Научная статья на тему 'Прибыль предприятия, ее формирование и пути увеличения'

Прибыль предприятия, ее формирование и пути увеличения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2056
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснянская И.А.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прибыль предприятия, ее формирование и пути увеличения»

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ

© Краснянская И.А.1

Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Республика Казахстан, г. Костанай

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства.

Ключевые слова прибыль, объем продаж, себестоимость, выручка от реализации продукции, рентабельность.

ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР», создано на основе частной собственности зарегистрировано в г. Костанае в 2006 году, относится к субъектам крупного предпринимательства. Организационная форма собственности предприятия - частная. Адрес: 110007, г. Костанай, ул. Карбышева 8/1; тел: 8(7142) 28-99-99, (7142) 28-02-51, факс: (7142) 28-08-88. E-mail: megastroy-sv6@mail.ru.

Правовое положение ТОО, его права и обязанности определяются Гражданским Кодексом Республики Казахстан, законодательными актами, согласно которым ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» является собственником принадлежащего ему имущества и осуществляет владение, пользование и распоряжение им в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Основное направление деятельности компании - оптовая и розничная торговля качественными строительными и отделочными материалами.

Организационная структура предприятия ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» показана на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР»

1 Старший преподаватель кафедры Экономики.

Размеры имущества предприятия в 2013-2015 году увеличилось на протяжении всего анализируемого периода. Размеры предприятия зависят от численности работников, стоимости товарооборота, а также от стоимости основных производственных и оборотных фондов предприятия. Стоимость товарной продукции в 2015 году увеличилась на 34,3 %.

Судя по размерам ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» можно отнести к крупному предпринимательству. Что касается основных средств, то они увеличились в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 14, 4 %. Численность рабочих увеличилась на 9,1 %. Далее рассмотрим изменение выручки от реализации продукции по товарным группам за анализируемый период (таблица 1).

Таблица 1

Доля основной продукции в выручке от реализации продукции предприятия ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» за 2013-2015 годы

Показатель 2013 2014 2015 Отклонение +,-

тыс. тенге % тыс. тенге % тыс. тенге % 2014 с 2013 2015 с 2014 2015 с 2013

Выручка от реализации продукции 536785 100 652389 100 876235 100 115604 223846 339450

1. Напольное покрытие 190569 35,5 259205 39,7 350363 40 68636 91158 159794

2. Лакокрасочная продукция 229081 42,67 232907 35,7 315804 36,0 3826 82897 86723

3. Сантехника 21825 4,07 66117 10,1 124472 14,2 44292 58355 102647

4. Кафель 12910 2,4 12556 1,92 7992 1,0 -354 -4564 -4918

5. Свет 21545 4,01 21326 3,3 10753 1,2 -219 -10573 -10792

6. Двери 16601 3,09 15596 2,4 8506 1,65 -1005 -1090 -2095

7. Инструмент 21945 4,09 22826 3,5 23089 2,63 881 1144 263

8. Обои 22309 4,15 21856 3,6 35256 4,0 -453 20400 19947

Из представленной таблицы 1 видно, что выручка реализации продукции ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» по всем видам продукции возрастает в течении всего анализируемого периода, за исключением отдельных видов продукции. Очевидно, что выручка от реализации строительных материалов в 2013 году - 536785 тыс. тенге, в 2014 году - 652389 тыс. тенге, в 2015 году -876235 тыс. тенге. Наибольший удельный вес в 2013 году в общей выручке реализации занял лакокрасочная продукция (42,67 %), в 2013, 2014 годах удельный вес уменьшился: 2014 год составил 35,7 %, 2015 - 36 %. В то же время снизился удельный вес следующих товарных групп: кафель с 12910 тыс. тенге до 7992 тыс. тенге (2013 год - 2,4 %, 2014 год - 1,92 %, 2015 год -1,0 % в общем удельном весе); свет с 21545 тыс. тенге до 10753 тыс. тенге (2013 год - 4,01 %, 2014 год - 3,3 %, 2015 год - 1,2 % в общем удельном весе); двери с 16601 тыс. тенге до 8506 тыс. тенге (2013 год - 3,09 %, 2014 год -2,4 %, 2015 год - 1,65 % в общем удельном весе).

Основные показатели финансово -хозяйственной деятельности ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» (таблица 2).

Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод, что выручка реализуемой продукции к 2015 году имеет тенденцию к снижению (на 103 тыс. тенге).

Вместе с тем, возрос показатель себестоимости (на 130711 тыс. тенге в 2014 г и на 106601 тыс. тенге в 2015 г.). Выручки от реализации продукции в связи с сокращением объема продаж снизилась в 2015 году (на 165 тыс. тенге).

