Научная статья на тему 'Презентация тела в современной моде: от гламура к гендерной флюидности'

Презентация тела в современной моде: от гламура к гендерной флюидности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
969
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНЫЙ КАНОН / ТЕЛЕСНАЯ НОРМА / МОДА / ТЕЛО / ГЛАМУР / ГЕНДЕРНАЯ ФЛЮИДНОСТЬ / ТРЕНДСЕТТЕР / МЕДИА / CORPORAL CANON / CORPORAL NORM / FASHION / BODY / GLAMOUR / GENDER FLUIDITY / TREND-SETTER / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трушина Татьяна Леонидовна

Мода как подвижная граница культуры непрерывно обновляется. Некогда сформировавшийся институт моды сегодня трансформируется, и эти изменения носят переломный характер. Под влиянием новых технологий и медиа радикально меняется отношение к телу, рождается новый опыт представления телесности, требующий новой интерпретации и осмысления. Современный телесный канон многовариантен, что, несомненно, является следствием тех трансформаций, которые сегодня происходят в моде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation of Body in Contemporary Fashion: from Glamour to Gender

Fashion as a moving boundary of culture is constantly renewed. Once-established institution of fashion is currently undergoing transformations, and these changes have a critical character. Under the influence of new technologies and media attitudes to body is altering radically; a novel practice of corporeity demonstration is being created, which requires new interpretation and comprehension. Modern corporal canon is multivariate, which, obviously, results from those transformations that are taking place in contemporary fashion.

Текст научной работы на тему «Презентация тела в современной моде: от гламура к гендерной флюидности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 2 (412). Философские науки. Вып. 47. С. 74— 78.

УДК 130.2 ББК 71

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕЛА В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ: ОТ ГЛАМУРА К ГЕНДЕРНОЙ ФЛЮИДНОСТИ

Т. Л. Трушина

Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия

Мода как подвижная граница культуры непрерывно обновляется. Некогда сформировавшийся институт моды сегодня трансформируется, и эти изменения носят переломный характер. Под влиянием новых технологий и медиа радикально меняется отношение к телу, рождается новый опыт представления телесности, требующий новой интерпретации и осмысления. Современный телесный канон многовариантен, что, несомненно, является следствием тех трансформаций, которые сегодня происходят в моде.

Ключевые слова: телесный канон, телесная норма, мода, тело, гламур, гендерная флюидность, тренд-сеттер, медиа.

Современная мода как никогда противоречива и даже скандальна, а потому особо обсуждаема. Как особый культурный институт и конструктор эстетических идей и желаний, мода представляет собой подвижную границу культуры, которая непрерывно обновляется; посредством модных трендов тестируются новые представления о теле, гендерных ролях, персональной идентичности. Мы стали свидетелями существенных перемен в модной индустрии, которые стремительно входят в нашу жизнь. Существовавший некогда устойчивый институт моды, основанный на сезонных показах от-кутюр и глянцевых журналах, на сегодняшний день трансформируется, и эти изменения, на наш взгляд, носят переломный характер.

Во-первых, меняется сам характер моды, она перестает принадлежать только элитам (вспомним теорию Г Зиммеля, согласно которой «низы» подражали высшему обществу). Сегодня трендсет-терами моды являются обычные жители городов, для которых улица стала своеобразным подиумом для демонстрации индивидуальных коллекций, а также блогеры, ведущие свои странички о моде и красоте в социальных сетях. Во-вторых, на наших глазах меняются условные правила стиля, а правильнее сказать, расширяются их границы настолько, что ключевым становится принцип mix and match, то есть «смешивай и сочетай» [3]. В-третьих, под влиянием новых технологий и медиа радикально меняется отношение к телу, рождается новый опыт представления телесности, требующий новой интерпретации и осмысления.

