Научная статья на тему 'Причастные обороты, атрибутивно характеризующие акватическую лексику, в поэтическом тексте Иосифа Бродского: синтаксические модели'

Причастные обороты, атрибутивно характеризующие акватическую лексику, в поэтическом тексте Иосифа Бродского: синтаксические модели Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
710
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧАСТИЕ / АКВАТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ИДИОСТИЛЬ / PARTICIPLE / AQUATIC VOCABULARY / THE IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Твердохлеб О. Г.

Обосновывается идея о том, что в языке поэтических текстов И. Бродского наблюдается активное использование акватических номинаций, атрибутивно охарактеризованных причастными оборотами. На большом иллюстративном материале показано, как при помощи причастных оборотов, атрибутивно определяющих акватические номинации, создается характерный для поэтического творчества Бродского сложный синтаксис, обусловленный: 1) структурой причастного оборота; 2) синтаксическим употреблением причастных оборотов по отношению к главному слову акватической номинации; 3) количеством причастных оборотов, употребленных для характеристики акватических номинаций; 4) количеством главных слов, охарактеризованных одним причастным оборотом. Приёмы, предложенные в статье, могут быть использованы при анализе поэтики других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Твердохлеб О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPLE, ATTRIBUTE CHARACTERIZING AQUATIC LANGUAGE, IN THE POETIC TEXT OF JOSEPH BRODSKY: A SYNTAX MODEL

Substantiates the idea that the language of the poetry of Joseph Brodsky observed active use of the aquatic categories, characterized by the attributive participle. On a large illustrative material shows how to use the rpm involved, an attribute defining the aquatic nomination, creates a characteristic of poetry of Brodsky's complex syntax, due to: 1) the structure of a participial phrase; 2) syntactic use of the sacrament of turnover relative to the main word aquatic category; 3) number of rpm involved, is used to characterize the aquatic nominations; 4) the amount of principal words, characterized by one involved a turnover.The techniques proposed in this paper can be used in the analysis of the poetics of other authors.

Текст научной работы на тему «Причастные обороты, атрибутивно характеризующие акватическую лексику, в поэтическом тексте Иосифа Бродского: синтаксические модели»

УДК 811.161.1

О.Г. Твердохлеб

ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, АТРИБУТИВНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АКВАТИЧЕСКУЮ ЛЕКСИКУ, В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

ИОСИФА БРОДСКОГО: СИНТАКСИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Оренбургский государственный педагогический университет

Аннотация: Обосновывается идея о том, что в языке поэтических текстов И. Бродского наблюдается активное использование акватических номинаций, атрибутивно охарактеризованных причастными оборотами. На большом иллюстративном материале показано, как при помощи причастных оборотов, атрибутивно определяющих акватические номинации, создается характерный для поэтического творчества Бродского сложный синтаксис, обусловленный: 1) структурой причастного оборота; 2) синтаксическим употреблением причастных оборотов по отношению к главному слову - акватической номинации; 3) количеством причастных оборотов, употребленных для характеристики акватических номинаций; 4) количеством главных слов, охарактеризованных одним причастным оборотом. Приёмы, предложенные в статье, могут быть использованы при анализе поэтики других авторов.

Ключевые слова: причастие, акватическая лексика, идиостиль.

UDC 811.161.1

O.G. Tverdokhleb

PARTICIPLE, ATTRIBUTE CHARACTERIZING AQUATIC LANGUAGE, IN THE POETIC TEXT OF JOSEPH BRODSKY: A

SYNTAX MODEL

Orenburg State Pedagogical University

Abstract: Substantiates the idea that the language of the poetry of Joseph Brodsky observed active use of the aquatic categories, characterized by the attributive participle. On a large illustrative material shows how to use the rpm involved, an attribute defining the aquatic nomination, creates a characteristic of poetry of Brodsky's complex syntax, due to: 1) the structure of a participial phrase; 2) syntactic use of the sacrament of turnover relative to the main word -aquatic category; 3) number of rpm involved, is used to characterize the aquatic nominations; 4) the amount of principal words, characterized by one involved a turnover.The techniques proposed in this paper can be used in the analysis of the poetics of other authors.

Keywords: participle, aquatic vocabulary, the idiostyle.

