Научная статья на тему 'Прибыль предприятия как ключевой элемент финансового планирования'

Прибыль предприятия как ключевой элемент финансового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИБЫЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА / FINANCIAL PLANNING / PROFIT / FINANCIAL ACTIVITY / DIRECT ACCOUNT METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачёва Екатерина Сергеевна, Латышева Людмила Анатольевна

В данной статье рассматривается прибыль в роли элемента финансового планирования. Также раскрываются основные аспекты финансового планирования на предприятии. В статье проводится анализ ключевых показателей деятельности компании, характеризующие ее финансовое состояние. Статья раскрывает особенности расчета планируемой прибыли методов прямого счета, а также приводится распространенная формула расчета. По итогам исследования также делаются выводы.This article considers profit as an element of financial planning. Also, the main aspects of financial planning at the enterprise are revealed. The article analyzes the key performance indicators of the company, characterizing its financial condition. The article reveals the features of calculating the planned profit of direct account methods, and also provides a common calculation formula. Based on the results of the study, conclusions are also drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прибыль предприятия как ключевой элемент финансового планирования»

УДК 336

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Лихачёва Екатерина Сергеевна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: likhachevaaa@mail.ru

Латышева Людмила Анатольевна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: latisheva-la@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается прибыль в роли элемента финансового планирования. Также, раскрываются основные аспекты финансового планирования на предприятии. В статье проводится анализ ключевых показателей деятельности компании, характеризующие ее финансовое состояние. Статья раскрывает особенности расчета планируемой прибыли методов прямого счета, а также приводится распространенная формула расчета. По итогам исследования также делаются выводы.

Abstract. This article considers profit as an element of financial planning. Also, the main aspects of financial planning at the enterprise are revealed. The article analyzes the key performance indicators of the company, characterizing its financial condition. The article reveals the features of calculating the planned profit of direct account methods, and also provides a common calculation formula. Based on the results of the study, conclusions are also drawn.

Ключевые слова: финансовое планирование, прибыль, финансовая деятельность, метод прямого счета.

Key words: financial planning, profit, financial activity, direct account method.

В процессе своей деятельности каждая компания сталкивается с одной из главных функций финансового менеджмента - финансовым планированием. От полноты понимания процесса финансового планирования зависит то, насколько точно предприятие будет использовать такие его преимущества, как постановка целей, формулировка задач и соблюдение основных принципов. Так как компании зачастую пользуются не обширной теоретической формулировкой финансового планирования, следует изучить литературный обзор данной темы, который содержится в различной научной и учебной литературе [6].

Одним из авторов, уделяющих внимание планированию, следует выделить В.Я. Ушакова. Данный автор утверждает, что финансовое планирование финансовое планирование предоставляет компаниям возможность найти пути и

способы достижения финансовых целей компании. Производится данный процесс за счет количественных и качественных показателей. Автор подчеркивает, что финансовое планирование имеет три главные цели [7]:

- максимизировать продажи компании;

- увеличить прибыль предприятия

- приумножить стоимость организации.

Данное исследование посвящено изучению расчета планируемой прибыли в рамках общего финансового планирования компании. Его целью является рассмотрение прибыли компании, расчет ее планируемых объемов и анализа развития организации со стороны ее прибыльности. Это обусловлено тем, что одним из экономических законов, по которым развиваются финансы, является закон получения прибыли или же закон выгоды. Согласно данному закону все экономические отношения базируются на стремлении получить прибыль, так как она является одним из важнейших источников финансовых ресурсов.

Выступая инструментом принятия решений компании, планирование прибыли подразумевает под собой разработку конкретных товаров, создание долгосрочных и краткосрочных планов, а также планов продаж, производства, бюджетов административных и косвенных расходов и др. [8].

При планировании прибыли организация проходит четыре основных этапа. Первым является установление целей. То есть, компания должна устанавливать такой объем целевой прибыли, который будет соизмерен с уже существующими стратегическими планами организации.

Следующий важный этап - это определение ожидаемого объема продаж. Он подразумевает то, что для достижения поставленных компанией целей, ей необходимо составить прогноз ожидаемого объема продаж. В свою очередь установление объема продаж должно быть неразрывно связано с существующими на рынке тенденциями, поведением конкурентов и состоянием отрасли в целом. Данный этап раскрывает компании связь между планированием прибыли и доходами организации.

Далее компания определяет свои расходы. На данном этапе компания может воспользоваться анализом тех расходов, которые она производила ранее. Для новых предприятий такой анализ не подходит, но рекомендуемым методом определения примерных расходов является изучение расходов организаций, которые ведут свою деятельность в той же отрасли.

На завершающем этапе происходит определение прибыли, которую организация рассчитывает по определенной формуле, в зависимости от вида получаемой прибыли [5].

Одной из главных целей планирования прибыли можно выделить выявление потребности компании в финансировании. На практике выделяют три основных метода, с помощью которых компания планировать прибыль. К ним относятся: метод прямого счета, аналитический метод и метод на основе операционного анализа [1].

Рассматривая планирование прибыли компании как инструмент принятий решений, можно сказать, что оно заключает в себе создание товаров, а также разработку планов на долгосрочную и краткосрочную перспективу, которые подготавливаются после основных видов планов (продаж, производства и т.д.)

