Т.В. АЛЕНТЬЕВА
ПРЕЗИДЕНТ ЮЖНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ДЖЕФФЕРСОН ДЭВИС В ОТРАЖЕНИИ КАРИКАТУРЫ СЕВЕРА
T.V. Alentieva
JEFFERSON DAVIS THE PRESIDENT OF THE SOUTHERN CONFEDERACY AS REFLECTED BY THE CARICATURE OF THE NORTH
Статья посвящена такому средству визуальной пропаганды, как карикатуристика. В ней прослеживается, как северная пропаганда позиционировала образ президента Конфедеративных Штатов Америки Джефферсона Дэвиса. Для того чтобы представить его в наиболее смешном виде, использовались антропоморфные образы обезьяны, курицы, крысы и т.п. Дэвиса изображали в виде дьявола, коронованного монарха, проигравшегося игрока. Хлесткая и жесткая карикатуристика Севера, представляя главного врага как негодяя, которому не избежать виселицы, формировала у населения уверенность в победе и будущем торжестве дела Союза.
Ключевые слова: США, Гражданская война Севера и Юга, Южная Конфедерация, визуальная пропаганда, карикатура, Джефферсон Дэвис, Авраам Линкольн.
The article is devoted to such a means of visual propaganda as cartooning. It traces how the Northern propaganda positioned the image of Jefferson Davis, the President of the Confederate States of America. In order to present him in the most ridiculous way, anthropomorphic images of monkeys, chickens, rats, etc. were used. Davis was depicted as a devil, a crowned monarch, a losing player. The biting and harsh cartoons of the North presented the main enemy as a scoundrel who could not escape the gallows, and formed confidence in the victory and future triumph of the Union cause among the population.
Keywords: USA, Civil War of the North and South, Southern Confederacy, visual propaganda, caricature, Jefferson Davis, Abraham Lincoln.
Джефферсон Финис Дэвис (1808-1809) был десятым ребенком в семье участника Войны за независимость Сэмюэля Эмори Дэвиса. Своего младшего сына Сэмюэль Дэвис назвал в честь автора Декларации независимости Томаса Джефферсона, чьими талантами восхищался. Местом рождения Дэвиса-младшего стало местечко Фэрвью в штате Кентукки. Ирония истории заключалась в том, что в этом же штате, примерно в 160 км к северо-западу, в Ходжен-вилле спустя год после появления на свет Джефферсона Дэвиса родился его главный враг, будущий 16-й президент США Авраам Линкольн.
До Гражданской войны Севера и Юга Дэвис попробовал свои способности как в военной, так и в политической сфере. В 1828 г. он закончил обучение в военной академии в Вест-Пойнте, хотя во время обучения не блистал высокими оценками, получал дисциплинарные взыскания и ему даже грозило отчисление. По результатам он был на 23 месте из 33 выпускников, получив звание второго лейтенанта. Ему довелось участвовать в американо-мексиканской войне 1846-1848 гг., в ходе которой он командовал полком Миссисипи, вооруженным новейшими нарезными винтовками. Был несколько раз ранен1. После войны вплотную занялся политикой. В 1847-1851 и 1857-1861 гг. был сенатором от штата Миссисипи в Конгрессе США, в 1853-1857 гг. занимал пост военного министра при президенте-демократе Франклине Пирсе.
К началу Гражданской войны Дэвис был крупным плантатором в штате Миссисипи, владел 113 рабами . Он был стойким защитником рабовладения, считал черных низшей расой, людьми, неспособными к самостоятельному существованию и предназначенными пребывать в рабстве как естественном для них состоянии. В политическом плане он разделял принципы демократической партии, возникшей в 1828 г. и стоявшей за сохранение института рабовладения. Дэвис был убежденным сторонником «доктрины прав штатов», но до 1861 г. не поддерживал сепаратистские идеи.
20 декабря 1860 г. Южная Каролина стала застрельщиком сецессии и приняла ордонанс об отделении и выходе из состава Союза. Миссисипи сделала то же самое 9 января 1861 г. Дэвис ожидал этого. 21 января, в день, который он
- 3 -
назвал «самым печальным днем в моей жизни» , он выступил с прощальной речью в Сенате Соединенных Штатов: «Я заявляю о своей поддержке действий народа штата Миссисипи, считая их необходимыми и должными, а если бы я и
1 Strode H. Jefferson Davis. Vol. I: American Patriot. New York: Harcourt, Brace & Company, 1955. P.164-167.
2 Cooper W. Jefferson Davis, American. New York: Knopf Doubleday Publishing Group, 2000. P. 75-79; Davis W. Jefferson Davis, Man and his Hour. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1996. P. 89.
3 Cooper W. Jefferson Davis, American. P. 3.
не был с ними согласен, то должен был принять их все равно»4. Дэвис подал в отставку и вернулся в родной штат. Губернатор Джон Петтус предложил ему пост генерал-майора армии Миссисипи, но затем конституционный конвент, собравшийся в Монтгомери (Алабама), выдвинул его на пост временного президента Конфедеративных Штатов Америки. Он был избран единогласно и вступил в должность 18 февраля 1861 г. Однако особой радости от новой должности не испытывал Его жена Варина Дэвис позже писала, что, когда он услышал, что его выбрали президентом, «...он выглядел таким опечаленным, что я испугалась, что в нашей семье случилось какое-то ужасное несчастье»5.
