Научная статья на тему 'Президент как политико-управленческий лидер: методологические аспекты исследования'

Президент как политико-управленческий лидер: методологические аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / ЛИДЕРСТВО / НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУТ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ «ТЕЛО» / SOCIAL «BODY» / PRESIDENT / LEADERSHIP / NEOINSTITUTIONAL APPROACH / INSTITUTE / PERSONIFIED SOCIOCULTURAL MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллина Лилия Ильдусовна

Актуальность и значимость данной статьи обусловлена растущим интересом к российскому институту президентства на протяжении последнего десятилетия. Несмотря на то, что в научной литературе институту президентства уделяется достаточно внимания как со стороны зарубежных, так и отечественных исследователей, тема лидерства Президента исследована недостаточно. Целью статьи является краткий анализ основных научных подходов к проблеме и выработка авторских методологических рамок для исследования проблемы Президента как политико-управленческого лидера. Автором рассматривается неоинституциональный подход к проблеме института президентства и дополняющая его персонифицированная социокультурная модель управления А.В. Тихонова. Данное сочетание позволит изучить президентство не только как государственный институт с соответствующими правами и полномочиями, но и как персонифицированную структуру, где в центре внимания находится личность самого Президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESIDENT AS THE POLITIC-ADMINISTRATIVE LEADER: METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCH

The urgency and the importance of given article is caused by growing interest to the Russian institute of presidency throughout last decade. In spite of the fact, that in the scientific literature enough attention is given to presidency institute as from foreign and domestic researchers, the theme of leadership of the President is investigated insufficiently. Article purpose is the short analysis of the basic scientific approaches to a problem and development of author's methodological frameworks for research of a problem of the President as politic-administrative leader. The author considers the neoinstitutional approach to a problem of institute of presidency and supplementing it personified sociocultural management model of A.V. Tikhonov. The given combination will allow to study presidency not only as the state institute with the corresponding rights and powers, but also as the personified structure where in the attention center there is a person of the President.

Текст научной работы на тему «Президент как политико-управленческий лидер: методологические аспекты исследования»

УДК 316.46+342.511 ПРЕЗИДЕНТ КАК ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЛИДЕР: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Хайруллина Л.И.

Актуальность и значимость данной статьи обусловлена растущим интересом к российскому институту президентства на протяжении последнего десятилетия. Несмотря на то, что в научной литературе институту президентства уделяется достаточно внимания как со стороны зарубежных, так и отечественных исследователей, тема лидерства Президента исследована недостаточно.

Целью статьи является краткий анализ основных научных подходов к проблеме и выработка авторских методологических рамок для исследования проблемы Президента как политико-управленческого лидера. Автором рассматривается неоинституциональный подход к проблеме института президентства и дополняющая его персонифицированная социокультурная модель управления А.В. Тихонова. Данное сочетание позволит изучить президентство не только как государственный институт с соответствующими правами и полномочиями, но и как персонифицированную структуру, где в центре внимания находится личность самого Президента.

Ключевые слова: Президент; лидерство; неоинституциональный подход; институт; персонифицированная социокультурная модель управления; социальное «тело».

THE PRESIDENT AS THE POLITIC-ADMINISTRATIVE LEADER: METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCH

Khayrullina L.I.

The urgency and the importance of given article is caused by growing interest to the Russian institute of presidency throughout last decade. In spite of the fact, that in the scientific literature enough attention is given to presidency institute as from foreign and domestic researchers, the theme of leadership of the President is investigated insufficiently.

Article purpose is the short analysis of the basic scientific approaches to a problem and development of author's methodological frameworks for research of a problem of the President as politic-administrative leader. The author considers the neoinstitutional approach to a problem of institute of presidency and supplementing it personified sociocultural management model of A.V. Tikhonov. The given combination will allow to study presidency not only as the state institute with the corresponding rights and powers, but also as the personified structure where in the attention center there is a person of the President.