...ия предпочитаю воду, хотя бы -- пресную. Вода -- беглец от места, предместья, набережной, арки, крова, из-под моста -- из-под венца невеста, фамилия у ней -- серова. Куда как женственна! и так на жизнь похожа ее то матовая, то вся в морщинках кожа неудержимостью, смятеньем, грустью, стремленьем к устью и к безымянности. И. Бродский. «Реки», 1986

I. Важнейшее культурно-историческое значение мира воды отмечают философы, историки, филологи, этнографы. Водная стихия постоянно привлекает к себе и внимание поэзии.

Особое место в литературе ХХ века занимает поэзия, и, безусловно, поэтический язык, Иосифа Бродского (1940-1996).

Важнейшей для поэтического мироощущения И.А. Бродского, по мнению литературоведов (Е. Ваншенкина (1996), М.Б. Крепс (1984), Е.Г. Штырлина (2010) и мн. др.), является идея времени. Особенно показывается учеными связь идеи времени с водной стихией (напр., в работах [1;6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]). Такую связь отмечал и сам Бродский: «Если можно себе представить время, то оно, скорее всего, и выглядит как вода» [4, с. 206].

Однако до сих пор остается много невыясненного.

Объектом нашей статьи является поэтический язык И. Бродского, и в частности, грамматические средства выражения, используемые для воплощения идеи «вода» — «время». Разделяя точку зрения Т.Н. Волынец о причастии как значимой характеристики идиостиля поэта [5], в этой работе мы продолжим анализ особенностей функционирования процессуального признака (см. [15; 16]), используемого, в частности, для художественного определения реалий водного мира.

В работе используются обычные в лингвистике приемы описательного, стилистического и квантитативного анализов.

II. Материалом для исследования послужило электронное собрание сочинений Иосифа Бродского, включающее 612 текстов (стихотворений и поэм) [3] (далее все примеры по этому изданию).

Нами было выявлено чуть более 2 тысяч примеров с атрибутивной характеристикой причастными формами разных объектов и понятий реального мира. Из них 209 случаев с главным словом —акватической номинацией, что составляет почти 10% от общего числа выявленных конструкций.

Причастия, употребление которых связано, как мы уже отмечали ранее, с их судьбой в истории русского языка [17], синкретично соединяют в себе энергию глагола с описательной экспрессией прилагательного [14, с. 665; 2, с. 324], поэтому употребление их позволяет автору образно описывать разные номинации реального мира, представляя их признаки в динамике, в процессе его осуществления, становления, развития, изменения во времени.

И. Бродский с разной степенью частотности характеризует акватические номинации различных тематических групп («вода-свойства-состояния», «водные пространства», «вода-артефакты», «вода-живое», «вода-суша»), временным признаком по действию в форме согласованного определения, выраженного разными причастными формами, в частности:

• одиночными (73 случая), напр.: ...армаде наступающей воды («Окна»);

Блестящие нити дождя («Проплывают облака»);

• в составе причастного оборота (136 случаев), напр.: ...вода, пролившаяся за ночь («Шествие»); ... дождь, чуть прекратившийся на миг («Шествие (поэма)»).

Анализу конструкций с одиночными причастиями мы уже посвятили другую свою статью (в печати - О.Т.); здесь же остановимся на анализе синтаксических особенностей поэтических конструкций И. Бродского, включающих атрибутивную характеристику реалий водного мира причастными оборотами.

Приведенные выше количественные данные показывают, что почти в два раза чаще по сравнению с одиночными причастиями в качестве атрибутивной характеристики акватических номинаций в поэтическом мироощущении И. Бродского выступают причастные обороты.

Опишем далее выявленные нами модели конструкций, включающие используемые поэтом причастные обороты для обозначения временных признаков у объектов водного мира.

III. Использованные И. Бродским для характеристики акватических номинаций причастные обороты дают возможность автору заменять придаточные предложения, что, в свою очередь, делает описание не только концентрированным и компактным, сжатым и кратким, но и придает ему особую выразительность.

Для того чтобы и читатель смог детально себе представить, в частности, описываемые разнообразные водные реалии, И. Бродский использует самые разные модели построения синтаксических конструкций, включающих в свой состав причастные обороты.

