Научная статья на тему 'Причинно-следственные связи в учении А. Маршалла'

Причинно-следственные связи в учении А. Маршалла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ГРАФИКИ / ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНТЕРЕСОВ / DEMAND / SUPPLY / MARKET EQUILIBRIUM / PUBLIC WELFARE / GRAPHS / DIALECTICS OF INTEREST INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Гасан Атабабаевич, Гасанов Тофик Атабабаевич

В статье исследуются причинно-следственные связи в экономических процессах через механизм новых зародившихся и обособившихся категорий спроса, предложения рыночного равновесия, а также построения графиков по указанным категориям, которые были предложены Маршаллом. Влияние статистики потребления оказывает большое влияние на социально-экономическое благосостояние общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSAL-CONSEQUENTIAL CONNECTIONS IN STUDYING A.MARSHALL

The article studies causal-consequential connections in economic processes through the mechanism of newly formed and separated categories of demand, supply of market equilibrium, as well as of building graphs based on stated categories that were suggested by Marshall. Consumption statistics impacts the social-economic welfare of the society a lot.

Текст научной работы на тему «Причинно-следственные связи в учении А. Маршалла»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ГАСАНОВ ГЛ.,ГАСАНОВ Т.А.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В УЧЕНИИ А. МАРШАЛЛА

Аннотация. В статье исследуются причинно-следственные связи в экономических процессах через механизм новых зародившихся и обособившихся категорий — спроса, предложения рыночного равновесия, а также построения графиков по указанным категориям, которые были предложены Маршаллом. Влияние статистики потребления оказывает большое влияние на социально-экономическое благосостояние общества.

Ключевые слова: спрос, предложение, рыночное равновесие, общественное благосостояние, графики, диалектика взаимодействия интересов.

GASANOV G.A. , GASANOV Т.А.

CAUSAL-CONSEQUENTIAL CONNECTIONS IN STUDYING A.MARSHALL

Abstract. The article studies causal-consequential connections in economic processes through the mechanism of newly formed and separated categories of demand, supply of market equilibrium, as well as of building graphs based on stated categories that were suggested by Marshall. Consumption statistics impacts the social-economic welfare of the society a lot.

Keywords: demand, supply, market equilibrium, public welfare, graphs, dialectics of interest interaction.

Научная новизна исследования А. Маршалла, как основоположника кембриджской школы маржинализма, заключается в том, что он предлагал анализировать и исследовать экономические процессы и явления через призму разработанных новых зародившихся экономических категорий — спрос, предложение, рыночное равновесие, а также с помощью построения графиков и других математических методов и моделей.

С философской точки зрения категории «спрос» и «предложение» являются следствием более глубоких причин, которые формируют эти экономические категории. Поэтому следует начать анализ с тех причин, которые формируют категории «спрос», «предложение», так как они глубже раскрывают содержание, внутреннюю структуру указанных категорий.

На эти особенности философского подхода и научной новизны в анализе экономических категорий указывает А. Маршалл: «...Политическая экономия берется изучать следствия, которые окажутся результатом действия определенных причин, .действие рассматриваемых причин выступает изолированно, и оно приведет к определенным следствиям, но лишь в том случае, если заранее принята гипотеза, согласно которой никакая другая причина . не будет принята во внимание, . однако . источником больших трудностей в экономической науке служит. время, требующееся, чтобы причины могли привести к своим следствиям» [1, с. 93].

Рассмотрим категорию «спрос», которая является следствием важных причин. Эти причины носят объективный характер и формируются как необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей человека: в пище, в жилище, в одежде, в развлечениях для потребителя. Следующая группа причин, порождающих следствие, может быть как объективной, так и субъективной: развитие новой техники и технологий, мода, увлечения, институциональные особенности и проч.

Кроме того, спрос непосредственно связан с прибылью, доходом любого предпринимателя. Вот как об этом указывает А. Маршалл: «... Спрос основывается на ожидании прибылей. ...

Эти прибыли всегда зависят от спекулятивного риска и других причин... Конечным регулятором всего спроса является поэтому потребительский спрос» [1, с. 155].

Таким образом, спрос носит двоякий характер — спрос на предметы первой необходимости (предметы потребления) и спрос на средства производства как источника прибыли, дохода, или, как отмечает А. Маршалл, — «потребительский спрос».

Итак, спрос может формироваться только после глубоких и важных причин, их образующих: накапливаясь, эти причины объективно формируют основы спроса и проявляются в полномасштабном следствии, которым является спрос. Этот спрос анализируется А. Маршаллом в полном и прямом смысле этого понятия, очевидно, как причина, но не следствие объективных причин, порождающих их. Кроме того, этот спрос может анализироваться как функция торгового капитала и получение, соответственно, торговой прибыли, по предложенной К. Марксом метаморфозе Д-Т-Д', который затем стал всеобщей формулой капитала.

