УДК 347.92
Гусельникова Марина Сергеевна
студентка III курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ЯПОНСКОГО ЭТНОСА В НАЦИОНАЛЬНОМ ЯПОНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АКИРЫ
КУРОСАВЫ
Marina S. Guselnikova
III year student of the Faculty of History
Perm State Humanitarian and Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
PRESENTATION OF THE IMAGE OF JAPANESE ETHNICITY IN THE JAPANESE NATIONAL CINEMA, THE EXAMPLE OF THE WORK
OF AKIRA KUROSAWA
Аннотация. Рассматривается творчество Акиры Куросавы. На примере его фильмов формируется образ японского этноса в национальном японском кинематографе.
Ключевые слова: образ, японский этнос, национальный кинематограф, Акира Куросава.
Abstract. This article deals with the works of Akira Kurosawa. For example, his films formed the image of the Japanese ethnic group, the Japanese national cinema.
Keywords: Image, Japanese ethnicity, national cinema, Akira Kurosawa.
Бытие современного человека проходит в условиях глобализации, стирающей границы между народами и странами. Локальные культуры как азиатских, так и европейских стран включены в единое мировое культурное пространство. В условиях интеграции локальных культур становится неоспоримо важным понимание культуры, поведения, обычаев и традиций других народов с целью выстраивания с ними продуктивной коммуникации.
Большинство стран на нашей планете многоконфессиональны, то есть в них проживают представители различных конфессий, этнических и религиозных групп. Не исключение и Россия. Поэтому делом первостепенной важности становится воспитание таких качеств, как терпение и уважение
© Гусельникова М.С., 2017
к чужим традициям и культуре, любовь к Родине и, конечно же, умение не провоцировать межнациональные конфликты. Чтобы сохранить мир в наши дни, нужно учиться понимать другие народы, уважать их культуру, обычаи, идеалы и ценности.
Так как в наше время развита такая сфера деятельности, как туризм, важно знать особенности страны, куда вы собираетесь отправиться, чтобы не спровоцировать конфликт незнанием основных этнических ценностей общества. В понятие «этнические ценности» входит совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном итоге, для человека вообще.
Цель нашего исследования - конструирование образа японского этноса на примере творчества Акиры Куросавы.
Акира Куросава - японский кинорежиссер, сценарист и продюсер, считающийся классиком японского кино, чье творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф.
Первый фильм, который мы рассмотрим, - это детективная драма «Расемон», снятая по рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Фильм повествует об убийстве самурая. Убийца признается в содеянном, но на суде рассказываются четыре версии произошедшего. Предстоит выяснить, какая из них правдива.
По сюжету трое путников, вынужденных пережидать сильный дождь под воротами Расемон, рассказывают друг другу дело, которое недавно разбирали в суде. Двое путников присутствовали при этом. С каждым рассказом они узнают все больше интересных деталей, которые, к сожалению, противоречат друг другу. Один из путников был монахом, который верил в людей. Второй был ремесленник, потерявший веру в добро и уверенный, что люди поступают всегда так, как им выгодно. Третий путник был дровосеком, он не мог до конца принять ни одну из точек зрения.
По окончании рассказа у путников завязался спор о том, какая из версий более правдоподобна. Каждый настаивал на правдоподобности только одной из версий, и путники стали спорить о том, кто же был более честен при даче показаний суду. Ремесленник утверждал, что человек создан для лжи, что большую часть времени люди не могут быть честными даже сами с собой. Суждения дровосека сводились к тому, что люди преследуют прежде всего выгоду, так как если ты не будешь проявлять эгоизм, то не выживешь. Монах, будучи лицом духовным, не согласился с этим мнением. Он верил людям и считал, что мораль и нравственность для большинства людей не просто слова. Дровосек, слушая их спор, задался вопросами: «Существует ли кто-то по-настоящему хороший? Может, добродетель всего лишь притворство?»
Герои фильма глубоко символичны. Циничный простолюдин и верящий людям священник воплощают противостояние добра и зла. Дровосек, до конца фильма не занимающий какой-либо определенной позиции, все время мечется, периодически изменяя свое мнение. Священник, несмотря на всю его благожелательность, выглядит немного странно и нелепо, будто бы его не касаются все невзгоды обычного мира. Несмотря на цинизм простолюдина, его можно сравнить с профессиональным сыщиком, который во что бы то ни стало стремится докопаться до истины, узнать все до конца.
Несмотря на то что по жанру «Расемон» - детективная драма, в фильме нет чрезмерной жестокости. Людей никто не выставляет святыми, но и жестокими и аморальными их назвать нельзя. В данной ситуации люди изображены со всеми их слабостями и пороками, максимально приближены к реальной жизни.
Немаловажную роль в фильме играет природа, ее даже можно назвать отдельным персонажем со своими радостями, невзгодами, сменами настроения и причудами. Неслучайно основное действие фильма происходит в лесу, в глубокой чаще. Лес - место, противопоставленное городу, вообще цивилизации, место, где люди не должны соблюдать законы, по которым они живут в социуме. В чаще можно дать волю бессознательному, инстинктам, можно обнаружить все то, что долго скрывал даже от самого себя [1].