Таблица 2

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» за 2013-2015 годы

Наименования показателей 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение (+,-) Темп роста, %

2014 к 2013 2015 к 2014 2015 к 2013 2015 к 2014

Выручка, тыс. тенге 697825 842547 842382 +144722 -165 +144557 99,98

Себестоимость, тыс. тенге 575100 705811 812412 +130711 +106601 +237312 115,10

Прибыль от продаж, тыс. тенге 135240 155095 184504 +19855 +29409 +49264 118,96

Объем продаж, тыс. тенге 718778 847115 847012 +128337 -103 +128234 99,98

Рентабельность продаж, % 11,81 10,37 7,59 -1,44 -2,78 -4,22 73,19

Однако, показатель рентабельности продукции свидетельствует о том, что произошло снижение прибыли на единицу продукции и рентабельность продаж в 2014 г. составила 10,37 %, что ниже показателя 2013 г. на 1,44 п. п., а в 2015 г. рентабельность снизилась на 2,78 п. п. по сравнению с 2014 г. и составила 7,59 %.

Причиной снижения рентабельности продаж: темпы роста себестоимости в 2015 году опережают темпы роста выручки - является неблагоприятной тенденцией. Для исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат.

При определении динамики затрат проводится анализ по экономическим элементам затрат, который позволяет изучить состав затрат, определить удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат.

Сопоставлением затрат по экономическим элементам в абсолютной сумме и в процентах к общим затратам за отчетный год с затратами за предшествующий год выявляются направления в изменении отдельных элементов затрат (таблица 3).

Таблица 3

Анализ затрат по экономическим элементам за период 2013-2015 годы

Статьи затрат 2013 год 2014 год 2015 год Отклонение, +,- 2015 к

2013 год 2014 год

тыс. тнг (%) тыс. тнг. (%) тыс. тнг (%) тыс. тнг. % тыс. тнг (%)

Материальные затраты 46149 66,77 50633 42,5 54266 42,1 +3633 -24,7 +3633 -24,67

Затраты на оплату труда 10964 15,86 35754 30,0 39228 30,4 +28264 +14,54 +3474 +0,4

Отчисления 3792 5,48 15145 12,7 17482 13,5 +2337 +0,4 +13690 -0,44

Амортизация основных средств 2169 3,14 2959 2,5 3522 2,7 1353 -0,44 +563 +0,2

Прочие производственные расходы 6042 8,74 14565 12,3 14600 11,3 +8558 2,56 +35 -1

Всего затрат 69116 100 119056 100 129098 100 -50018 - +10042 -

Данные свидетельствуют о том, что в 2015 году, равно как и в прошлых годах, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (42,1 %), что говорит о материалоемком характере предприятия.

Важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. При определении динамики затрат проводится анализ по экономическим элементам затрат, который позволяет изучить состав затрат, определить удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат.

Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

Так как среднесписочная численность увеличилась, следовательно, и заработная увеличилась (30,4 %) в 2015 году, соответственно и отчисления от оплаты труда (13,5 %). Это увеличение связано с внедрением новой техники, совершенствованием технологии. Также несколько увеличилась доля амортизационных отчислений, что говорит о снижении фондоотдачи. Снижение прочих затрат вызвано изменением их структуры: снижение доли процентов за кредиты банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.

Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы почти каждого элемента затрат. Для выявления причин изменения общих затрат рассмотрим влияние изменения структуры затрат на изменение общих затрат.

Как видим, удельный вес затрат заработной платы, и амортизации в отчетном периоде увеличились по сравнению с предыдущим годом при снижении затрат на материалы. Такое изменение характеризует повышение общих затрат на производство. Таким образом, анализ данных показывает, что на данном предприятии произошло улучшение структуры затрат на производство, что материалоемкость имеет устойчивую тенденцию к снижению, является хорошим фактором.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Схематичное изображение механизма распределения прибыли ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕ-ВЕР» представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Механизм распределения прибыли ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР»

Уставом ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» закреплено несколько фондов формируемых из чистой прибыли: фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд. Фонды, образуемые в порядке распределения прибыли, находятся в полном распоряжении товарищества.

Оставшаяся часть прибыли распределяется между участниками общества, пропорционально доле каждого из них в уставном капитале общества.

В приведенной ниже таблице 4 можно проследить, как распределялась чистая прибыль предприятия в период 2013-2015 годов.

