Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин С.С., Николаева В.В., Соколова Е.И.

В статье представлена программа работы МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска» в качестве региональной инновационной площадки по проведению таких процедур оценки качества образования, как всероссийская и областная олимпиады школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин С.С., Николаева В.В., Соколова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION OF THE INTERNSHIP PLATFORM FOR THE MANAGEMENT OF THE OLYMPIADS OF SCHOOLCHILDREN IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The article presents work experience of Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium № 80» in Chelyabinsk as regional innovational project site for holding such education quality assessment procedures as all-Russian and regional academic Olympics

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Практические аспекты деятельности региональной инновационной площадки в реализации программ стажировок_

334 s.

10. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda : Federal'nyy proekt. - URL: https://edu.gov.ru/ national-project/projects/cos/ (data obrashcheniya: 08.12.2021)

Сведения об авторах

Кисенко Василий Николаевич - Почетный работник общего образования РФ, директор МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска», г. Челябинск

Пекарская Лариса Викторовна - методист отдела научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образова-

ния ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about the authors Kisenko V.N. - Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Director of the «School J№ 145 of Chelyabinsk», Chelyabinsk

Pekarskaya L.V. - Methodologist of the Department of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 373.1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С.С. Воронин, В.В. Николаева, Е.И. Соколова

В статье представлена программа работы МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска» в качестве региональной инновационной площадки по проведению таких процедур оценки качества образования, как всероссийская и областная олимпиады школьников.

Ключевые слова: олимпиада школьников, профессиональное развитие педагога, повышение квалификации, стажировочная площадка.

Содержание повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций в современных условиях постоянно совершенствуется [7], подвергаясь непрерывным изменениям. Так, одной из эффективных форм работы муниципальных, региональных и федеральных инновационных площадок стали стажировки, о практической значимости которых в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства педагогов сказано немало [5]. На современном этапе развития образования подверглись осмыслению и научному обобщению организационно-педагогические и

информационные условия при подготовке к проведению стажировок [4]. В условиях ограничительных мер, связанных с распространением СО"УГО-19, всё большей популярностью стали пользоваться виртуальные (электронные) стажировки как формы повышения квалификации педагогических работников и эффективный ресурс непрерывного педагогического образования. Опыт и перспективы работы виртуальных стажировочных площадок рассмотрены, например, в статьях М.П. Нечаева [2] и Т.Н. Трунцевой [6].

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 80 г. Челябинска» (далее - Гимназия № 80 г. Челябинска) является региональной инновационной площадкой, на базе которой реализуется практическая часть программы повышения квалификации «Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников». Программа стажировочной площадки «Содержательные аспекты и технологии проектного управления проведением олимпиад школьников в общеобра-

зовательнои организации» охватывает вопросы организации и проведения двух оценочных процедур - всероссийской олимпиады школьников и областной олимпиады школьников.

В Гимназии № 80 г. Челябинска накоплен богатый опыт по подготовке и проведению олимпиад различного уровня: гимназия ежегодно становится площадкой проведения муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников (по литературе, китайскому, итальянскому и испанскому языкам), областного этапа областной олимпиады школьников по иностранным языкам. Гимназия № 80 г. Челябинска - это безусловный лидер регионального олимпиадного движения: в 2020/2021 учебном году здесь подготовили 199 призёров и победителей муниципального, 99 - регионального этапов всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ), 3 гимназиста стали призёрами и 1 - победителем заключительного этапа ВсОШ; в «копилке» гимназии за 2020/2021 учебный год - 12 победителей и призёров областной олимпиады школьников (далее - ООШ), 95 победителей и призёров Перечневых олимпиад.

Управленческая команда гимназии представляет вниманию слушателей курсов повышения квалификации алгоритм принятия управленческих решений при проведении таких региональных и федеральных процедур оценки качества образования, как ВсОШ и ООШ на всех этапах их проведения - от подготовки и проведения до оценивания и работы с результатами. На стажировочной площадке проходят семинары и тренинги по работе с концептуальными, процессуальными и управленческими документами в рамках изучения и практического применения механизмов управления качеством образования на институциональном уровне.

Руководители инновационного проекта гимназии, которая всегда находится в авангарде изменений в сфере образования, проводят практическую работу с мониторинговой картой нового информационного ресурса «Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области» [3].

Слушатели смогут смоделировать все этапы

такой процедуры оценки качества образования, как олимпиада школьников: этап подготовки, проведения, оценивания и работы с результатами. Также смогут оценить свою деятельность по трём направлениям: обеспечение объективности образовательных результатов в рамках проведения олимпиады, профилактическая работа по предотвращению необъективных результатов и формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках проведения олимпиад школьников.

Сотрудники гимназии, которые входят в региональный реестр экспертов [1], оказывают педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций Челябинской области организационно-методическую

поддержку в совершенствовании профессионально значимых компетентностей, необходимых в деятельности по подготовке, организации, проведению, а также оценке и анализу результатов проведения олимпиад школьников.

Стажировка предусмотрена в рамках изучения двух разделов программы повышения квалификации: «Технология проектного управления проведением олимпиад школьников в общеобразовательной организации» и «Содержательные аспекты управления проведением олимпиад школьников в общеобразовательной организации».

При работе со слушателями применяются различные методы и формы работы, в том числе технология мозгового штурма, которая позволяет учесть все организационные, методические, информационные условия управления проведением олимпиад школьников в образовательной организации.

На стажировочной площадке в ходе практической деятельности учат проектировать локальные нормативные акты по организации и проведению олимпиад школьников, а формат деловой игры позволяет на практике отработать управленческие решения, принимаемые по результатам проведения олимпиад школьников.

