Научная статья на тему 'Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса'

Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
998
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса»

УДК 371

Михалёва И.В.

Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса

The president of the Russian Federation, as the subject of modern political process

Занимая высшую должность в системе государственной власти РФ, Президент призван осуществлять важнейшие функции в сфере государственного управления, от его решений зависит характер проводимых в обществе преобразований и реформ, что существенно влияет на внутриполитическое развитие страны и на отношение населения к государственной власти. В данной статье автор ставит цель дать оценку Президенту России как субъекту современного политического процесса.

Рассмотрение данной проблемы представляется актуальным в свете понимания особенностей современного политического процесса в России. Особенно важно обозначить участие Президента в определении стратегического курса внутриполитического развития страны и определить факторы, влияющие на эффективность политики, проводимой Президентом. Интерес представляет также анализ персоны нынешнего Президента России Д.А. Медведева.

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. Пост избираемого всенародно Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993 г.) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции [3, с. 68].

Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избиратель-

МИХАЛЁВА Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления филиала Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Находка. E-mail: [email protected]

ного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд [2, с. 75].

Президент России, в соответствии с Конституцией, назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека.

Президент рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству; согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Президент России, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение, а при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Существенное отличие статуса Президента Российской Федерации заключается в его доминирующем положении во взаимоотношении с другими ветвями власти. Как справедливо отмечает отечественный политолог В. Никонов, российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью» [2, с. 75].

Под руководством Президента России в стране проводятся реформы, направленные на демократизацию и либерализацию, создание гражданского общества и правового государства. Однако цена этих реформ оказалась очень высокой: в 1990-х гг. произошло падение промышленного и сельскохозяйственного производства, оказалась разрушенной система социальной защиты, у большинства населения ухудшилось материальное положение по сравнению с дореформенным периодом. Реформы были проведены в интересах небольшой части населения. Лишь в последние годы начался рост промышленного производства, произошла некоторая политическая стабилизация, но страна по-прежнему остается бедной с большим количеством нерешенных проблем.

Все это дает основание оппозиции утверждать, что Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей, поэтому необходимо перераспределение полномочий между Президентом и другими ветвями власти.

Сегодняшний президент РФ — Дмитрий Медведев долгое время считался темной лошадкой российской политики. Медведев долгое время создавал себе имидж прогрессивного политика — признавался в любви к тяжелому року и вставлял в речь молодежный сленг. Некоторое время назад политологи рассматривали его как либеральную альтернативу более жесткому Сергею Иванову — Медведев даже вступил в заочную дискуссию со своим оппонентом, отметив, впрочем, что серьезных разногласий между либералами и силовиками в Кремле нет. Дмитрий Медведев в Кремле считался либералом — как один из немногих приближенных президента, не служивший в органах. Его называли мягким и не слишком амбициозным политиком, готовым поступиться высокими постами, если попросят. Медведев не был замечен ни в принадлежности к какой-либо политической партии, ни в участии в стычках кремлевских силовиков. При этом его считали опытным аппаратчиком и мастером подковерной интриги. В Кремле, по некоторым данным, за глаза его называли «Визирь» [3, с. 90].

Выдвижение Дмитрия Медведева в качестве преемника Путина оказалось еще одним неожиданным ходом Владимира Владимировича, который не устает «удивлять» своими «экспромтами» как российскую, так и мировую общественность. Ставка на Медведева предопределяет президентско-премьерский конфликт, который разгорится в России и заставит выступать Путина в качестве арбитра в межэлитных войнах.

Несмотря на немного «своеобразную» форму выдвижения (когда четыре партии, еще недавно конкурирующие на выборах, выставляют единого кандидата и подают на рассмотрение действующему президенту), она, пожалуй, наиболее точно отображает реальный механизм определения преемника в России. Речь идет о коллективном характере принятия решения (по крайней мере, публично), где мнение самого Путина является пусть и решающим, но далеко не единственным и всео-пределяющим.

В любом случае, кандидатура Медведева была оптимальна с точки зрения уравновешивания позиций внутрикремлевских групп, где был заметен перекос в сторону усиления «силового крыла» и ущемления «либералов» (вспомним нападки на Алексея Кудрина и его окружение).

Также, немаловажным фактором для поддержки Медведева Кремлем можно считать его реноме как представителя идеального типа «мягкого» реформатора, который хоть и не завоевал большой народной любви на ниве социальных реформ, но все же, в отличие от остальных либералов не получил колоссальный антирейтинг, как, например, министры Греф или Зурабов [3, с. 90].

Еще одним важным «за» для Медведева являлась его «удобо-

варимость» для Запада по сравнению с другими претендентами. Еще в январе 2009 года выступление Медведева в Давосе было расценено как презентация нового преемника Западу, об рыночную либерально-демократическую риторику которого разбивались все привычные нападки западных журналистов.