Мода чутко реагирует на изменения, которые происходят в культуре, и отвечает расширением нормативных представлений о телесности. Следует отметить, что сегодня нет единой нормы, новые медиа позволили увидеть плюральность модных

стилей, телесности и идентификации. Они транслируют разнообразие существующих вариантов, однако в определенные периоды некоторые нормы приобретают наибольшую популярность, что связано и с цикличностью моды, и с тенденциями, которые демонстрируются на подиумах, а также благодаря трендсеттерам, выхватывающим, казалось бы, из воздуха «острые» детали, сочетания, цвета и демонстрирующим свой взгляд в соцсе-тях и других медийных каналах. В поисках нового некогда сложившиеся стереотипы и нормы постоянно пересматриваются, тестируются представления о самоидентификации и представлении себя Другому, о гендерных ролях, о современном телесном каноне.

Термин «телесный канон» вводится М. М. Бахтиным в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» и определяется как некая тенденция изображения тела и телесной жизни [1]. Телесный канон не может быть стабилен, так как всегда чутко реагирует на малейшие изменения в культуре, развиваясь в соответствии с ее ценностными установками. С появлением офлайновых медиа модные телесные каноны стали проникать и закрепляться в массовом сознании. Именно тогда, в начале 1930-х гг., зарождается дискурс гламура, в фокусе которого находилось идеальное прекрасное тело. Интересно, что данный канон являлся и по сегодняшний день является эталоном для подражания. Социолог Б. Дубин в свой лекции «Идеальное тело и современное общество» поднял вопрос об идеальном теле, говоря о том, что телесный идеал существовал всегда, но не считался достижимым. У общества не было ощущения, а следовательно, и мысли, что его можно и нужно достичь. Сегодня же, напротив, идеальное тело признается целью, а по-

рой и смыслом существования индивида. Для бесконечного совершенствования тела изобретается целая система практик, технологий и социальных институтов. Тело сегодня становится знаком социальных перемен. Возрос «диктат унифицированного "прекрасного" тела. Его значение столь велико, что людям с обычным, нормативным, но не идеальным модельным телом трудно оценивать себя адекватно, без негативной коннотации» [4. С. 240]. Образцы этого канона сформированы сегодня не кино, как это было в XX в., а в большей степени «рекламой — средством власти, с которым уже не могут конкурировать ни кино, ни изобразительное искусство» [2]. Множество изображений тел, доведенных практически до идеала, заставляют нас воспринимать это как норму, как образец, к которому нужно стремиться. Мы делаем огромное количество снимков собственного тела, где пытаемся отслеживать свои движения, контролируем позы и мимику. «Мы становимся культурой пристального разглядывания человека. Наша жизнь протекает в зафиксированном визуальном виде» [5].

Во многом благодаря современным возможностям медиа наряду с общепринятой нормой идеального тела допускается новая тенденция — ненормативное тело, тело с ограниченными физическими возможностями. В эпоху телевидения на экранах практически не появлялись в роли главных героев люди с врожденными или приобретенными дефектами. Сегодня же такая ситуация становится возможной. «Встроенные в повседневную жизнь, ставшие ее частью, медиа при помощи визуальных образов транслируют новые культурные стандарты» [6. С. 52]. Общество быстрее адаптируется к изменениям. Социальные сети сегодня показывают нам то, что еще недавно было скрыто от постороннего глаза. Здесь мы в одном ряду с идеальными лицами и телами наблюдаем детальные подробности несовершенных человеческих тел, перенесших операции или же восстанавливающихся после аварий и др. Не случайно постмодернистскую культуру сравнивают с поверхностью кожи. «То, что в модерне считалось глубинным (например, идентичность), в постмодерне выходит наружу, становится «поверхностным» [8].

Новые медиа создают возможности для стремительного ввода и принятия ранее не воспринимаемых или даже табуированных норм. Сегодня люди с инвалидностью становятся героями телепередач, участниками интеллектуальных шоу, публичными социальными деятелями и спортсменами. В России появился и успешно работает социальный проект BezGraniz, который занимается созданием функциональной современной одежды и

аксессуаров для людей с инвалидностью. Данный проект не только создает одежду, но и занимается просветительской деятельностью и созданием нового типа коммуникации вокруг инвалидности. Таким образом, мы наблюдаем процесс появления новых культурных норм, культурных стандартов.