Теперь проанализируем категорию «предложение». Предложение — это, прежде всего, результат издержек производства, которые выступают главной причиной формирования предложения. Поэтому эту категорию необходимо начать анализировать с авансированных издержек производства, так как эти затраты на производство товаров создают фундамент производителя для любой сферы экономики (объективная причина).

Затем следуют другие причины, формирующее предложение, такие, как развитие и использование научных разработок и новых технологий (НТП), влияние и использование НТП на предложение достаточно неоднозначно. Так, если в результате использования новых технологий увеличивается количество выпускаемых товаров, при этом растет объем реализации этих товаров при одновременном снижении цены, то у производителей снижается норма прибыли (Р), но увеличивается масса прибыли.

Необходимо указать и такую причину в формировании предложения, как удовлетворение потребностей людей по принципу «невидимой руки» А. Смита, т. е. производители удовлетворяют общественные потребности людей не потому, что они хотят сделать доброе дело для покупателя, а для того, чтобы удовлетворить свои корыстные интересы — получить выгоду, но при этом вынуждены скрывать свои истинные, эгоистические цели под маской заботы и удовлетворения потребностей покупателя.

И, наконец, самая важная и главная целевая функция производителя, которая формирует предложение, как важный результат, стимулирующий вышеуказанные причины, — получение максимальной прибыли при минимуме затрат.

Эта причина — получение max прибыли, сверхвысокой прибыли является как бы солнцем, вокруг которого вращаются все другие причины, формирующие само предложение и уже проявляющиеся как следствие этих причин, в виде восходящей кривой S. Если к примеру, издержки производства как-то ограничены возможностями самого производителя и привязаны к факторам производства — труд, земля, капитал, то получение max прибыли ничем не ограничено.

Таким образом, движение производителя также осуществляется в одном направлении, направлении выгоды для самого производителя, как бы он ни маскировал свои интересы; и этот интерес диаметрально противоположен интересу потребителя.

Каждая причина встраивается в систему спроса и предложения, но в зависимости от важности этих причин образует кривую линию спроса или предложения. Направленность этой линии может быть разной, неопределенной, но постепенно, под воздействием других причин, она начинает встраиваться в виде кривой линии, потому что указанная причина может усиливаться или ослабевать в зависимости от ее значимости на спрос или предложение в целом. Эта линия идет параллельно с линией спроса и предложения, в классическом понимании по А. Маршаллу, и проявляется уже как следствие кривой действующих причин.

Теперь мы переходим к исследованию самой сложной и самой интересной категории — рыночное равновесие. Спрос и предложение находятся в диалектическом единстве. Без спроса нет потребления, т. е. нет предложения; а предложение становится бессмысленным при отсутствии спроса. Диалектика взаимодействия спроса и предложения заключается в том, что в результате этого столкновения интересов они должны пересекаться в определенной точке, абсолютно безразлично, в какой именно точке; и такое предположение есть научная абстракция. При этом другие рыночные механизмы — цена, конкуренция — будут указывать движение спроса и предложения в таком направлении, чтобы они пересекались на определенном уровне, в точке

равновесия с равновесным количеством и, соответственно, формированием равновесной цены; таким образом, чтобы устойчивая равновесная цена устроила бы и потребителей, и продавцов в условиях конкуренции и диаметрально противоположных интересов.

Для объективности анализа необходимо исследовать движение точки равновесия с важными причинами как спроса, так и предложения, а затем с многочисленными причинами в их совокупности и показать влияние на изменение точки равновесия, а также ее движение под влиянием этих причин.

Как известно, рыночное равновесие представляет собой пересечение кривых спроса и предложения, но при этом причины спроса коренным образом отличаются от причины предложения, т. е. разная направленность этих кривых.

При рассмотрении рыночного равновесия следует разобрать несколько вариантов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В определении точки равновесия и рыночного равновесия в целом, исходя из разнообразных причин как спроса, так и предложения, необходимо выделять какую-либо важную причину и показать ее влияние на изменение точки равновесия, а также ее движение под влиянием этих причин.

Точка рыночного равновесия может находиться в любом месте графического построения, в зависимости от того, какая главная причина порождает предложение — получение максимальной прибыли; либо причина «невидимой руки» А. Смита или сокращение издержек производства при неизменной кривой спроса (рис. 1).

Рассмотрим движение кривой, а следовательно, и точки равновесия со стороны предложения, но при условии, что кривая спроса имеет постоянно действующую причину и находится неподвижно.

S

R

г *

R7

D

Рис. 1. Рыночное равновесие с различными причинами предложения, где ^ R1, R2 — точки рыночного равновесия по различным причинам предложения:

--главная причина предложения — получение максимальной прибыли;

-------главная причина предложения — принцип «невидимой руки» А.Смита;

------— главная причина предложения — минимизация издержек производства

Если главная причина предложения — получение максимальной прибыли, то точка равновесия будет нацелена на получение максимальной прибыли при минимуме затрат и увеличивающимся объеме выпускаемой продукции, и эта точка равновесия будет располагаться немного выше по сравнению с другими причинами предложения.