Большинство историков не считают Дэвиса эффективным лидером. Он стремился вмешиваться в любые мелочи, не любил критики, окружал себя любимчиками. Военные вопросы предпочитал решать лично. Хотя задача защиты Конфедерации от гораздо более сильного Союза явилась бы серьезнейшим испытанием для любого лидера, деятельность Дэвиса в этой роли признается не-
-б
удовлетворительной .
Именно Дэвис сделал первый шаг к войне с федеральным Союзом, приказав командующему войсками Конфедерации Пьеру Борегару захватить федеральный форт Самтер в бухте Чарльстона силой, если гарнизон его не сдаст добровольно. Комендант форта Андерсон отказался сдаться, и 12 апреля 1861 г. южане начали бомбардировку форта. Так началась Гражданская война Севера и Юга'. В 4:30
утра 12 апреля 1861 г. 47 орудий батареи конфедератов Чарльстона открыли огонь по форту Самтер. Так и не получив помощи от федерального правительства, после 40-часовой бомбардировки, когда у гарнизона кончились боеприпасы, командующий гарнизоном Андерсон был вынужден сдать форт.
4 Davis J. Speech before the Senate on Withdrawal from the Union, 1861. URL: https://america-xix.ru/library/davis-senate/ (дата обращения: 10.06.2022).
5 Cooper W. Jefferson Davis, American. P. 352.
6 Cooper W. A Reassessment of Jefferson Davis as War Leader // Confederate Generals in the Western Theater / ed. L.L. Hewitt, A.W. Bergeron, Jr. Vol. 1: Classic Essays on America's Civil War. Knoxville: University of Tennessee Press, 2000. P. 161.
7McPherson J. Battle Cry of Freedom: The Civil War Era. N.Y.: Bantam Books 1989. P. 273-275.
-8~~
Флаг Союза был спущен, и над фортом взвился флаг Южной Конфедерации .
Это было открытое военное выступление южан против федерального правительства. Линкольн объявил отделившиеся южные штаты находящимися в состоянии мятежа и призвал на военную службу 75 тыс. волонтеров.
В мае 1861 г. столица КША была перенесена в город Ричмонд (Виргиния). 6 ноября 1861 г. Дэвис был переизбран в качестве постоянного президента КША на 6-летний срок. Инаугурация состоялась 22 февраля 1862 г.9 Правда, пробыть в должности до конца срока Дэвису не пришлось из-за поражения Конфедерации.
С началом военных действий Джефферсон Дэвис стал для северян символом разъединения страны, злейшим врагом, главной мишенью северной пропаганды и целью насмешек карикатуристов. Уже в первых карикатурах их создатели старались уверить северян, что дело Конфедерации будет проиграно.
8 Eicher D.J. The Longest Night: A Military History of the Civil War. N.Y., 2001. P. 41.
9 Dodd W.E. Jefferson Davis. Philadelphia: George W. Jacobs and Company, 1907. P. 263.
Это отразилось в карикатуре с длинным, но выразительным названием: «Старый мистер Секеш предпочитает уничтожение спасению в лодке Союза. В своем быстром спуске он видит несколько приятных грез»10.
На карикатуре вдали виднеется Капитолий. В лодке с надписью «Союз» на веслах сидит президент Линкольн, а символизирующая Союз дева Колумбия пытается бросить спасительную веревку тонущему Дж. Дэвису, которого здесь именуют Секеш, обыгрывая слово «сецессия». Но это бесполезно. Он даже не пытается спастись, а вниз головой идет ко дну. В качестве «грез» его окружают пляшущие скелеты. Чтобы напомнить о вине Дэвиса, карикатурист поместил среди его видений силуэт федерального форта Самтер, с обстрела которого по приказу Дэвиса началась Гражданская война. На дне валяется бумага с надписью «Голосуйте за сецессию».
В условиях военного конфликта визуальная пропаганда оказалась наиболее востребованной и эффективной. Ее целью было убедить воюющие стороны в правоте собственного дела, мобилизовать общество для достижения победы. На Севере конструировался образ врага - «Джонни-мятежника», - для того, чтобы возбудить ненависть к южанам. На Юге создавался образ «проклятого янки». И северная, и южная визуальная пропаганда опиралась на традиционные дискурсы (образ родины, воина-защитника, дома и семьи), а также на коллективное бессознательное и архетипы сознания, связанные с религиозными взглядами и историческими корнями, использовала разнообразные инструменты, приемы и методы. Самыми мощными средствами воздействия были традиции Войны за независимость, наследие «отцов-основателей». Характерным было использование национальных символов: флагов Союза и Конфедерации, изображений президентов и военачальников. Рисунки и карикатуры были важным средством мобилизации населения. Они помещались в иллюстрированных газетах и журналах, а также печатались отдельно в виде гравюр и литографий. Визуальная пропаганда действовала на эмоции, была построена на дихотомии
10 Frank Leslie's Budget of Fun. Mar. 1, 1865.
«свой/чужой», изображая своих сторонников героями, достойными восхищения, а врагов коварными, жестокими и трусливыми11.