Таблица 4

Распределение прибыли ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР»

2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение (+,-)

Сумма, тыс. тенге Уд. вес, % Сумма, тыс. тенге Уд. вес, % Сумма, тыс. тенге Уд. вес, % 2014 к 2013 2015 к 2014

Чистая прибыль к распределению 82412 100,0 87410 100,0 87000 100,0 +4998 -410

Фонд потребления 32141 39,00 21853 25,00 17400 20,00 -10288 -4453

Фонд накопления 41206 50,00 55068 63,00 60030 69,00 +13862 +4962

Резервный фонд 9065 11,00 10489 12,00 9570 11,00 +1424 -919

Из таблицы 4 видно, в каком соотношении предприятие делит чистую прибыль по формируемым фондам, и как менялись показатели в рассматриваемом периоде. Больший удельный вес занимает фонд накопления, 69,0 % в 2015 году. Остальные средства делятся между фондом накопления и резервным фондом. Изменения всех показателей в 2014 году были относительно незначительными, а в 2015 году из-за меньшей доли чистой прибыли к распределению, уменьшились вливания в фонд потребления и резервный фонд.

Наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают материальные затраты, следующим по объёму затрат в себестоимости продукции являются переменные затраты.

В процессе проведения анализа мы определили, что на предприятии происходит снижение прибыли и рентабельности, т.е. снижение эффективности работы.

Исходя из анализа, спрос на определенную продукцию предприятия имеет сезонный характер. Так было выявлено, что наименьшую долю в выручке от реализации продукции имеет «кафель».

На следующем этапе исследования целесообразно провести опрос потребителей о приемлемости цены в ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР».

Опрос проводился среди покупателей магазина «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» в течение недели. Всего было опрошено 37 человек. Покупателям задавалось четыре вопроса: Какой товар Вы приобрели? Считаете ли Вы, что цена на товар завышена? Какая оптимальная на Ваш взгляд сто и-мость данного товара? Выше какого уровня цены данный товар Вы бы уже не приобрели?

Как показал опрос, снижение спроса на такие группу товаров как кафель обусловлено тем, что стоимость данного товара является завышенной с точки зрения потребителя.

Поэтому нами было принято решение о снижении цены на кафель до уровня конкурентов, а разницу в потери отнести на транспортные расходы по доставке этого товара. Размеры снижения цен должны быть достаточно ощутимыми, чтобы на них можно было строить рекламные обращения; достаточно стимулирующими спрос, чтобы компенсировать связанное со снижением цен падение прибыли; и достаточно привлекательными, чтобы заставить прийти потребителя.

Для увеличения объема продаж, кроме наружной рекламы, также необходимо использовать рекламные коммуникации внутри магазина:

- рекламные аудиоролики;

- рекламные объявления по громкой связи;

- использование светодиодных плазменных экранов для продвижения товаров и услуг.

Размещение рекламы на светодиодном экране имеет много плюсов, как для его владельца, так и для его рекламодателей.

В результате предложенных мероприятий, все показатели имеют свои оптимальные значения, что говорит о том, что анализируемое предприятие ТОО «МЕГАСТРОЙ-СЕВЕР» в перспективном периоде эффективно сработает.

Так, следуя предложенным мероприятиям, фирма может достичь положительного эффекта своей деятельности в ближайшем будущем.

Список литературы:

1. Белов Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Б. Белов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 215 с.

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк. - К.: Ника-Центр, 2012. - 453 с.

3. Бочаров В.В. Финансовый анализ [Текст] / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Герчикова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 480 с.

5. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности [Текст] / К.Ш. Дюсембаев. - Алматы: Каржы-каражат, 2013. - 512 с.

6. Золотарева В.С. Финансовый менеджмент [Текст] / В.С. Золотарева. -Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 439 с.

7. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния: методы оценки [Текст] / М.Н. Крейнина. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 224 с.

8. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия [Текст] / Б.В. Пры-кин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 387 с.

9. Ковалев В.В. Экономический анализ [Текст] / В.В. Ковалев. - СПб.: Герда, 2014. - 237 с.

10. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст] / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТОО «АГРОТЕХМАШ»

© Селезнёва Т.О.1

Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Республика Казахстан, г. Костанай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Ключевые слова: персонал, сотрудники, управление, эффективность использования, трудовые ресурсы.

В торговле занята большая часть трудоспособного населения страны, поэтому рациональное использование персонала относится к числу важных задач. В торговле, как и в других отраслях экономики, проблема использования рабочей силы должна решаться посредством активного перехода отрасли на интенсивный путь развития.

Для повышения эффективности труда необходимо создать оптимальные соотношения между такими показателями, как численность и состав работников, производительность труда, объем выполняемых работ, использование рабочего времени и расходование заработной платы. Немаловажное значение для решения этих задач имеет экономический анализ персонала предприятия.

Оценка эффективности использования персонала ТОО «Агротехмаш» проводится по следующим направлениям: обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом профессиональном и квалификационном составе (обеспеченность персоналом); оценка эффективности использования рабочего времени; определение и изучение показателей текучести кадров; изучение производительности труда; изучение влияния трудовых факторов на

1 Старший преподаватель кафедры Экономики, магистр аграрного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.