Научная статья на тему 'Президентские выборы в США 2016 года по материалам российской прессы'

Президентские выборы в США 2016 года по материалам российской прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1159
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ДОНАЛЬД ТРАМП / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / КАНДИДАТ / ПРЕССА / РОССИЯ / СМИ / США / ХИЛЛАРИ КЛИНТОН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравец Илья Алексеевич

В статье проанализированы и раскрыты особенности освещения выборов в США в 2016 году в российской прессе. Сделан вывод о том, что большинство российских изданий позитивно освещали деятельность Д. Трампа и критически отзывались о кампании Х. Клинтон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes and reveals the peculiarities of coverage of US presidential election 2016 in the Russian press. It is concluded that the majority of Russian publications positively covered the activities of D. Trump and critically spoke about the campaign of H. Clinton.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы в США 2016 года по материалам российской прессы»

КРАВЕЦ И. А.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В США 2016 ГОДА ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ

Аннотация. В статье проанализированы и раскрыты особенности освещения выборов в США в 2016 году в российской прессе. Сделан вывод о том, что большинство российских изданий позитивно освещали деятельность Д. Трампа и критически отзывались о кампании Х. Клинтон.

Ключевые слова: выборы, кандидат, избирательная кампания, США, Хиллари Клинтон, Дональд Трамп, пресса, Россия, СМИ.

KRAVETS I. A.

UNITED STATES PRESIDENTIAL ELECTION 2016: COVERAGE IN RUSSIAN PRESS

Abstract. The article analyzes and reveals the peculiarities of coverage of US presidential election 2016 in the Russian press. It is concluded that the majority of Russian publications positively covered the activities of D. Trump and critically spoke about the campaign of H. Clinton.

Keywords: election, candidate, election campaign, USA, Hillary Clinton, Donald Trump, press, Russia, mass media.

В 2016 году состоялось одно из важных событий в мировой политике - президентские выборы в США. Итоги предвыборной гонки между кандидатами должны были определить, какой в ближайшем будущем станет внешняя политика США, в том числе и по отношению к России. В российской прессе Х. Клинтон и Д. Трамп стали наиболее обсуждаемыми персонами, так как победа последнего могла бы привести к существенным изменениям во внутренней и внешней политике Соединенных Штатов. Также предполагалось, что смягчатся и российско-американские отношения. В случае же прихода к власти Хиллари Клинтон прогнозировалось, что отношения между США и Россией останутся такими же «холодно-нейтральными» или, возможно, даже ухудшатся.

Стоит отметить, что последние в США президентские выборы состоялись 8 ноября 2016 года и стали 58-ми выборами президента Соединенных Штатов. Кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп получил 306 голосов коллегии из необходимых 270 и стал 45-м президентом США.

Воздействие средств массовой информации (в том числе и прессы) на аудиторию и на формирование ее отношения к тому или иному событию или субъекту этого события трудно переоценить. Именно СМИ задают определенный тон восприятия важного политического

события. Также и российская пресса способствовала формированию определенного образа американских выборов и кандидатов, участвовавших в президентской гонке.

В российской прессе сообщалось, что последняя предвыборная гонка между Д. Трампом и Х. Клинтон была наиболее сложной для анализа из-за множества ложных слухов и скандалов. Кроме того, в прессе часто акцентировалось внимание на том, что последние выборы и сама предвыборная кампания в некой степени стали для американской политики потрясением и важным мировым политическим событием.

В первую очередь рассмотрим, как освещалась в прессе праймериз Демократической партии и ее главного кандидата Хиллари Клинтон. Стоит отметить, что бывшая госсекретарь, которая также ранее работала в Сенате и была первой леди Соединенных Штатов, стала первым демократом, запустившим кампанию по выдвижению на пост президента.