Северная пропаганда опиралась на проверенные временем вербальные и визуальные образы (образ Колумбии), а также на коллективное бессознательное и архетипы сознания, связанные с религиозными воззрениями северян, имевшими прочные пуританские корни. Наиболее мощным средством эмоционально-психологического воздействия было обращение к традициям Войны за независимость, опыту ранней республики, образу первого президента США -Джорджа Вашингтона, «отцам-основателям», национальным символам: символике американского флага (звезды и полосы), американского герба (орел, лавровые ветви и др.). Еще более востребованным в пропагандистском дискурсе оказался концепт Свободы в противопоставлении южному рабству (символы: мисс Свобода; храм Свободы; фригийский колпак). Непреходящими ценностями северная пропаганда объявляла Союз штатов, Конституцию, Демократию и Законность, опять же в оппозиции Югу, как царству беззакония, анархии, мятежа, измены, разъединения страны12.
Уже в начальный период войны появляется множество карикатур, высмеивающих президента КША. В каких только вариантах не представал на них Дж. Дэвис. Довольно популярными были те, которые пророчили позорную смерть президенту Южной Конфедерации.
11 Алентьева Т.В. Визуальная пропаганда в американской Гражданской войне 1861-1865 гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведе-ние. Международные отношения. 2022. Т. 27. №2. С. 21-31.
12 Там же.
Карикатура неизвестного художника, опубликованная типографией «Ку-
13
рьер и Айвз», называлась «Джефф Дэвис на правильной платформе» . Вероятно, она была выпущена вскоре после бомбардировки форта Самтер, но, несомненно, после избрания Дэвиса президентом Конфедерации в феврале 1861 г. Дэвис изображен стоящим на виселице, задрапированным во флаг Конфедерации и с бесформенной фригийской шапкой на голове. Под ним находится готовый раскрыться люк с надписью: «Ловушка для отделения». Дэвис предвосхищает свое падение в люк, после чего петля затянется на его шее. Он говорит: «О, дорогие! Я действительно не хочу отделяться таким образом - я хочу, чтобы меня оставили в покое». Внизу стоят несколько наблюдателей, в том числе многие видные сепаратисты, которые ожидают собственной казни с петлями на шее. Это госсекретарь КША Роберт Тумбс, генерал П.Г.Т. Борегар, вице-президент Александр Стивенс и губернатор Южной Каролины Фрэнсис
13 Jeff Davis on the right platform, or the last «act of secession». URL: https://www.loc.gov/pictures/item/2008661623 (дата обращения: 23.05.2022).
У. Пикенс. Каждый из них подает свои реплики. Тумбс: «Я начинаю чувствовать слабость в коленях!» Борегар: «О, Джефф! Джефф! Это и есть то возвышенное положение, которое ты мне обещал?» Стивенс: «Увы! Увы! В ноябре я пророчествовал, что отделение приведет нас к гибели». Пикенс один выражает сомнение в происходящем, говоря: «Возможно ли, что они осмелятся повесить джентльмена из Южной Каролины?»14
Карикатура Луиса Хауга «Южная конфедерация - это факт!!!»15 была резкой и язвительной критикой в отношении сепаратистов.
Конфедерация представлена как правительство в союзе с Сатаной. Слева направо: господин главный судья «мафии», хорошо вооруженный бандит, несущий горшок с дегтем; госсекретарь Роберт Тумбс, поднимающий шест с «письмом о регистрации»16; президент КША Джефферсон Дэвис, носящий саблю и шпоры. Вице-президент Александр Стивенс предлагает список «фунда-
14 Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX в. (1800-1877). СПб.: Алетейя, 2020. С. 237.
15 The Southern Confederacy a fact!!! Acknowledged by a Mighty Prince and Faithful Ally. URL: https://www.loc.gov/pictures/item/2008661622 (дата обращения: 23.05.2022).
16 Правительственное разрешение на захват подданных или имущества иностранного государства, здесь ссылка на январский захват Джорджией федерального форта Пуласки и Арсенала.
ментальных принципов нашего правительства», включая измену, мятеж, убийство, грабеж, поджог и воровство. Позади группы, верхом на лошади, находится генерал Конфедерации Пьер Гюстав Борегар, командующий войсками при бомбардировке форта Самтер.
Делегацию принимают Сатана и два демонических служителя, которые сидят в большой пещере справа. Один из слуг несет через плечо виселицу, на которой висит труп; в другой руке у него - вилы. Сатана держит корону и скипетр для Дэвиса в правой руке, в то время как в левой он прячет петлю за спиной. Он приветствует конфедератов: «Воистину! Подходят представители нашего царства». Над его головой развевается знамя с пальметтой Южной Каролины и шестью звездами. Большая змея вьется вокруг его посоха.
Дэвиса часто изображали как обыкновенного вора, стремящегося украсть федеральную собственность, а Линкольна - стоящим на ее страже.
На карикатуре «Грабеж национального яблоневого сада»17 Линкольн, вооруженный ружьем, застиг президента Конфедерации, когда тот, усевшись на
17 Robbery of the national apple orchard // Harper's Weekly. May 18, 1861.
ветке федеральной яблони, срывал яблоки. Президент Линкольн говорит: «Послушай, Джефф, эта история длится уже достаточно долго. Давай-ка, ты сейчас бросишь эти яблоки и спустишься вниз». Джефф Дэвис: «Пожалуйста, не стреляйте, мистер Линкольн, я только хочу, чтобы меня оставили в покое!»
Аналогичная карикатура под названием «Ночной воришка» появилась в «Harper's Weekly» в июне 1861 г.18
На ней Дэвис изображен в виде ночного вора, утаскивающего из Белого дома все ценные вещи. Его застиг проснувшийся дядя Сэм. Он говорит Дэвису: «Эй ты, негодяй! Куда это ты собрался с моей собственностью, а?» Дэвис отвечает: «О, дорогой дядюшка! Все, что я хочу, это тихо уйти».