А если важной причиной предложения будет «невидимая рука» А. Смита, то точка равновесия будет располагаться немного ниже — вниз направо по сравнению с вышеизложенной причиной. Эта причина предложения нацелена на удовлетворение общественных потребностей и при этом на получение стабильной средней прибыли и выше средней прибыли (хотя втайне все они рассчитывают на получение максимальной прибыли). Точка равновесия будет равномерно отдаляться от двух других причин предложения, располагаясь между ними, как бы выбирая промежуток между двумя кривыми линиями.

Таким образом, точка равновесия зависит от той причины, которая доминирует в совокупности причин со стороны предложения при их пересечении с кривой спроса. Без такой причинно-следственной связи невозможно правильно понять рыночное равновесие и равновесные цены.

При сокращении издержек производства в качестве главной причины предложения точка равновесия R2 будет двигаться вниз направо; при этом (минимизация издержек производства) будет способствовать увеличению массы прибыли (при сокращении нормы прибыли) за счет повышения объема выпускаемой продукции, хотя точка рыночного равновесия будет располагаться ниже других причин.

Такой же результат может быть получен на графике, если главная причина предложения — престиж фирмы или компании, т. е. получение прибыли не является единственной причиной предпринимательской деятельности и бизнеса в современных условиях.

Теперь перейдем к анализу кривой и перемещением точки равновесия со стороны спроса, при условии что кривая предложения может иметь постоянно действующую причину — получение максимальной прибыли и находиться в статичном положении.

Рассмотрение рыночного равновесия со стороны главных причин спроса показывает, что здесь будут действовать противоположные интересы — удовлетворение жизненно важных потребностей человека, поэтому точка равновесия будет максимально высокой по сравнению со всеми другими причинами. Когда спросом управляет стремление получить выгоду или прибыль, то эта причина будет приближаться к кривой жизненно важных потребностей человека как естественное желание предпринимателя завершить свое дело и в дальнейшем осуществлять расширенное воспроизводство на основе получаемой прибыли.

Если важной причиной спроса будет являться мода, престижность, то точка равновесия или равновесной цены может двигаться вниз налево, потому что интересы человека в погоне за модой отходят на второй план по сравнению с жизненно важными причинами, а также если важной причиной спроса выступает сезонность в потреблении и прочие причины, то точка равновесия может продолжить движение налево вниз, как видно на рис. 2.

Рис. 2. Рыночное равновесие с различными главными причинами спроса, где E, E1, E2 — точки рыночного равновесия по различным причинам спроса: — главная причина спроса — необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей человека;

-------главная причина спроса — ожидание прибыли;

-------главная причина спроса — мода, увлечение и т.д.

Для объективности проводимого анализа необходимо рассмотреть рыночное равновесие с многочисленными причинами спроса и предложения, которые могут действовать одновременно и независимо друг от друга. (см. рис. 3) Эти причины могут действовать разнонаправленно, одновременно, переходя из одной причины в другую или переплетаясь между собой, образуя целую систему факторов, определяющих точки равновесия.

Рис. 3. Рыночное равновесие с различными причинами спроса и предложения, где R, R1, R2, — точки рыночного равновесия по различным причинам спроса и предложения в результате

синхронного воздействия убывающих причин: 1,2,3,4,5,6 — возможные точки рыночного равновесия по указанным причинам спроса и предложения, которые действуют разнонаправленно в зависимости от важности причин спроса и предложения

На рис. 3 показаны три точки равновесия - R, R1; R2,, синхронного воздействия по причинам спроса и предложения и постепенного убывания этих причин, которые опускаются перпендикулярно вниз, приближаясь к оси абсцисс. Точки равновесия 1,2,3,4,5,6, — по причинам спроса и предложения действуют разнонаправленно и могут двигаться налево - направо - вниз в зависимости от важности причин спроса и предложения.

Таким образом, многочисленные причины спроса и предложения заставляют мигрировать точки равновесия в различных направлениях, в зависимости от важности рассматриваемых причин определяют многочисленные точки равновесия.

Следовательно, причинно - следственные связи спроса и предложения увеличивают количество вариантов рыночного равновесия, показывая сложную модель развития экономики и раздвигая границы исследования.

Литература

1. Маршалл, А. Принципы экономической науки. T. I. — М. : «Прогресс», 1993.

2. Маршалл, А. Принципы экономической науки. T. II. — М. : «Прогресс», 1993.

3. Маршалл, А. — Принципы экономической науки. T. III. — М. : «Прогресс», 1993.

4. Цыпин, И. С. Экономические реформы и модернизация экономики России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1 (31). С. 14-24.

References:

1. Marshall, A. Principles of economics. T. I. - M., "Progress", 1993.

2. Marshall, A. Principles of economics. T. II. - M., "Progress", 1993.

3. Marshall, A. - Principles of economics. T. III. - M., "Progress", 1993.

4. Tsypin, I. Economic reform and modernization of the Russian economy // Regional problems of transformation of the economy. 2012. № 1 (31). S. 14-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.