Научная статья на тему 'Прибыль коммерческого предприятия: виды и факторы, оказывающие влияние на нее'

Прибыль коммерческого предприятия: виды и факторы, оказывающие влияние на нее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1545
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИБЫЛЬ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свороб Н.С., Сенченко Е.В.

Управление формированием прибыли предприятия включает два основных направления управление доходами и управление расходами, балансирование которых в результате и определяет формирование абсолютной величины прибыли субъекта ведение хозяйства. В статье проводится исследование сущности прибыли коммерческого предприятия с позиции ее видов и факторов, оказывающих на ее влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прибыль коммерческого предприятия: виды и факторы, оказывающие влияние на нее»

24

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

2. Речное судостроение в России: проблемы и перспективы развития, 2010 г. [Электронный ресурс] // Рейтинговое Агентство «Эксперт РА». - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/river_shipbuilding/.

3. Тактаров Г.А., Набиев Р.А., Кондрицкий М.А. Анализ состояния и тенденций развития судостроительно-судоремонтной отрасли Российской Федерации // Вестник АГТУ Серия: Экономика. Выпуск № 2. - Астрахань, 2013. - С. 118-126.

4. Центр раскрытия корпоративной информации агентства «Интерфакс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 09.09.15).

ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ВИДЫ И ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ

© Свороб Н.С.*, Сенченко Е.В.*

Начальник производственной службы Кедровский угольный разрез филиал ОАО УК «Кузбассразрезуголь», Кемеровский институт (филиал)

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

Управление формированием прибыли предприятия включает два основных направления - управление доходами и управление расходами, балансирование которых в результате и определяет формирование абсолютной величины прибыли субъекта ведение хозяйства. В статье проводится исследование сущности прибыли коммерческого предприятия с позиции ее видов и факторов, оказывающих на ее влияние.

Ключевые слова: коммерческое предприятие, прибыль, экономика предприятия, финансы, доходы, расходы.

Характерным признаком работы предприятия в рыночных условиях ведения хозяйства является его экономическая обособленность, организация финансово-хозяйственной деятельности на хозрасчетных принципах.

В связи с этим определение прибыли имеет особенное значение. Прибыль является главной целью и мотивом предпринимательской деятельно-

* Начальник производственной службы Кедровского угольного разреза филиала ОАО УК «Кузбассразрезуголь».

* Заведующий лабораторией кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета.

Состояние и перспективы развития региональной экономики

25

сти, материальным источником экономического и социального развития, инвестиционной и инновационной деятельности.

Актуальность темы исследования определена тем, основной целью любого предприятия к устойчивому экономическому развитию является обеспечение прибыльности его деятельности. Отсюда, проблема управления прибылью предприятия приобретает все большего значения, поскольку именно в прибыли концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности каждого предприятия. Прибыльность, то есть эффективность использования капитала, имеет название рентабельность. Владелец капитала предприятия, его менеджеры (в том числе, например, дирекция государственного предприятия), должны принимать решения в сфере управления имеющимися средствами предприятия, сравнивая расходы с прибылью, тем более, что финансовые ресурсы всегда ограничены определенными объемами, а полученная прибыль - это финансовый ресурс для осуществления новых вложений и получения новых прибылей.

Но прежде чем проводить анализ рентабельности необходимо определить прибыль предприятия за отчетный период. Данные для его определения предоставляет нам бухгалтерский учет расходов и доходов предприятия, и формирование финансовых результатов деятельности.

Прибыль - это абсолютный показатель эффективности деятельности предприятия, позитивная форма финансовых результатов в виде превышения суммы доходов над суммой расходов, которые были понесены для получения этих доходов, что в будущем формирует финансовые ресурсы предприятия.

Рентабельность - это относительный показатель прибыли, который отображает отношение полученного эффекта (дохода, прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами. Рентабельность есть такое состояние деятельности, когда в течение определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и накапливается прибыль. Противоположным состоянием является убыточность, когда денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.