Праймериз Демократической партии в российской прессе освещались подробно, нередко подавались провоцирующие на скандал факты или критиковалось поведение Х. Клинтон. Так, для российской прессы в основном были характерны такие заголовки о праймериз Демократической партии в США: «Клинтон предложила Сандерсу союз против Трампа», «Хиллари Клинтон проиграла Берни Сандерсу праймериз в Западной Виргинии» («Ведомости»); «Хакер Guccifer 2.0 выложил в интернет новые документы Демократической партии США», «Хиллари Клинтон намерена «сдерживать агрессию России» на посту президента» («Газета-Коммерсант»); «WikiLeaks рассказал о «проблемах с головой» у Хиллари Клинтон», «Успехи Хиллари Клинтон и поджидающая ее западня» («Московский комсомолец»); «Демократы нашли, кем заменить Клинтон на выборах президента США», «Клинтон с трудом выиграла праймериз в Кентукки», «Праймериз в США: Трамп - в плюсе, Клинтон - в минусе» («Известия»).

Примечательно, что в независимой прессе статьи носят в большей степени информационный, нежели популистский или агитационный характер. Кроме подачи статистической информации о проходящих праймериз или событиях, связанных с Хиллари Клинтон, публиковались обзорные статьи, касающиеся других кандидатов Демократической партии. Так в «Новой Газете» была выпущена статья о феномене Берни Сандерса. В статье акцентировалось внимание на том, что «72-летний претендент на номинацию кандидата от Демократической партии, построивший свою кампанию на критике Уолл-стрит, стал главным феноменом нынешней президентской гонки в США. Но для российского наблюдателя Сандерс остался в тени скандального Дональда Трампа» [6].

В свою очередь образ праймериз Республиканской партии, как и Демократической партии в российской прессе подавался преимущественно через публикацию статистических

данных. Так, например, в «Коммерсанте» сообщалось о неоднозначной ситуации в Республиканской партии накануне одного из «супервторников». Указывалось, что Дональд Трамп продолжает лидировать по большинству опросов, но еще не имеет полноценного одобрения среди элиты [2].

В публикациях других изданий статьи и их заголовки более прямолинейно заявляли о том, что на праймериз республиканской партии одержит победу именно Дональд Трамп. Так в «Аргументах и фактах» была публикация под названием «Неудержимый. Дональд Трамп заставил сдаться главного конкурента».

В основном же о праймериз в Республиканской партии статьи в российской прессе преобладали такие заголовки: «Единая Америка: президент - Трамп, вице-президент -Сандерс?», «Республиканцы освистали Круза за отказ поддержать Трампа», «Помешать Трампу на пути в Белый дом могут только скандальные разоблачения - эксперт» («Парламентская газета»); «Трамп уверенно выиграл праймериз еще в двух штатах», «Республиканский Франкенштейн: четыре причины победы Дональда Трампа», «Заговор слонов: как республиканцы хотят остановить Трампа» («Газета РБК»); «Как спастись от Дональда Трампа», «Семена раздора взошли (потасовка на праймериз Республиканской партии)», «Берни Сандерс победил, чтобы проиграть» («Эксперт»).

В итоге на президентских выборах в США 2016 года главными конкурентами оказались Хиллари Клинтон и Дональд Трампа. Дональд Трамп практически с начала своей предвыборной кампании стал своеобразным фаворитом российской прессы. Примечательно, что по частоте упоминаний в российской прессе Дональд Трамп в январе 2017 года обогнал Владимира Путина и возглавил топ-10 самых популярных медиа-персон. Это случилось впервые за годы правления В. Путина. В соответствии с данными «Системы комплексного анализа новостей» (СКАН), созданной «Интерфаксом», Трамп получил более 202 тысяч ссылок в российской прессе. На втором месте по количеству упоминаний Владимир Путин (147,7 тысяч ссылок). На третьем - экс-президент США Барак Обама (61 155 ссылок), у Хиллари Клинтон - 23 843 ссылок и седьмое место [7].

Чтобы проанализировать, какая характеристика была свойственна для кампании Дональда Трампа, приведем выдержки из нескольких газет и журналов. Например, в материалах «Парламентской газеты» указывалось, что «Трамп посылает России позитивные сигналы» и высказывалось предположение о том, что именно при президентстве Дональда Трампа сложатся наиболее выгодные для обеих стран отношения. Здесь же делается и негативный выпад в сторону правления Барака Обамы, который «тормозит» развитие российско-американских отношений [3].

Также часто в российской прессе упоминались заявления Д. Трампа, связанные с Россией: «Дональд Трамп: Путин лучше Обамы» («Свободная пресса»); «Трамп: Я просто сказал, что Путин более сильный лидер, чем Обама» («Взгляд»); «Путин написал Трампу о надежде на качественно новый уровень сотрудничества» («Московский комсомолец») и др.