Плановая прибыль компании рассчитывается по формуле:

П = (В*Ц) - (В*С),

где П - плановая прибыль;

В - товарная продукция в натуральном выражении; Ц - реализационная цена за единицу продукции (без НДС и акцизов); С - полная себестоимость единицы продукции.

Таким образом, можно выявить, что прибыль составляют товарная продукция, цена за единицу продукции и ее полная себестоимость. Поэтому для определения планируемой прибыли в первую очередь необходимо определить объем продаж по направлениям деятельности компании [2].

СПК «Родина» производит небольшой ассортимент продукции, по которым можно рассчитать плановую прибыль методом прямого счета. Для этого необходимо провести анализ выручки от продажи компании. Выручка находится путем умножения количества произведенной продукции на цену ее реализации. Объем выручки по такому виду продукции, как зерно представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выручка от продажи зерна за 2016-2018 гг. и плановый 2019 год

Показатель 2016 2017 2018 2019 (план) Откл. (+, -) 2018 в % к 2016

Количество, ед. 9 119 8 762 9328 9 876 209 102,3

Цена за единицу 4,4 4,1 4,5 4,9 0,1 102,3

Выручка, тыс. руб. 40 123,6 35 924,2 41 976 48 392,4 1 852,4 104,6

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что выручка от продажи зерна за исследуемый период выросла на 4,6% (на 1 852,4 тыс. руб.). Прежде всего, это связано с изменением количества единиц выпускаемой продукции на 209 единиц (на 2,3%). Также, цена за единицу продукции выросла на 2,3%. Стоит отметить, что на 2019 год компания планирует увеличить количество выпускаемой продукции на 5,9%, что значительно отразится на выручке компании, которая увеличится на 15,3%.

Расчет себестоимости реализуемой продукции на СПК «Родина» можно представить в таблице 2.

Таблица 2

Расчет себестоимости реализуемой продукции зерна

Показатель 2016 2017 2018 2019 (план) Откл. (+, -) 2018 в % к 2016

Количество, ед. 9 119 8 762 9328 9 876 209 102,3

Производственная себестоимость всей продукции, тыс. руб. 38 299,8 36 800,4 38 177,6 41 479,2 -122,2 99,7

Расходы по реализации, тыс. руб. 4 559,5 4 381 4 664 4938 104,5 102,3

Полная себестоимость всей продукции, тыс. руб. 42 859,3 41 181,4 42 841,6 46 417,2 -17,7 100

Из данной таблицы видно, что производственная себестоимость всего объема зерна за исследуемый период снизилась на 0,3%, что говорит об увеличении производительности труда в компании. При этом, стоит отметить, что расходы по реализации зерна увеличились и достигли в 2018 году 4 664 тыс. руб. (4 559,5 в 2016 г.), что составило 2,3%. Это не могло не отразиться на полной себестоимости зерна, которая снизилась на 17,7 тыс. руб. В плановом 2019 году полная себестоимость зерна значительно увеличится и достигнет 46 417,2 тыс. руб. (на 8,3% больше, чем в 2018 году).

Важнейшим моментом планирования прибыли является определение себестоимости реализуемой продукции. При этом в расчет берется полная себестоимость, которая складывается из производственной себестоимости и расходов по реализации. Расходы компании направлены, прежде всего, на упаковку, хранение, транспортировку товаров, а также на оплату услуг посреднических организаций и комиссионных сборов и так далее [3].

Имея все необходимые данные, можно рассчитать плановую прибыль методом прямого счета для зерна:

П зерна = (9 876 * 4,9) - (9 876 * 4,7) = 48 392,4 - 46 417,2 = 1 975,2 тыс.

руб.

Таким образом, из расчета планируемой выручки от реализации и себестоимости произведенной продукции видно, что предприятие в предстоящем году планирует получить прибыль от реализации зерна в размере 1 975,2 тыс. руб., и тем самым выйти из убытка. Можно сделать вывод, что значение своевременного качественного анализа, планирования прибыли заключается в том, что оно помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения для достижения поставленных целей.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что для принятия компанией эффективных управленческих решений на пути к достижению стратегических целей, неотъемлемой частью ее деятельности является своевременный и качественный анализ, а также планирование прибыли. Прогнозирование объемов прибыли важно как для компании, осуществляющей и

планирующей свою дальнейшую деятельность, так и для акционеров, поставщиков, кредиторов, инвесторов и других лиц, которые будут анализировать свои риски, прежде чем вступать в сотрудничество с организацией и формировать ее уставный капитал. Поэтому компания должна грамотно подходить к финансовому планированию, знать его теоретические и практические аспекты и уметь гибко менять недостатки своей деятельности, подстраиваясь под современные условия.

Список использованных источников:

1. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2017. - 924 с.

2. Продченко И.А. Теоретические основы финансового менеджмента: учебно-методические материалы. - М.: МИЭМП, 2017. - 28 с.

3. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент. Учебник / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - М.: Юрайт, 2016. - 544 с.

4. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры / И.Б. Ромашова. - М.: КноРус, 2017. - 336 с.

5. Самсонов Н.Ф. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. - М.: ИНФРА, 2017. - 364 с.

6. Трошин, А.Н. Финансы и кредит: учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 с.

7. Ушаков В.Я. Финансовая политика предприятия: учебное пособие. - М.: Изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. - 242 с.

8. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т.В. Филатова. - М.: Инфра-М, 2018. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.