Валовая прибыль является общей суммой дохода от всех видов деятельности предприятия (фирмы) как на территории России, так и за ее пределами и включает [1, с. 86]:

- общие доходы (выручку) от реализации товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, а также от реализации ценных бумаг;

- доход от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;

26

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

- доходы от товарообменных (бартерных) операций, от операций с расчетами в иностранной валюте;

- доходы от совместной деятельности, от осуществления операций лизинга (аренды), а также в виде дивидендов, процентов, роялти; доходы от внереализационных операций.

Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отображает экономическую категорию «дополнительная стоимость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятиями и государственным бюджетом.

Чистая прибыль (это и часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль [2, с. 260].

Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, научно-технического усовершенствования его материальной базы, всех форм инвестирования. Он служит источником уплаты налогов. Следовательно, вся деятельность предприятия должна быть направлена на то, если бы обеспечить увеличение прибыли или стабилизировать ее на достигнутом уровне.

Различают прибыль необходимую и предельную [3, с. 90].

Необходимая прибыль характеризуется суммой, достаточной для поддержки производственно-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) при достигнутых объемах выпуска продукции (работ, услуг). Размер необходимой прибыли для товаропроизводителя определяется решением двух заданий: обеспечением конкурентоспособности продукции и возможностью разных выплат, что выражается в виде дивидендов, премий и удовлетворения их социальных потребностей. Сумма необходимой прибыли соотносится с себестоимостью продукции.

Предельная прибыль может быть предельно высокой и предельно низкой. Логично предусмотреть пределы высокой прибыли не возможно, поскольку любое предприятие (фирма) стремится к получению как можно большей прибыли от результатов своей деятельности. Предельно низкая прибыль характеризует минимальную выгоду производителя, ниже которой процесс производства становится бессмысленным.

Чтобы сделать вывод об уровне эффективности работы предприятия, полученную прибыль необходимо сравнить с осуществленными расходами. Во-первых, расходы можно рассматривать как текущие расходы деятельности предприятия, то есть себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны разные варианты определения текущих расходов и прибыли, что используются в расчетах.

Во-вторых, расходы можно рассматривать как авансированную стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной и фи-

Состояние и перспективы развития региональной экономики

27

нансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь также возможны разные варианты определения авансированной стоимости и определения прибыли, которая берется для расчетов.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими расходами характеризует такое понятие, как рентабельность. В самом широком, самом общем понимании рентабельность означает прибыльность или доходность производства и реализации всей продукции (работ, услуг) или отдельных видов ее; доходность предприятий, организаций, учреждений в целом как субъектов хозяйственной деятельности; прибыльность разных отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, то есть уровень прибыльности, которая измеряется в процентах [4, с 110].

Разные варианты решений, которые принимаются при определении прибыли, текущих расходов, авансированной стоимости, для расчета рентабельности предопределяют наличие значительного количества показателей рентабельности.

Вычисление рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) может основываться на показателях прибыли от их выпуска или реализации. При этом текущие расходы могут браться в таких вариантах: себестоимость продукции (производственная); себестоимость продукции за исключением материальных расходов (заново созданная стоимость); стоимость продукции в ценах производителя (стоимость за минусом непрямых налогов).

Для расчета уровня рентабельности предприятий могут использоваться: общая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг), то есть от основной деятельности. При этом прибыль сопоставляется с авансированной стоимостью, которую можно определять в разных вариантах (весь капитал предприятия, собственный капитал, заимообразный капитал, основной капитал, оборотный капитал) [5, с. 204].

Для расчета рентабельности отраслей экономики берется общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, которые входят в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будет влиять наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

Таким образом, прибыль - это часть вновь созданной стоимости, что отображает разницу между доходами от предпринимательской деятельности и расходами на ее осуществление и отвечает определенному уровню риска.

При анализе финансовых результатов исследования проводят в двух аспектах. В первом аспекте финансовый результат оценивают как степень достижения конечной цели и определения эффективности производственно-

28

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

финансовой деятельности. Второй аспект предусматривает определение приоритетов вложения капитала за видами деятельности, за масштабами в стратегическом и тактическом измерениях, которые дают максимальный прирост финансового результата.