В другой не менее острой карикатуре «Ситуация»19 Линкольн был изображен в виде полисмена, задержавшего воришку Джеффа Дэвиса, в руке у которого пакет с деньгами из федерального казначейства.
Карикатура была снабжена диалогом. Офицер Линкольн: «Похоже, теперь ты у меня в руках, Джефф». Дэвис: «Полагаю, вы уже... Ну что ж, давайте пойдем на компромисс». На стене табличка с названием улицы «Подозрительная». Решительная поза Линкольна свидетельствует о его намерении пресечь
18 Harper's Weekly. June 1, 1861.
19 The situation // Harper's Weekly. July 13, 1861.
~ 257 ~
незаконные действия Дэвиса. Отделение Юга на Севере сочли незаконным, а действия правительства КША - мятежом. К конфедератам применялись законы, направленные против мятежников.
Вступление Дэвиса в должность президента Южной Конфедерации 18 февраля 1862 г. также нашло отражение в карикатуре под названием «Инаугурация в Ричмонде»20. Дэвис изображен в виде коронованного скелета, сидящего, как на троне, на кипе хлопка, установленной на бочке из-под виски, с рабом между ног. В правой руке он держит посох «опустошения», а в левой -флаг с черепом и скрещенными костями. Вокруг него буйные толпы пьяных сторонников. Все это на фоне разрушения, виселиц, тонущих кораблей и горящих зданий. Справа истощенная мать с мертвым ребенком на руках. Карикатура представляла южную Конфедерацию как монархическое царство запустения и рабства.
20 The inauguration at Richmond // Harper's Weekly. Mar. 15, 1862.
Ресурсы Севера намного превосходили ресурсы Юга, что подчеркивается
21
в карикатуре под названием: «Почему бы тебе не взять ее?» , опубликованной в виде литографии в издательстве «Курьер и Айвз».
21 Why don't you take it? URL: http://teachtnhistory.org/File/Political_Cartoons_of_the_Civil_War.pdf (дата обращения: 22.05.2022).
Здесь командующий войсками Севера У. Скотт изображен в виде толстого старого бульдога в мундире и генеральской треуголке, охраняющего склады с припасами Севера. На тюках и бочках указано, что в них хранятся зерно, кукуруза, мясо, а в мешках - золото. Скотт насмехается над тощей южной борзой, носящей ошейник с надписью «Джефф»22. Указывая на сочную кость с надписью «Говядина вашингтонской премии», лежащую перед ним, он спрашивает: «Почему бы тебе не взять ее?» Дэвис крадется, поджав хвост, обратно к своим тюкам хлопка. Карикатура подчеркивает, что на Юге есть хлопок, но больше
23
ничего, и у них нет сил вырвать кость у бульдога .
Первое крупное сухопутное сражение произошло в районе ж/д станции Манассас у ручья Булл-Ран 21 июля 1861 г., где необстрелянные войска северян потерпели серьезное поражение.
На это поражение оппозиционная Линкольну газета «Frank Leslie's Budget of Fun» откликнулась издевательской карикатурой «Как случилось, что
24
Джефф Дэвис не взял Вашингтон» .
На карикатуре южане, представленные в виде всадников с диковинными головными уборами, верхом на быке и ослах, останавливаются перед укрепленными фортами столицы. Они обмениваются репликами. Джефф Дэвис, с обнаженной саблей, сидящий верхом на быке, привстав на стременах, говорит, обращаясь к Борегару: «Послушай, Булли Бо, разве эти парни бегут не в ту сторону?»
Чтобы подчеркнуть, что он является рабовладельцем, художник поместил сзади за его спиной плетку-девятихвостку, развевающуюся, как знамя. Борегар
25
отвечает: «Это факт, что наш бычий бег привел их к довольно внезапной остановке. Дядюшка Эйб26 перекрыл мосты, там, у берегов Потомака - кано-
22 Намек на Джефферсона Дэвиса.
23 Алентьева Т.В. Гражданская война Севера и Юга в политической карикатуре // Американистика: актуальные подходы и современные исследования. Курск: Курск. гос. ун-т, 2019. Вып. 11. С. 82-83.
24 How it was that Jeff Davis didn't take Washington // Frank Leslie's Budget of Fun. Sept. 1, 1861.
25 Игра слов, связанная с названием места битвы у ручья Булл-Ран, проигранной северянами.
26 Линкольн.
нерские лодки, а возле Ричмонда собирается армия северян! Мы попадаем в до-
27
вольно жесткую ситуацию! Черт бы побрал этого Макклеллана , почему они не оставили Паттерсона? Он был [подходящим] человеком для нас!»
Главную надежду южане, не имеющие достаточно развитой военной промышленности, возлагали на помощь европейских держав: Англии и Франции. Действительно, эти страны были заинтересованы в американском хлоп-
28
ке . А южане были убеждены, что «король-хлопок» правит миром. Довольно остроумно художники издевались над попытками Англии и Франции вооружать Конфедерацию и в то же время заполучить от Линкольна вожделенный хлопок, необходимый для их текстильных фабрик.
Дипломатия Конфедерации была нацелена на вовлечение Англии и Франции в американский конфликт, их посланники пытались заручиться фи-
27 Северяне вначале возлагали на Макклеллана большие надежды.