1. По данным нашей картотеки, для характеристики объектов водного мира поэт употребляет:

1) причастные обороты, короткие, состоящие из двух слов:

а) находящиеся на одной строке с главным словом:

— в препозиции по отношению к главному слову: .а не богами налитый сосуд («Я памятник воздвиг себе иной!...»); ..словно бурей застигнутый челн («Полевая эклога»); ..как вскрытая бритвой вена («Портрет трагедии»); С налитым кровью глазом («Мексиканский романсеро»); .. заросший травой водоём («Холмы»); . окном разрезанное море («Загадка ангелу»); Нарциссом брезгающая река («Келломяки»); Так рощу разрезающий ручей / бормочет все сильней о постороннем («Дом тучами придавлен до земли.»). Особо отметим строки с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: ..ждет появленья своего царя, / как брошенный на

скатерти букет -- /заполненной водой стеклянной вазы(«Postaetatemnostram»); В

усыпанном блестками ватном снегу («Presepio»);

- в постпозиции по отношению к главному слову: ..вода сметавшая окурки («Дебют»); Видимо, дождь; ибо навряд ли ива, / не говоря -- сосна, в состояньи узнать, в потемках, / в мелкой дроби листа, в блеске иглы, в подтеках / ту же самую воду, данную вертикально («Пристань Фегердала»); ...волна, перекрывающая вечность («Горбунов и Горчаков»); Лодка, плывущая посуху, подскакивает на волне («М. Б.»); . .трехмачтовик, давший течь («Письмо в бутылке»); Фонтаны, бьющие туда, откуда... («Бюст Тиберия»); ..море, крашенное закатом («Кентавры»); ..войско уже не река, гордящаяся длиной («Каппадокия»);. ..тучи, вывернутые наизнанку («Примечание к прогнозам погоды»); ... снег, пробивающий дым («В горчичном лесу»). Ср. также случай с дистантным расположением главного слова и причастного оборота:

..серой каплей зрачка, вернувшейся восвояси(«Томасу Транстрёмеру»); б) находящиеся на другой строке после (до) главного слова: - в препозиции по отношению к главному слову, и только с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: Брызгающая воронкой,

как

сбежавшая пенка, кровь («Стихи о зимней кампании 1980-го года»); ...цедящей семя

крайней плотью пространства («Колыбельная Трескового Мыса»); ...подобны сильно обглоданной -- стесанной до икры! -- /рь/бе(«Робинзонада»);

- в постпозиции по отношению к главному слову: Чернела вдали бутылка, / отброшенная носком («Холмы»); ...о чем для глаза, / вооруженного слезой («Пенье без музыки»); Лужи, / хранящей отраженья («На выставке Карла Вейлинка»); ..льются речки из мглы, / проглотившей ее («В темноте у окна»). Ср. также стихотворные строки с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: .. .количество морей, полей, /разбросанных меж нами («Пенье без музыки»);

... части / воды , окруженные сушей («Эклога 5-я (летняя)»); ..только вода, и она одна,

/ всегда и везде остается верной / себе -- нечувствительной к метаморфозам, плоской,

/ находящейся там, где сухой земли / больше нет («Сан-Пьетро»);

2) причастные обороты, короткие, состоящие из причастия и предложно-падежной формы:

а) находящиеся на одной строке с главным словом:

- в препозиции по отношению к главному слову: ...на весласевшие гребцы («С видом на море»); Смятое за ночьоблако («Венецианские строфы (2)»); Бегущий от действительности Тибр («Бюст Тиберия»); ... при виде стремящихся к Вам валов / в беге строк, в гуденьи слов... («Письмо в бутылке»). Выявлен случай с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: ..как сползающие по стеклу мутные потоки дождя («Определение поэзии»);

- в постпозиции по отношению к главному слову: ... вода, пролившаяся за ночь («Шествие»); ... словно бутылка, забытая на столе («Колыбельная Трескового Мыса»); Лучше плыть пароходом, качающимся на волне («Квинтет»); ... шлюпки, попавшей в бурю («Новая жизнь»); Моряк, заночевавший на мели («Чаша со змейкой»); ... ничего, кроме нимфы, дующей в окарину («Римские элегии»); . .Мыс, вдающийся в море («Колыбельная Трескового Мыса»); ..как облака, блестящие в окне («Бессмертия у смерти не прошу.»); ..реки, промерзшей до дна («Натюрморт»); ..рыбой, идущей в сети («Томасу Транстрёмеру»); . .рыбой, попавшей в сети («Квинтет»); Нормальный дождь, обещанный в четверг («Фонтан памяти героев обороны полуострова Ханко»); ..пил воду, замурованную в кране («Инструкция опечаленным»); Так вспоминайте ж меня, мадам, / при виде волн, стремящихся к Вам... («Письмо в бутылке»). Ср. также строки с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: Это дочь генерал-губернатора, плывущая в Кюрасао («Новый Жюль Верн»); Остатки льда, плывущие в канале («С февраля по апрель»);

