Научная статья на тему 'Презентация монографии А. В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии»'

Презентация монографии А. В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Презентация монографии А. В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии»»

Наша презентация

презентация монографии а.в. тороповой «homo musicus

В ЗЕРКАЛЕ МУЗыКАЛьНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОй и музыкально-педагогической АНТРОПОЛОГИИ»

Представляем монографию А.В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии» (М.: Граф-Пересс, 2008. - 288 с.). В названии отразилось стремление автора вместить все смысловые грани содержания книги, основными из которых являются: универсальность музыкальной сущности человека и познаваемость феномена в междисциплинарном человековедении.

В книге сквозь многие контексты проводится генеральная мысль о глубокой психологической значимости музыкального сознания человека, об особой роли музыки, превосходящей сугубо эстетическое предназначение, предуготовленное ей в современном социально-нормативном пространстве.

Монография представляет собой скрупулезное обоснование и раскрытие сущности основной научной категории - музыкальное сознание - на разных уровнях методологического анализа: философском, общенаучном и частно-научном. При этом читатель погружается в самоисследование своего внутреннего человека музыкального через автоматически запускаемый механизм идентификации-обособления с общечеловеческим слоем homo musicus и через тот же механизм, включенный на уровне сознания.

Я, как рецензент и как автор концепции механизмов развития и бытия личности (идентификации и обособления), испытываю чувство глубокого удовлетворения от совпадения видения многих феноменов через контекст общего понимания их сущности.

Психологическая особенность предлагаемого текста - неоднозначность и постепенная прорастаемость смысла сквозь строки. «Вначале, -пишет автор, - к смысловым мирам слова Homo musicus - как знака самооткрытия человека в рефлексивном самоназывании. Что есть «хомо мюзикус» в семантическом переводе, а не в транскрипции? Человек музыкальный, или человек музицирующий, а может быть, человек звучащий («аки кимвал»), или человек ...интонирующий, то есть выражающий нечто в мир для себя и других... Все это функциональные грани смысла единой сущности человека, по-разному высвечивающиеся в разных культурных и научных контекстах»*.

* Торопова А.В. HOMO-MUSICUS в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. М.: Граф-пресс, 2008. - С. 5.

В перечисленном автором синонимическом ряду - человек музыкальный, человек музицирующий, человек звучащий, человек интонирующий - отражена психологическая многомерность феномена музыкального сознания, где присутствуют и бесстрастная качественность, и профессиональная деятельность, и простая инструментальность, и активность самовыражения, самоосуществления.

Автор обсуждает смыслы музыкального феномена в антропологических категориях: человек умелый и человек общительный, на которых строятся различные культурно-исторические парадигмы музыкального самосознания. Автор проводит читателя сквозь различные эпохи и формации музыкального сознания (присваивая им авторские наименования), и перечисленный ряд синонимов дополняется признаками генезиса музыкального сознания: человек естественный, человек молящийся, человек играющий и человек компилирующий - и это все о музыкальном сознании, его обликах и функциях в антропогенезе. У читателя, психолога и педагога есть шанс задуматься о том, какова же имплицитная парадигма привычного в его жизни места музыки и музыкального высказывания личности.

Автор находится в диалоговом поле с антропологическими теориями культур Запада и отечественной антропологической моделью человека, с рефлексивным опытом музыкантов и педагогов и с психофизиологическими научными фактами о природных предпосылках музыкальной психики.

Многое в этой монографии звучит впервые в научном ареале музыкально-психологических, да и общепсихологических исследований: так, музыкальное сознание рассматривается как проявление многоэнер-гийного облика человека, черпающего средства выражения из разных источников и, стало быть, являющегося проводником различных видов энергий: естественных, противоестественных и сверхъестественных. В этом автор следует за мыслью православной антропологии и практики исихазма.

Естественные энергии рассматриваются как бытийные источники генезиса музыкального сознания, причем в их двойственности: природно-организмической и социокультурной.

Концепция автора в исследовании знаково-символической функции музыкального сознания находится в русле представлений о двух его ипостасях: общественной и внутриличностной. Одним из ключевых понятий является символогенез музыкального сознания, который осуществляется во встречном движении: интериоризации культурных знаков и значений и экстериоризации внутриличностного уникального смысла.