28 Алентьева Т.В. Великобритания и Гражданская война в США: восприятие по обе стороны Атлантики в карикатурах // Американский ежегодник. 2016 / отв. ред. В.В. Согрин. М.: Весь Мир, 2017. С. 108-115.
нансовой и военно-технической помощью. Но и Англия, и Франция приняли
29
Прокламации о нейтралитете. Это отразилось в карикатуре северян .
На ней показано, что дипломатические реверансы Джефферсона Дэвиса в сторону Франции и Великобритании терпят неудачу. Дэвис кланяется Наполеону III, протягивая ему поднос с «облигациями» одной рукой. В другой он держит тарелку с хлопком, а под мышкой пачку бумаг. Его карманы переполнены бумагами с надписями вроде «ордонанс об отделении» и т.д. У его ног -широкополая шляпа и сумка с еще большим количеством бумаг, а за ним - маленькая собачка по кличке Сец (сецессия) на задних лапах, просящая милостыню. Наполеон отворачивается от него с жестом отказа, говоря: «Не все мы благодарим вас, мистер Дэвис». Рядом с императором стоит стол, на котором лежат корона, чернильница и французская «Прокламация о нейтралитете». На заднем плане стоит британская королева Виктория, которая демонстрирует еще одну «Прокламацию о нейтралитете» (13 мая 1861 г.).
Северные карикатуристы осуждали стремление КША любым способом
30
попасть в зависимость от Англии и Франции . На одной из карикатур Джеф-
29 Ye Conference. «Not any we thank you Mr. Davis». URL: https://lccn.loc.gov/2008661631 (дата обращения: 22.05.2022).
ферсон Дэвис был изображен в виде лакея на запятках императорской кареты Наполеона III и Джона Буля. Карикатура называлась «Вот что лидеры мятеж-
31
ников предпочитают старому Союзу» . На фоне Белого дома с развевающимся флагом Союза в горделивой позе стоит А. Линкольн.
Северяне очень нуждались в оптимистических прогнозах в отношении окончания войны, которая затягивалась, принося все новые жертвы. Поэтому для сплочения Севера требовался образ врага, который был бы смешным и нестрашным. Такой образ создавался в политической карикатуре32, причем в ход шли старые приемы. Например, полюбившийся с детства всем стишок о доме, который построил... на этот раз Джефферсон Дэвис. Карикатуру «Дом, кото-
30 A dependence upon England and France // Frank Leslie's Illustrated Newspaper. Febr. 18, 1865.
31 Frank Leslie's Budget of Fun. Apr. 1, 1865.
32 См.: Алентьева Т.В. Томас Наст - некоронованный король карикатуры // Американский ежегодник 2021. М.: Издательство «Весь Мир», 2021. С. 225.
рый простроил Джефф» создал известный художник Дэвид Клейпул Джон-
33
стон .
I at: ThtftE JEFF Bi iiLT
Работа состоит из двенадцати виньеток с сопроводительным стихом, следуя схеме детского стишка «Дом, который построил Джек»: 1) «дом», показывающий дверь в невольничью тюрьму; 2) тюки короля-хлопка, так прославляемого мятежниками; 3) рабы за работой собирают хлопок - полевые работы, которые сделали хлопок королем; 4) семьи рабов уныло ждут аукциона; 5) аукционист, продающий «вещь, которую кто-то назвал человеком»; 6) рабские оковы; 7) работорговцы; 8) рабовладелец ведет переговоры с работорговцем о продаже раба; на стене портреты Джефферсона Дэвиса и генерала П. Борегара; 9) плетка-девятихвостка; 10) надсмотрщик, избивающий связанную рабыню; 11) Джефферсон Дэвис, «архимятежник Джефф»; 12) символы рабства: молоток аукциониста, кнут, аукционные часы и кандалы, разорванные и сломанные
33 The house that Jeff built. URL: https://www.loc.gov/item/2008661652 (дата обращения: 22.05.2022).
с уведомлением о казни Джеффа Дэвиса, потому что «.Джеффа печально известный дом обречен разрушиться».
Карикатура неизвестного автора «Король Джефф Первый»34 представляла лидера южной Конфедерации в образе пирата и одновременно дьявола. На это намекают рожки на его широкополой южной шляпе, а также копыта вместо ног. Он изображен сидящим на фолианте с историей и ордонансами о сецессии южных штатов. Перед ним - кипящий котел, в котором варятся деньги КША. У него, как у черта, сзади длинный хвост, к которому прикреплен пиратский флаг с черепом и костями. Над котлом вьется пар с названием города Чарльстон в Южной Каролине. Именно этот город стал инициатором отделения южных штатов.
Карикатура Фрэнка Беллью «Последнее предупреждение А. Линколь-
35
на южанину» также представляла Джефферсона Дэвиса в самом смешном виде. Он изображен оборванным обросшим бродягой, забравшимся от испуга на дерево. Линкольн в образе дровосека готов срубить это дерево, на котором написано «Рабство». Он говорит Дэвису: «Если ты не слезешь, я срублю это де-
34 Harper's Weekly. Jan. 4, 1862.
35 Lincoln's last warning // Harper's Weekly. Oct. 11, 1862; Wilson R.R. Lincoln in Caricature. Washington, DC, 1903. P. 8.
рево». Собственно, карикатура была посвящена решению Линкольна отменить рабство в мятежных штатах.