Keywords: President; leadership; neoinstitutional approach; institute; personified sociocultural management model; social «body».

Роль Президента как политико-управленческого лидера, как интегратора общества в качестве научной проблемы не только не теряет своей актуальности на протяжении довольно длительного времени, но в последнее время приобретает особую значимость. Целью данной статьи является краткий анализ основных научных подходов к проблеме и выработка авторских методологических рамок для исследования проблемы Президента как политико-управленческого лидера.

На протяжении XX в. президентство изучалось в основном с точки зрения институционального подхода, где внимание акцентировалось на различных аспектах создания и существования института президентства. Если до середины XX в. классический институционализм исследовал механизмы функционирования политических институтов, то в послевоенный период, когда стали преобладать различные варианты бихевиоризма, функционализма, теорий групп, тео-

рий социального изменения и развития и другие, институциональный анализ стал применяться в основном при проведении сравнительно-политических исследований. [3, т.2, с.36]

К настоящему времени накоплено огромное количество трудов по механизму устройства и функционирования института президентства. Вместе с тем, изучая вопрос лидерства Президента, мы предлагаем исходить из неоинститу-ционального подхода. Основным понятием, используемым данным направлением, является «институт». Понятие «институт» в современном политологическом лексиконе (также как и в социологическом, экономическом [5, с.67]) не получило однозначного определения, а напротив, в литературе существует многообразие определений данного термина:

А. Степан видит в институте правила принятия решений и системы стимулов; С. Кроуфорд и Э. Остром - правила, нормы и совместные стратегии; П. Холл - формальные правила, процедуры достижения согласия и стандартно действующие практики, структурирующие отношения между индивидами; Г. О’Доннел - «коллективное действие по управлению, либерализации и расширению поля индивидуальных действий» или «упорядочивающие образцы взаимодействия». [2, с.74] По мнению ряда других авторов (March, Olsen, Dworkin), институты - это не только «правила игры», они также воздействуют на бытующие в обществе ценности, такие, как справедливость, коллективная идентичность, принадлежность к сообществу, доверие и солидарность. [8, с.154]

Мы будем придерживаться определения американского экономиста Д. Норта, который под «институтом» понимает «устанавливаемые людьми ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие...неформальные (запреты, табу, обычаи, традиции, кодексы чести и т.д.). и формальные правила (конституции, законы, права собственности и т.д.), а также систему санкций за их несоблюдение». [7, с.17] Следовательно, лидерство Президента, с точки зрения данной трактовки, как института

власти, включает в себя формальные и неформальные правила, а также систему санкций за их несоблюдение.

В силу занимаемой должности, Президент наделяется широкими полномочиями и возможностями влияния на различные сферы жизни государства и общества. Формальные нормы и правила закреплены в нормативно-правовых актах, которые включают в себя фундаментальные документы, где сформулированы основные положения, определяющие Президента Российской Федерации, как лицо, формально занимающее высшее место в структуре государственной власти. Такими актами являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Согласно Конституции (ст. 80), Президент Российской Федерации является главой государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Также он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В Основном Законе Российской Федерации (ст. 89) выделяются следующие полномочия Президента Российской Федерации: решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 1 ст. 81) и Федеральным Законом «О выборах Президента Российской Федерации» (п. 1-2

ст. 1) [1, ст. 171.] Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Следовательно, формальная составляющая лидерства Президента исходит из закрепленных на законодательном уровне норм, которые в силу объема властных полномочий Президента, определяют его ключевую роль в политической системе.

Наряду с формальным лидерством, Президент стремится к наращиванию лидерского капитала и через неформальные нормы и практики. Неформальные правила включают в себя моральные нормы, обычаи, традиции и другие правила, позволяющие институту президентства поддерживать формальные нормы и располагать общественным признанием. В менталитете российских народов традиционно присутствует вера в главного начальника, царя-батюшки как авторитета, как единственного, способного решить любой вопрос, наказать нерадивых чиновников и т.д. В руках Президента сила власти, и он воспринимается как «главный», которого следует уважать, как единственный защитник обиженных нижестоящими начальниками, и его власть заслуживает доверие. Такое отношение, восприятие поддерживают выступления Президента, встречи с простыми людьми во время поездок и т.п.