Человек вынужденно сталкивается сам с собой, нет возможности скрыться за социальными масками [2]. Именно в таком месте можно не выдавать себя за другого человека, нет нужды казаться лучше - честнее, благороднее, мудрее. Можно честно признаться в своих «плюсах» и «минусах», принять самого себя, честно работать над ошибками и стараться искоренить их причину, а не убегать от ответственности за свои действия. К этому призывает фильм Акиры Куросавы «Расемон».
Вторым фильмом, который мы взяли для анализа, стал «Семь самураев» того же Куросавы. Фильм снят в жанре философской драмы.
Сюжет фильма посвящен гражданской войне в Японии середины XVI в. Действие происходит в маленькой провинциальной деревушке, окруженной лесами и болотами. Жители узнают, что на деревню готовится напасть банда разбойников. Однажды разбойники уже грабили эту деревню, и жители не хотят повторения ситуации. Крестьяне созывают совет, на котором они выясняют, что могут сами изготовить оружие, но это не поможет в схватке с прекрасно вооруженным противником.
Чтобы защитить себя и свое имущество, крестьяне решают нанять самураев. На первый взгляд, это прекрасный выход из положения, но деревня бедная и нечем платить за услуги самураев. Также в Японии в то время существовало четкое разделение на слои и взаимодействие между ними было крайне затруднено и малоразвито.
На просьбу крестьян откликается один из самураев - Камбэй Симаду, имеющий репутацию отважного война и благородного человека. Он со своим отрядом, состоящим из шести человек, помогает подготовиться к обороне деревни. Во время подготовки к этой решающей схватке возникают ситуации, отражающие проблемы японского общества.
Недоверие сословий друг к другу, разобщенность общества - типичная ситуация для тех лет. Несмотря на принадлежность к одному народу, крестьяне и самураи будто бы люди с разных планет, настолько у них различны уровни восприятия мира и человека. Осложняют ситуацию стереотипные представления о каждом сословии, практически сразу же происходят стычки, показывающие, насколько эти люди отличаются в восприятии мира [3].
В данном фильме Куросава создает весьма яркие и запоминающиеся образы героев. В начале фильма крестьяне изображаются как циничные, недоверчивые люди. Кроме того, они морально не готовы учиться чему-то новому, совершенствоваться, хотя прекрасно понимают необходимость данного занятия. Самураи в начале фильма тоже предстают не в самом лучшем свете. Несмотря на образованность, смелость и великодушное согласие оборонять деревню и учить жителей военному делу, самураи ставят себя выше крестьян, не имеют к ним внутреннего уважения и доверия.
В фильме хорошо видно, насколько трудно взаимодействовать людям разных социальных кругов, как сложно увидеть в чужих привычках что-то полезное для себя. Преодолев все трудности, крестьяне и самураи все же сумели сплотиться, сработаться как одна команда, вместе выстоять против врага.
Самураи оказываются гораздо более человечными, чем казались на первый взгляд. Так же, как и обычные люди, они способны на сочувствие, сострадание, самопожертвование. Крестьяне также становятся лучше после такого взаимодействия. Преодолевая свой страх в смертельной схватке с врагом, они перестают бояться будущего, становятся более храбрыми, более уверенными в себе, так как знают, что теперь смогут преодолеть все трудности, которые преподносит им жизнь.
Посмотрев данные фильмы, можем сделать следующий вывод: для японцев важно постоянно самосовершенствоваться. Не важно, на какой ступени ты находился в начале пути, важно, что ты осознал свое несовершенство и имел мужество работать над ошибками. В процессе достижения результата японцы умеют приспосабливаться к окружающим их людям и обстоятельствам, действовать в коллективе, усердно трудиться, когда это необходимо. Помимо упорной работы японцу не чужды и духовные ценности, в том числе некая созерцательность жизни, умение проникать в суть, искать истину, при этом продолжать наслаждаться жизнью.
Подводя итоги, можно сказать, что герои Куросавы всегда жизненны, максимально близки к реальному человеку, имеющему свои проблемы, достоинства и недостатки, «плюсы» и «минусы». Режиссер намеренно не приукрашивает героев своих фильмов, показывая людей такими, какие они есть.
Список литературы
1. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 256 с.
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 304 с.
3. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПБ.: КАНОН-пресс-Ц, 1998. 298 с.
УДК 347.92
Габидуллин Александр Ильгизович
студент II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ» А. СОРУША
Aleksandr I. Gabidullin
II year student of the Historical faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
THE PHENOMENON OF POWER IN ISLAMIC WORLD: CATEGORIAL ANALYSIS OF A. SOROUSH CONCEPTION OF «RELIGIOUS
DEMOCRACY»
Аннотация. Статья посвящена категориальному анализу взглядов Абдолкарима Соруша на проблемы власти в современных мусульманских государствах. Представлена концепция «исламской демократии» А. Соруша, являющаяся синтезом западной демократии и ислама. Главным преимуществом данной концепции является ее ориентировка на разрушение тех исторически сложившихся преград, которые препятствуют политическому и культурному сближению западных и восточных мусульманских стран. На основе идей А. Соруша возможно дальнейшее построение курса реформ по преобразованию правительств исламских государств.
Ключевые слова: категориальный анализ, демократия, ислам, синтез культур.
© Габидуллин А.И., 2017