б) находящиеся на другой строке после (до) главного слова:

- в препозиции по отношению к главному слову: . водичка, / и глядишь на меня сбежавшими из-под крана / глазами («Стакан с водой»); Плавающий в покое / мир («В Англии. IV. Ист Финчли); ...подобны <...> стесаннойдо икры! -- / рыбе («Робинзонада»);

- в постпозиции по отношению к главному слову: ..что стынущий старик, / плывущий в темноте, / пронзительней, чем крик / "Осанна" в высоте («Элегия на смерть Ц. В.»); ..от которой осталась одна матроска, / позабытая в детской («Ты, гитарообразная вещь со спутанной паутиной.»); ..рассматривая свой улов, / ломящийся от пустоты («Взгляни на деревянный дом.»); ...чайник, / кипящий на керосинке («Я родился и вырос в балтийских болотах.»); ..пейзажа зимней черноморской бухты, / описанной в дальнейшем («Неоконченное»); ..через Понт, / опустевший от судов («Назо к смерти не готов.»); ...я вспоминаю лебедь, /плывущую из-за кулис («Ты узнаешь меня по почерку. В нашем ревнивом царстве.»); ..мелких волн, / разбегающихся по небосводу («Осенний крик ястреба»). Есть и конструкции с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: Просто кем-нибудь наглухо кран заверчен, / хоронящийся в кущах («Фонтан»); ..тем позже ты

превратишься в дождь за /окном, шлифующий мостовую («Стакан с водой»);

3) причастные обороты, длинные, состоящие из более, чем двух слов:

а) находящихся на одной строке с главным словом:

- в препозиции по отношению к главному слову: Ты сам себе теперь дымящий миноносец («Чем больше черных глаз, тем больше переносиц...»); Тяжелым льдом обложенный Лиман («Перед памятником А.С. Пушкину в Одессе»); О, сколько света дают ночами / сливающиеся с темнотой чернила! («Римские элегии»);

- впостпозиции по отношению к главному слову: ...у моря, стесненного картой в теле («Лагуна»); Пустые, перевернутые лодки <...> Хотя они -- по-своему -- лишь эхо / частей, не развивающих успеха («Пустые, перевернутые лодки.»); .. .оловянной реки, уносящей грязь к океану («Над восточной рекой»); ..вид неправильных туч, зараженных квадратностью, тюлем («Bagatelle»); ..мачты шведских / яхт, безмятежно спящих в одних подвязках («Пристань Фегердала»); ... некто, назвавшийся капитаном Немо («Новый Жюль Верн»); ..из крови, столь испорченной тобой («Отрывок»); ... с глазом, налитым кровью от ненависти («Воронья песня»); Просто всего лишь снег, мною не сбитый плотно («Прощальная ода»); ... волн, всегда набегавших по две («Я родился и вырос в балтийских болотах.»);

б) начинающиеся на другой строке после (до) главного слова, хотя сами расположены полностью на одной строке:

- в препозиции по отношению к главному слову: Но не пленить тебя не пирамидой / фаянсовой давно не мытой / посуды в раковине («Муха»); Судно плыло в тумане. Туман был бел. / В свою очередь, бывшее также белым / судно («Это было плаванье сквозь туман.»). Ср. также строки с дистантным расположением главного слова и причастного оборота: .. набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,

гор,

размножаясь без резона, /»^/»(«Представление»); ...застывших в моем окне перелесков, речных излучин («Письмо генералу Z.»); ...низвергает на них не щадящую ничего / водяную колонну («Колыбельная Трескового Мыса»);

- в постпозиции по отношению к главному слову: ..как фрегат, / идущий неожиданно ко дну... («Твой локон не свивается в кольцо»); Стоит закрыть глаза, как вижу пустую шлюпку, / замерзшую на воде посредине бухты («В Англии»); Это тот неуемный пловец, /рассекающий грудью озёра(«Полевая эклога»); .те же облака, /но как бы опрокинутые навзничь («С февраля по апрель»); В белесой мгле, / спеленавшей со всех нас сторон («Это было плаванье сквозь туман»); ..сквозь облака, / напоминавшие цветом то гипс, то мрамор («Вертумн»); .к океану, /разделившему нас с тем размахом («Над восточной рекой»); Деревья окружили пруд, / белеющий средь них, как плешь («Деревья окружили пруд.»); .и серебро реки, / вьющейся точно живой клинок («Осенний крик ястреба»); ..речная поблескивает излука, / подернутая ледяной корой («В окрестностях Александрии»); ..таков ли шум ночной Невы, / гонимой льдинами на Пасху («Петербургский роман»); ..подобны рыбе, / перепутавшей чешую и остов («Римские элегии»); ...строенья с ванными, / заполненными до краев славянами («Песня о Красном Свитере»); .дождь, чуть прекратившийся на миг («Шествие (поэма)»); ..как иней, / осевший на до-ре-ми («Венецианские строфы (1)»); ..волн, / набегающих кружевом на итальянский берег («На виаФунари»). Ср. также строки с дистантным расположением главного слова и