Телевидение демонстрирует немало примеров, когда российские Президенты «выходили к народу», беседовали с людьми, в результате чего выявлялись и решались многие актуальные проблемы. Обращаясь к опыту последних двух Президентов, в качестве примера можно привести беседу В.В. Путина во времена его президентства с пенсионерами в администрации г. Кировска, где

обсуждались вопросы социальной поддержки и защиты различных категорий пенсионеров; посещение Пензенской областной клинической больницы им.

Н.Н. Бурденко, где Президент встретился с медицинским персоналом города и области [9] и др. Д.А. Медведев проводил встречу с воспитателями детских домов г. Иваново, на которой обсуждались вопросы оплаты труда педагогов, проблемы социального сиротства; встречался с безработными гражданами, проходящими обучение основам предпринимательства в г. Элиста [10] и др. Это лишь единичные примеры общения Президента с обществом. Такие встречи и беседы, составляющие коммуникативную основу взаимодействия Президента с населением, предопределяют, в свою очередь, рост доверия Президенту, что в последующем отражается на уровне одобрения его деятельности.

В изучении президентства необходимо также опираться и на социокультурный научный подход, дополняющий неоинституциональный подход. Использование деятельностно-активистской теории, в частности персонифицированной социокультурной модели управления А.В. Тихонова, позволит выделить Президента как личность.

Институт президентства не является бездушной структурой, он персонифицирован в лице политического лидера - Президента. Именно персонификация позволяет искусственно наращивать социальные ресурсы Президента для повышения управляемости государством, выставляя в центр номинальной системы живую человеческую личность. Тем самым над естественной иерархией социальных отношений, складывающихся в спонтанной реальности между Президентом и широкими слоями населения, надстраивается искусственная иерархия в виде института президентства, усиливающая возможности управления сложными общественными процессами из одного центра. Нормы и правила поведения рассматриваются здесь как законы, которые, в отличие от естественных законов общественной жизни, создаются специальными органами, в конечном счете, по форме - в интересах сохранения целостности общества, а, по

сути - нередко в интересах сохранения доминирующего положения института президентства и персонифицирующих их лиц. [4, с.151]

Персонифицированная социокультурная модель управления как целостность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений представляет собой социальный индивид, в котором систематизирующим фактором выступает социально значимая проблема, требующая решения в форме объекта. Такой индивид представляет собой персонифицированное социокультурное «тело» с нуклеарной структурой. В качестве доминирующего субъекта выступает социальное «ядро» как наиболее плотный узел связей и отношений той части социального индивида, которая берет на себя наибольшую ответственность за инструментальное решение проблемы и сохранение его целостности. Здесь доминирующий субъект - Президент, выступающий не как орган управления, а как тот, кто реально способен интериоризировать данную проблему, создать культурный образец, проект ее решения и организовать объективацию проекта путем налаживания диалоговой коммуникации со всеми участниками совместной деятельности.

В качестве социального партнера выступает особое социокультурное образование - идентифицированный слой или та часть социального индивида, которая в принципе разделяет ценности, нормы и культурные образцы совместной деятельности, вырабатываемые составом социального «ядра». Им являются органы государственной власти, в том числе и субъектов федерации, а также общественные объединения, поддерживающие политику Президента.