Особое место в монографии занимает исследование внутриличност-ных истоков символогенеза музыкального сознания, которые автор выводит из универсальных психофизиологических процессов - возбуждения и торможения, и их уникальных сочетаний в индивидуальном опыте личности (на основе пренатального психического опыта, музыкального импритинга, эмоционально-значимых отношений в раннем детстве и интонационного аспекта первичных сенсорных эталонов). Авторская сис-

тема архетипов получает конкретное наполнение музыкального сознания (архетипы А.В. Торопова по наименованию и общей символике заимствует у К. Юнга*).

Автор вкладывает в понятие архетип и архетипическую символику Героя, Анимы, Дитя и других образов свое понимание их природы как энерго-временных паттернов переживаний. На основе такого понимания архетипические паттерны образуют систему. В основе системы семантически-процессуальные оппозиции: активности и пассивности, симметричности и асимметричности протекания процесса-переживания во времени, уравновешенности и неуравновешенности, структурированности и пластичности (аморфности). В построении и содержательном наполнении этой системы архетипов одно из инновационных научных достижений автора.

Архетипический аспект музыкального символогенеза прописан автором убедительно и в психологическом, и в музыковедческом плане. Ясно разводится понимание архетипов как символических эквивалентов универсальных энерго-временных паттернов и личностной архетипической структуры как результата «конденсированного опыта переживаний личности».

Глубоко проработана в монографии психологическая категория переживание, на основе которой формулируется ведущая функция музыкального сознания: функция символизации переживаний и смыслопорожде-ния в акте интонирования. Далее автор уточняет: «сохранение опыта жизненно значимых переживаний личности, рода и этноса во внешней памяти человечества»** - культурных явлениях и артефактах.

В авторской концепции особое звучание получает словосочетание «отсутствующие переживания» (А.Е. Шерозии***), которые понимаются как неосознаваемый смысловой фундамент личности, то есть переживания, произошедшие вне рамок текущего момента, всей жизни человека или даже семьи, но накладывающие отпечаток на всю психическую организацию личности и рода.

В этих понятиях и рассуждениях А.В. Торопова предлагает читателю пройти путь самоосознавания своего интонирующего сознания (еще одна терминологическая находка автора монографии), запечатленных в архетипах и протоинтонациях актуальных и отсутствующих переживаний, принадлежность определенной культурно-исторической формации музыкального сознания. Такая работа со знаково-символическим слоем сознания человека порождает глубокую рефлексию и откровения, происходящие уже вне текста.

Думаю, что автор этого и добивался, осознанно или нет, но мысль о том, что музыкальное сознание само по себе и рефлексивная работа с ним

* Юнг К.-Г. Архетип и символ. СПб.: Издательство «Ренессанс», 1991.

** Торопова А.В. HOMO MUSICUS в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. М.: Граф-пресс, 2008. - С. 165, 172.

*** ШерозияА.Е. Психика. Сознание. Бессознательное: к обобщенной теории психологии. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1979. - С. 17.

являются факторами антропогенеза, в монографии присутствует: «Музыкальное сознание» в широком смысле как антропологическая функция психики - это способность к структурированию содержания сознания (его смыслового наполнения, будь то переживания или когнитивные установки) на вариативной основе сопряжений и соподчинений различных единиц информации (содержательных элементов, образов внешней и внутренней для человека реальности)»*. И далее: «Такое понимание «музыкальности» сознания как все возрастающей способности к гибкому структурированию («по музыкальным законам») информационных потоков, обрушивающихся на человека, ведет к возвращению Музыки и музыкальной развитости в ранг антропогенетически необходимой и жизнесо-храняющей человеческий вид в эволюционном движении ценности»**.

В заключительной части монографии автор предлагает две модели как результат методологических изысканий и теоретических обобщений: антропологическую модель музыкального сознания и психолого-педагогическую модель развития музыкального сознания личности.

В процессе погружения в тезаурус и смысловые концепты автора постепенно кристаллизуется краткий образ-метафора о месте и роли музыки (спонтанного интонирования) в душе и мире человека, и это - «самое само» (А.Ф. Лосев***). Что ж, музыка как часть знаково-символической реальности бытия человека, возможно, имеет глубокое формирующее воздействие на личность и эволюцию. После знакомства с монографией А.В. Тороповой, начинаешь думать, что музыка - это не только эстетические эмоции, но и орудие психической деятельности, и бальзам.

Валерия Мухина,

доктор психологических наук, профессор, академик РАО

* Торопова А.В. HOMO MUSICUS в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. - М.: Граф-пресс, 2008. - С. 199.

** Там же.

*** ЛосевА.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. - М.: Мысль, 1994. -С. 300-526.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.