сильно

причастного оборота: Мозг -- точно айсберг

с потекшим контуром

волны моря на букву "б" , / сильно

...на берегу реки на букву "пэ" , /

петлявшей, точно пыльный уж («Набережная р. Пряжки»);

4) причастные обороты, длинные, состоящие из более, чем двух слов, и занимающие несколько строк, при этом:

а) одно или несколько слов причастного оборота находится на одной строке с главным словом:

- в препозиции по отношению к главному слову: ... и шастающий, как Христос, по синей / глади жук-плавунец («Эклога 5-я (летняя)»);

- в постпозиции по отношению к главному слову: . свой невод, распятый терпкой / полынью и золотой сурепкой («Эклога 5-я (летняя)»); Фонтан, изображающий дельфина / в открытом море («Postaetatemnostram»); ..синюю рябь, продолжающую улучшать / линию горизонта («Новый Жюль Верн»); ..завершается молом, погнавшимся за / как по плоским ступенькам, по волнам / убежавшей свободой («Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова»). Есть конструкция с дистантным

расположением главного слова и причастного оборота: ..чем волны местные катящиеся вдаль / без адреса («Голландия есть плоская страна»);

б) весь причастный оборот находится на других от главного слова строках:

- в постпозиции по отношению к главному слову (только): ...греческой туники, / обильем складок походившей на / остановившееся море («Дидона и Эней»); Лунной ночью / запоминать тяжелые речные волны, / блестящие, словно складки поношенных /брюк («Определение поэзии»); ..плотный молочный пар, /выдыхаемый всплывшею Амфитритой / и ее нереидами! («Сан-Пьетро»); Либо -- пляской волн, отражающих как бы в вялом / зеркале творящееся под одеялом («Новый Жюль Верн»).

2. И Бродскому нравится всесторонне описывать реалии водной стихии при помощи причастных оборотов, поэтому в свои поэтические произведения он включает в описание сразу несколько таких синтаксических конструкций, создавая тем столь характерный для его поэтического творчества сложный синтаксис, ср.:

• два причастных оборота, характеризующих одно слово - наименование реалий водной стихии:

► не соединенных при помощи специальных грамматических средств: .. запачканный кровью, /укатанный лыжами снег («Когда подойдет к изголовью.»); В облике многих вод, / бегущих на нас, рябя, / встающих там на дыбы («Моллюск»); в том числе, с вынесением последующего причастного оборота в положение вставной конструкции: ...подобны сильно обглоданной - стесанной до икры! -- / рыбе («Робинзонада»);

• четыре причастных оборота:

► три из которых не соединены между собой специальными грамматическими средствами, а последний присоединен при помощи сочинительного союза и: Из слез, дистиллированных зрачком, / гортань мне омывающих, наружу / непущенных Щ там, под мозжечком, / образовавших ледяную лужу («Отрывок»);

► не соединенных между собой специальными грамматическими средствами двух пар причастных оборотов, соединенных между собой при помощи сочинительных союзов и и но: ..как снег, / опушавший изморозью, точно хвою, края / местоимений и превращавший "я " / в кристалл, отливавший твердою бирюзой, / но таявший после твоей слезой («Келломяки»).

3. Встречается и обратное построение, когда несколько главных слов художественно описываются одним причастным оборотом, при этом весь причастный оборот находится на предыдущей до главного слова строке:

- (только) в препозиции по отношению к главному слову, ср. в частности, строки,

где:

► четыре наименования артефактов, связанных с водной стихией, соединены без специальных грамматических средств: Вытащенные из воды /лодки, баркасы, гондолы, плоскодонки («Сан-Пьетро»);

► два наименования водных пространств соединены при помощи специального

грамматического средства (сочинительного разделительного союза или): О, водоемы лета! Чаще /всего блестящие где-то в чаще /пруды или озёра («Эклога 5-я (летняя)»);

► два наименования мифических существ, лишь одно из которых связано с водной стихией, соединены при помощи специального грамматического средства (сочинительного соединительного союза и), в частности с дистантным расположением

главного слова и причастного оборота: Изваянные в мраморе сатир / и \нимфа («Postaetatemnostram»).