В качестве периферийного или отчужденного слоя социокультурного «тела» выступает общество, как та часть социального индивида, которая формально признает и поддерживает существующие нормы и правила, но интен-ционально не разделяет целей и ценностей доминирующего субъекта или проявляет к ним настороженную амбивалентность. [4, с.330]

Итак, президентство может быть рассмотрено в логике порождения и существования социального «тела» с той лишь разницей, что социальное «тело»

управления обусловлено особенностями решаемой проблемы, а не границами организации или учреждения [4, с.134]. Понятие социальное «тело» употребляется в такой смысловой конструкции по той причине, что здесь в одном шаге удерживается единство субъекта и объекта, социального действия и взаимодействия, их историческая и социокультурная обусловленность, возникающая и распадающаяся целостность [4, с.132]. Следовательно, лидерство Президента представляет собой социальное «тело», под которым понимается совокупность связей и отношений между Президентом и обществом, непосредственно участвующим или имеющим отношение к совместной жизни и деятельности. [4, с.144]

Таким образом, лидерство Президента в современной России представляет собой сложное и многоаспектное явление, в котором, лидерство изучается не только через формальную составляющую, как института государственной власти с соответствующими правами и полномочиями, но и как персонифицированное социальное «тело» в рамках формирования политико-управленческого лидерства и с учетом неформальных норм и практик.

Список литературы

1. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный Закон // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2.

2. Елисеев С.М. Выйти из «Бермудского треугольника»: о методологии исследования посткоммунистических трансформаций // Полис. 2002. № 6.

3. Политическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999.

4. Тихонов А.В. Социология управления. 2-е изд., доп. и перераб. М.,

2007.

5. Шабанова М.А. Экономический и социологический анализ институциональных изменений (Возможности интеграции) // Общественные науки и современность. 2006. № 6.

6. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II) // Полис. 2002. № 2.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

8. Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. М., 1999.

9. Ленинградская область. Владимир Путин беседовал с пенсионерами в администрации города Кировска // Официальный сайт Президента России. -URL: http://archive.kremlin.ru/text/news/2004/01/59834.shtml (дата обращения:

08.11.2011); Пенза. Владимир Путин посетил «МедИнж» - крупнейшее в России научно-производственное предприятие по выпуску искусственного сердечного клапана // Официальный сайт Президента России. URL: http://archive.kremlin.ru/text/news/2005/10/95233.shtml (дата обращения:

08.11.2011).

10. Поездка в Иваново // Официальный сайт Президента России. URL: http://президент.рф/поездки/10039 (дата обращения: 08.11.2011); Поездка в Калмыкию // Официальный сайт Президента России. URL: http://президент.рф/новости/10482 (дата обращения: 08.11.2011).

References

1. Sobranie zakonodatel'stva RF, no. 2 (2003).

2. Eliseev S.M. Polis, no. 6 (2002).

3. Politicheskaya entsiklopediya: v 2 t. M., 1999.

4. Tikhonov A.V. Sotsiologiya upravleniya. 2-e izd., dop. i pererab. M., 2007.

5. Shabanova M.A. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 6 (2006).

6. Merkel' V., Kruassan A. Polis, no. 2 (2002).

7. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki. M., 1997.

8. Rotstayn B. Politicheskaya nauka: novye napravleniya. M., 1999.

9. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossii.

http://archive.kremlin.ru/text/news/2004/01/59834.shtml (accessed November 08, 2011); http://archive.kremlin.ru/text/news/2005/10/95233.shtml (accessed November

08, 2011).

10. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossii. http://prezident.rf/poezdki/10039 (accessed November 08, 2011); http://prezident.rf/novosti/10482 (accessed November

08, 2011).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Хайруллина Лилия Ильдусовна, ассистент кафедры государственного, муниципального управления и социологии

Казанский национальный исследовательский технологический университет К.Маркса, д.68, г. Казань, Республика Татарстан, 420015, Россия e-mail: hliliyai@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Khayrullina Liliya Ildusovna, assistant of chair of the state, municipal management and sociology

Kazan National Research Technological University

68, K.Marksa street, Kazan, Republic of Tatarstan, 420015, Russia

e-mail: hliliyai@mail.ru

Рецензент:

Волкова Н.В., доцент, к.соц.н., доцент кафедры Государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.