Главный кремлевский либерал — такое определение закрепилось за Дмитрием Медведевым. Не работал в органах госбезопасности — тоже немаловажно для имиджа нынешнего госчиновника. Начало этому образу положило одно из первых интервью Медведева в ранге руководителя кремлевской администрации.

Впрочем, это не так важно. Президент тоже как-то пообещал, что государство не будет банкротить ЮКОС. Или другое либеральное интервью Медведева - уже журналу «Эксперт» летом прошлого года, где он ставит под сомнение набирающий популярность термин «суверенная демократия».

Но этим, пожалуй, публичная жизнь Медведева и ограничивалась. Он, что называется, молчун. Никаких ярких заявлений, подобно Сергею Иванову, не делал, участвовал в довольно скучных мероприятиях, хотя русским языком владеет лучше большинства чиновников. Свою роль в этом сыграла и работа Медведева - руководитель администрации -фигура не самая публичная. Да и назначение главным по социальным нацпроектам — поездки по фермам и сельским библиотекам — не лучшая стартовая позиция для громких речей.

С другой стороны, Медведев не раз делал попытки стать ближе к народу. Например, хорошо подготовился к пресс-конференции в Интернете и, в отличие от Путина, охотно шутил на темы, популярные в сети — про Медведа и «олбанский язык».

Но это все крохи — хоть в биографии Медведева нет темных пятен, известен он был широким слоям населения не больше, чем другие министры. Зато среди чиновников он пользовался уважением — дипломированный юрист, без пяти минут профессор, его учебник по гражданскому праву уже полтора десятилетия штудируют питерские студенты. Отношение к Медведеву соответствующее — прекрасный специалист, либерал, сторонник рыночной экономики.

Но главное — при всей своей либеральности Медведев неизменно подчеркивал — никаких группировок в Кремле нет, все делают одно общее дело.

Как показывает мировой опыт, национальные лидеры в условиях народовластия не в состоянии обеспечивать легитимную преемственность политической власти. Поэтому Президенту Д.А. Медведеву придется выбирать: или восстанавливать трудную и сложную для нынешнего Кремля модель консенсусного управления федерацией, или же продолжать укрепление путинского авторитаризма и централизации [1, с. 108].

Итоги 2008 года пока говорят о том, что принципиально никто ничего не хочет менять. Но надолго ли сохранится такое равновесие? Ведь сложившаяся за последние годы система бюрократического руководства страной не способна к развитию в условиях кризисных явлений. Путинская бюрократия — это усредненная, безынициативная и неспособная к творчеству чиновничья среда, прежде всего, из-за низкого уровня профессионализма и образования.

Она эффективна только в условиях политической и экономической стабильности и проявляет активность в большей мере лишь для очищения системы от инородных явлений.

Делая вывод, следует заметить, что путинская модель управления не справилась со стратегической задачей — она не сумела реализовать

формулу совмещения общественного развития и порядка в стране.

Самым важным для Президента России в условиях существующего политического окружения является поиск консенсусных механизмов обеспечения своей автономности. Без этой свободы самостоятельные и эффективные политические решения на уровне Президента России невозможны. Если эта проблема не будет решена, то возникнет опасный прецедент двоевластия. Для современного, еще неокрепшего российского государства, имея в виду, что Президент России - глава государства и гарант Конституции, это чревато серьезными политическими последствиями.

Устремления действующей властной элиты по удержанию своих полномочий любой ценой вплоть до 2020 года бессмысленны и тоже чреваты непредсказуемыми политическими последствиями. Если гражданам России не будет обеспечено реальное право на участие в государственном управлении через право выдвигать (без учета партийной принадлежности) свою кандидатуру и быть избранным депутатом, мэром, губернатором или Президентом России, то все, что делалось за последние четверть века М. Горбачевым, Б. Ельциным и другими лидерами советской и российской демократии, будет отброшено назад вместе с обветшалыми и формальными демократическими институтами.

Сторонники данного института убеждены в необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. «Президентский вариант» разделения властей в государстве они считают оптимальным вариантом для стран с переходной экономикой. Сильная власть, по их мнению, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной власти. Недостатки существующей формы правления объясняются тем, что президентской власти приходится действовать в сложных условиях, на неблагоприятном социальном фоне.

Противники института президентства в современном его виде убеждены, что Конституция была смоделирована под конкретного лидера. Следствием этого стало формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно сильной властью, позволяющей ему проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому принцип разделения властей не реализуется.

Однако, следует отметить, что Президент в любом случае является очень влиятельной фигурой в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства и играя решающую роль в определении политики государства.

Литература

1. Баранов Н.А. Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы. СПб., 2008. 276 с.

2. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

3. Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В. Никонова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.