Научная статья на тему 'Президент Российской Федерации как гарант укрепления правового и конкурентноспособного государства'

Президент Российской Федерации как гарант укрепления правового и конкурентноспособного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3142
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГАРАНТ / GUARANTOR / ПРАВОВОЕ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЕ ГОСУДАРСТВО / CONSTITUTIONAL AND COMPETITIVE STATE / УКРЕПЛЕНИЕ / STRENGTHENING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колотилин А.В.

Президент Российской Федерации, обладая обширными полномочиями во всех областях внешней и внутренней политики государства, выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также гаранта стабильности и порядка в государстве в целом. Деятельность главы государства, безусловно, способствует укреплению в нашей стране правового и конкурентноспособного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The President of the Russian Federation, possessing extensive powers in all areas of foreign and domestic policy of the state, acts as the guarantor of the Constitution of the Russian Federation, the rights and freedoms of the person and the citizen, and also the guarantor of stability and an order in the state as a whole. Activity of the head of state, certainly, promotes strengthening in our country of the constitutional and competitive state.

Текст научной работы на тему «Президент Российской Федерации как гарант укрепления правового и конкурентноспособного государства»

УДК: 342.553.

Президент Российской Федерации как гарант укрепления правового и конкурентноспособного государства

канд. юр. наук, доц. Колотилин А. В. alexej .kolotilin@yandex.ru

Санкт - Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики Институт холода и биотехнологий

Президент Российской Федерации, обладая обширными полномочиями во всех областях внешней и внутренней политики государства, выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также гаранта стабильности и порядка в государстве в целом. Деятельность главы государства, безусловно, способствует укреплению в нашей стране правового и конкурентноспособного государства.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации; гарант; правовое и конкурентоспособное государство; укрепление.

В системе органов высшей государственной власти нашего государства особое место, вне всякого сомнения, занимает Президент Российской Федерации. Именно от эффективной деятельности главы государства в решающей степени зависят устойчивость основ конституционного строя России, стабильность ее правовой, политической и экономической систем, гражданский мир, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, имидж державы на международной арене. Президент призван вносить гармонию и согласие в российское общество, обеспечивать его единение, процветание и развитие.

В России институт Президентства был учрежден 24 апреля 1991 года на основе положительных результатов всеобщего референдума 17 марта 1991 года. . Основы правового статуса главы государства определялись Законами РСФСР « О выборах Президента РСФСР » и « О Президенте РСФСР ». Первым Президентом Российской Федерации 12 июня 1991 года был избран Борис Николаевич Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 года.

Следует отметить, что полномочия Президента России, которые были закреплены в Конституции РФ 1978 года можно назвать урезанными и совершенно не отвечающими его статусу высшего должностного лица государства. Так, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 104 Конституции, определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительной компетенции Верховного Совета РСФСР. Во многом действия Президента были ско-

ваны законодательной властью, представленной помимо Верховного Совета, целым рядом союзных, республиканских и местных советов.

Существенное изменение конституционно - правового статуса Президента во многом связано с разработкой и принятием новой Конституции России, кардинально изменившей положение высшего должностного лица в системе органов государственной власти РФ.

Важность принятия новой российской Конституции, в том числе и для придания большей определенности институту президентской власти подчеркивали не только российские, но и зарубежные ученые. К примеру, по мнению британского профессора Д. Литтла, характерно, что недовольство существующей конституцией было свойственно как противникам реформ (выступавшим за возврат к жесткой линии, фактически к сталинизму), так и реформаторам (видевшим в существовавшей конституции основной тормоз на пути движения к демократии и рынку). Поэтому политическая борьба на всех этапах приобрела характер конституционного конфликта и велась по принципиальным вопросам публичного права: необходимость изменения конституции; соотношение институтов парламентаризма и системы советов как органов государственной власти; проведение принципа разделения властей и характер законодательства о выборах; отношение к принципу руководящей роли партии и его отмене; отношение к институту президентской власти

Действующая Конституция РФ была разработана группой известных российских юристов под руководством С.С. Алексеева и С.М.Шахрая. Однако, вынесению данного проекта на референдум активно препятствовала позиция отдельных членов Верховного Совета РФ. Последние еще с 1992 года вступили в фазу противостояния с Президентом, пытаясь остановить проводимые в государстве реформы, что к сентябрю 1993 года привело нашу страну к конституционному кризису.

В конце сентября - начале октября 1993 года некоторые депутаты Верховного Совета РФ в ответ на инициативу Президента РФ о проведении поэтапной конституционной реформы предприняли ряд неправомерных действий, которые были нацелены на дестабилизацию обстановки в государстве и отстранение от должности законно избранного главы государства. Первый Президент России Борис Николаевич Ельцин мужественно встал на защиту нового государства и своими решительными действиями преодолел конституционный кризис, избавив нашу страну от перспективы быть ввергнутой в пучину анархии и гражданской войны. После преодоления политического кризиса, 12 декабря 1993 года, проект Конституции Российской Федерации был вынесен на референдум, получил одобрение большинства населения Российской Федерации и после подписания Президентом РФ официального опубликования 25 декабря 1993 года стал действующим Основным законом нашего государства.

Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации определяется, прежде всего, Конституцией РФ (глава 4, статьи 80 - 93). Статья 80 Конституции определяет правовое положение Президента РФ в системе органов высшей государственной власти РФ как главы государства, который

определяет основные направления его внешней и внутренней политики, а также принимает необходимые меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России. Кроме этого Президент выполняет основные представительские функции, выступая от лица государства как внутри его территории, так и в международных отношениях (часть 4 статьи 80 Конституции РФ). Важно отметить, что глава государства является, согласно части 2 статьи 80 Конституции РФ, гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина, то есть на Президента возлагаются функции по защите самих основ конституционного строя Российского государства.

Президент РФ обладает широкими полномочиями во всех сферах государственной власти, что позволяет ему эффективно выполнять функции высшего должностного лица государства. Полномочия Президента определяют доминирующий статус главы государства в системе органов государственной власти. Президент РФ призван координировать деятельность всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, обеспечивать надлежащее исполнение ими своих конституционно - правовых обязанностей в интересах всего государства и общества, защиты интересов граждан, субъектов хозяйственной деятельности. Особенно важно подчеркнуть, что глава государства, определяя основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в экономической области, предпринимает меры к защите частной собственности и конкуренции в России как основ развития современной, инновационной и конкурентноспособной экономики.

В целом, можно сделать вывод о том, что за годы существования института Президентства в России удалось достичь стабильности политической системы государства, обеспечить его поступательное развитие без потрясений и роста социального напряжения. Стабильность власти, прежде всего президентской, преемственность ее основных традиций выступают в качестве непременных условий спокойного и уверенного развития государства. Данное положение признано всеми развитыми странами мира. К примеру, по мнению американских конституционалистов, способность политической системы осуществлять через определенный период времени последовательную и контролируемую передачу власти является важным индикатором политической стабильности. Мы надеемся, что и в последующем, институт главы государства в России будет укрепляться и сохранять лучшие традиции президентской власти.

За последние годы наша страна существенно модернизировалась. В РФ сформировалась стабильная политическая система, развивается инновационная экономика, растут стандарты жизни и социального обеспечения жителей государства. Усиление системы государственной власти породило отлаженный механизм деятельности государственной власти, который обеспечивает взаимодействие всех ее составных частей в интересах государства и общества. Президент Российской Федерации в своей деятельности опирается на высокопрофессиональные и дееспособные Федеральное Собрание и Правительство РФ, которые готовы в любой момент принять необходимые меры по защите государства и его населения от любых неблагоприятных обстоятельств их жизне-

деятельности, в том числе экономических кризисов. Дальнейшее укрепление и совершенствование института Президентства в российском государстве послужит залогом для постоянного развития нашей единой и независимой России, а также процветания общества и отдельных граждан. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность Президента Российской Федерации во многом связана с укреплением правовой и конкурентноспособной основы нашего государства в интересах всех россиян.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.

2. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096 - 1 « О выборах Президента РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 110.

3. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098 - 1 « О Президенте РСФСР » // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.

4. Волох А.И., Колотилин А.В. Институт Президентства в Российской Федерации: историко - правовые аспекты становления и развития // Проблемы системной модернизации экономики России: социально - политический, финансово - экономический и экологический аспекты:Сборник научных статей / под общ. ред. проф. Тумалева В.В. - Санкт - Петербург: ИБП, 2010. - Вып. 9. - С. 392 - 395.

5. Колотилин А.В. Выборы высших органов государственной власти Российской Федерации как важный фактор развития демократического и правового государства// Международная научно - практическая конференция: Образ государства в современном правосознании. Восьмые спи-ридоновские чтения. - Шб.: СПбИВЭСЭП, 2008. - c. 152 - 156.

6. Колотилин А.В. Стабильность правовой и политической системы современной России как кардинальный фактор возрождения и развития государства / А.В. Колотилин // Научный журнал СПб НИУИТМО [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: СПб НИУИТМ0,2012. - №2. - сентябрь. - Режим доступа: http://open-mechanics.com/welcome

7. Calvert P. Political Succession and Political Change. The Process of Political Succession. N.-Y., 1987. P.1.

8. Little D.R. Governing the Soviet Union. L., 1991. P. 132 - 133.

President of the Russian Federation as guarantor of strengthening constitutional and competitive state

candidate of legal sciences, associate professor

Kolotilin A. V.

Saint - Petersburg National Research University of information Technologies, Mechanics and Otics

Institute of Refrigeration and biotechnology

The President of the Russian Federation, possessing extensive powers in all areas of foreign and domestic policy of the state, acts as the guarantor of the Constitution of the Russian Federation, the rights and freedoms of the person and the citizen, and also the guarantor of stability and an order in the state as a whole. Activity of the head of state, certainly, promotes strengthening in our country of the constitutional and competitive state.

Keywords: President of the Russian Federation; guarantor; constitutional and competitive state; strengthening.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.