22 сентября 1862 г. Линкольн опубликовал Прокламацию об отмене рабства на территории Конфедерации с 1 января 1863 г. Рабы освобождались без выкупа их владельцам, но сами они при этом не получили ни земли, ни равных с белыми гражданских и политических прав. Для Линкольна эта мера была прежде всего чисто военной. Он сам признавал: «Я утверждаю, что не имел власти над событиями, что события управляли мной». Вместе с тем освобождение около 4 млн рабов было актом революционным, так как оно означало конфискацию собственности рабовладельцев на сумму почти в 5 млрд долл.36 Маркс считал этот акт Линкольна самым революционным документом, «разо-
37
рвавшим старую американскую Конституцию» . В январе 1865 г. Конгресс принял 13-ю Поправку к Конституции США, закрепившую отмену рабства.
Для южной Конфедерации резко менялась не только военная, но и политическая ситуация. В 1864 г. республиканцы выдвинули А. Линкольна для переизбрания на второй срок на конвенте в Балтиморе, руководствуясь принципом: «Коней на переправе не меняют». Для южан это было пренеприятнейшим
36 Nevins A. Ordeal of the Union. Vol 6. War Becomes Revolution, 1862-1863. N.Y., 1960. P. 231241.
37Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 15. С. 603.
известием, поскольку Линкольн был бескомпромиссным сторонником подавления мятежа южан и доведения войны до победного конца. В карикатуре неизвестного художника «Самая твердая оболочка на сегодняшний день»38 показана реакция Дэвиса.
Карикатурист интерпретирует переизбрание президента Авраама Линкольна Республиканским национальным конвентом в Балтиморе как «Самый жесткий удар Союза» по Конфедерации. Завтрак Джефферсона Дэвиса прерывается выстрелом снаряда, на котором запечатлено лицо Линкольна, выпущенного в окно с Балтиморского конвента. В панике Дэвис вскочил с падающего стула, его завтрак оказался вместе со скатертью на полу. Там же валяется газета «Richmond Examiner». Домашняя рабыня президента Конфедерации улыбается, стоя с подносом в дверях.
Трудно было сомневаться в будущей победе Линкольна и поражении так называемых «мирных демократов», выдвинувших в качестве своего кандидата бывшего генерала Джорджа Макклелана.
38 The Hardest Shell Yet // Frank Leslie's Illustrated. July 2, 1864. P. 240.
~ 267 ~
Неизвестный художник, сравнивая позиции южан в период популярного президента-демократа Эндрю Джексона и «мирных демократов», на карикатуре
39
«Демократия в 1832 и 1864» изобразил последних в самом неприглядном виде. На левой панели Джексон ругает Джона К. Кэлхуна, лидера южан, призывавшего к неподчинению федеральным законам, к их нуллификации в 1832 г. Джексон говорит: «Клянусь Вечностью! Этот Союз должен быть и будет сохранен. Судьба Предателя суждена тому, кто действует против него». Кэлхун низко кланяется в ответ, умоляя: «Простите! Простите!» Трое южан на заднем плане тоже склонились в поклоне.
Справа противник Линкольна на выборах демократ Джордж Макклеллан (Маленький Мак)40 и его напарник Пендльтон стоят на коленях на «Чикагской платформе»41 перед стоящим Джефферсоном Дэвисом. Последний изображен в
42
виде южанина-плантатора и одновременно разбойника-оборванца . В руках у него плеть, за поясом - пистолет.
Дэвис обращается к ним: «Джентльмены, я очень доволен тем, о чем вы просите, вы люди разумные, и для начала я хочу, чтобы вы отозвали этих парней, Шермана, Гранта и Шеридана, а также этого старого Морского волка Фар-рагута, после чего мы посмотрим дальше». Упомянутые здесь люди - талантливые генералы Союза Уильям Т. Шерман, Улисс С. Грант и Филипп Шеридан, а также адмирал Союза Дэвид Фаррагут, которые причиняли южанам наибольшие неприятности.
Макклеллан предлагает Дэвису оливковую ветвь мира, умоляя: «Нам не хотелось бы лишать вас удовольствия, тогда, пожалуйста, изложите ваши условия дружеского расставания»43. Пендльтон, стоящий позади него, говорит: «Аминь». В крайнем левом углу солдат Конфедерации комментирует: «Эти се-
39 Democracy, 1832, 1864. URL: https://elections.harpweek.com/1864/cartoon-1864-Medium.asp?UniqueID=29&Year=1864 (дата обращения: 22.05.2022).
40 Прозвище Макклелана в связи с его маленьким ростом по сравнению с Ликнольном.
41 «Чикагская платформа» - программа демократов на выборах 1864 г.
42 Здесь явный намек на плохое снабжение армии южан в связи с экономическими трудностями в КША.
43 Макклелан был готов на мирные переговоры с КША на основе признания ее независимости.
верные собаки, как они скулят!» Рядом с ним другой солдат в знак презрения к происходящему грызет кукурузный початок.
Карикатура «Ночной ноябрьский кошмар Джефа Дэвиса»44 показывала, насколько ужасными для Конфедерации были результаты президентских выборов на Севере, поскольку это означало продолжение войны, которую Юг явно проигрывал.
Эта карикатура изображает переизбрание президента Союза Авраама Линкольна как ночной кошмар для президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса. Дэвис в ночном колпаке и ночной рубашке. Верзила Линкольн (его рост составлял 6 футов 4 дюйма) сидит, согнув колени на его кровати. Карикатура делала отсылку на рисунок Фрэнка Беллью «Длинный Авраам стал чуточ-
44 Jeff Davis's November Nightmare // Frank Leslie's Illustrated Newspaper. Dec. 3, 1864.
ку длиннее»45, содержащий намек на убедительную победу Линкольна и увеличение числа его избирателей.
