Научная статья на тему 'Президент Туркмении создал Министерство справедливости'

Президент Туркмении создал Министерство справедливости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожушко Марина

"Независимая газета", М., 3 сентября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президент Туркмении создал Министерство справедливости»

повышенное внимание таджикских властей к "русской" проблеме. "Россия, со своей стороны, помогает эту проблему решить, — сказал дипломат. — По линии Комиссии по делам соотечественников Правительства РФ и руководства Москвы в Таджикистан за последние три года направлено около 100 тыс. школьных учебников, которые уже разошлись по конкретным школам". Как утверждает посол Пешков, остались в Таджикистане и чисто русские школы, есть и смешанные, с русскими классами. Что касается прозападной ориентации Таджикистана, считает российский дипломат, то ее в этой стране "не было и нет, все это не более чем досужие вымыслы российских СМИ".

"Независимая газета", М., 3 сентября 2003 г.

Марина Кожушко,

журналистка

ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИИ СОЗДАЛ МИНИСТЕРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов неутомимо продолжает удивлять мир нововведениями своего внутриполитического курса. Вечером 1 сентября 2003 г., выступая по национальному телевидению, он объявил о создании в стране Министерства справедливости. При этом им было упразднено Министерство юстиции. Как сказал в комментарии "НГ" по этому поводу член научного совета Российского центра Карнеги Алексей Малашенко, первое, что в связи с этим вспоминается, так это роман Джорджа Оруэлла "1984". По мнению политолога, "Туркменбаши теперь не надо растолковывать своим подданным, что такое юстиция, слово для них европейское и малопонятное. После создания Министерства справедливости никому ничего объяснять уже не надо: все, что ни делает власть, отныне справедливо и не подлежит обсуждению!".

Неизвестно, читал ли Сапармурат Ниязов Оруэлла, но его Министерство справедливости действительно весьма напоминает структуру, подробно описанную в романе английского фантаста-утописта, с тем существенным отличием, что "справедливость по Туркменбаши" это отнюдь не утопия, а реальность. Ибо новому министерству главой государства даются весьма широкие полномочия. Как в центре, так и в регионах его управления будут не просто заниматься контролем издаваемых местными органами власти

законодательных актов, но и приводить их в соответствие с действующими законами. Главное же, как представляется, в том, что чиновники Министерства справедливости будут осуществлять контроль и учет как государственного имущества, так и частной собственности.

Первой акцией в этом направлении станет проведение широкомасштабной инвентаризации всего этого фонда. Безусловно, это явно психологический ход, направленный на запугивание тех лиц, преимущественно русскоязычных граждан, которые пока еще могут отстаивать свои имущественные права. После инвентаризации контроль за использованием имущества будут осуществлять исключительно "справедливые" чиновники. Кроме того, они станут следить за деятельностью коллегии адвокатов, нотариальных контор, ЗАГСов. А для того, чтобы никто не мог упрекнуть их в предвзятости при той или иной оценке, при новом министерстве будет создана центральная служба экспертиз.

Уже назначен и глава вновь образованного ведомства. Им стал Таганмурат Гочыев, который до этого был первым заместителем министра юстиции. Одновременно создаются представительства новой структуры в каждой из пяти областей страны. Официально сообщается, что данное решение было принято Туркменбаши для повышения эффективности и совершенствования деятельности по защите конституционного строя. Однако совершенно очевидно, что в Туркмении, по сути, создается еще одно своеобразное силовое ведомство, которое призвано еще более укрепить власть и без того всесильного "главы всех туркмен".

Все это, по мнению Алексея Малашенко, находится в контексте той политики, которую проводит Ниязов в последние месяцы, начиная с отмены в одностороннем порядке двойного гражданства, в результате чего многие россияне, проживающие в Туркмении, оказались в бесправном положении. Это подтверждает и тот факт, что днями раньше в стране была создана госкомиссия по борьбе с терроризмом, в состав которой вошли члены кабинета министров и главы областных администраций. Руководить ею будет сам президент. Комиссия должна обеспечивать целостность и суверенитет Туркмении, предотвращать насильственное изменение конституционного строя, противодействовать международному терроризму и экстремизму. В ее ведении — координация деятельности и обеспечение взаимодействия всех государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Это — министерства национальной безопасности, внутренних дел, обороны,

служба безопасности президента, госслужба по регистрации иностранных граждан, пограничное и таможенное ведомства и Генпрокуратура. Аналогичные комиссии будут созданы и в областях страны.

Таким образом, очевидно, что как только комиссия и Министерство справедливости, а также их региональные структуры будут окончательно сформированы и начнут функционировать, вся страна будет охвачена тотальным двойным контролем не только за всеми "физическими лицами" страны, но и за их имуществом. Теперь Туркменбаши остается только создать в Министерстве справедливости какое-нибудь управление нравов, чтобы взять под свой контроль и личную жизнь каждого из своих подданных. Во всяком случае, в романе Оруэлла под контролем государства было все — вплоть до интимных отношений...

"Независимая газета", М., 3 сентября 2003 г.

Евгений Румер,

политолог

США И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ

Террористические акты 11 сентября изменили геополитическую динамику в Центральной Азии. Доминирующей державой здесь стали Соединенные Штаты Америки, в результате чего другим странам, имеющим собственные интересы в этом регионе, пришлось приспосабливаться к радикально изменившимся условиям. Война с терроризмом и рост нестабильности в Южной и Юго-Восточной Азии требуют долгосрочного военного присутствия США в Центральной Азии. Такое присутствие могло бы также дополнить существующие дипломатические связи Соединенных Штатов в этом регионе. В перспективе американцам придется учитывать сохраняющиеся у России, Китая и Ирана преимущества, которые они приобрели в силу своего географического положения, а также культурных и торговых связей с Центральной Азией. От сотрудничества и, возможно, партнерства с одним или несколькими из этих государств будет зависеть способность Америки содействовать установлению безопасности и стабильности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.