При этом в независимой российской прессе политическая кампания Дональда Трампа чаще всего подавалась с критикой данного политика или его деятельности: «Эксцентричный миллиардер Дональд Трамп лидирует в дебатах республиканской партии и может стать кандидатом на пост президента США. Благодаря ему брань уже стала фирменным знаком нынешней предвыборной кампании» [4]; «американский предприниматель Дональд Трамп усомнился в психическом здоровье президента США Барака Обамы и назвал его психом» [1].

Освещение избирательной кампании Хиллари Клинтон в российской прессе, в целом, носило негативный характер. Наиболее часто встречались материалы, связанные со скандалами, раскрывающие неприглядные стороны политика. Реже встречалась аналитика, в которой взвешенно оценивалась предвыборная деятельность Хилари Клинтон.

Приведем заголовки газет, которые наиболее ярко характеризуют особенность освещения образа Клинтон как кандидата на пост президента США: «Хиллари Клинтон назвала Путина «крестным отцом радикального национализма» («Ведомости»); «Эксперты пугают: США нападут на Россию, если Хиллари проиграет выборы» («Комсомольская правда»).

В российской прессе часто характеризовали Хиллари Клинтон как «русофоба». Например, в газете «Известия» была опубликована статья, в которой предполагается, что «в случае победы на американских выборах Хиллари Клинтон, этого воинственного русофоба, вполне вероятно открытие третьего фронта - на Кавказе, куда хлынут несметные деньги на поддержку террористов, как это уже было во время двух чеченских войн» [5].

Подводя итоги, стоит перечислить основные особенности освещения выборов в США 2016 года в материалах российской прессы:

1. Президентская кампания 2016 года сопровождалась множеством слухов и интриг и стала одной из сложных кампаний в США за последнее время.

2. События, относящиеся к праймериз Демократической партии, в российской прессе, как правило, связывались с Хиллари Клинтон, реже с Берни Сандерсом. Публикации носили статистический характер. Важное место в прессе заняли и скандальные происшествия с Хиллари Клинтон.

3. Материалы, освещающие праймериз в Республиканской партии, были представлены статистической информацией о победах и неудачах того или иного кандидата.

Наиболее часто статьи в прессе были связаны с предвыборной деятельностью Дональда Трампа.

4. Ход предвыборной гонки в США в 2016 году в материалах российской прессы освещался преимущественно через призму российско-американских отношений - влияния исхода выборов на Россию.

5. Предвыборная деятельность Хиллари Клинтон в российской прессе чаще всего подвергалась критике. Центральной темой материалов становились ее провоцирующие заявления, особенно те, которые имели отношение к России. В целом, ее образ подавался либо в нейтральном, либо в отрицательном свете. Также в прессе неоднократно отмечался ее политический профессионализм.

6. Деятельность Дональда Трампа в ходе предвыборной кампании в российской прессе освещалась в основном в позитивном ключе. Исключением стала оппозиционная либеральная пресса, которая нередко критиковала кандидата в президенты.

Таким образом, можно констатировать, что информация о предвыборной кампании в США в 2016 году в российской прессе довольно часто подавалась ангажировано: образ Дональда Трампа популяризировался в СМИ, в то время как Хиллари Клинтон часто критиковалась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизнесмен Дональд Трамп назвал Барака Обаму психом [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/news/2014/10/17/106830-biznesmen-donald-tramp-nazval -Ь araka-obamu-psihom.

2. Дональд Трамп пока не сделал ни одной политтехнологической ошибки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2926078.

3. Михайловская М. Трамп посылает России позитивные сигналы - эксперт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/2016/11/15/tramp-posylaet-rossii-pozitivnye-signaly-ekspert.html.

4. Панов А. Кто остановит Трампа? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/08/13/65220-kto-ostanovit-trampa.

5. Проханов А. Колдуны войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/640213.

6. Пумпянский А. Возмутительный Сандерс. В чем заключается феномен независимого претендента на президентское кресло Берни Сандерса [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/03/01/67619-vozmutitelnyy-sanders.

7. Фактор СМИ в США, или как четвертая власть не пускает Трампа в Белый дом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20161011/1478996295.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.