Как и карикатура в «Harper's Weekly», карикатура о ночном кошмаре Дэ-виса содержит каламбур о росте Линкольна и о том, как победа на выборах продлит его пребывание на посту президента. Конечно, его убийство в апреле 1865 г. прервало его второй срок. И президентом на оставшиеся четыре года стал его вице-президент Эндрю Джонсон.
Большинство северян не желали мира любой ценой. Ради восстановления Союза было принесено много жертв, поэтому компромисс с Конфедерацией был в глазах большинства неприемлем.
Республиканцы делали ставку на продолжение войны до победного конца. Это ярко отразилось в карикатуре неизвестного художника «Генерал бомб, настоящий мирный кандидат; или военный путь - единственно истин-
45 Long Abraham Lincoln a little longer // Harper's Weekly. Nov. 26, 1864; Wilson R.R. Op. cit. P. 12.
ный»46. Главный смысл этой забавной карикатуры заключался в том, чтобы доказать: война будет закончена союзной военной мощью, а не договорным урегулированием, предложенным мирными демократами и закрепленным в Демократической национальной платформе. За шагающей пушкой маршируют офицеры Союза: генерал Улисс С. Грант, генерал Уильям Текумсе Шерман и адмирал Дэвид Фаррагут. Замыкая тыл, наступающие войска Союза поют: «Мы идем, отец Авраам».
На переднем плане пушка Союза в человеческом образе разбивает стол Конфедерации, сбивая «Чикагскую платформу» и проливая чернила на бумаги Макклеллана. Президент Конфедерации Дэвис возмущен этим бесцеремонным вторжением, в то время как Джон Буль (символ Великобритании) в шоке чешет голову. Конгрессмен Ф. Вуд присоединяется к убегающим журналистам-демократам: Дж.Г. Беннетом и М. Марблом.
46 General Bombshells, the True Peace Candidate; or, the War Path the True One // Frank Leslie's Budget of Fun. Nov. 1, 1864. P. 8-9.
Благодаря активным военным усилиям федеральной армии и ее талантливым генералам У.С. Гранту и У.Т Шерману дело Южной Конфедерации было обречено на поражение.
47
Это отразилось в карикатуре под названием «Север и Юг» , где их противоборство было показано в боксерском поединке. Линкольн явно одерживает победу над хилым истощенным Дэвисом. Южане оказались обескровлены и вынуждены были перейти к обороне48. Это тоже отражали северные карикатуры, как пример - «Зима их досады»49.
На ней Дэвис и Ли находятся под непрерывным снегопадом, символизирующим артиллерийский обстрел. Ли говорит Дэвису: «Клянусь своей душой, Джефф, я больше не могу тебя защищать! Мне придется уронить этот зонтик -я почти изношен».
Территория Конфедерации была разрезана на изолированные части и оказалась со всех сторон в кольце союзных войск, что также нашло отражение в карикатуре «Окруженный»50.
47 North and South // Frank Leslie's Illustrated Newspaper. Dec. 24, 1864.
48 Rhea G.C. The Battle of the Wilderness May 5-6, 1864. Baton Rouge, 1994.
49 The winter of their discontent-Jeff and his lieutenant overtaken in a snowstorm-of ballots // Frank Leslie's Budget of Fun. Jan. 1, 1865.
50 Surrounded // Frank Leslie's Budget of Fun. July 1, 1864.
На ней в центре изображен Дж. Дэвис, вставший на одно колено. Он в короне на голове, что должно было намекать на деспотизм власти на Юге. В то же время карикатурист здесь обращается к творчеству Шекспира. Дэвис должен напоминать о печальном конце английского короля Ричарда III.
У ног Дэвиса змея, символизирующая скрытых пособников Юга - «медянок». У него в руке рапира, но его взгляд полон отчаяния. Он уже не способен сопротивляться. Его со всех сторон окружили самые знаменитые генералы Союза: Мид, Батлер, Шерман, Бернсайд, Грант, Шеридан. За их спинами их бравые солдаты.
Бесславный конец Конфедерации отразился в карикатуре: «Мятежная паршивая овца, которая пошла за шерстью и была острижена»51. На ней
Дэвис представлен в виде остриженной овцы с человеческой головой.
Состриженную шерсть с надписью «европейская симпатия» держит в руках Линкольн. С понурым видом Дэвис направляется к себе в Ричмонд. Довольный Линкольн с длинными ножницами для стрижки овец в руках собирается добавить состриженную южную шерсть в общий фонд Союза.
51 Frank Leslie's Budget of Fun. Apr. 1, 1865.
Северные карикатуристы продолжали изображать Конфедерацию и ее лидера в смешном и жалком виде. Это отразилось в карикатуре Оскара Генри
52
Харпела (1828-1881) «Настоящая семья для Конфедерации» .
52 A proper family re-union. URL: http://www.loc.gov/pictures/collection/app/item/2008661687 (дата обращения: 22.05.2022).