Как показывает описанный выше материал, употребление причастных оборотов в качестве атрибутивной характеристики акватических номинаций в поэзии Иосифа Бродского имеет целый ряд особенностей, обусловленных:

1) структурой причастного оборота (с количественным составом входящих в причастный оборот элементов),

2) синтаксическим употреблением причастных оборотов по отношению к главному слову -акватической номинации, а именно:

а) по расположению слов, входящих в причастный оборот, на одной строке вместе с главным словом - акватической номинацией или на нескольких строках;

б) по расположению в препозиции / постпозиции причастного оборота по отношению к главному слову -акватической номинации;

в) с дистантным расположением причастного оборота по отношению к главному слову - акватической номинации;

3) количеством причастных оборотов, употребленных для характеристики акватических номинаций;

4) количеством главных слов, охарактеризованных одним причастным оборотом.

Таким образом, создаваемый при помощи причастных оборотов столь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характерный для поэтического творчества И. Бродского сложный синтаксис оказывается значимой характеристикой идиостиля автора.

Список литературы

1. Александрова А.А. Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского: дис. канд. филол. наук. М. 2007. 224 с.

2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. М.: Дрофа, 2000. 640 с.

3. Бродский И. Стихотворения и поэмы (основное собрание)// Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова Режим доступа: Hb.ru/BRODSKD/brodsky_poetry.txt(Дата обращения: 14.11.2017).

4. Волков С. Диалоги с Иосифом Броским. М.: Независимая газета, 2000. 328 с.

5. Волынец Т.Н. Причастие в идиостиле писателя // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2001. С. 302-320.

6. Галдин Е.В. Концепт ВОДА как полевая структура и способы его выражения в русском языке: на материале поэтических текстов И.А. Бродского:дис.канд.филол. наук.Пятигорск, 2006. 175 с.

7. Келебай Е. Поэт в доме ребенка. (Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского). М.: Книжный дом «Университет», 2000. 336 с.

8. Кудимова M. Столько большой воды. Аквапоэтика: Иосиф Бродский, Александр Пушкин, Илья Тюрин// И.Н. Тюрин. Погружение / сост. М.В. Кудимова. М.: ОГИ, 2003. 334 с. Режим доступа:http://www.promegalit.ru/publics.php?id=7734 (Дата обращения: 18.01.2017).

9. Куллэ В.А. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России. (1957—1972):дис. канд. филол. наук. M., 1996. 246 с.

10. Лотман М. С видом на море: Балтийская тема в поэзии И. Бродского // Таллинн. 1990. № 2. С. 113-117.

11. Полухина В.П. Поэтический автопортрет Бродского // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. Спб.: Журнал «Звезда», 1998. С. 145-153.

12. Разумовская А.Г. Сотворение «фонтанного мифа» в творчестве Бродского// Поэтика Иосифа Бродского. Сборник научных трудов, Тверь, 2003. С. 140-156.

13. Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины...»: Интертексты Бродского. М.: НЛО, 2001. 464 с. URL: кйр://сооШЬ.сош/Ь/249351/геаё(дата обращения 30.01.2017).

14. Русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. 789 с.

15. Твердохлеб О.Г. Местоимение и согласованные с ним причастные формы в поэзии Иосифа Бродского: синтаксические особенности // NovaInfo.Ru. 2017. № 58. Т. 3. С. 270-278.

16. Твердохлеб О.Г. Растительные реалии и их атрибутивная характеристика одиночными причастными формами в поэтическом тексте Иосифа Бродского // Филологический аспект. 2017. № 1. С. 107-120.

17. Твердохлеб О.Г. Причастия в афоризмах // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 85-97.

Информация о авторе: Information about author:

Твердохлеб Ольга Геннадьевна, Tverdokhleb Olga Gennadjevna,

Кандидат филологических наук, доцент, Candidate of philological Sciences, Assistant Professor,

Оренбургский государственный педагогический Orenburg State Teacher Training University,

университет, г. Оренбург, Россия Orenburg, Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.