Информационное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности имеет сложную структуру и определяется разными факторами, а именно: уровнем руководства, целевым назначением информации, составом пользователей и тому подобное. На уровне предприятия основу информационного обеспечения финансовой деятельности представляют бухгалтерские данные.

Анализ выполнения плана прибыли начинается с сопоставления фактической балансовой прибыли с планом, в том числе прибыли от реализации товарной продукции, прочей реализации и внереализационных результатов [6, с. 151].

Анализ выполнения плана прибыли от реализации имеет и другой аспект, заключающийся в выявлении факторов, влияющих на его выполнение. На уровень прибыли от реализации продукции оказывают влияние следующие основные факторы: изменение оптовых цен на оптовую продукцию; объем реализованной продукции; изменение полной себестоимости реализованной продукции; изменение ассортимента и качества реализованной продукции [7, с. 35].

Анализ выполнения плана прибыли производится путем сопоставления фактической ее величины по отчетному балансу с прибылью, утвержденной в плане.

Необходимость анализа выполнения плана прибыли и денежных поступлений обусловливается тем, что данные показатели обобщают результаты основной деятельности организации.

При анализе выполнения плана по прибыли и рентабельности необходимо установить: оптимальность плановых показателей; выполнение плана по прибыли и рентабельности; факторы, оказавшие влияние на отклонение от плана; резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности [8, с. 10].

При анализе выполнения плана прибыли определяются ее отклонением от плана и затем анализируются валовые доходы по снабжению и сбыту раздельно. Выясняется, какое влияние на размер этих доходов оказали объем и структура товарооборота, его состав по видам (складской и транспортный), ассортимент реализованных товаров, уровень наценок по складским операциям и наценок и скидок по транспортным операциям. Необходимо проверить, не было ли случаев изменения установленных наценок на товары или неправильного применения наценок, не утвержденных в установленном порядке. Далее детально проверяются не планируемые доходы и потери, выявляются причины их образования и возможности устранения по-

Состояние и перспективы развития региональной экономики

29

терь в дальнейшем. После этого определяется уровень фактической рентабельности, устанавливаются отклонения его от плана и выявляются причины этих отклонений.

В процессе анализа выполнения плана прибыли в первую очередь проверяется правильность определения ее величины в плане.

Перед тем как проводить анализ выполнения плана прибыли от реализации, необходимо проверить обоснованность плана по реализации продукции и суммы получаемой при этом прибыли [9, с. 28].

Важным является анализ распределения полученной прибыли и правильности образования фондов материального стимулирования. Анализ выполнения плана прибыли необходимо осуществлять во взаимосвязи с анализом выполнения планов ввода, подрядных работ, себестоимости и других показателей. Данными для такого анализа служат, как указывалось выше, различные отчетные формы и показатели бухгалтерского учета.

На размер прибыли заготовительных организаций влияют три фактора: размер реализационных разниц, объем заготовок и размер издержек обращения. При анализе выполнения плана прибыли необходимо рассмотреть влияние каждого фактора.

Перед проведением анализа выполнения плана прибыли от реализации проверяется обоснованность плана по реализации продукции и суммы получаемой прибыли. Такая проверка необходима, так как отклонения фактической прибыли от плановой часто бывают вызваны не только хозяйственной деятельностью, но и просчетами, допущенными при составлении плана [10, с. 152].

Проведение анализа выполнения плана, так же, как и анализ динамики и уровня финансовых результатов целесообразно проводить как в целом по финансовому результату от проведения деятельности, так и в разрезе отдельных видов деятельности. Это даст возможность более глубоко и объективно оценить результаты деятельности предприятия, как от основной, так и другой деятельности.

Факторный анализ прибыли - это методика комплексного системного изучения и измерения влияния факторов на величину результативного показателя, а именно прибыли предприятия.