По сути, слушатели выходят с площадки с готовым алгоритмом принятия управленческих решений при проведении ВсОШ и ООШ. В этом, безусловно, состоит практическая направленность деятельности стажировочной площадки на

Презентация стажировочной площадки по управлению проведением олимпиад школьников в общеобразовательной организации_

базе МАОУ «Гимназия J№ 80 г. Челябинска».

Кроме того, участники программы повышения квалификации могут услышать комментарии экспертов и получить советы по оптимизации управленческого цикла при проведении олимпиад.

Список литературы

1. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг. : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/konce pciya_rses.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

2. Нечаев, М. П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М. П. Нечаев, Г. А. Романова // Вестник РУДН. Серия: информатизация образования. - №3. - 2016. -С.109-114.

3. Об утверждении мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области : приказ МОиН Челябинской области № 01/1653 от 17.06.2021. URL: https://rcokio.ru/files/upload /monitoringi/prikaz_1653.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

4. Создание эффективных организационно-педагогических и информационных условий при подготовке к проведению стажировок преподавателей организаций среднего профессионального образования в рамках федеральной инновационной площадки / Л. В. Аверьянова, В. В. Гацуцын, П. Н. Овсянников, А. Н. Шевелева // Вестник Белгородского института развития образования. - Т.7. - №1(15). - 2020. - С.42-49.

5. Стажировка как эффективная форма включения педагогов в разработку программ исследовательской и проектной деятельности обучающихся / Л. Н. Чипышева, Н. А. Жаркова, Н. В. Каменкова, Е. Д. Полякова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - №2(15). - 2013. - С. 49-53.

6. Трунцева, Т. Н. Опыт и перспективы

виртуальной (электронной) стажировки как формы повышения квалификации педагогов / Т. Н. Трунцева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - № 3. - 2016. -С.945-954.

7. Фокин, Н. И. Содержание повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций в современных условиях / Н. И. Фокин // Историческая и социально-образовательная мысль. - Т.9. - № 3-1. - 2017. -С.163-167.

References

1. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg. : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyab inskoy oblasti ot 24. 12.2018 g. № 03/3758). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/ reg_conc/koncepciya_rses.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2021).

2. Nechaev, M. P. Virtual'naya stazhirovka kak effektivnyy resurs nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya / M. P. Nechaev, G. A. Romanova // Vestnik RUDN. Seriya: informatizatsiya obrazovaniya. - № 3. - 2016. - S. 109-114.

3. Ob utverzhdenii monitoringa obespecheniya ob"ektivnosti protsedur otsenki kachestva obrazovaniya i olimpiad v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti : prikaz MOiN Chelyabinskoy oblasti № 01/1653 ot 17.06.2021. URL: https://rcokio.ru/files/upload/ monitoringi/prikaz_1653.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2021).

4. Sozdanie effektivnykh organizatsionno-pedagogicheskikh i informatsionnykh usloviy pri podgotovke k provedeniyu stazhirovok prepodavateley organizatsiy srednego professional'nogo obrazovaniya v ramkakh federal'noy innovatsionnoy ploshchadki / L. V. Aver'yanova, V. V. Gatsutsyn, P. N. Ovsyannikov, A. N. Sheveleva // Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya. -T.7. - № 1(15). - 2020. - S.42-49.

5. Stazhirovka kak effektivnaya forma vklyucheniya pedagogov v razrabotku programm

issledovatel'skoy i proektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya / L. N. Chipysheva, N. A. Zharkova, N. V. Kamenkova, E. D. Polyakova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - № 2(15). - 2013. - S. 49-53.

6. Truntseva, T. N. Opyt i perspektivy virtual'noy (elektronnoy) stazhirovki kak formy povysheniya kvalifikatsii pedagogov / T. N. Truntseva // Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsiy. - №3. - 2016. - S. 945954.

7. Fokin, N. I. Soderzhanie povysheniya kvalifikatsii upravlencheskikh kadrov obrazovatel'nykh organizatsiy v sovremennykh usloviyakh / N. I. Fokin // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. - T.9. - № 3-1. - 2017. -S.163-167.

Сведения об авторах

Воронин Сергей Сергеевич - заместитель директора МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -

начальник отдела сопр овождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Соколова Екатерина Игоревна - методист отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Voronin S.S. - Deputy Director of Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium № 80», Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37.088

КОУЧИНГ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА

Н.Д. Базарнова, Т.К. Беляева

В статье анализируются основные трактовки понятия коучинг, анализируется роль коуча в рамках педагогического наставничества, объясняются специфические особенности коучинга, а так же представляются и анализируются различные классификации коучинга в современной образовательной среде.

Ключевые слова: коучинг, педагогическое наставничество, молодой учитель, наставник, коуч.

Понятие коучинг имеет множество определений, первым, кто описал в своих работах коучинг, был Тимоти Голви. Мы будем рассматривать данное понятие с разных сторон: коучинг как

один из видов сотрудничества, коучинг как профессиональная деятельность. Сегодня коу-чинг так, или иначе касается многих сфер нашей жизнедеятельности, и в каждой сфере определились свои понимания коучинга [8, с. 15].

Анализируя литературу можно выделить следующие определения понятия «коучинг»: метод консультирования; раскрытие возможностей; технология; система мотивации; работа с настоящим, прошлым и будущим; форма объяснения ситуации; технология возможности улучшения эффективности; мировоззренческий подход; особый метод консультирования; метод сопровождения для постановки и достижения целей.

Понятие «коучинг» относительно недавно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.