Иными словами, представление о красоте становятся более разнообразными, норма 90—60—90 постепенно теряет лидирующие позиции. Модными стали и другие тела — пожилые, полные, трансгендерные тела. Как демонстрация позитивного отношения к своему телу, сегодня набирают популярность модели plus size, что особенно актуально на фоне многочисленных историй про заболевание анорексией молодых женщин, желающих соответствовать модному идеалу. Так, в Нью-Йорке в начале декабря 2017 г. состоялся бодипо-зитивный показ, в котором приняли участие самые обычные женщины, с неидеальными телами. Данное мероприятие было ответом на прошедший в конце ноября показ Victoria's Secret, диктующий, по мнению организатора шоу, женщинам по всему миру заданные стандарты красоты.

Дамы преклонного возраста все чаще появляются в рекламных проектах модных брендов и на обложках глянцевых журналов. В одном из недавних показов Dolce&Gabbana участвовали как молодые девушки, так и женщины среднего и пожилого возраста. Другой пример — Айрис Баррель Апфель, самостоятельно создавшая свой неповторимый стиль, причем чем старше она становится, тем активнее СМИ интересуется ее персоной. Именно в зрелом возрасте Айрис появилась в таких журналах, как Voug и New York Times, а также стала лицом косметической компании MAC. Мировая статистика показывает, что именно люди пенсионного возраста начинают уделять себе больше времени, вести активный образ жизни и путешествовать. Мы наблюдаем появление новой возрастной нормы, продиктованной в том числе и эпохой потребления, ведь наиболее платежеспособные люди — это люди средней и старшей возрастной категории, состоявшиеся в профессии и определившиеся в своих вкусовых предпочтениях.

Наряду с описанными выше телесными нормами появляется новая норма — трансгендерное тело. Трансгендер — это человек, родившийся не в своем теле, то есть, родившись мальчиком, ощущает себя девочкой, и наоборот. В течение жизни трансгендер может прибегнуть к операции по смене пола. Изначально информация о смене пола скрывалась и лишь в недавнее время стала не просто разглашаться, к этим историям появился интерес. Так, в ноябрьском номере

76

Т. Л. Трушина

(2017) журнала Playboy впервые девушкой месяца стала трансгендерная модель — француженка североафриканского происхождения Инес Рау. Это далеко не первый случай участия трансгендеров в съемках для глянцевых журналов, как и их участие в показах модных коллекций. Отметим, что первый трансгендер появился на обложке мужского журнала более 30 лет назад. Сегодня трансген-деры часто не скрывают своего прошлого (такая ситуация в большей степени свойственна западному обществу); более того, их судьба вызывает интерес в обществе как нечто новое, необычное, отличающееся от большинства, а потому многие публичные люди, изменившие пол, издают книги, выступают с лекциями, в которых рассказывают о своей жизни, что делает их еще более популярными.

Рассмотренные нормы, новые задаваемые стандарты становятся частью современной культуры и принимаются обществом, где провозглашается идеология «разнообразия» и толерантности. Гораздо сложнее воспринимается так называемая «гендерная флюидность» — реальность сегодняшнего дня. Сам термин «гендерная флюид-ность» или «сексуальная флюидность» используется в психотерапии и выражается обычно в «неоднократных сменах индивидом сексуальной ориентации при сохранности базисной гендерной идентификации» [7]. Это явление специалисты считают характерным признаком постсовременной культуры. Более изучено и принято это явление в США и Канаде, где, например, существуют анкеты, регистрирующие паспортные данные, «в которых графа "пол" включает не только мужской, женский пол, идентификацию себя как гея или лесбиянки, но и графу "другие", к которой относятся лица, не идентифицирующие себя в рамках одной гендерной идентичности, но в процессе жизни неоднократно изменяющие ее» [7]. Сегодня мы видим, как стираются границы между мужским и женским, меняются роли. Еще недавно в семейной и профессиональной жизни было четкое разделение обязанностей на мужские и женские. Современная ситуация прямо противоположна, что не могло не отразиться в моде — зеркале эпохи. На улицах мы видим ярко выраженную ан-дрогинность (стиль унисекс, нормкор). Подиумы демонстрируют стирание границ между полами, а порой и смену ролей (на подиумах мужские ко-