Джефферсон Дэвис в компании с дьяволом и предателем Бенедиктом Арнольдом заваривают в котле адское варево измены, в которое дьявол подбрасывает черных рабов. Арнольд в униформе XVIII в. и в парике с косицей. Дэвис изображен в женском платье, в котором он был схвачен в конце войны. Внизу к адскому котлу ползут предатели-медянки. Два черепа символизируют самые страшные места заключения пленных северян: концлагерь Андерсонвилль и тюрьму Либби в Ричмонде. У ног Дэвиса мешок с надписью «Похищенное золото».
Окруженная с трех сторон армия Северной Виргинии (ок. 26 тыс. чел.) капитулировала у местечка Аппоматокс. Акт о капитуляции подписал Роберт
53
Ли 9 апреля 1865 г. в присутствии Улисса Гранта . 14 апреля 1865 г., через четыре года после начала Гражданской войны, над руинами Самтера был поднят старый флаг Союза, спущенный во время капитуляции форта в 1861 г. После ареста президента Дж. Дэвиса и членов его кабинета Конфедерация прекратила свое существование.
53 Davis B. To Appomattox: Nine April Days, 1865. Gettysburg, 1992.
Множество карикатур в это время появляется в связи с поимкой и арестом лидера Конфедерации Дж. Дэвиса, поскольку он был схвачен переодетым в женское платье 10 мая 1865 г. кавалеристами-янки. Этот сюжет обыгрывался самыми различными карикатуристами. Карикатура Генри Харпела «Преследуемая старушка из КША»54 появляется одной из первых.
Художник изображает лагерь в лесу. К Дэвису, одетому в платье, шаль и шляпу, несущему ведро с водой с надписью «Мама Дэвис» и вооруженному охотничьим ножом, обращаются солдаты Союза. Один из солдат саблей приподнимает юбку Дэвиса, насмехаясь: «Ну, старуха, сапоги и бакенбарды вряд ли принадлежат утонченной южной леди». Дэвис: «Я только хочу, чтобы меня оставили в покое». В дальнем правом углу видна повозка Конфедерации, нагруженная бочками с виски и «украденным золотом». В карикатуре «Последняя смена Джеффа»55 сюжет тот же самый.
Жители Севера негодовали и требовали сурового наказания заговорщиков. Карикатура Дж. Кернера «Зверинец дяди Сэма»56 в полной мере отража-
54 The chas-ed «old lady» of the C.S.A. URL: https://www.loc.gov/item/2008661686 (дата обращения: 22.05.2022).
55 Jeffs last shift. URL:
https://loc.harpweek.com/LCPoliticalCartoons/DisplayCartoonMedium.asp?MaxID=21&UniqueI D=11&Year=1865 (дата обращения: 22.05.2022).
56 Uncle Sam's menagerie. URL: http://www.loc.gov/pictures/collection/app/item/2008661691 (дата обращения 22.05.2022).
ла эти настроения. Дядя Сэм стоит перед клеткой, в которой гиена с головой Дэвиса вцепляется в череп. Шея Дэвиса находится в петле, которая начнет затягиваться, когда человек справа натянет веревку. Внизу шарманщик наигрывает популярную мелодию «Yankee Doodle» на ручном органе. Выше в виде воронов с петлями на шеях, сидящих на виселицах, изображены заговорщики, причастные к гибели Линкольна. Дядя Сэм указывает палкой на череп с сидящей на нем черной вороной.
После пленения Дэвис два года провел в тюрьме форта Монро на побе-
57
режье Виргинии . Он так и не предстал перед судом, хотя обвинялся в государственной измене. После двух лет тюремного заключения Дэвис был освобожден под залог в размере 100 тысяч долларов, который был внесен видными гражданами, включая известного редактора «New York Tribune» Хораса Грили, бизнесмена Корнелиуса Вандербильта и Джеррита Смита, который был аболиционистом и в свое время входил «Секретную шестерку», которая финансово поддерживала восстание Джона Брауна. Дэвис оставался под обвинением до тех пор, пока президент Эндрю Джонсон не издал на Рождество 1868 г. прези-
57 Dodd W.E. Jefferson Davis. Philadelphia: George W. Jacobs and Company, 1907. P. 366-368.
дентское «помилование и амнистию» за преступление государственной измены «каждому лицу, которое прямо или косвенно участвовало в последнем восстании», и после того как федеральный окружной суд 15 февраля 1869 г. отклонил дело против Дэвиса58.
Завершение Гражданской войны воссоединило Союз, но не примирило победителей и побежденных - общество осталось расколотым на долгие годы. В южных Штатах Джефферсон Дэвис стал символом «проигранного дела» и гордости Юга. Об этом свидетельствовали многочисленные мемориалы и монументы, число которых заметно сократилось только в последние годы, во время борьбы с памятниками Южной Конфедерации.
Гражданская война продемонстрировала особую важность пропаганды и агитации. В этот период американская карикатура шагнула на новую, более высокую ступень. Ее значение чрезвычайно выросло благодаря новым иллюстрированным изданиям и более совершенным техническим возможностям издательских фирм. Высоко оценивал роль карикатуры в годы Гражданской войны Авраам Линкольн, который писал: «Ярким карикатуристам всегда удавалось усилить энтузиазм и поднять патриотизм. Они всегда появлялись именно тогда, когда их, казалось, не доставало»59. Создание негативного образа лидера Южной Конфедерации также относится к заслугам северной пропаганды.
58 Nichols R.F. United States vs. Jefferson Davis, 1865-1869 // American Historical Review. Vol. 31. No 2. 1926. P. 266.
59 Nevins A., Weitenkampf F. A Century of Political Cartoons. N.Y., 1944. P. 104.