Факторы, которые влияют на величину прибыли от реализации продукции или предоставления услуг, являются такими:

- Изменение объема реализации - увеличение объемов продажи рентабельной продукции ведет к увеличению суммы прибыли, а нерентабельной - наоборот к ее уменьшение;

- Изменение ассортимента продукции - так, что увеличивается часть рентабельной продукции в общем объеме реализации, то и прибыль, таким образом, растет;

30

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

- Изменение себестоимости продукции - ее рост является причиной уменьшения прибыли, а уменьшение себестоимости - наоборот увеличивает прибыль;

- Изменение цены реализации - при увеличении цен сумма прибыли растет, если цена уменьшается, то уменьшается и прибыль;

Численность и состав персонала - количество работников, достаточное для полноценного обслуживания технологического процесса, обеспечивает рост прибыли, также большое значение имеет и квалификация работников;

Для того, чтобы в полной мере иметь представлении о причинах уменьшения прибыли в отчетном периоде, рассмотрим факторы, которые влияли на ее изменение.

В этом случае влияние факторов на прибыль предприятия можно подать в таком виде [8, с. 38]:

ЧП = ДР + ДД - С - ЗР - ЗУ - ФР - НП. (1)

Величина выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, ассортимент продукции и количество ее реализации. Эта зависимость имеет такой вид:

ДР = О • НП • Ц, (2)

где О - объем реализации;

НП - номенклатура видов продукции;

Ц - цена единицы продукции.

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно подать в таком виде:

С = НП • О • ЗЗМН, (3)

где ЗЗМН - переменные расходы на единицу выработанной продукции [8, с. 38].

С помощью данных Отчета о финансовых результатах, выявить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат предприятия невозможно, потому что нам неизвестны такие показатели, как удельный вес реализованной и выработанной продукции, объем выпуска и реализации, а также цена и себестоимость единицы [11, с. 540].

На основании проведенного анализа влияния факторов на прибыль можно определить методы увеличения прибыли путем снижения влияния негативных факторов.

В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние изменений цен, объема реализованной и выпущенной продукции на размер чистой прибыли.

В процессе анализа рентабельности оценивается уровень выполнения принятых параметров (плана, прогноза и тому подобное), изучается дина-

Состояние и перспективы развития региональной экономики

31

мика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последовательность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений относительно производства изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятельности - рентабельность реализованной продукции и тому подобное.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте, прежде всего, в скорости оборота его средств, рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов.

Наиболее важными показателями рентабельности и деловой активности предприятия являются [12, с 264]:

1) рентабельность продаж:

Рп = Пр / Р; (4)

2) рентабельность всего капитала предприятия (фирмы):

Рк = Пр / Вср(К), (5)

где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг) или прибыль балансовая;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р - реализация продукции (работ, услуг);

Вср (К) - средняя за период величина средств или их источников.

При анализе этих показателей, применяя способ цепных постановок, рассчитываем влияние факторов на изменение рентабельности:

1) Ро = Прф / Ро;

2) Ррас = Прф / Ро;

3) Рфакт = Прф / Рф-

(1) - общее изменение рентабельности продаж;

(2) - изменение рентабельности под влиянием прибыли от реализации;

(3) - изменение рентабельности под влиянием выручки от реализации.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов:

Ро = Пр / Frp (6)

где Frp- средняя за период величина основных и прочих внеоборотных нематериальных средств по балансу.

Необходимо отметить, что рост рентабельности средств при снижении рентабельности всего капитала свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовыми изде-

32

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

лиями, в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

Рентабельность собственного капитала [24, с. 150]:

Рск = Пр / Urp (7)

где Urp - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу (I раздел пассива баланса).

На уровень и динамику показателей рентабельности влияет вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, количество и структура продукции; расходы на направления и себестоимость продукции; прибыль за видами деятельности и направления его использования.

С целью углубления анализа целесообразно рассмотреть взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемостью активов и чистой рентабельностью общей деятельности. Расчет влияния факторов на рентабельность активов выполнен методом абсолютных отклонений, как указано в табл. 1.