стюмы все сильнее напоминают женские: длинные развевающиеся плащи, мешковатая одежда, подчеркивающая хрупкость завернутой в нее фигуры, безвольные, обмякшие движения). Женский же костюм часто стремится к мужской пропорциональной норме — широкие плечи, узкие бедра, что осуществляется с помощью тканей, которые хорошо держат форму. Мы видим нарочито суровый макияж или же его отсутствие. Если одни дизайнеры создают коллекции, которые лишь намекают на смену ролей, то другие уже открыто заявляют: мир изменился, изменились люди, взгляды, культура, мода. Новый макротренд — мужчина в юбке. Tom Browne в своей коллекции «Весна — лето 2018» представил своеобразное видение мужского образа: различные оттенки серого, белого и черного цвета, геометрический принт, четкие линии — кажется, все это отсылает к классическому мужскому костюму, но это лишь часть образа. Многие костюмы были дополнены юбкой, а также туфлями на каблуках. Более откровенный женский образ в мужском костюме был продемонстрирован испанским дизайнером Але-хандро Паломо в коллекции бренда Palomo Spain 2017. Здесь и рюши, и чулки, и пышные юбки, а также каблуки и кричащий макияж.

Являясь неотъемлемой частью культуры, мода, с одной стороны, высвечивает значимые перемены в обществе, а с другой — сама же их диктует. В век цифровых технологий происходят ощутимые перемены в культуре, нашем образе жизни, что, несомненно, отражается в транслируемых визуальных тенденциях. Некогда устойчивая и привычная нам индустрия моды трансформировалась. Сегодня мы наблюдаем новых лидеров моды — это простые люди, которые демонстрируют свой, другой, взгляд на моду, которые переосмысливают привычное и по-новому его преподносят. Мы говорим о плюральности норм или даже об их отсутствии. Понимание прекрасного тела выходит за привычные рамки, становится шире. Основной принцип современной моды — принятие разнообразия. И это разнообразие мы наблюдаем не только в костюме, но и в современном телесном каноне, так как костюм не существует без тела, а тело в современном обществе не мыслится без костюма. Появилась мода на индивидуальность, а индивидуальность не может уложиться в стандартные рамки.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М. : Художеств. лит., 1990. — 543 с.

2. Булгакова, О. Тело медиа и медиальная бестелесность [Электронный ресурс] / О. Булгакова // Новое литератур. обозрение. — 2012. — № 117. — URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/117/b32.html (дата обращения 11.11.2017).

3. Вайнштейн, О. Мода — это подвижная граница культуры [Электронный ресурс] / О. Вайнштейн // Некоммерческий просветительский проект Arzamas. — URL: http://arzamas.academy/materials/502 (дата обращения 16.11.2017).

4. Герасимова, Ю. Л. Мода и ненормативное тело. От отрицания к адаптивному дизайну / Ю. Л. Герасимова, В. А. Ким // Междунар. журн. эксперимент. образования. — 2016. — № 6-2, 2016. — С. 237—240.

5. Горалик, Л. Кривой в чести: «модная норма» и вещи, искажающие тело [Электронный ресурс] / Л. Горалик // Видеолекция. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=4f3u-Yz77hk (дата обращения 02.10.2017).

6. Дроздова, А. В. Визуальные образы повседневности в современной медиакультуре / А. В. Дроздова. — Екатеринбург : Гуманитар. ун-т, 2017. — 278 с.

7. Короленко, Ц. П. Сексуальная флюидность и аддиктивные реализации [Электронный ресурс] / Ц. П. Короленко, Т. А. Шпикс // Науч.-практ. мед. журн. Практ. медицина. — 2012. — 23 апр. — URL: http://pmarchive.ru/seksualnaya-flyuidnost-i-addiktivnye-realizacii/ (дата обращения 14.11.2017).

