное криминальное явление. Но дело идет к этому. У нас в стране накапливается деклассированная масса нелегальных мигрантов. Следует ожидать дальнейшего роста их преступной активности.

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.