Таблица 1

Расчет влияния факторов на изменение рентабельности [13, с. 56]

Наименование факторов Методика расчета Условные обозначения

Оборачиваемость активов, обор. АРа(ОбА) = АОбА х Рд0 Ра - Рентабельность активов ОбА - оборачиваемость активов

Рентабельность деятельности, % АРа(Рд) =АРд х ОбА1 ОбА1- оборачиваемость активов в отчетном периоде

Рентабельность активов [стр. 1 х стр. 2], % АРа(ОбА) + АРа(Рд)

Средняя сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продажи и скорости обороту капитала (коэффициента оборотности).

Чем быстрее превращается капитал в предприятие, тем меньше он нужно для обеспечения выпуска планового объема продукции.

Взаимосвязь между показателями хозяйственной и финансовой деятельности предприятия выражается уравнением [14, с. 453]:

рк = рп • °А, или рвк = рп • ОА • Кфзл, (8)

где РК - рентабельность капитала, %;

РВК - рентабельность собственного капитала, %;

РП - рентабельность продаж, %;

ОА - оборотность активов, раз;

КФЗЛ - коэффициент финансовой зависимости.

Состояние и перспективы развития региональной экономики

33

Изменение структуры продукции влияет на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, уровень рентабельности отдельных изделий разный, во-вторых, средний уровень рентабельности производственной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как позитивным, так и негативным.

Анализ прибыли дает возможность руководству предприятия получить информацию о тенденции в работе предприятии, его финансовом состоянии и уровне прибыльности для принятия решений относительно дальнейшее деятельности.

Подытоживая исследование, стоит отметить, что ключевой категорией, которая лежит в основе экономического развития, является прибыль. Целостность экономической системы, которая объединяет все подсистемы в одно целое, держится благодаря ее целенаправленности на получение прибыли. И именно благодаря этому ориентиру рыночная система не распадается, как это случилось с советской экономикой, где прибыль была искусственной категорией без реального рыночного содержания. Прибыль возникает лишь в неравновесных условиях, другими словами, он является потенциалом неравновесия, а это в свою очередь стимулирует предпринимательскую активность.

Список литературы:

1. Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: учеб. пособие для магистрантов направления 521500 «Менеджмент» / Г.Я. Гольдштейн, А.Н. Гуц. - Таганрог: ТРТУ, 2012. - 120 с.

2. Белокрылова О.С. Экономическая теория: учебник / О.С. Белокрыло-ва. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 448 с.

3. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства / Г.В. Федорова. - М.: Омега, 2013. - 243 с.

4. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 461 с.

5. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Г. Фомина. - СПб.: Герда, 2014. - 288 с.

6. Бузырев В.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.В. Бузырев, Т.А. Иващенцева, А.Г. Кузьминский и др. - Новосибирск: НГАСУ, 2012. -312 с.

7. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 212 с.

8. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 662 с.

9. Белокрылова О.С. Экономическая теория: учебник / О.С. Белокрылова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 448 с.

34

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

10. Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: учеб. пособие для магистрантов направления 521500 «Менеджмент» / Г.Я. Гольдштейн, А.Н. Гуц. - Таганрог: ТРТУ, 2012. - 120 с.

11. Булатов А.С. Экономика: учеб. пособ. / А.С. Булатов. - М.: Юристъ, 2013. - 896 с.

12. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 316 с.

13. Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия / Л.С. Сосненко. - М.: Экономическая литература, 2012. -281 с.

14. Пласкова Н.С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н.С. Пласкова. - М.: Эксмо, 2013. - 702 с.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ1

© Шкарупа Е.А.* *

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Сельскохозяйственное страхование занимает определенную нишу на страховом рынке России и направлено на защиту имущественных интересов производителей сельскохозяйственной продукции, связанных с необходимостью предоставления страховой защиты от рисков утраты производимой ими продукции сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель сельскохозяйственное страхование, страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, страховой риск, страховой потенциал, субсидии.

Страховой потенциал населения является частью инвестиционно-сберегательного потенциала, в частности дл такой категории как сельскохозяйственные товаропроизводители.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026 а/В.

* Доцент кафедры Теории финансов, кредита и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.