8. Лебедева, Н. Время больших перемен: эволюция образа тела и костюма в сценическом танце XX века [Электронный ресурс] / Н. Лебедева // Новое литератур. обозрение. Теория моды. Одежда. Тело. Культура. — 2017. — № 44. — URL: http://www.nlobooks.ru/node/8702 (дата обращения 15.11.2017).

Сведения об авторе

Трушина Татьяна Леонидовна — аспирантка, Гуманитарный университет. Екатеринбург, Россия. biruk-nafania@mail.ru.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 2 (412). Philosophy Sciences. Iss. 47. Pp. 74— 78.

PRESENTATION OF BODY IN CONTEMPORARY FASHION: FROM GLAMOUR TO GENDER

T.L. Trushina

Liberal Arts University — University for Humanities. Yekaterinburg, Russia. biruk-nafania@mail.ru

Fashion as a moving boundary of culture is constantly renewed. Once-established institution of fashion is currently undergoing transformations, and these changes have a critical character. Under the influence of new technologies and media attitudes to body is altering radically; a novel practice of corporeity demonstration is being created, which requires new interpretation and comprehension. Modern corporal canon is multivariate, which, obviously, results from those transformations that are taking place in contemporary fashion.

Keywords: corporal canon, corporal norm, fashion, body, glamour, gender fluidity, trend-setter, media.

References

1. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul 'tura srednevekov'ya i Renessansa [Creativity Francois Rabelais and folk culture of the middle ages and Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1990. 543 p. (In Russ.).

2. Bulgakova O. Telo media i medial'naya bestelesnost' [Body media and medial incorporeality]. Novoye literaturnoye obozreniye [The new literary review], 2012, no. 117. Available at: http://magazines.russ.ru/ nlo/2012/117/b32.html, accessed 11.11.2017. (In Russ.).

3. Vaynshtayn O. Moda — eto podvizhnaya granitsa kul'tury [A fashion is a movable border culture]. Nekommercheskiyprosvetitel'skiyproekt Arzamas [Nonprofit educational project Arzamas]. Available at: http://arzamas.academy/materials/502, accessed 16.11.2017. (In Russ.).

4. Gerasimova U.L., Kim V.A. Moda i nenormativnoye telo. Ot otritsaniya k adaptivnomu dizaynu [Fashion and non-normative body. From denial to adaptive design]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 6-2, 2016, pp. 237—240. (In Russ.).

78

T. H. Tpyrnma

5. Goralik L. Krivoy v chesti: "modnaya norma" i veshchi, iskazhayushchiye telo [Curve honor: the "fashion norm" and clothing that distorts the body]. Videolektsiya [Video lecture]. Available at: https://www.youtube. com/watch?v=4f3u-Yz77hk, accessed 02.10.2017. (In Russ.).

6. Drozdova A.V. Vizual 'nye obrazy povsednevnosti v sovremennoy mediakul 'ture [Visual images of the everyday in contemporary media culture]. Yekaterinburg, Gumanitarnyy universitet Publ., 2017. — 278 p. (In Russ.).

7. Korolenko C.P., Shpiks T.A. Seksual'naya flyuidnost' i addikativnye realizatsii [Sexy fluidnet and addictive implementation]. Nauchno-prakticheskiy meditsinskiy zhurnal. Prakticheskaya meditsina [Scientific-practical medical journal. Practical medicine], 2012, 23.04. Available at: http://pmarchive.ru/seksualnaya-flyuidnost-i-addiktivnye-realizacii, accessed 14.11.2017. (In Russ.).

8. Lebedeva N. Vremya bol'shikh peremen: evolyutsiya obraza tela i kostyuma v stsenicheskom tantse XX veka [A time of great change: the evolution of body image and costume in the dance of XX century]. Novoye literaturnoye obozreniye. Teoriya mody. Odezhda. Telo. Kul 'tura [The new Literary Review. Fashion theory. Clothing. Body. Culture], 2017, no. 44. Available at: http://www.nlobooks.ru/node/8702, accessed 15.11.2017. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.